Пацаны (фильм, 1983)

Материал из «Знание.Вики»
Пацаны
Пацаны
Жанр Драма
Режиссёр Динара Асанова
Автор
сценария
Юрий Клепиков
В главных
ролях
Валерий Приёмыхов, Ольга Машная, Андрей Зыков, Екатерина Васильева, Евгений Никитин
Оператор Юрий Векслер
Композитор Виктор Кисин
Художник-постановщик Наталья Васильева, Владимир Светозаров
Кинокомпания Киностудия «Ленфильм»
Длительность 96 мин.
Страна Флаг СССР СССР
Язык Русский
Год 1983
IMDb IMDb

«Пацаны» — художественный фильм режиссёра Динары Асановой, вышедший на экраны в 1983 году. Фильм — одна из лучших работ режиссёра, открывшая новую веху в отечественном кино. Асанова стала первой в направлении «школьное кино». Фильм был снят на киностудии Ленфильм. История кажется документальной, но она мастерски написана сценаристом Юрием Клепиковым. В прокатный год фильм посмотрели 25 миллионов зрителей, а по опросу журнала «Советский экран» заняла 2 место среди советских кинофильмов 1983 года[1].

Создатели фильма

Фильм снят на киностудии «Ленфильм»

История создания

Изначально сценарий фильма Юрий Клепиков предложил своему другу кинорежиссёру Сергею Соловьёву, который сразу решил взяться за проект и снять в роли Павла Антонова Владимира Высоцкого. Соловьёв вспоминал о своей реакции на предложение:

Я прочитал сценарий. «Юра, это же классная вещь! Возьмем Володю Высоцкого на роль вожатого, мы с ним давно хотели что-нибудь соорудить…»

Да и Владимир Высоцкий, прочитавший сценарий, сказал: «Да ты что! Я все к черту брошу. Это первый раз совсем моя роль». Однако планам Сергея Соловьёва не суждено было осуществиться, руководство киностудии «Мосфильм» не позволило ставить этот фильм. Режиссёром, снявшим фильм, стала сокурсница Сергея Александровича по ВГИКу — Динара Кулдашевна Асанова, которая к тому времени приобрела уже славу мастера кино о подростках и молодежи. Она не боялась поднимать проблему взаимоотношений отцов и детей, показывать непростые детские судьбы, влияние на их становление взрослых[3]:

Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках: они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Вот этот путь становления личности я прохожу вместе с ними. Детство, молодость — не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь

Тандем Клепиков — Асанова возник в 1974 году, когда они создали фильм «Не болит голова у дятла». Через девять лет сценарист принёс режиссёру новое своё творение — сценарий «Пацаны», основанный на реальной истории. В 1960 годах в Ленинграде жил педагог-подвижник, ставший прообразом Павла Васильевича Антонова. Конечно, в реальности всё была намного жёстче и печальнее, чем в фильме. Среди подопечных реального подвижника были трудные подростки, употреблявшие не только алкоголь, но и наркотики. В фильме 80-х годов XX века речи не могло быть о наркотиках, поэтому подростки в фильме злоупотребляют алкоголем, а не запрещёнными препаратами.

Когда Динара Асанова прочла сценарий, она не сомневалась, что главную роль отдаст Валерию Приёмыхову, которого до этого сняла в двух кинолентах «Жена ушла» и «Никудышная». В начале работы над фильмом, госкино поставило Асановой условие: взять на роль Павла Антонова Родиона Нахапетова, режиссёру с большим трудом удалось отстоять кандидатуру Приёмыхова. Также в картину режиссёр пригласила и тех актёров, с которыми сотрудничала давно: Екатерину Васильеву, сыгравшую роль матери Андрея Зайцева, Марину Левтову (роль не главная, но значимая),

Большинство героев фильма Динара Асанова искала через комнаты милиции, на улице, она хотела видеть в фильме не ребят, не знавших жизни, а тех, кто по-настоящему познал горечь жизни. Наряду с профессиональными актёрами в фильме снимались те, кто не имел отношения к кинематографу, но привлёк внимание Динары Асановой своей фактурой, внешностью. Исполнитель одной из главных ролей — Володи Киреева — Андрей Зыков учился в спецшколе, когда на его внешний вид и манеру поведения обратила внимание режиссёр фильма. Олег Хорев, сыгравший одного из отрицательного героев — Зайцева, попал на съемки случайно, учась в речном училище, пришёл на киностудию с друзьями для участия в массовых сценах, чтобы заработать денег. Был замечен создателями фильма и получил одну из значимых ролей. Александра Совкова, сыгравшего Рублёва, друга Зайцева, Асанова нашла в Ленинградском ПТУ, где он учился на мастера по ремонту холодильного оборудования. Владимир Гусев, сыгравший командира отряда «Спартанцев», был трудным подростком, имел приводы в милицию, поразил Динару Асанову своей естественной улыбкой. На роль Саши Белоусова Динара Асанова пригласила трудного подростка, учившегося в спецшколе, имеющего неоднократные приводы в милицию Сергея Наумова. В фильме у Саши Белоусова видны татуировки на руках, их не пришлось набивать специально, Сергей Наумов, учась в спецшколе, сделал их несколько.

