Семнадцать мгновений весны (телефильм)
Семнадцать мгновений весны | |
---|---|
Семнадцать мгновений весны | |
Жанр |
политический детектив военная драма шпионский триллер |
Режиссёр | Татьяна Лиознова |
На основе | Семнадцать мгновений весны |
Автор сценария |
Юлиан Семёнов |
В главных ролях |
Вячеслав Тихонов Леонид Броневой Юрий Визбор Ростислав Плятт Евгений Евстигнеев Василий Лановой Екатерина Градова Николай Прокопович Леонид Куравлёв |
Композитор | Микаэл Таривердиев |
Страна | СССР |
Язык | Русский |
«Семнадцать мгновений весны» — экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова. События в фильме происходят с 12 февраля по 24 марта 1945 года. Консультантом фильма был Семён Цвигун (в титрах указан как С. К. Мишин)[1].
Историческая основа
В основу сериала положены реальные события — тайные переговоры, шедшие во время заключительного этапа Второй мировой войны между будущим директором ЦРУ Алленом Даллесом и высокопоставленным офицером СС Карлом Вольфом, с целью заключить сепаратный мир между нацистской Германией и странами Запада, чтобы ослабить позиции СССР в послевоенном устройстве мира. Информация о секретных переговорах в рамках операции «Санрайз» или «Кроссворд», как её именовали в Британии, стала известна советской разведке. Благодаря этому руководство СССР предотвратило подписание сепаратного мира между Германией и странами-участницами антигитлеровской коалиции. Эти переговоры, по сюжету сериала, и должен был сорвать Штирлиц[2].
На протяжении 12 серий фильма Татьяна Лиознова с помощью мелких деталей формирует у зрителя целостный образ войны и её трагических последствий — это и мальчик-беспризорник, которого встречает главный герой, и подросток, вынужденный работать официантом в кафе, и травмированный увиденной на фронте жестокостью солдат СС Кальдер Гельмут, который осознал бессмысленную жестокость нацизма и пожертвовал жизнью ради спасения раскрытой советской разведчицы Кэт и её новорождённого ребёнка, попавших в руки гестапо[2].
Содержание серий
1-я серия
Представители германского командования смотрят кадры кинохроники последней войны. Тем временем Штирлиц, выпроводив из своего загородного дома прислугу, закрывает все двери и опускает шторы, чтобы в обстановке строгой секретности принять шифровку из Центра[3].
2-я серия
Штирлиц размышляет: Геббельс, Гиммлер, Геринг или Борман? Кто из высших партийных бонз третьего рейха замышляет переговоры с американцами? «Служебные обязанности» сталкивают Штирлица с заключенным пастором Шлагом[3].
3-я серия
Штирлиц приходит на похороны Карла Плейшнера. Умер не просто «специалист по заболеваниям почек», умер человек долгие годы работавший в антифашистской организации и помогавший Штирлицу. Теперь единственный для Штирлица «выход в мир» — передатчик Эрвина[3].
4-я серия
Штирлиц решается на отчаянный шаг — пойти на прием к Гиммлеру. В его папке — письмо, написанное «истинным патриотом». В приемной Штирлиц неожиданно сталкивается с Шелленбергом. Он понимает, что сейчас близок к провалу как никогда[3].
5-я серия
Резидент стратегических структур США в Европе Аллен Даллес готов к переговорам с представителем германского руководства генералом Вольфом. Для реализации своего рискованного плана Штирлиц отправляет Борману письмо, в котором сообщает о сепаратных переговорах и просит о встрече. Борман понимает, какой мощный аргумент в борьбе против Гиммлера он заполучил, но от решения пока воздерживается. Тем временем Штирлиц приходит к Плейшнеру и, признавшись, что он советский разведчик, просит профессора о помощи[3].
6-я серия
Штирлиц узнает от Рольфа об обнаруженном передатчике и о том, что Кэт жива. Заручившись поддержкой Шелленберга, он забирает ее из госпиталя. По его настоянию Кэт соглашается сотрудничать с немецкой разведкой. Во время бомбежки в здании управления безопасности остается открытой комната связи с высшим руководством рейха, Штирлиц звонит Борману и договаривается о встрече[3].
