Семнадцать мгновений весны (телефильм)

Материал из «Знание.Вики»
Семнадцать мгновений весны
Семнадцать мгновений весны
Жанр

политический детектив военная драма

шпионский триллер
Режиссёр Татьяна Лиознова
На основе Семнадцать мгновений весны
Автор
сценария
Юлиан Семёнов
В главных
ролях

Вячеслав Тихонов Леонид Броневой Юрий Визбор Ростислав Плятт Евгений Евстигнеев Василий Лановой Екатерина Градова Николай Прокопович

Леонид Куравлёв
Композитор Микаэл Таривердиев
Страна СССР
Язык Русский

«Семнадцать мгновений весны» — экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова. События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Консультантом фильма был Семён Цвигун (в титрах указан как С. К. Мишин)[1].

Историческая основа

В основу сериала положены реальные события — тайные переговоры, шедшие во время заключительного этапа Второй мировой войны между будущим директором ЦРУ Алленом Даллесом и высокопоставленным офицером СС Карлом Вольфом, с целью заключить сепаратный мир между нацистской Германией и странами Запада, чтобы ослабить позиции СССР в послевоенном устройстве мира. Информация о секретных переговорах в рамках операции «Санрайз» или «Кроссворд», как её именовали в Британии, стала известна советской разведке. Благодаря этому руководство СССР предотвратило подписание сепаратного мира между Германией и странами-участницами антигитлеровской коалиции. Эти переговоры, по сюжету сериала, и должен был сорвать Штирлиц[2].

На протяжении 12 серий фильма Татьяна Лиознова с помощью мелких деталей формирует у зрителя целостный образ войны и её трагических последствий — это и мальчик-беспризорник, которого встречает главный герой, и подросток, вынужденный работать официантом в кафе, и травмированный увиденной на фронте жестокостью солдат СС Кальдер Гельмут, который осознал бессмысленную жестокость нацизма и пожертвовал жизнью ради спасения раскрытой советской разведчицы Кэт и её новорождённого ребёнка, попавших в руки гестапо[2].

Содержание серий

1-я серия

Представители германского командования смотрят кадры кинохроники последней войны. Тем временем Штирлиц, выпроводив из своего загородного дома прислугу, закрывает все двери и опускает шторы, чтобы в обстановке строгой секретности принять шифровку из Центра[3].

2-я серия

Штирлиц размышляет: Геббельс, Гиммлер, Геринг или Борман? Кто из высших партийных бонз третьего рейха замышляет переговоры с американцами? «Служебные обязанности» сталкивают Штирлица с заключенным пастором Шлагом[3].

3-я серия

Штирлиц приходит на похороны Карла Плейшнера. Умер не просто «специалист по заболеваниям почек», умер человек долгие годы работавший в антифашистской организации и помогавший Штирлицу. Теперь единственный для Штирлица «выход в мир» — передатчик Эрвина[3].

4-я серия

Штирлиц решается на отчаянный шаг — пойти на прием к Гиммлеру. В его папке — письмо, написанное «истинным патриотом». В приемной Штирлиц неожиданно сталкивается с Шелленбергом. Он понимает, что сейчас близок к провалу как никогда[3].

5-я серия

Резидент стратегических структур США в Европе Аллен Даллес готов к переговорам с представителем германского руководства генералом Вольфом. Для реализации своего рискованного плана Штирлиц отправляет Борману письмо, в котором сообщает о сепаратных переговорах и просит о встрече. Борман понимает, какой мощный аргумент в борьбе против Гиммлера он заполучил, но от решения пока воздерживается. Тем временем Штирлиц приходит к Плейшнеру и, признавшись, что он советский разведчик, просит профессора о помощи[3].

6-я серия

Штирлиц узнает от Рольфа об обнаруженном передатчике и о том, что Кэт жива. Заручившись поддержкой Шелленберга, он забирает ее из госпиталя. По его настоянию Кэт соглашается сотрудничать с немецкой разведкой. Во время бомбежки в здании управления безопасности остается открытой комната связи с высшим руководством рейха, Штирлиц звонит Борману и договаривается о встрече[3].

