Пражская лингвистическая школа

Эта статья является кандидатом в хорошие статьи
Материал из «Знание.Вики»
Наука
Пражская лингвистическая школа
Пражский лингвистический кружок
Lawman´s faculty, Charles university, Prague.jpg
Тема Структура и функционирование языка
Предмет изучения Фонология, грамматические оппозиции, синтаксис
Период зарождения 1926 год
Основные направления структурная лингвистика, функциональная лингвистика
Вспомогат. дисциплины литературоведение
Центры исследований Пражский университет, Прага, Чехия
Значительные учёные Вилем Матезиус, Роман Осипович Якобсон, Николай Сергеевич Трубецкой, Богуслав Гавранек

Пра́жская лингвисти́ческая шко́ла (фр. Cercle linguistique de Prague, чеш. Pražský lingvistický kroužek; также Пра́жский лингвисти́ческий кружо́к, ПЛШ) — одна из самых значительных школ в истории лингвистики, внесшая важный вклад в развитие структурной и функциональной лингвистики. Школа была основана в 1926 году в Праге, Чехословакия, и объединяла группу лингвистов, филологов и литературоведов, стремившихся развивать научный подход к языку, акцентируя внимание на его структуре и функциях в реальном использовании[1].

Исторический контекст и участники

Пражская лингвистическая школа возникла в эпоху, когда Европа была центром интенсивных научных исследований в области языкознания. В 1920-е и 1930-е годы, когда круг наиболее активно развивался, происходил значительный обмен идеями между учёными из различных стран, что способствовало формированию новых теорий и подходов.

Основатели и ключевые фигуры[2]:

Основные идеи и концепции

Пражская лингвистическая школа (ПЛШ) разработала множество новаторских идей и концепций, которые оказали глубокое влияние на развитие лингвистики. Эти концепции охватывают широкий спектр лингвистических аспектов, от фонологии до синтаксиса и стилистики, и отличаются междисциплинарным подходом к анализу языка. Некоторые из них[4]:

Функциональный подход к языку

Функционализм — центральное направление в трудах Пражской школы, отличающее её от других лингвистических школ своего времени. Этот подход утверждает, что язык следует изучать не только как систему абстрактных формальных структур, но и как инструмент, выполняющий определённые функции в реальной коммуникации. Пражская школа предложила рассматривать язык как многофункциональную систему, которая выполняет различные роли в коммуникации[4].

Роман Осипович Якобсон предложил модель речевого акта, которая включает шесть основных функций языка:

  1. Референтная (сообщение о мире, связанное с содержанием высказывания),
  2. Эмотивная (выражение эмоций говорящего).
  3. Конативная (влияние на адресата).
  4. Поэтическая (внимание к форме высказывания).
  5. Фатическая (установление и поддержание контакта).
  6. Метаязыковая (разъяснение самого языка).

Эта модель позволила более точно описать, как различные языковые элементы и конструкции работают в процессе коммуникации[4].

Фонология и теория фонем

Николай Сергеевич Трубецкой

Фонология в рамках Пражской школы исследует звуки речи (фонемы) не просто как физические явления, а как функциональные единицы языка. Основная задача фонологии — выявление и описание различительных признаков звуков, которые используются для различения значений в языке. Пражская школа акцентировала внимание на функциональной стороне звуков, их роли в системе языка. Важнейшим вкладом Пражской школы в фонологию является теория фонологических оппозиций, разработанная Николаем Трубецким. Эта теория основана на идее, что фонемы организованы в систему оппозиций, где каждая фонема противопоставлена другим фонемам языка по определённым признакам. Основные понятия теории фонологических оппозиций включают[4]:

  1. Оппозиция. Контраст между двумя фонемами, который создает различие в значении слов. Например, в русском языке /p/ и /b/ противопоставлены по признаку звонкости-глухости.
  2. Признак. Фонологическая характеристика, по которой различаются фонемы. Признаки могут быть такими, как звонкость, глухость, лабиализация, палатализация и т. д.
  3. Коррелят:. Пара фонем, которые противопоставлены друг другу по одному или нескольким признакам.
  4. Типы оппозиций:
    • Пропорциональные (или корреляционные): оппозиции, которые повторяются в разных парах фонем (например, звонкость/глухость в /p/ и /b/, /t/ и /d/).
    • Приватные (или единственные): оппозиции, в которых один член пары обладает определённым признаком, а другой его лишён (например, наличие или отсутствие палатализации).
    • Эквиполентные: оппозиции, где оба члена равны по своим признакам, но различаются по каким-то другим характеристикам (например, /p/ и /t/ — оба глухие, но различаются местом артикуляции).
  5. Нейтрализация. Явление, при котором различие между фонемами исчезает в определённых фонетических контекстах. Например, в русском языке различие между звонкими и глухими согласными может нейтрализоваться в конце слова.

Теория фонологических оппозиций Пражской школы была революционной, так как она предложила системный подход к анализу звуковых систем различных языков. Эта теория легла в основу дальнейших исследований в области фонологии, таких как генеративная фонология, и оказала влияние на многие другие области лингвистики[5].

Исследования поэтического языка

Пражская лингвистическая школа уделяла значительное внимание исследованию поэтического языка, рассматривая его как особую форму языковой деятельности, которая отличается от обыденной речи своей структурой и функцией. В рамках этой школы поэтический язык анализировался с точки зрения фонологии, морфологии, синтаксиса и лексики, что позволило выявить его уникальные особенности и способы воздействия на читателя или слушателя. Одним из важнейших аспектов поэтического языка, который исследовала Пражская школа, является его фонологическая структура. Внимание уделялось следующим явлениям[6]:

  • Звуковая символика и звукопись. Поэты активно используют звуковые повторы, ассонансы и аллитерации для создания определённых эффектов и усиления эмоционального воздействия текста. Фонетические средства в поэзии могут приобретать символическое значение, когда определённые звуки ассоциируются с теми или иными эмоциональными или смысловыми оттенками.
  • Ритм и метрика. Ритмическая организация стихотворного текста является ключевым элементом поэтического языка. Исследователи ПЛШ анализировали, как фонологические элементы организуются в ритмические структуры, и как метрика влияет на восприятие стихотворного текста.
  • Рифма. Рифма в поэзии рассматривалась не только как средство звукового упорядочивания, но и как способ создания связей между словами и строками, что усиливает когезию текста и подчеркивает его семантические связи.

В морфологии поэтического языка Пражская школа исследовала следующие особенности:

  • Необычное использование морфем. Поэты часто играют с морфологической структурой слов, создавая неологизмы, изменяя стандартные формы слов для достижения определённых художественных эффектов. Это может включать использование редких аффиксов или изменение обычного порядка морфем для создания определённого ритма или рифмы.
  • Усиление экспрессивности. Поэтический язык отличается высоким уровнем экспрессивности, которая может достигаться через использование морфологических средств. Например, частое использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, даже если это не характерно для стандартного языка.

Пражская школа также рассматривала синтаксические особенности поэтического языка:

  • Инверсия. Необычный порядок слов (инверсия) используется поэтами для создания ритмического эффекта, рифмы или для усиления определённых элементов текста. Инверсия может нарушать обычные синтаксические правила, что привлекает внимание к изменённым конструкциям.
  • Эллипсис и параллелизм. Эти явления широко используются в поэтическом языке для создания ритмических и структурных параллелей между строками. Эллипсис, например, позволяет поэту опускать части предложения, оставляя их для догадки читателю, что может усиливать эмоциональное воздействие текста.
  • Гипотаксис и парцелляция. Использование сложных синтаксических конструкций (гипотаксис) или, наоборот, разделение сложных предложений на более короткие отрезки (парцелляция) помогает поэтам варьировать ритм и динамику текста.

