Самусьский судостроительно-судоремонтный завод

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод»
Тип общество с ограниченной ответственностью
Год основания 1879 год
Расположение  Россия: Томская область
Отрасль Судостроение
Награды Орден «Знак Почёта»

Саму́сьский судострои́тельно-судоремо́нтный заво́д — завод, созданный на базе Самусьской судоверфи, одного из старейших российских судостроительных предприятий, внёсшего значительный вклад в развитие отечественного судостроения и коммерческого флота. Предприятие является дочерним обществом ЗАО «Сибирский центр логистики». Завод располагается в Западной Сибири, на правом берегу реки Томь, в 42 км ниже города Томска[1].

История завода

Судостроительно—судоремонтный завод (СССРЗ)—предприятие, расположенное в посёлке Самусь, около четверти жителей которого задействованы в судостроении, ремонте, переоборудовании и разделке судов, в перевозке грузов по реке Оби и её притокам. Завод создан на базе Самусьской судоверфи, одного из старейших российских судостроительных предприятий, внёсшего значительный вклад в развитие отечественного судостроения и коммерческого флота.

Первый пароход Гагара

В 1879 году пароход «Гагара» вынужденно встал на зимовку в устье реки Самуськи, положив начало истории завода. Уже в следующем 1880 году  на зимовку остановился пароход «Арсений», а в 1895 году Западно-Сибирское речное пароходство арендовало у Кижировского сельского общества землю в устье реки Самуськи под зимовку пароходов, что считается официальной датой основания Самусьского Затона. В 1907 году завод получил официальный статус «Самусьский судоремонтный затон». Это предприятие долгое время являлось единственным и самым значимым для всего Томского округа водных путей сообщения. Освоив технологию судоремонта, предприятие «Самусьский судоремонтный затон» приступило к новому для себя делу—судостроению. По заказу Министерства путей сообщения в 1912 году из Англии были привезены в разобранном виде два судна «Тура» и «Конда» мощностью по 100 л. с. В течение года эти два судна были собраны, опробованы и отправлены в плавание по рекам Томь и Обь[1].

В период СССР

Дальнейшее развитие судостроения приходится на 19351936 годы когда были построены первые колесные газоходы мощностью 80 лошадиных сил № 201, 202, 203, 204, буксирные пароходы «Чая», «Васюган» по 60 лошадиных сил.

Пароход Латвия

Наряду с большими объёмами судоремонтных работ приписного флота завод занимался судостроением, а также сборкой металлических корпусов судов, построенных на заводах «Ленинская кузница» городов Киев, Зеленодольск и полной их достройкой на Самусьском заводе. Это серия буксирных судов мощностью 450 лошадиных сил.

1939 год—пароход «Чапаев»

1940 год—пароход «Латвия»

1942 год—пароход «Анатолий Серов»

1943 год—пароход «Полина Осипенко»

1944 год — пароход «Эстония»

1945 год — пароход «Литва»

Оборонная продукция

В годы Великой Отечественной войны, наряду с ремонтом и строительством флота, коллектив завода выпускал оборонную продукцию. В специально оборудованном цехе круглосуточно производились мины.

С 1950 года начинается строительство крупной серии пассажирских теплоходов проекта № 544 пассажировместимостью 144 человека. Если в 1955 году завод строил один проект—пассажирский теплоход проекта 544, то через четыре года, в 1959 году—три проекта: проект 544 (пассажирский теплоход), проект 792 (пассажирский теплоход, для речной переправы) и проект ПЭС-200 (плавэлектростанции мощностью 200 кВа). В 1969 году номенклатура судостроения состояла из четырёх проектов одновременно строящихся судов.

Производственная мощность завода прирастала медленно. Отсутствовало здание корпусного цеха, краны грузоподъёмностью более трёх тонн, металлорежущее оборудование для резки листовой стали толщиной более 5 мм, отсутствовали стапельные места. Всё это в совокупности не давало предприятию увеличить объёмы судостроения.

Новый судостроительный цех

Совет Министров СССР принял решение через «Автопромимпорт» заключить контракт на покупку в Финляндии и строительство цеха комплектной поставки по производству барж грузоподъёмностью 1100 тонн. Производительность цеха 40 штук барж/год или переработки 16 000 тонн стали/год. С учётом использования территории, инженерного обеспечения, наличия трудовых ресурсов и жилья, было признано целесообразным разместить судостроительный цех в посёлке Самусь Томской области. В декабре 1987 года комплекс из судостроительного и механического цехов был принят в эксплуатацию. Началось строительство барж в новом судостроительном цехе, но через несколько лет после снятия Госзаказа завод приступил к выполнению разовых заказов.

Самым крупным достижением коллектива завода явилось освоение и сдача в эксплуатацию в 1978 году первого из серии сухогрузного теплохода проекта Р-25Б грузоподъёмностью 2000 тонн. Второй такой теплоход сошёл со стапелей и был сдан в эксплуатацию к 100-летнему юбилею завода в ноябре 1979 года[1]. Указом Президиума Верховного Совета СССР к столетию завода «За достигнутые успехи в развитии речного транспорта и строительство судов для освоения нефтедобывающих районов Западной Сибири» Самусьский судостроительно-судоремонтный завод был награждён орденом «Знак Почёта»[2].

В период Российской Федерации

Продукция крупнейшего за Уралом предприятия гражданского судостроения известна не только в России, но и далеко за её пределами. Построенная в 1993 году для Голландии крупнотоннажная баржа «Европа-2» грузоподъёмностью 2800 тонн, носит название «Самусь»[3].