7-я серия

Кэт с ребенком помещена в особняк, где за ней следит Барбара Крайн. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Профессор выполняет поручение, но попадает под наблюдение гестаповцев. Тем временем Мюллеру удается установить, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны. Шеф гестапо решает проверить всех сотрудников управления[3].

8-я серия

Холтофф говорит Штирлицу, что у Мюллера есть на него компромат, и предлагает бежать за границу. Штирлиц оглушает его и привозит в гестапо. Штирлиц отвозит пастора Шлага на швейцарскую границу. Тем временем Мюллер устанавливает, что на чемодане радистки именно отпечатки пальцев Штирлица. Мюллер приказывает арестовать его[3].

9-я серия

Берне пастор Шлаг встречается с деятелями церкви и политиками, чтобы выполнить задание Штирлица. Склоняя Кэт к сотрудничеству, Рольф выносит ее новорожденного сына на мороз. И Хельмут убивает его. Они вместе с Кэт бегут. Поняв, что попал в ловушку гестапо, профессор Плейшнер решается на отчаянный шаг[3].

10-я серия

Мюллер приказывает отправить полицейские наряды по линии автобуса, на котором скрылись Хельмут и Кэт с ребенком. Приехав в детский приют, эти двое забирают дочь Хельмута[3].

11-я серия

Мюллер предлагает Штирлицу свои услуги в его игре с Борманом, мотивируя это тем, что без «папы» Мюллера им не выбраться из Берлина. Штирлицу предстоит вывезти из Германии Кэт с двумя новорожденными детьми. Когда машину останавливает военный патруль, глаза Кэт полны страха. Мгновение — и весь только что пережитый ужас вернется… Но, к счастью, все обходится, они уже по ту сторону границы[3].

12-я серия

Из Берна Штирлиц отправляет в Центр шифровку с подтверждением факта сепаратных переговоров между Даллесом и Вольфом. Рейхслейтер Борман приказывает срочно вызвать в Берлин генерала Вольфа. Каждый раз зрители надеются, что Штирлиц напишет записку жене, пусть «по-французски и левой рукой», что он примет решение вернуться в Москву, что больше ему не придется рисковать… Но каждый раз машина везет Штирлица по направлению к Берлину[3].

Выбор актёров

Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно — снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день — так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров[4].

Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко — в качестве «штирлицев» она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: «В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть». Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая. Сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера — а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили. После этого ему доверили роль Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для «смелости». Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. «Играть ты должен, прожигая им своего партнера», — повторяла Лиознова[4].

Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: «И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож — отказался бы от роли». Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера[4].

Работа над картиной

Семнадцать мгновений весны снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами[5].

В самом начале фильма, в первых же кадрах, перед зрителем предстает главный герой, гуляющий по берегу пруда в пригороде Берлина. На самом деле этот эпизод снимался в Москве, а гулял Вячеслав Тихонов по территории памятника садово-паркового искусства — усадьбы Архангельское-Тюриково. Находится она в районе Северный[5].

За фигурами Штирлица и его спутницы, фрау Заурих, виднеется частично разрушенная колокольня Успенской церкви. Сегодня усадьба является объектом культурного наследия. За ее состоянием и внешним видом следят специалисты Департамента культурного наследия Москвы, которые при необходимости проводят реставрационные работы[5].

Следующим архитектурным героем картины стало столичное здание с роскошными интерьерами — усадьба Салтыковых Чертковых. Дом исполнил роль специального ведомства США в Берне. Яркий небесно-голубой особняк XVIII века в классическом стиле с богатыми декоративными элементами находится по адресу: Мясницкая улица, дом 7, строение 2. Однако в кадре мы видим не его фасад, а внутреннее убранство — залы, оформленные в разных стилях[5].

Первый зал, который предстает перед взором зрителя, — это Дубовая гостиная. В деревянной комнате со встроенными шкафами и резными балками снимали сцену сепаратных переговоров немцев и американцев (пятая серия). В съемках приняли участие Василий Лановой и Валентин Гафт[5].

Декорацией послужил и еще один зал усадьбы — Белый. Именно оттуда специальная группа вела прослушку за переговорщиками. Комнату можно легко узнать по необычному камину в стиле модерн с декором в виде переплетающихся ветвей деревьев, на которых резвятся нимфы и сатиры[5].