Лексика поэтического языка отличается от обычной речи благодаря следующим особенностям[6]:

  • Архаизмы и неологизмы. Поэты часто используют архаические слова или создают неологизмы для придания тексту особого звучания или для создания определённых образов. Это делает поэтический язык богаче и многослойнее.
  • Метафоры и символы. Поэтическая лексика насыщена метафорами и символами, которые придают тексту глубину и позволяют выражать сложные идеи и эмоции через образы.
  • Лексическая редукция. В поэзии может наблюдаться тенденция к сокращению выражений для достижения большей экспрессивности. Это может включать использование коротких, ёмких слов вместо более длинных и сложных выражений.

Пражская лингвистическая школа оказала значительное влияние на исследование поэтического языка, акцентируя внимание на его структурных и функциональных особенностях. Представители школы, такие как Роман Якобсон, предложили методы формального анализа, которые позволили рассматривать поэтический текст как сложную и организованную систему, в которой все элементы (звуковые, морфологические, синтаксические и лексические) взаимодействуют и способствуют созданию художественного эффекта. Подход ПЛШ к поэтическому языку стал важным шагом в развитии структурного анализа литературы, который впоследствии нашел применение в различных направлениях литературоведения и лингвистики[6].

Система грамматических оппозиций

Пражская лингвистическая школа (ПЛШ) внесла значительный вклад в развитие структурной лингвистики, и одним из ключевых направлений её исследований стала теория грамматических оппозиций. Эта теория основана на идеях, развитых в контексте фонологических исследований, и она переносит концепцию оппозиций в область грамматики, рассматривая языковые категории как системы противопоставлений[7].

Теория грамматических оппозиций ПЛШ базируется на следующих ключевых понятиях:

  1. Грамматическая оппозиция. Противопоставление двух или более грамматических форм, которые различаются по одному или нескольким признакам. Эти оппозиции организуют грамматические категории языка, такие как число, падеж, вид, время, залог и т. д.
  2. Приватная оппозиция. В приватной оппозиции один член пары обладает определённым грамматическим признаком, а другой его лишен. Например, в категории числа у существительных, форма «дом» (ед.ч.) и «дома» (мн.ч.) образуют приватную оппозицию, где множественное число обладает дополнительным признаком — множественностью.
  3. Пропорциональная (или корреляционная) оппозиция. Оппозиции, которые повторяются в нескольких грамматических категориях и языковых уровнях. Например, противопоставление прошедшего и настоящего времени в категориях глагола («делал» vs. «делает») может рассматриваться как пропорциональная оппозиция.
  4. Эквиполентная оппозиция. Оппозиция, в которой оба члена равноправны и оба обладают разными, но сопоставимыми признаками. Например, в русском языке формы «мальчик» (м.р.) и «девочка» (ж.р.) противопоставлены по признаку рода, и оба рода равноправны.
  5. Нейтрализация. В определённых контекстах различие между грамматическими формами может исчезать, и тогда говорят о нейтрализации оппозиции. Примером может служить форма слова в русском языке «пусть» (сослагательное наклонение), которая в некоторых контекстах может нейтрализовать различие между прошедшим и будущим временем.

Пражская лингвистическая школа применила эту теорию для анализа различных грамматических категорий[7]:

  1. Число. Как уже упоминалось, оппозиция единственного и множественного числа является примером приватной оппозиции. В некоторых языках также встречаются дополнительные формы (двойственное число), что создает более сложные оппозиции.
  2. Род. В языках, где существует грамматический род (например, в русском), родовые категории также организованы в систему оппозиций (мужской, женский, средний род).
  3. Время. Временные формы глаголов образуют систему оппозиций, например, настоящее/прошедшее/будущее время. Эти оппозиции могут нейтрализоваться в определённых конструкциях, например, в модальных формах.
  4. Залог. Активный и пассивный залог представляют собой типичную грамматическую оппозицию, где активная форма выражает действие, выполняемое субъектом, а пассивная форма — действие, направленное на субъект.
  5. Вид. В русском языке, где противопоставляются совершенный и несовершенный вид глагола, мы видим пример грамматической оппозиции, которая влияет на значение действия (завершённость vs. процессуальность).