7-я серия
Кэт с ребенком помещена в особняк, где за ней следит Барбара Крайн. Штирлиц переправляет Плейшнера в Швейцарию, поручив ему явиться на конспиративную квартиру в Берне и передать шифровку в Центр. Профессор выполняет поручение, но попадает под наблюдение гестаповцев. Тем временем Мюллеру удается установить, что отпечатки пальцев на чемодане Кэт и на одном из телефонов правительственной связи идентичны. Шеф гестапо решает проверить всех сотрудников управления[3].
8-я серия
Холтофф говорит Штирлицу, что у Мюллера есть на него компромат, и предлагает бежать за границу. Штирлиц оглушает его и привозит в гестапо. Штирлиц отвозит пастора Шлага на швейцарскую границу. Тем временем Мюллер устанавливает, что на чемодане радистки именно отпечатки пальцев Штирлица. Мюллер приказывает арестовать его[3].
9-я серия
Берне пастор Шлаг встречается с деятелями церкви и политиками, чтобы выполнить задание Штирлица. Склоняя Кэт к сотрудничеству, Рольф выносит ее новорожденного сына на мороз. И Хельмут убивает его. Они вместе с Кэт бегут. Поняв, что попал в ловушку гестапо, профессор Плейшнер решается на отчаянный шаг[3].
10-я серия
Мюллер приказывает отправить полицейские наряды по линии автобуса, на котором скрылись Хельмут и Кэт с ребенком. Приехав в детский приют, эти двое забирают дочь Хельмута[3].
11-я серия
Мюллер предлагает Штирлицу свои услуги в его игре с Борманом, мотивируя это тем, что без «папы» Мюллера им не выбраться из Берлина. Штирлицу предстоит вывезти из Германии Кэт с двумя новорожденными детьми. Когда машину останавливает военный патруль, глаза Кэт полны страха. Мгновение — и весь только что пережитый ужас вернется… Но, к счастью, все обходится, они уже по ту сторону границы[3].
12-я серия
Из Берна Штирлиц отправляет в Центр шифровку с подтверждением факта сепаратных переговоров между Даллесом и Вольфом. Рейхслейтер Борман приказывает срочно вызвать в Берлин генерала Вольфа. Каждый раз зрители надеются, что Штирлиц напишет записку жене, пусть «по-французски и левой рукой», что он примет решение вернуться в Москву, что больше ему не придется рисковать… Но каждый раз машина везет Штирлица по направлению к Берлину[3].
Выбор актёров
Многие актеры параллельно работали и на других картинах, поэтому собрать всех вместе для съемок было крайне сложно — снимать приходилось ночью. Некоторые эпизоды добавлялись по ходу работы, а актеры на второстепенные роли назначались в лучшем случае за день до съемок, а иногда и день в день — так произошло с Элеонорой Шашковой, сыгравшей жену Штирлица. О роли, которая навсегда закрепит за ней образ жены советского разведчика, она узнала меньше чем за сутки перед съемкой. Конечно же, это лишь одна сторона медали, в профессионализме съемочной группы не приходится сомневаться, а Татьяна Лиознова еще перед началом съемок заявила, что на площадке хочет видеть уже известных и зарекомендовавших себя актеров[4].
Выбор актера для главной роли фильма дался Татьяне Лиозновой нелегко — в качестве «штирлицев» она рассматривала Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова, Юрия Соломина. Лиознова вспоминала, что в тот момент как минимум два актера подходили на роль Штрилица больше, чем Тихонов: «В их лице было нечто антипатичное, что тоже должно быть». Главным претендентом на роль был Арчил Гомиашвили, с которым у Лиозновой тогда был роман и который в будущем прославится как Остап Бендер из фильма Гайдая. Сложно представить и Леонида Куравлева в роли Гитлера — а ведь изначально именно на эту роль актера и пригласили. После этого ему доверили роль Айсмана, закрыв повязкой один глаз — как объясняла Лиознова, для «смелости». Ведь именно закрытый глаз придавал образу Айсмана историю: если глаза нет, значит, он потерян в бою, а если воевал, значит, у героя уже есть боевой характер. «Играть ты должен, прожигая им своего партнера», — повторяла Лиознова[4].
Не совсем обычной можно назвать роль Мюллера: сложно было найти человека, еще более не похожего на Мюллера, чем Леонид Броневой, и об этом знала вся съемочная группа. Однако об этом не знал сам Броневой: «И слава Богу, что они мне ни разу не показали его (Мюллера) фотографию. Все говорили, что нет хорошей. Если б я увидел, насколько на него не похож — отказался бы от роли». Несмотря на то, что до этого Броневой ни разу не стоял перед камерой, с ролью он справился блестяще, и даже спустя десятки лет признается, что не против еще раз сыграть Мюллера[4].
