Рессора

Материал из «Знание.Вики»
Рессора

Рессо́ра (от фр. ressort — «пружина») — упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки гусеницы и т. д.), смягчая удары и толчки при прохождении по неровностям пути[1]. В подвеске автомобиля рессора также выполняет функцию направляющей.

Виды листовых рессор

Формы листовых рессор подвески автомобиля
  • Эллиптическая рессора — в плане имеет форму, близкую к эллипсу.
  • 3/4-эллиптическая рессора — имеет форму трёх четвертей эллипса.
  • Полуэллиптическая рессора — форма в виде полуэллипса; наиболее распространённый тип.
  • Четверть-эллиптическая рессора — конструктивно это половина полуэллиптической, когда один из концов неподвижно закреплён на шасси, а второй — консольно вывешен.
  • Параболическая рессора — малолистовая рессора, созданная из небольшого количества листов переменного сечения, прилегающих друг к другу ровной стороной с зазором через проставку[2].

Изготовление и крепление листовых рессор

Рессоры обычно состоят из нескольких листов, что позволяет получить необходимый ход подвески при сохранении нагрузочной способности (нужная жёсткость рессоры определяется как частное от усилия при полном сжатии до буфера к ходу подвески). Таким образом, каждый лист изгибается отдельно, а поломка одного листа не приводит к полному отказу подвески.

Каждый лист после придания ему формы закаливается, обычно с поверхностным охлаждением (вода), закалка самоотпуском, чтобы получить умеренную вязкость сердцевины и твёрдую износостойкую поверхность. Листы соединены обычно центральным болтом и стальными скобами. Рессору чаще всего закрепляют двумя стремянкамимосту) и через резиновые втулки в проушинах, через болты — к раме/корпусу с одной стороны и серёжкам с другой[3].

Используемые материалы

Материалы для изготовления листовых рессор выбираются с учётом назначения автомобиля (гражданское, коммерческое, военное), климата местности, толщины листов и преемственности конструкции. Рессоры обычно изготавливают из сталей типа 60С2, 55С2, 60С2Г, 65С2ВА; для большей надёжности используют никельсодержащие 60С2Н2А, хром-ванадиевые типа 50ХФА. Никель и ванадий отодвигают порог хладноломкости стали, что увеличивает надёжность её в условиях зимней эксплуатации[4].

Примечания

  1. Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля. — 1972.
  2. Рессоры листовые автомобильных транспортных средств. Технические требования и методы испытаний. — Москва, 2016. — 18 с.
  3. Михайловский Е.В., Серебряков К.Б., Тур Е.Я. Устройство автомобиля. — Москва, 1987.
  4. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. — Москва, 2006.