Санкт-Петербургская художественная академия

Материал из «Знание.Вики»
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица
(СПГХПА)
Art and Industry Academy SPB 02.jpg
Год основания 15 мая 1878
Год реорганизации 2007
Тип высшее учебное заведение
Ректор Кислицына Анна Николаевна
Юридический адрес Россия, 191028, Санкт-Петербург, Соляной переулок, д.13-15
Сайт https://www.ghpa.ru/

Санкт-Петербу́ргская госуда́рственная худо́жественно-промы́шленная акаде́мия и́мени А. Л. Шти́глица (СПГХПА)— высшее учебное заведение Санкт-Петербурга[1] федерального значения, основанное в 1876 году на средства барона Александра Штиглица и расположенное в Центральном районе города. Официальной датой его основания считается 15 мая 1878 года[2].

История становления

История академии совпала с эпохой развития промышленности, где главной задачей становилась потребность сделать свою продукцию конкурентноспособной. Крайне важно было подготовить для страны художников производства. Вначале здесь было основано Центральное училище технического рисования (ЦУТР). В 1876 году был издан указ Александра II о том, что все средства, собранные на пожертвования банкира Александра Людвиговича Штиглица, будут направлены на создание Центрального училища технического рисования. В стенах училища готовили профессиональные кадры для художественно-промышленных школ. Это были учителя рисования и черчения, художники декоративно-прикладного искусства[2].

Большая заслуга в становлении и развитии училища принадлежит его первому директору, архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру, который был руководителем учебного заведения с 1879 по 1896 год[1]. Вскоре после открытия академии Максимилиан Месмахер взялся за формирование художественной коллекции для целей обучения студентов. Также со всех уголков страны стали поступать дары в виде произведений искусства. Директор училища решил, что музей — это абсолютно необходимый элемент познания учащимися истории искусства. Так началась история создания музея прикладного искусства.

Здание училища строилось с 1878 по 1881 год и было открыто 29 декабря 1881 года в присутствии Великого князя Владимира Александровича[3].

В 1918 году училище принимало на обучение всех желающих получить специальное образование и стало называться Государственными свободными художественными учебными мастерскими. В 1920 году произошла реорганизация училища в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств. И уже в 1922 году мастерские были объединены с бывшей императорской Академией художеств в Высшие художественные технические мастерские[4]. Выпускники училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в декорационных мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачёва, Овчинникова и других. С училищем связаны имена известных художников. Это Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Аркадий Александрович Рылов. Через три года, в 1925 году, мастерские были закрыты.

Участие академии в реставрационных работах

18 января 1943 года была прорвана блокада, но война продолжалась. Это было непростое испытание для горожан. Вокруг было всё разрушено, но даже в такое время в Ленинграде обсуждались планы по дальнейшему восстановлению города и всех его памятников. Нужно было восстанавливать город. Одним из примеров восстановления является Павловский дворец[5]. Павловский дворец является одним из лучших произведений классицизма конца XVIII века в России. В январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара. Пожар мог бы стать для него роковым, если бы сотрудники дворца не начали экстренно консервировать уцелевшие фрагменты и детали. Восстановительные работы были начаты с главного корпуса и левого циркульного служебного помещения. Непростой задачей была разборка огромных завалов, которые производились в присутствии научных сотрудников, собиравших уцелевшие ценные фрагменты и детали. Перекрытий в разрушенном дворце не было. Поэтому приходилось делать подмостья-вышки и, поднимаясь по стремянкам с первого этажа на второй, укрывать уцелевшие лепные украшения стен дощатыми и фанерными футлярами. Послевоенные обмеры фасадов, как и интерьеров, начавшиеся ещё в 1945 году, производились различными организациями и отдельными лицами, в том числе студентами ЛВХПУ и Академии художеств. Реставрация Павловского дворца — сложнейшая задача в то тяжёлое послевоенное время — смогла быть проведена благодаря усилиям многих неравнодушных людей, в числе которых — студенты и преподаватели училища по архитектурной отделке зданий, позднее — ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Благодаря труду студентов и преподавателей сейчас можно увидеть архитектуру старых мастеров, интерьеры и парки Павловского дворцово-паркового ансамбля[5].

Послевоенное время

Решением правительства в 1945 году училище воссоздаётся как художественное среднее специальное учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов монументального, декоративно-прикладного, промышленного и реставрационного искусства. По истечении трёх лет, в 1948 году, оно стало высшим учебным заведением — Высшим художественно-промышленным училищем (ЛВХПУ)[4].

В 1953 году постановлением правительства Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу было присвоено имя народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, скульптора Веры Игнатьевны Мухиной, внёсшей большой вклад в создание советского монументального и декоративно-прикладного искусства. До 1960 года, пока сохранялась большая потребность в реставраторах, восстанавливающих разрушенное в годы Великой Отечественной войны, преподаватели и студенты приняли активное участие в возрождении дворцово-парковых ансамблей Павловска, Пушкина и Петергофа[2].

Современность

В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой в 2007 году было возвращено имя её основателя — Александра Людвиговича Штиглица.

В октябре 2019 года в стенах Академии прошла научно-практическая конференция, приуроченная к 205-летию барона Александра Людвиговича Штиглица. По итогам конференции был издан сборник научных статей[6].

В настоящее время Академия представляет собой современный полихудожественный вуз Санкт-Петербурга. Процесс обучения специалистов осуществляется по программам бакалавриата (срок обучения 4 года), магистратуры (срок обучения два года), специалитета (срок обучения шесть лет) и аспирантуры (срок обучения три года). В академии работает более 20 кафедр двух факультетов: монументально-декоративного искусства и факультет дизайна[7]. За свою историю школа меняла названия, но сохранила свой неповторимый стиль: верность традициям, новаторскую устремленность в будущее и открытость окружающему миру, о чём в полный голос заявляют дипломные работы выпускников современной академии.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Горбунова Т. В эпоху перемен. — Санкт-Петербург: СПб.: Алетейя, 2017. — 223 с. — ISBN 978-5-9500335-2-0.
  2. 2,0 2,1 2,2 Рубин Е. Академия Штиглица: ода искусству от благородного банкира. Санкт-Петербург.ру (8 марта 2019). Дата обращения: 10 февраля 2024.
  3. Великий князь Владимир Александрович. Архитектурные идеи. Дата обращения: 11 февраля 2024.
  4. 4,0 4,1 Прохоренко Г. Е. 205 лет барону А. Л. Штиглицу / под ред. Г. Е. Прохоренко. — Санкт-Петербург: СПГХПА им А.Л. Штиглица, 2019. — 130 с. — ISBN 000199_000009_010379341.
  5. 5,0 5,1 Государственный музей-заповедник «Павловск».
  6. Научно-практическая конференция «205 лет барону А.Л. Штиглицу». Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (17 октября 2019). Дата обращения: 11 февраля 2024.
  7. Абитуриенту. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. Дата обращения: 9 февраля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!


Ссылки