Работа над картиной
Семнадцать мгновений весны снимался как рядовой сериал: рассказывают даже, что большинство актеров, задействованных в картине, относились к съемкам не слишком-то и серьезно. Несмотря на то, что на фильме лежала большая ответственность — по инициативе генсека ЦК КПСС Юрия Андропова он должен был быть приурочен к 30-летию победы над немцами[5].
В самом начале фильма, в первых же кадрах, перед зрителем предстает главный герой, гуляющий по берегу пруда в пригороде Берлина. На самом деле этот эпизод снимался в Москве, а гулял Вячеслав Тихонов по территории памятника садово-паркового искусства — усадьбы Архангельское-Тюриково. Находится она в районе Северный[5].
За фигурами Штирлица и его спутницы, фрау Заурих, виднеется частично разрушенная колокольня Успенской церкви. Сегодня усадьба является объектом культурного наследия. За ее состоянием и внешним видом следят специалисты Департамента культурного наследия Москвы, которые при необходимости проводят реставрационные работы[5].
Следующим архитектурным героем картины стало столичное здание с роскошными интерьерами — усадьба Салтыковых — Чертковых. Дом исполнил роль специального ведомства США в Берне. Яркий небесно-голубой особняк XVIII века в классическом стиле с богатыми декоративными элементами находится по адресу: Мясницкая улица, дом 7, строение 2. Однако в кадре мы видим не его фасад, а внутреннее убранство — залы, оформленные в разных стилях[5].
Первый зал, который предстает перед взором зрителя, — это Дубовая гостиная. В деревянной комнате со встроенными шкафами и резными балками снимали сцену сепаратных переговоров немцев и американцев (пятая серия). В съемках приняли участие Василий Лановой и Валентин Гафт[5].
Декорацией послужил и еще один зал усадьбы — Белый. Именно оттуда специальная группа вела прослушку за переговорщиками. Комнату можно легко узнать по необычному камину в стиле модерн с декором в виде переплетающихся ветвей деревьев, на которых резвятся нимфы и сатиры[5].
Еще один колоритный московский особняк запечатлен в восьмой серии «Семнадцати мгновений весны» — это дом архитектора Сергея Соловьева на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков. По сюжету в этом здании находится конспиративная квартира, где допрашивали радистку Кэтрин Кин. Фасад особняка появляется в кадре, когда туда на своем автомобиле приезжает Штирлиц. Он должен проследить за допросом[5].
Узнаваемым архитектурным персонажем советского шпионского фильма стал и Рижский вокзал. Сначала его прямоугольные окна первого этажа и карнизы появляются в шестой серии. Отсюда профессор Плейшнер уезжает из рейха в швейцарский Берн. А в заключительной 12-й серии здание появляется снова уже в роли вокзала Берна, откуда радистка Кэт отправляется в Париж. Единственное, что поменялось, — надписи. Внимательные зрители могут также заметить небольшой киноляп. Когда Кэт садится в поезд, на вагоне наряду с иностранными надписями заметна одна и на русском языке: «тара 58 тонн»[5].
