Режим дня космонавта

Материал из «Знание.Вики»
Космонавты Дмитрий Петелин, Сергей Прокопьев и Анна Кикина на МКС.

Режи́м дня космона́вта — земные сутки из 24 часов, которые проводит космонавт за работой и личными делами, в том числе сном и отдыхом как в космосе, так и на Земле в дни подготовки к полёту.

Рабочий день космонавта на борту МКС начинается в 6 утра и заканчивается в 21:30 по Гринвичу. Помимо работы, каждый день два часа отводится на тренировки для поддержания оптимальной физической формы. В определённые выходные дни космонавты могут отдыхать и общаться с родными. Также в плане работ техническое обслуживание космической станции и её уборка космонавтами[1].

Профессия космонавта относится к профессиям группы повышенного риска. Оттого космонавт служит эталоном человека, сохраняющего здоровье и работоспособность в своей профессиональной деятельности, несмотря на длительность космических экспедиций. Космонавт имеет возможность реабилитироваться после посадки на Землю, восстанавливать функции своего организма, и готов к выполнению последующих космических полётов[2].

Находясь на станции, космонавт имеет возможность слушать музыку, смотреть фильмы и даже вести блоги. На связи со станцией служба психологической поддержки, которая помогает отслеживать адаптацию космонавтов в неземных условиях, налаживать взаимоотношения в экипаже и организовывать досуг на орбите[3].

Рабочий день в космосе

Космонавт Роскосмоса, бортинженер 68-й экспедиции Анна Кикина проводит профилактические работы в подсистеме вентиляции служебного модуля «Звезда» на борту Международной космической станции.

Космическая станция спроектирована как постоянный орбитальный научно-исследовательский центр мирового класса для работы в уникальных условиях микрогравитации. Космонавты принимают участие в медицинских экспериментах, чтобы определить, насколько хорошо их тела приспосабливаются к жизни в условиях микрогравитации в течение длительных периодов времени.

Экипаж станции проводит свой день, проводя научные эксперименты, требующие их участия, а также наблюдая за теми, которые контролируются с Земли[4].

Работа на космической станции включает проведение технического обслуживания и обеспечение исправности орбитальной платформы. Члены экипажа постоянно проверяют вспомогательные системы и чистят фильтры, обновляют компьютерное оборудование.

Мировые центры управления полётами постоянно следят за космической станцией и каждый день отправляют на станцию голосовые или электронные сообщения с новыми инструкциями или планами для оказания помощи членам экипажа в их повседневной жизни[4].

Режим дня космонавта

В космосе предусмотрены 40-часовая рабочая неделя и два выходных дня, суббота и воскресенье[5].

Как настоящие хозяева дома, мы следим за порядком на МКС, вытираем панели, пылесосим, выкидываем мусор – делаем типичные хозяйственные домашние дела.Олег Валериевич Котов, российский космонавт

График работы на станции с понедельника по пятницу:

  • 07:30 — планы на день, просмотр новостей;
Бортинженер 22-й экспедиции Олег Котов во время работы в открытом космосе

После этого начинается рабочий день. На каждый день запланировано время упражнений на кардио тренажёрах: беговая дорожка, велосипед и тренажер, обеспечивающий сопротивление и имитирующий поднятие тяжестей для укрепления костей и мышц.

Общее время на упражнения и уборку составляет около 2,5 часов в день. Перерыв на обед — 1 час. Рабочий день длится около двенадцати часов, одиннадцать из которых тратятся либо на упражнения, либо на исследовательскую работу.

  • 19:30 — ещё одна проверка во всех центрах управления;

Перерыв на ужин. После ужина можно позвонить друзьям и семье, почитать книгу или смонтировать видео[4].

  • 21:30 — время сна.

Суббота запланирована на уборку и зарядку. Станция большая по площади, и на уборку её поверхностей уходит несколько часов. Команда может разделить задачи между членами экипажа. Воскресенье, как правило, нерабочий день (обязательны только физические упражнения)[4].