Роль Синицына досталась юноше из неблагополучной семьи, где умерла рано от цирроза печени мама и пил отец, сам Алексей был очень талантлив, после окончания школы поступил в ПТУ, в кино попал, как и многие его сверстники, коллеги по картине, случайно. Он вспоминал, что шёл к бабушке, когда его окликнула женщина азиатской внешности, попросившая снять шапку, он решил, что его хотят ограбить, но Динара Асанова, назвав его «потешным лопоухим», позвала сниматься в своём фильме. Также в фильме снялся и сын Динары — Анвар, с которым она практически никогда не расставалась[4].

Написать песни к фильму Динара Асанова попросила Булата Окуджаву, но он, прочитав сценарий, сказал, что песни будут лишними. Тогда Динара Кулдашевна обратилась к ленинградским музыкантам Виталию Черницкому и Виктору Большакову с просьбой сочинить и написать несколько композиций.

Большая часть съемок фильма проходила летом 1982 года на берегу Ладожского озера в окрестностях Приозёрска. Для натурных съемок в город было привезено большое количество так называемых трудных подростков, с которыми постоянно находились их воспитатели. В интервью, с которого начинается фильм, изначально вопросы задавала сама Динара Асанова, но впоследствии её голос заменили голосом актёра, сыгравшего журналиста, делавшего репортаж об Антонове.

Жанр

По жанру фильм «Пацаны» — социальная драма, соединившая в себе художественное и документальное кино. Документальные вставки в фильме — интервью журналиста В. Коновалова с реальным молодым человеком Александром Фёдоровым, рассказывающим, как он попал в колонию для несовершеннолетних, как решил изменить свою жизнь, но снова сорвался и попал в тюрьму, как дал себе клятву не повторять ошибки. Да и сам ленинградский журналист, телеведущий, автор цикла телевизионных программ о трудных подростках, Коновалов, ведя беседы с реальными ребятами и вымышленными персонажами, честен и не наигран. Интервью в начале фильма документальны, они камертон всего происходящего в дальнейшем[5].

Сюжет, проблема

Бывший боксёр, подающий в своё время большие надежды спортсмен, Павел Антонов, уйдя из спорта собрал в летнем трудовом лагере подростков, совершивших правонарушения. Павел не имеет педагогического образования, но сумел найти «ключ» к трудным подросткам, в большинстве своём растущих в неблагополучных семьях. Для Антонова главное — честность и справедливость, умение держать слово и выполнять поставленные задачи[6]. Основные события фильма происходят в лагере, расположенном в лесу, возле реки, недалеко от станции, где ребята в дневное время работают. В лагере чёткий порядок: днём работа или дежурство в лагере, вечером ужин, с обязательными ритуалами: ребята должны сами себе ответить на вопрос, что полезного они сделали за день, и поздравление с днём рождения именинников, а также танцы. Паша Антонов привозит с собой в лагерь Вову Киреева, мальчишку, которого он забрал прямо с зала суда. Двух отпетых хулиганов — Зайцева и Рублёва — с целью исправления отправляет пожить и поработать отдельно от остальных ребят. Как и в пионерском лагере, в трудовом лагере есть родительский день, который подростки ждут с нетерпением, готовятся показать родителям свои творческие и спортивные таланты. Но не всё гладко в этот день, многие взрослые приезжают к своим детям, прихватив с собой алкоголь, а кто-то вообще забывает о существовании детей. К Вове Кирееву приезжает его сестра Марго, которую подросток нежно по-братски любит.

В один день ребята требуют танцы, Паша заходит в палатку за ракетницей, которой он даёт сигнал к развлечению, и не находит её. Выясняется, что ракетницу мог взять Киреев, решивший убить отца, обидевшего Марго. В едином порыве все подростки бегут на станцию, чтобы не допустить убийство и спасти Вовку от тюрьмы. Бегут все, даже отъявленные хулиганы и маленькие правонарушители. Фильм заканчивается на этом эпизоде, давая возможность зрителю представить продолжение событий[7].

