Островитяне (повесть Лескова)

Материал из «Знание.Вики»
Островитяне
Островитяне
Жанр повесть
Автор Николай Лесков
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1866

«Островитяне» — повесть русского писателя Николая Лескова, написанная с 1865 по 1866 год. Впервые опубликована в 1866 году в журнале «Отечественные записки» под псевдонимом господина М. Стебницкого, а уже в 1867 году вышла отдельным изданием[1].

История создания

Работа над повестью велась в основном1865—1866 годы, и уже весной — летом 1866 года Лесков приступил к работе над первой частью романа «Чающие движения воды» (первая редакция «Соборян»). Об этом можно судить по его письму председателю Литературного фонда Егору Ковалевскому от 20 мая 1867 года.

Письма. Ковалевскому Е. П. 20 мая 1867[2]:

Хроника «Чающие движения воды» мною была запродана в «Отечественные записки» в июле месяце прошлого, 1866 года, когда у меня была готова только одна первая часть…

Я сообщил г. Краевскому, что роман «Чающие движения воды» есть роман, задуманный по такому щекотливому плану, что с исполнением его нужно обходиться очень осторожно; что я имею в виду выставить нынешние типы и нынешние положения людей, «чающих движения» легального, мирного, тихого; но не желаю быть, не могу быть и не буду апологетом тех лиц и тех принципов и направлений, интересы которых дороги и милы секретным цензорам бесцензурного издания г. Краевского.

Нет оснований предполагать, что роман «Островитяне» был написан ранее, так как в 1865 году Лесков работал над большим романом «Обойдённые» и, возможно, над повестью «Воительница»[3].

Сюжет

Действие романа происходит в основном в начале 1860-х годов. Об этом можно сделать вывод по отсылкам писателя к событиям общественной и театральной жизни. Например, Шульц едет в Германию за женихом для Манички за полтора месяца перед лондонской всемирной выставкой, которая проводилась в марте 1862 года. Завершаются описанные в романе события к лету 1866 года, о чём можно судить по описанию прихода американского броненосца в Петербург[1].

В основе сюжета повести лежит жизнеописание петербургских немцев, жителей Васильевского острова, и их проблема культурного самоопределения, самоидентификации, поднятая писателем. В центре сюжета жизнь двух семей василеостровских немцев, Норков и Шульцев. Судьбы всех героев тесно переплелись между собой, и в каждой из них присутствует трагическая линия.

Ещё одной поднятой в романе темой была тема искусства. Она нашла отражение в сюжетной линия Истомина — человека искусства, для которого не существовало настоящих чувств, который жил мимолётными интрижками и его отношений с Маничкой Норк. Диалоги и героев являются продолжением дискуссии на споры об искусстве в русской журналистике ведущиеся в 1865 года и на борьбу течений внутри русского искусства развернувшегося вокруг второго издания «Эстетических отношений искусства к действительности» Николая Чернышевского и книги Пьера Жозефа Прудона «Искусство, его основания и общественное назначение»[1].

Через образ Истомина писатель обнажает собственную, чрезвычайно противоречивую, позицию. Лесков категорически отвергает взгляды «теоретиков» — журналов «Современник» и «Русское слово», и вместе с тем подвергает разоблачению тип художника-романтика, по его мнению общественно-вредный, отживающий и не соответствующий современным потребностям русской жизни; однако эта в известном смысле прогрессивная идея затемняется проповедью религиозно-нравственного «служения», которому, в конечном счёте, должно подчинять себя искусство[4].

Критика

Современная критика почти ничего не писала об «Островитянах». Для демократической журналистики Лесков-Стебницкий в это время был автором реакционного романа «Некуда», и потому Михайловский в обзоре современной журналистики мимоходом упоминает о «забористых» романах Стебницкого, имея в виду «Островитян».

Н. Соловьёв, «Два романиста»:

В «Островитянах», следующих за «Воительницей», автор спустился еще ниже в своей беллетристической деятельности. Господина Писемского, у которого он вообще многому научился, он тут уж совсем оставляет и клонится на сторону чистейшей романтики. Тот род жизни, до которого он здесь касается, по-видимому, даже мало знаком ему; и потому он опять, что называется, въедается в одну личность художника Истомина, которого и казнит без милосердия. Казнь эта так ясна, что становится даже жаль бедного Истомина, несмотря на всю призрачность его фигуры. После, правда, он сжалился над своим героем; но от этого становится читателю не легче. Он видит все-таки, что это не более как комедия или вместе с тем мечта над жизнью.

Литературные критики превратили Лескова в изгоя, и тем не менее его книги, написанные под влиянием творчества Эжена Сю, и отчасти Диккенса, предназначались для читателей самого разнообразного и широкого круга, и имели тенденцию к занимательности изложения. Лесков преуспел в искусстве построения фабулы, изобилующей неожиданностями, острыми драматичными событиями. Но в своих романах «Обойдённые» и «Островитяне» писатель стремится быть занимательным, не жертвуя своими нравственными ориентирами. Его положительные герои были воплощением идеи деятельного добра, пронизывающей повседневную житейскую практику. В своем литературном поиске Лесков шел «с веком наравне», учитывая творческую практику столь несходных идеологов и авторов, как Достоевский и Чернышевский[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Островитяне (прим.) // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 3. С. 458.
  2. А. Лесков. Жизнь Н. С. Лескова. — М., 1954.
  3. Островитяне. Примечания. Портал о Лескове. Дата обращения: 27 августа 2023.
  4. «Островитяне». Дата обращения: 29 августа 2023.
  5. Ю. Селезнев. Лесков и Достоевский // В мире Лескова : Сборник. — 1993.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!