Любое свободное время, которое у нас может быть, мы обычно тратим на то, чтобы общаться с друзьями и семьёй по электронной почте или по телефону, читать и, конечно же, смотреть в окно на нашу прекрасную планету.Астронавт НАСА Шеннон Уокер

Гигиена на МКС

В умывальном отсеке работники МКС хранят пакеты с зубными щётками, кремами, бритвами. Умываются здесь так же, как на Земле, только вода не течет из-под крана, а хранится в полиэтиленовом пакете с трубкой. Сила поверхностного натяжения удерживает небольшое количество воды на коже человека, поэтому её можно растереть по телу, смешав с гелем для душа.

Остатки воды собирают полотенцем, которое после умывания оставляют висеть возле окна вентиляции. Температура на станции поддерживается комнатная, вода быстро испаряется и всасывается в вентиляционную шахту, где влага снова конденсируется, выводится для очистки и вскоре вновь готова к использованию[6].

Досуг в космосе

Астронавт НАСА Дэн Бербанк, командир 30-й экспедиции, играет на гитаре в лаборатории американского космического модуля МКС «Дестини».

Космонавтам большу́ю поддержку оказывает общение с семьёй. Впервые родственники выходили на связь с командиром корабля «Союз-9» Андрияном Николаевым в 1970 году. С борта МКС космонавты могут позвонить при помощи спутниковой связи домой или друзьям. Также специальный телефон установлен в Центре управления полётами[1].

10 июня 1970 года Виталий Севастьянов и Андриян Николаев стали первыми космическими шахматистами. На борту «Союза-9», во время сеансов связи они передавали на Землю свои шахматные ходы. На Земле с ними играли руководитель подготовки космонавтов Николай Каманин и космонавт Виктор Горбатко. Шахматы для игры в невесомости были сделаны особые: фигуры вставлялись в специальные пазы в клетках.

Александр Иванченков в 1978 году стал первым, кто играл в космосе на гитаре, исполнив песню Юрия Визбора «Домбайский вальс». Алексей Леонов брал на станцию карандаши и делал зарисовки вида Земли из космоса. Астронавт Николь Стотт в 2009 году стала первой художницей, рисовавшей акварелью в невесомости. Картина «Волна» была сделана на основе её снимка острова Лос-Рокес, сделанного с орбиты[1].

Праздничные дни на орбите дают экипажам положительные эмоции. Первым человеком, праздновавшим день рождения в космосе, стал советский космонавт Виктор Пацаев. Первая в мире экспедиция на первую орбитальную станцию «Салют» совпало с его днем рождения — 19 июня[1].

Я решил взять в качестве примера один январский week-end. Хотя прошедшие суббота-воскресенье оказались немного нетипичными в плане распорядка дня – не было физкультуры. А причина банальная – на станции очень жарко, потому что наступило лето! Самое настоящее орбитальное лето! Или, говоря другими словами, наши сутки превратились в один сплошной день!Олег Валериевич Котов, российский космонавт, ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина"

Подготовка на Земле

В центрах подготовки космонавтов на тренажёрах и стендах отрабатываются навыки взаимодействия членов экипажа в космическом полёте и при аварийных ситуациях, отрабатываются методики выполнения научных экспериментов и исследований.

Наиболее сложными задачами являются: имитация условий невесомости и перегрузок на Земле. Моделирование различных перегрузок осуществляется с использованием центрифуги[7]. В ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина» создана и функционирует не имеющая аналогов в России центрифуга ЦФ-18, создаватьющая перегрузки до 30g, с регулировкой температуры, давления, влажности и газового состава внутри кабины[8].