Актёры и роли
- Вячеслав Тихонов — Макс Отто фон Штирлиц (Максим Максимович Исаев)
- Олег Табаков — Вальтер Шелленберг
- Леонид Броневой — Генрих Алоис Мюллер
- Ростислав Плятт — Фриц Шлаг
- Николай Прокопович — Генрих Гиммлер
- Юрий Визбор — Мартин Борман
- Юрий Катин-Ярцев — Астроном
- Светлана Светличная — Габи Набель
- Пётр Чернов — Владимир Николаевич Громов
- Лев Дуров — Клаус
- Николай Волков мл. — Эрвин Кин
- Элеонора Шашкова — Александра Гаврилина
- Евгений Лазарев — Емельянов
- Леонид Куравлёв — Курт Айсман
- Евгений Евстигнеев — Вернер Плейшнер
- Василий Лановой — Карл Вольф
- Григорий Лямпе — Рунге
- Ян Янакиев — Дольман
- Вячеслав Шалевич — Аллен Даллес
- Валентин Гафт — Гаверниц
- Ольга Сошникова — Барбара Крайн
- Николай Гриценко — Немецкий генерал в вагоне
- Владлен Давыдов — Сотрудник Даллеса
- Владимир Козел — Папский легат в Швейцарии
- Манефа Соболевская — Сестра в детском приюте
- Владимир Кенигсон — Краузе
- Владлен Паулус — Советник немецкого посольства
- Паул Буткевич — Связной из Центра
- Владимир Емельянов — Вильгельм Кейтель
- Евгений Перов — Хозяин ресторана «У грубого Готлиба»
- Эдуард Изотов — Шмунд
- Александр Яковлев — Охранник посольства
- Валентин Голубенко — Сотрудник гестапо
- Инна Ульянова — Девица в баре
- Витаутас Паукште — Эпизод
Съёмочная группа
- Автор сценария: Юлиан Семёнов
- Режиссёр: Татьяна Лиознова
- Операторы: Пётр Катаев; Анатолий Буравчиков
- Художник по костюмам: Мариам Быховская
- Художник-постановщик: Борис Дуленков
- Звукорежиссёр: Леонард Бухов
- Текст за кадром: Ефим Копелян
Музыка
Музыка имеет для создания подобного нерва очень большое значение. Оказывается, в целом музыка звучит там более шести часов — к фильму было написано целых двенадцать песен на стихи Роберта Рождественского. В каждой серии должна была звучать своя песня — к слову, записи многих из них сохранились и сегодня. Как отмечал композитор и автор всего этого богатства Микаэл Таривердиев, такое количество песен в итоге не понравилось им с режиссером, поэтому оставили только две, которые максимально отражали драматургию картины — лирическая «Песня о далекой Родине» и героическая «Мгновения». При этом Вера Таривердиева, его вдова, вспоминала, что муж не сразу согласился взять проект[6].
Он долго думал, соглашаться ли ему писать музыку к картине о Штирлице. "Знаешь, - сказал он тогда, - что-то мне надоели фильмы про шпионов!". А потом нашел ход: главным для него стал не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Отсюда и ностальгическая "Песня о далекой Родине", и философская "Не думай о секундах свысока
Знаменитое «Я прошу, хоть ненадолго» прозвучало в военной драме о разведчике в тылу врага в одном из самых трогательных эпизодов, вызывавшим слезы даже у самых сдержанных людей — это сцена встречи Штирлица с женой. Создать необходимую атмосферу в легендарном кафе Elefant помогла композиция «Песня о далекой Родине». Музыку Микаэл Таривердиев писал в ходе съемок фильма, и знаменитую сцену снимали под звуки песни[6].
Музыкальные темы фильма:
- На Цветочной улице
- Где-то далеко
- Эхо войны
- В чёрно-белом ритме
- Мгновения
- Прелюдия для Кэт
- Вокзал прощания
- Дороги
- Ночной патруль
- Весеннее утро
- Двое в кафе
- Сумерки в Берлине
- Встреча с женойВ этот список не вошёл вальс, под который танцуют Габи и Штирлиц 8 марта.
Примечания
- ↑ Семнадцать мгновений весны (1973) . КИНО-ТЕАТР.РУ. Дата обращения: 19 ноября 2023.
- ↑ 2,0 2,1 50 лет назад вышла первая серия многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» . Ассоциация «Российское историческое общество ». Дата обращения: 20 ноября 2023.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 Семнадцать мгновений весны (1973). Серии . Кино-Театр.РУ. Дата обращения: 19 ноября 2023.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 "Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров . РИО НОВОСТИ. Дата обращения: 20 ноября 2023.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Прогулка Штирлица и тайные переговоры: по местам съемок «Семнадцати мгновений весны» . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. Дата обращения: 20 ноября 2023.
- ↑ 6,0 6,1 История "Песни о далекой Родине". К юбилею фильма "Семнадцать мгновений весны" . TengriLife. Дата обращения: 20 ноября 2023.
Ссылки
- Знание.Вики:Cite web (не указан язык)
- Фильмы по алфавиту
- Знание.Вики:Статьи о фильмах без постеров или обложек
- Телесериалы по алфавиту
- Фильмы Татьяны Лиозновой
- Телефильмы СССР по алфавиту
- Телесериалы СССР 1973 года
- Телесериалы киностудии имени М. Горького
- Экранизации произведений Юлиана Семёнова
- Фильмы с музыкой Микаэла Таривердиева
- Телесериалы о Великой Отечественной войне
- Телесериалы о Второй мировой войне
- Чёрно-белые телесериалы СССР
- Телесериалы о шпионах