6 апреля 1993 года завод был преобразован в акционерное общество открытого типа. На базе завода были созданы несколько дочерних самостоятельных предприятий: ООО «Судостроитель», ООО «Строитель ВГТ», ООО «Харбин», ООО «Северская судоходная компания».

21 июля 2000 года на общем собрании акционеров была утверждена программа финансового оздоровления завода, которая определила пути выхода из экономического кризиса. Программой предусматривалась полная загрузка судостроительного комплекса новым судостроением, переоборудованием судов и капитальным ремонтом; разделка старых судов на металлолом, а также изготовление непрофильной продукции со 100% денежным обеспечением, что позволило бы создать стабильную финансовую базу, пополнение оборотных средств и получение достаточной прибыли.

Очистная станция

Всего до 2013 года на заводе было построено более трёхсот судов.

С 2019 года Самусьский судостроительно-судоремонтный завод является учредителем Общества с ограниченной ответственностью «Моряковский речной затон», основным видом деятельности которого является ремонт и техническое обслуживание судов и лодок. Самусьский ССРЗ — современное судостроительное предприятие России. Коллектив завода состоит из двухсот профессиональных специалистов.

В марте 2021 года компания ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод» стала участником Национального проекта России «Производительность труда». При поддержке Регионального центра компетенций Томской области предприятие внедрило технологии бережливого производства[4].

Выпускаемая продукция

Самусьский ССРЗ располагает развитой машиностроительной базой, обеспечивающей изготовление изделий машиностроения широкой номенклатуры и различного назначения.

Спуск мега-яхты

Изготавливаются суда пассажирские, грузопассажирские и грузовые длиной до 97 м и доковым весом до 800 тонн, катера и яхты разных типов и назначений с отправкой по железной дороге или водой по рекам Обь—Иртышского бассейна, баржи сухогрузные различных типов и назначения, баржи нефтеналивные для перевозки светлых и тёмных нефтепродуктов. Производится переоборудование новых и эксплуатируемых барж под нефтеналивные. По индивидуальным заказам производятся паромы несамоходные и самоходные, мосты понтонные, понтоны. Ведутся сложные работы по сборке плавучих кранов грузоподъёмностью 5 и 16 тонн[3].

Кроме того на заводе выполняются работы по машиностроению, изготовлению разных изделий. Ниже представлен перечень некоторой продукции.

  • Муфты приварные диаметром до 1220 мм, для ремонта нефтепроводов.
  • Ковера, фланцы и кницы для установки «Диоген», корпуса для установки «Кайман».
  • Производство стальных металлоконструкций, конструкций ферм, в том числе нестандартных.
  • Ёмкости стальные малотоннажные.
  • Валы гребные судовые, в том числе для скоростных судов. Изготовление новых и восстановление изношенных—электронаплавкой.
  • Иллюминаторы судовые створчатые и глухие диаметром 250, 300, 350, 400, 450 мм. ГОСТ 19261-98.
  • Иллюминаторы судовые створчатые и глухие прямоугольные размером 400х560, 500×710 мм. ГОСТ 21672-99.
  • Крышки судовые водогазонепроницаемые размером 450×600 мм, тип II ГОСТ 25309-94.
  • Нестандартное оборудование, в том числе станки деревообрабатывающие универсальные промышленной производительности с электродвигателем 7.5 квт. Масса станка 250 кг[3].

Виды деятельности завода направлены в первую очередь на строительство речных, смешанного типа «Река-Море» плавания грузовых самоходных и несамоходных судов, плавучих кранов по классификации Российского квалификационного общества (РКО) и классификации Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Далее в приоритете находятся ремонт и модернизация всех категорий пассажирских, грузовых самоходных и несамоходных судов, буксиров-толкачей и судов технического флота. На заводе осуществляется разработка технической документации на строительство, ремонт, модернизацию, переоборудование судов с классом РКО, в том числе по индивидуальным заказам. В современных цехах осуществляется слипование, дефектация и отстой флота. Выгодное географическое положение даёт возможность обеспечить поставку продукции заказчику различными видами транспорта (водный, железнодорожный, автомобильный)[4].

Руководители завода

Владимир Васильевич Амосов

Заводом руководили талантливые люди, работа каждого стала исторической вехой в становлении и жизни завода и посёлка речников. Продолжительный период времени заводом руководил Владимир Васильевич Амосов[1].

1934—1936 годы — Василий Григорьевич Семёнов

1936—1937 годы — Дмитрий Иванович Верходубов

1937—1939 годы — Валентин Яковлевич Рябов

1940—1941 годы — Николай Васильевич Борисов

1941—1945 годы — Николай Николаевич Флейшман

1945—1950 годы — Павел Иннокентьевич Славоросов

1950—1961 годы — Евгений Николаевич Жигулин

1961—1969 годы — Александр Федорович Чумак

1969—2000 годы — Владимир Васильевич Амосов

2000—2002 годы — Пугин Александр Сергеевич

2002—2010 годы — Комарчев Александр Викторович

2010—2016 годы — Шварц Виктор Густавович

Галерея

Место стоянки парохода Гагара
Пароход Большевик
Пароход Кузнец Мошкин
Теплоход Москвич
Капитаны
Суда, поднятые для ремонта
Теплоход для речной переправы
Спуск теплохода Атаман Ермак

Ссылки

Самусьский судостроительно-—судоремонтный завод

История завода

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Верзаков Е.А. Время, события, люди завода. — Северск, 2018. — С. 4. — 107 с.
  2. История завода. Как всё начиналось.. Самусьский судостроительно-судоремонтный завод. Дата обращения: 2 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Чурсанов О.Б. История завода (2018). Дата обращения: 19 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Общая информация. ССРЗ. Дата обращения: 22 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!