Исследования Пражской лингвистической школы в области грамматических оппозиций оказали большое влияние на дальнейшие лингвистические исследования. Применение теории оппозиций к грамматике позволило глубже понять структуру языков и их функционирование. Это дало возможность выявлять системные закономерности в грамматике различных языков, а также понимать процессы нейтрализации и варьирования грамматических форм в разных контекстах.

Кроме того, теория грамматических оппозиций ПЛШ оказала влияние на развитие генеративной грамматики и других структурных подходов в лингвистике, которые фокусируются на систематизации и объяснении языковых явлений через понятия противопоставлений и бинарных отношений[7].

Влияние и наследие

Одним из ключевых вкладов ПЛШ стало развитие теории фонологических оппозиций. Николай Трубецкой заложил основы этой теории, выделяя различительные признаки фонем и их системные оппозиции, что позволило рассматривать фонологию как дисциплину, изучающую функциональную сторону звуков в языке. Эта теория стала основой для дальнейших исследований в области фонологии, включая генеративную фонологию и другие современные подходы[8].

Кроме того, Пражская школа внесла значительный вклад в структурную лингвистику. Исследователи ПЛШ рассматривали язык как систему взаимосвязанных элементов, каждый из которых получает своё значение только в контексте всей системы. Такой подход был применен не только к фонологии, но и к грамматике, лексике и синтаксису. В частности, теория грамматических оппозиций стала важным шагом в понимании грамматических категорий и их взаимодействия, что расширило возможности анализа языковых систем.

Роман Осипович Якобсон

Поэтический язык также стал объектом пристального внимания ПЛШ. Роман Осипович Якобсон и другие исследователи школы анализировали особенности поэтической речи, выявляя её уникальные фонологические, морфологические, синтаксические и лексические характеристики. Их работы заложили основы для дальнейшего изучения поэтики и структурного анализа литературных текстов, оказывая влияние на развитие таких направлений, как формализм и структурализм.

Влияние Пражской лингвистической школы распространилось далеко за пределы Европы. Идеи и методологии ПЛШ оказали значительное влияние на становление американской лингвистики, особенно через работы Романа Якобсона, который после Второй мировой войны эмигрировал в США. Впоследствии, методы и подходы ПЛШ интегрировались в различные направления лингвистики, включая социолингвистику, психолингвистику и семиотику[1].

Наследие Пражской лингвистической школы продолжает оставаться актуальным и сегодня. Её идеи и подходы легли в основу многих современных лингвистических теорий и продолжают вдохновлять исследователей на новые открытия в изучении языка. ПЛШ продемонстрировала, что язык — это сложная и организованная система, и её исследования заложили прочный фундамент для дальнейшего изучения лингвистики как науки[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Пражская лингвистическая школа. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 27 августа 2024.
  2. 2,0 2,1 Валуйцева И. И., Хухуни Г. Т. Пражская лингвитсическая школа:основатель и коллеги // Вопросы современной лингвистики. — 2022. — Вып. S3. — С. 6–13. — ISSN 2072-8379.
  3. Пильщиков И. А. Пражская школа на «перекрестке культур» (о многоязычии в научной переписке и изданиях Пражского лингвистического кружка) // Rhema. — 2019. — Вып. 3. — С. 25–52. — ISSN 2500-2953.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Гируцкий А. Общее языкознание. — Минск: Тетрасистемс, 2003. — 240 с. — ISBN 978-5-04-057693-7.
  5. Грамматические и лексические исследования по романским и германским языкам: межвузовский сборник. — Штиинца, 1981. — 194 с.
  6. 6,0 6,1 6,2 Вендина Т. Лингвистика: учебник для СПО. — Москва: Высшая школа, 2001. — 288 с. — ISBN 5-06-003700-2.
  7. 7,0 7,1 7,2 Мустайоки А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. — Москва: Языки славянской культуры, 2006. — 509 с. — (Studia philologica). — ISBN 5-9551-0116-0.
  8. Кондрашов Н. А. Пражский лингвистический кружок: сборник статей. — Progress, 1967. — 570 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!