Еще один колоритный московский особняк запечатлен в восьмой серии «Семнадцати мгновений весны» — это дом архитектора Сергея Соловьева на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков. По сюжету в этом здании находится конспиративная квартира, где допрашивали радистку Кэтрин Кин. Фасад особняка появляется в кадре, когда туда на своем автомобиле приезжает Штирлиц. Он должен проследить за допросом[5].

Узнаваемым архитектурным персонажем советского шпионского фильма стал и Рижский вокзал. Сначала его прямоугольные окна первого этажа и карнизы появляются в шестой серии. Отсюда профессор Плейшнер уезжает из рейха в швейцарский Берн. А в заключительной 12-й серии здание появляется снова уже в роли вокзала Берна, откуда радистка Кэт отправляется в Париж. Единственное, что поменялось, — надписи. Внимательные зрители могут также заметить небольшой киноляп. Когда Кэт садится в поезд, на вагоне наряду с иностранными надписями заметна одна и на русском языке: «тара 58 тонн»[5].

Актёры и роли

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Юлиан Семёнов
  • Режиссёр: Татьяна Лиознова
  • Операторы: Пётр Катаев; Анатолий Буравчиков
  • Художник по костюмам: Мариам Быховская
  • Художник-постановщик: Борис Дуленков
  • Звукорежиссёр: Леонард Бухов
  • Текст за кадром: Ефим Копелян

Музыка

Музыка имеет для создания подобного нерва очень большое значение. Оказывается, в целом музыка звучит там более шести часов — к фильму было написано целых двенадцать песен на стихи Роберта Рождественского. В каждой серии должна была звучать своя песня — к слову, записи многих из них сохранились и сегодня. Как отмечал композитор и автор всего этого богатства Микаэл Таривердиев, такое количество песен в итоге не понравилось им с режиссером, поэтому оставили только две, которые максимально отражали драматургию картины — лирическая «Песня о далекой Родине» и героическая «Мгновения». При этом Вера Таривердиева, его вдова, вспоминала, что муж не сразу согласился взять проект[6].

Он долго думал, соглашаться ли ему писать музыку к картине о Штирлице. "Знаешь, - сказал он тогда, - что-то мне надоели фильмы про шпионов!". А потом нашел ход: главным для него стал не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Отсюда и ностальгическая "Песня о далекой Родине", и философская "Не думай о секундах свысока

Знаменитое «Я прошу, хоть ненадолго» прозвучало в военной драме о разведчике в тылу врага в одном из самых трогательных эпизодов, вызывавшим слезы даже у самых сдержанных людей — это сцена встречи Штирлица с женой. Создать необходимую атмосферу в легендарном кафе Elefant помогла композиция «Песня о далекой Родине». Музыку Микаэл Таривердиев писал в ходе съемок фильма, и знаменитую сцену снимали под звуки песни[6].

Музыкальные темы фильма:

  1. На Цветочной улице
  2. Где-то далеко
  3. Эхо войны
  4. В чёрно-белом ритме
  5. Мгновения
  6. Прелюдия для Кэт
  7. Вокзал прощания
  8. Дороги
  9. Ночной патруль
  10. Весеннее утро
  11. Двое в кафе
  12. Сумерки в Берлине
  13. Встреча с женойВ этот список не вошёл вальс, под который танцуют Габи и Штирлиц 8 марта.

Примечания

  1. Семнадцать мгновений весны (1973). КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 19 ноября 2023.
  2. 2,0 2,1 50 лет назад вышла первая серия многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». Ассоциация «Российское историческое общество ». Дата обращения: 20 ноября 2023.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Семнадцать мгновений весны (1973). Серии. Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 19 ноября 2023.
  4. 4,0 4,1 4,2 "Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров. РИО НОВОСТИ. Дата обращения: 20 ноября 2023.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Прогулка Штирлица и тайные переговоры: по местам съемок «Семнадцати мгновений весны». Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Дата обращения: 20 ноября 2023.
  6. 6,0 6,1 История "Песни о далекой Родине". К юбилею фильма "Семнадцать мгновений весны". TengriLife. Дата обращения: 20 ноября 2023.

Ссылки