Техническая подготовка

Космический корабль «Союз ТМА-7»

Подготовка космонавтов состоит из следующих этапов:

  1. Общекосмическая подготовка кандидатов в космонавты — формирование навыков эксплуатации оборудования, отработка методов контроля состояния, сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности. В процессе этой подготовки космонавты приобретают знания и практический опыт, необходимые для подготовки членов экипажа[7].
  2. Подготовка космонавтов в составе групп для научно-прикладных исследований и экспериментов, подготовка к внекорабельной деятельности (ВКД), медико-биологическую подготовку на МКС.
  3. Подготовка космонавтов в составе утвержденных экипажей к конкретному полёту, где изучаются особенности корабля и правила его эксплуатации, программа полёта, бортовая документация.
  4. Подготовка экипажей на борту к процессу космического полёта, действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатогеографических зон, лётная и специальная парашютная подготовка космонавтов, психологическая и гуманитарная подготовка[7].

В ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина» специализированный тренажёр «Виртуальный транспортный космический корабль „Союз-ТМА“» помогает изучить внешний вид и интерьер отечественного пилотируемого транспортного космического корабля (ТКК) «Союз-ТМА» и внешней космической обстановки (звёздное небо, подстилающая земная поверхность), взаимодействие между членами экипажа, изучение режимов сближения, причаливания и стыковки с Международной космической станцией (МКС) в ручном и автоматическом режимах, имитацию акустической обстановки (звук работы двигателей ракеты-носителя на выведении, звуки работы двигателей ТКК «Союз-ТМА»)[8].

Психологическая подготовка

Важной составляющей успешного полёта является адаптация космонавта во внеземном пространстве. Это связано как с физиологическим состоянием — стрессом вследствие непривычных условий, реакций тела, внезапных изменений сроков работы, так и с эмоциональным состоянием космонавта. За весь цикл полёта с каждым космонавтом работает около 20 психологов[9].

Чтобы понять, подходит ли кандидат для работы в космосе, психолог использует различные методы тестирования, позволяющие оценить важные для профессии качества: скорость реакции, переключение внимания, способность человека адаптироваться в малой группе, самооценку и лидерские способности.

В Институте медико-биологических проблем космические врачи, психологи и физиологи, проводят международные изоляционные эксперименты (одна из самых известных серий изоляционных экспериментов — SIRIUS[10]), исследуют влияние космоса на организм человека и проверяют на прочность экспериментальное оборудование, отправляемое в космос[11].

Врач в космосе

Врач-космонавт-исследователь в первую очередь контролирует состояние здоровья членов экипажа. При необходимости оказывает помощь, отслеживает намечающиеся функциональные отклонения в организме ещё до возникновения заболевания. Например, при обнаружении гипотрофии мышечных групп, как специалист по космической медицине, знающий систему профилактики и защиты от неблагоприятных факторов действия невесомости, назначает дополнительные упражнения.

В случае возникновения заболевания у кого-то из космонавтов, его задачей становится поставить по симптомам диагноз и вылечить больного имеющимися на борту средствами. Врач также проводит эксперименты и проводит иную научно-исследовательскую работу[2].

В длительном полёте выполняется научные программы экспериментов, в том числе медицинских. Врач контролирует выполнение экипажем интенсивных медицинских упражнений с мышечными нагрузками на тренажёрах (беговая дорожка, велоэргометр, эспандеры), ношение нагрузочного костюма, дозировку ультрафиолетового облучения, включение в рацион питания определённых продуктов[2].

Пропуск какого-либо звена в медицинских и профилактических мероприятиях в режиме дня космонавта впоследствии сказывается на самочувствии и физическом состоянии всех членов экипажа.

Международная подготовка

Подготовка астронавтов из разных к работе на орбитальной станции — это децентрализованное обучение, проводимое всеми международными партнёрами, участвующими в программе. Необходимо согласовывать содержание международных учебных занятий, концепции обучения, а также мультикультурный опыт стажёров и инструкторов[12].

Центрифуга для изучения ментальных моделей равновесия.

Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА) набирает группы двух типов подготовки: первая группа с большим опытом полётов на реактивных самолётах — эти кандидаты в космонавты проходят подготовку в пилоты. Вторая группа отбирает кандидатов в космонавты-специалисты. Эти кандидаты могут не иметь опыт пилотирования, но должны обладать передовой научной, медицинской или инженерной подготовкой или опытом[12].

