Религиоведение

Материал из «Знание.Вики»
Наука
Религиоведение
религиеведение
Тема гуманитарная наука
Период зарождения середина XIX века
Значительные учёные Фридрих Макс Мюллер

Религиове́дение или религиеве́дение (слово состоит из религия и ве́дение) — гуманитарная научная дисциплина[1], занимающаяся исследованиями в области религиозных убеждений, поведения и институтов[2]. Данная наука описывает, сравнивает, интерпретирует и объясняет религию[3]. При этом особое внимание уделяется систематическим, исторически обоснованным и межкультурным перспективам. Религиоведение устанавливает закономерности зарождения, развития и функционирования религии, а также её строения и различные компоненты, ее многообразные феномены[4].

Различные религиозные символы, представляющие крупнейшие религии мира (слева направо):
1-я строка: Христианство, Иудаизм, Индуизм
2-й ряд: Ислам, Буддизм, Синтоизм 3-й ряд: Сикхизм, вера Бахаи, Джайнизм

Религиоведение не следует путать с теологией и философией религии[5].

История

Ещё в древние времена людей начала интересовать такое явление, как вера в высшие силы, в религию. О религии писали свои трактаты древние учёные и философы. Однако как самостоятельная наука религиоведение сформировалось только к началу XIX века, этому способствовало накопившийся большой массив знаний по религии, но которые были в разбросанном состоянии: отдельные научные труды по религии встречались в философии, социологии, психологии, антропологии и других областях науки[4].

Огромный вклад в становлении будущей науки о религии внёс немецко-английский филолог Фридрих Макс Мюллер (1823—1900)[6]. Он занимался изучением древних языков, в первую очередь санскрита. Тексты на санскрите были в основном на религиозную тематику и Мюллеру пришлось начать изучать индийские религиозные верования, чтобы осмысленно понимать тексты. Впоследствии Мюллер начал использовать сравнительный метод в религиоведении[2]. Он сопоставил развитие религии с развитием языков. Это позволило учёному установить три языковых и религиозных центра развития: арийский, семитский и туранский. Сравнение различных религиозных текстов разных народов выявило много общего в зарождении и развитии религий[4].

В 1949 году учёный Джеффри Парриндер в своих университетских лекциях впервые заговорил о религиоведении как о самостоятельной науке. Спустя два десятилетия этот термин стал чаще употребляться по мере возрастания интереса к новому предмету исследований. Начали открываться новые разделы этой науки и издаваться научные издания по этой теме[4].

Задачи науки

Религиоведение занимается исследованиями в следующих разделах: сравнительное изучение религиозных традиций и обрядов; изучает истории возникновения той или иной религии; социология религий и тд.

Данная наука исследует ранее существовавшие и функционирующие до настоящего времени формы религии по таким параметрам: характерная особенность каждой религии; закономерность развития веры; трансформации, которые претерпела конкретная религия на протяжении многих веков; принципы основы каждой религии; межрелигиозные связи и перспективы их дальнейшего развития.

Религиоведение работает в тесной связке с другими научными дисциплинами, такими как[2]: антропология, социология, философия, археология и история[7]. Религиоведы в своих научных работах опираются на знания и открытия, сделанные в этих дисциплинах[4].

Религиоведение в России

В России научные работы по изучению различных религий начался в середины XIX века. Первыми русскими учёными, которые начали вести исследования по этой теме, стали Александр Потребня, Александр Афанасьев[2]. Они изучали языческие обряды и религиозные обычаи народов, живших в Российской империи[4].

Уже в начале XX века появились научные школы, которые начали специализироваться на изучении религиозных традиций Сибири и стран Востока. В этой области трудились религиоведы Фадей Зелинский, В. Г. Богораз и другие, которые внесли значительный вклад в развитие религиозной философской и исторической мысли. Впоследствии в рамках этой науки появилась новая научная дисциплина — сравнительное религиоведение.

В Санкт-Петербургском университете лекции по религиоведению читали на геологическом факультете с 1904 по 1925 год. Первые лекции по религиоведению в 1913 году начали читать в Народом университете имени Шанявского (Москва)[4].

В годы Советской власти научные исследования по религиоведению были прекращены. Также прекратилось преподавание этого предмета в вузах страны. Только в 1946 году научные работы по религиоведению были возобновлены по ходатайству профессора Серебрякова[4].

В настоящее время религиоведение преподают на отделении религиоведения философского факультета Московского университета и в РГГУ[3].

Примечания

  1. Религиоведение гуманитарная наука. Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 БРЭ. Религиоведение. Дата обращения: 20 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 Религиовед Костылев: все мы чуть-чуть Леонардо да Винчи. Дата обращения: 20 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Религиоведение - краткая история науки. Дата обращения: 20 мая 2024.
  5. Состоялась презентация словаря «Религиоведение»
  6. Религиоведение как область знания. Дата обращения: 19 мая 2024.
  7. Религиоведение как наука. Дата обращения: 20 мая 2024.