Психодиагностика детей дошкольного возраста

Материал из «Знание.Вики»

Современная психологическая диагностика [1] — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека

Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОУ

Применительно к дошкольному возрасту  психодиагностика [2] определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения.

Психологическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нового поколения психолого-педагогическая диагностика определяется как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Отмечается, что участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей)[1]. Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Практическое применение психодиагностики детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в дошкольном образовании в последние годы во многом связано с развитием психологических служб, которые появились в дошкольных образовательных учреждениях, логопунктах, детских психолого-медицинских центрах и др. Профессиональный психолог  спосо­бен оказать консультативную психологическую помощь родителям и педагогам в воспитании детей дошкольного возраста; помощь детям, имеющим высокий уровень способностей; детям, у которых нарушен ход нормального развития личности; детям с особыми образовательными потребностями; детям с ОВЗ и др.

Таким образом, можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания в ДОУ. С её помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками дошкольных образовательно-воспитательных учреждений: например, определение готовности ребенка к школьному обучению, реализация личностно-ориентированного подхода выявление нарушений в личностной сфере и др.

Во-вторых, областью практического применения результатов психодиагностических исследований в дошкольных образовательных учреждениях является консультационная и коррекционно-развивающая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у ребенка (педагогическая запущенность, отставание в развитии, сложности в детско-родительских отношениях, навязчивые страхи и т. д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

Психодиагностические задачи могут решаться различными спо­собами: длительное наблюдение за ребенком; наблюдение в реальных условиях его жизни, например, наблюде­ние за поведением ребенка в детском саду. По­мимо наблюдения в психодиагностике получили распространение специальные методики, позволяющие получить оценку той или иной психической характеристики конкретного ин­дивида.

Преимущества психодиагностических методик (психодиагностические методики): 1) позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) представляют информацию о конкретных особенностях ребенка (интеллекте, тревожности, самооценке, наиболее характерных личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позво­ляющем дать качественное и количественное сравнение обследуе­мого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а так­же прогноза развития, общения, эффективности той или иной дея­тельности индивида.

Одной из современных проблем психологического сопровождения в дошкольном образовании является использование новых форм и методов, основанных на применении информационных технологий, В результате в настоящее время формируется новая парадигма психодиагностики в образовании, основанной на принципах компетентности,  доступности, безопасности, простоте использования, оперативности и вариативности средств  взаимодействия психолога и ребенка.

Современная дошкольная психодиагностика включена в более широкий контекст психологического сопровождения, к ключевым принципам которого относятся следующиепсиходиагностика[4]:

  • рекомендательный характер психологического заключения;
  • приоритет интересов ребенка;
  • непрерывное психодиагностическое сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Основные направления психодиагностической деятельности педагога-психолога ДОУ

Деятельность психологов ДОУ осуществляется в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами (кодекс профессиональной этики психолога). Наибольшее значение для эффективной диагностики и коррекции психического развития ребенка имеют ряд принципов — принципы конкретности, ориентации на индивидуальность, безоценочности, трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью, комплексности, этичности и др. Так, в частности, принцип конкретности указывает на ситуативный характер результатов диагностических исследований. Учет принципа индивидуальности дошкольников определяет содержание форм и методов психодиагностики. Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев в психодиагностическом процессе. Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью заключается в том, что  ребенок как субъект образовательного процесса рассматривается включенным в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Принцип комплексности предполагает проведение не только психологического мониторинга, но и медицинского, и педагогического. Принцип этичности определяется ответственностью, которую несет педагог-психолог.

Виды психологической диагностики в дошкольном образовательном учреждении

В современной практической деятельности педагога-психолога ДОУ последовательно используются следующие виды диагностики (настольная книга педагога-психолога)[5]:

  1. Скрининговая диагностика (групповая) направлена на выявление детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у детей.
  2. Углубленная психологическая диагностика проводится с детьми, имеющими какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т.е. в специальной психологической помощи.
  3. Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих, коррекционных мероприятий; может проводиться несколько раз в течение учебного года.
  4. Итоговая диагностика позволяет оценить динамику изменения состояния дошкольника в результате проведенной коррекционно-развивающей работы.

Т. Д. Марцинковская дифференцирует содержание психодиагностической деятельности по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (законные представители), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

В справочнике педагога-психолога ДОУ (педагог-психолог ДОУ)отмечается, что предметом психодиагностического обследования в ДОУ могут выступать:

  • Особенности поведения и характера воспитанников;
  • Особенности психических процессов детей: восприятия, мышления, воображения, памяти, речи;
  • Особенности взаимодействия сверстников, детей с воспитателями, родителями;
  • Психологический климат в группе воспитанников;
  • Отклонения в поведении, характере воспитанников.

Также психолог может диагностировать одаренность детей, их склонности и способности.

Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей представляет собой сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение различных сторон психики детей, чтобы получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы поддерживать интерес у ребенка.

Анализ результатов психодиагностического обследования позволяет составить психологическую характеристику (психологическое заключение), в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, выявленных в процессе обследования.

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (воспитателями, специалистами, родителями) в том случае, если они обратились с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы необходимо четко определить характер запроса.

Диагностика предполагает различные методы исследования: беседу, наблюдение, тестирование, организованные игры, анализ продуктов детской деятельности (творчества). Беседа и наблюдение позволяют составить краткий психологический портрет ребенка. Для углубленного изучения необходимо проведение тестирования детей.

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ достаточно разнообразен и широко описан в специальной литературе. При выборе психодиагностической методики необходимо учитывать её соответствие возрасту ребенка, диагностическим целям; минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке). К стандартизированным тестам (тест)выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения и др. Кроме стандартизированных тестов применяются также методики с поуровневой дифференциацией, как содержательно, так и процессуально более адаптивные для детей дошкольного возраста;  и  проективные тесты, направленные на целостное изучение личности («Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и др.).

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста может проводиться в следующих направлениях: интеллектуальное развитие, личностное развитие, диагностика готовности к обучению в школе.

К организационным аспектам психодиагностического обследования можно отнести: условия проведения диагностических мероприятий, участие в них родителей (законных представителей) обследуемых детей, оборудование и средства диагностики справочник педагога-психолога[7].

К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов: подготовительный этап (составление семейного, педагогического и медицинского анамнеза; адаптационный этап (знакомство с ребенком);  основной этап (психодиагностическое обследование); интерпретационный этап (составление психологического заключения); заключительный этап (разработка рекомендаций для родителей и педагогов).

Таким образом, тесты, опросники, шкалы — это профессиональные диагностические инструменты, используемые в психодиагностической науке и практике. Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, в то же время психологическая диагностика позволяет выявлять уже в достаточно раннем возрасте одаренность и высокий уровень развития способностей детей — интеллектуальных, коммуникативных, социальных.

Литература

1. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и е. М. Борисовой. — М.: изд-во УРАО, 2008. — 565 с.

2. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / Т. Д. Марцинковская. М.: Гардарики, 2000. 255 с.

3. ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс].  URL: http://www.rg.ru/2013/ 11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.03.2014).

4. 1С: Дошкольная психодиагностика: руководство  по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных  учреждений [Текст] / под ред. д-ра психол. наук, проф.  А. Н. Гусева. Агентство 1С-Персонал, 2009. 138 с.

5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения [Текст] / Савельева Н. Р/д, Феникс, 2004. 572 с.

6. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М. А. Аралова. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 255 с.

Примечания