С 1992 года, в ожидании участия в полётах на Международную космическую станцию ​​(МКС), ряд лиц из разных стран стали кандидатами в космонавты-специалисты международных миссий. Специалисты проводят эксперименты и выходят в открытый космос.

Ещё одна категория специалистов, добавленная в 2002 года — это специалист миссии по обучению. Эти люди обучены отправляться в космос в поддержку образовательной деятельности на Земле[11].

IV ЭТАП ПРОЕКТА «SIRIUS»

Четвёртый этап проекта «SIRIUS» — это 365-суточный изоляционный эксперимент, воспроизводящий основные характеристики перспективной межпланетной экспедиции[10].

Целью планируемых исследований является моделирование значимых событий в ходе длительного пребывания космонавтов на космической станции и при высадке на планету с целью решения проблем медико-биологического обеспечения полётов на Луну и нахождения на окололунной станции, а также уменьшения рисков, связанных с человеческим фактором в длительных космических межпланетных полётах, в том числе, на Марс:

Психологи следят за тем, чтобы космонавты соблюдали режим труда и отдыха, не перегружались, достаточно тренировались. Проводят психоневрологический контроль — наблюдают за эмоциональным состоянием участников полёта. Их задача — поддерживать определённый уровень работоспособности членов экипажа, отслеживать конфликтные ситуации и оказывать помощь в их разрешении.

Космонавтам оказывается психологическая поддержка, космонавт может позвонить в любой момент психологу и обсудить проблему по видеосвязи[9]. По возвращении на Землю и после увольнения в запас космонавтам проводят психологическую реабилитацию для адекватного возвращения в социум и повышения качества жизни[13].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Борис Пальчиц. Как отдыхают космонавты?. https://cosmos.vdnh.ru. Центр «Космонавтика и авиация». Дата обращения: 26 мая 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 Длительные полеты человека в космос // Земля и Вселенная : журнал. — 1998. — № 4.
  3. Гущин Вадим Игоревич Ведущий научный сотрудник отдела «Психофизиология и оптимизация профессиональной деятельности операторов». ФГБУ государственный научный центр РФ Институт медико-биологических проблем РАН.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Working in Space (англ.). NASA. National Aeronautics and Space Administration (08.06.2015). Дата обращения: 26 мая 2023.
  5. Олег Котов. Выходные в космосе. ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина» (06 января 2014 16:37). Дата обращения: 31 мая 2023.
  6. Редакция Naked Science. Как живут на МКС: физкультура, гигиена и невесомые весы // Naked Science. — 2019.
  7. 7,0 7,1 7,2 Подготовка космонавтов в Центре. ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина». Дата обращения: 15 мая 2023.
  8. 8,0 8,1 Специализированный тренажер «Виртуальный транспортный космический корабль «Союз-ТМА». Дата обращения: 28 мая 2023.
  9. 9,0 9,1 Чем занимаются космические психологи // Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения. — 2022.
  10. 10,0 10,1 10,2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РФ ИНСТИТУТ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ РАН. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯЦИИ УВЕЛИЧЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ ПОДДЕРЖАНИЯ БУДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА МКС, А ТАКЖЕ УМЕНЬШЕНИЯ РИСКОВ В ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МИССИЯХ. http://sirius.imbp.ru (24.01.2022). Дата обращения: 29 мая 2023.
  11. 11,0 11,1 Экскурсия в Институт медико-биологических проблем РАН. Летняя космическая школа. Центр инноваций «РАДИАНТ». Дата обращения: 27 мая 2023.
  12. 12,0 12,1 Проблемы подготовки космонавтов (англ.). www.esa.int. Европейское космическое агентсво подготовки космонавтов. Дата обращения: 28 мая 2023.
  13. Космическая психология. http://www.psy.msu.ru. Факультет психологии МГУ. Дата обращения: 27 мая 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!