Действующие лица и исполнители

  • Павел Антонов — боксёр, воспитатель трудных подростков в трудовом лагере, не имеющий педагогического образования, но заинтересованный в судьбах молодых людей — Приёмыхов Валерий;
  • Олег Павлович Куренной, молодой помощник Павла, полная ему противоположность, начиная от наличия педагогического образования и заканчивая безразличным отношением к подросткам, он в лагере не по призванию, а по назначению — Евгений Никитин;
  • Володя Киреев, пятнадцатилетний подросток с трудной судьбой, внешне и умственно выглядит гораздо моложе своих лет, воспитывается пьяницей-отцом, уличён в неоднократных кражах, взятый в зале суда под покровительство Павла Васильевича. Вместо колонии попадает в трудовой лагерь, радуется встречам с сестрой, в конце фильма принимает решение убить отца, обидевшего сестру — Андрей Зыков;
  • Маргарита Киреева, сестра Володи, красивая девушка с роскошными волосами, которым позавидовала мачеха и заставила мужа их обстричь, души не чает в своём брате, который для неё самая родная душа на свете — Ольга Машная;
  • Андрей Зайцев — отрицательный персонаж на протяжении всего фильма, сын внешне благополучных родителей, для которых время, проведённое с сыном, хуже наказания. Лжив, подл, не держит слова, любит подчинять себе тех, кто слабее — Олег Хорев;
  • Рублёв, друг Зайцева, во всём поддерживающий Андрея, переломный момент происходит в момент обмана: Андрей подло обманывает Павла Васильевича и своего друга, чем вызывает у последнего приступ негодования, разочарования — Александр Совков;
  • Борис Шмырёв — один из воспитанников лагеря, был замечен в том, что в палатке воспитателей ищет сигареты, ухаживает за девушкой из близлежащей к лагерю деревни, молчаливый, с пронзительным взглядом — Александр Харашкевич;
  • Саша Белоусов, подросток, которого воспитывает бабушка, так как мать злоупотребляет спиртными напитками — Сергей Наумов;
  • Командир «Славян», гитарист, привык смело смотреть в глаза, любит честность, вступает в открытый конфликт с Олегом Павловичем — Виктор Михеев;
  • командир отряда «Спартанцев», улыбающийся, немного стесняющийся своей полной мамы, — Владимир Гусев;
  • командир отряда «Авангард» — Юлиан Груздев;
  • Синицын — Алексей Полуян;
  • мать Андрея Зайцева, сын для неё помеха, она не справляется с его воспитанием, поэтому хочет, чтобы в лагере он был как можно дольше — Екатерина Васильева;
  • судебный заседатель — Зиновий Гердт
  • Кости и его подруга, отдыхающие недалеко от лагеря, подвергшиеся нападению со стороны Зайцева и Рублёва — Юрий Мороз и Марина Левтова;
  • отец Синицына, не отказавшийся от выпивки даже на родительском дне в лагере, — Валерий Кравченко[8].

Награды

  • 1983 год — Юрий Клепиков и Динара Асанова отмечены Премией имени Ф. Э. Дзержинского
  • 1984 год — Первая премия по разделу детских и юношеских фильмов на XVII Всесоюзного кинематографического фестиваля
  • 1984 год — 2 место среди отечественных кинофильмов 1983 года в ежегодном конкурсе журнала «Советское кино»
  • 1984 год — Владимир Приёмыхов отмечен дипломом за лучшую мужскую роль на ежегодных Кошалинских встречах «Кино и молодёжь» в Польше
  • 1985 год — Государственная премия СССР, лауреаты: Ю. Клепиков, Ю. Векслер, В. Приёмыхов, Д. Асанова (посмертно)[9]

Примечания

  1. Малюкова Л. Лекция о фильме Пацаны. Культура. РФ. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  2. Пацаны. Кинопоиск. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  3. Фильм «Пацаны». Вокруг кино. Дата обращения: 3 ноября 2023.
  4. Боброва И. Неподъёмный «Груз 200». MKRU (16.02.2010). Дата обращения: 4 ноября 2023.
  5. Масловский Г. Ты и вы? // Семья и школа : журнал. — 1983. — № 11. — С. 38—45.
  6. Пацаны (1983). Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  7. Милосердова Н. Художественный фильм «Пацаны». Русское кино. Дата обращения: 1 ноября 2023.
  8. Пацаны (1983). Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 4 ноября 2023.
  9. Фильмы 1983 года. Аннотированный каталог фильмов киностудии «Ленфильм». Дата обращения: 3 ноября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!