Серов, Анатолий Константинович

Материал из «Знание.Вики»
Анатолий Константинович Серов
Портрет
Псевдоним Родриго Матео
Дата рождения 20 марта (2 апреля) 1910(1910-04-02)
Место рождения Воронцовский рудник, Верхотурский уезд, Пермская губерния, Российская империя
Дата смерти 11 мая 1939(1939-05-11) (29 лет)
Место смерти дер. Высокое, Рыбновский район, Рязанская область, РСФСР, СССР
Принадлежность  СССР
Шаблон:Флагификация/Вторая Испанская Республика
Род войск Союз Советских Социалистических Республик Военно-воздушные силы СССР
Годы службы 19291939
Звание Комбриг
Сражения/войны Гражданская война в Испании
Награды и премии
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени SU Medal XX Years of the Workers' and Peasants' Red Army ribbon.svg
Дом семьи Серовых в Богословске

Анато́лий Константи́нович Серо́всоветский военный деятель, комбриг и один из самых известных военных лётчиков Советского Союза в 1930-х годах. Он был признанным мастером высшего пилотажа и организатором собственной пилотажной группы. Также участвовал в гражданской войне в Испании.


Биография

Анатолий Константинович Серов, родившийся 2 апреля (20 марта по старому стилю) 1910 года в рабочем посёлке Воронцовского медного рудника Пермской губернии[1], вошёл в историю как один из наиболее выдающихся советских военных лётчиков 1930-х годов. Происходя из семьи потомственных шахтёров-рудокопов, Анатолий с юных лет проявлял незаурядные способности и стремление к самосовершенствованию. Его отец, Константин Терентьевич, работавший горным мастером, и мать, Любовь Фроловна, домохозяйка, воспитали шестерых детей, среди которых Анатолий был вторым по старшинству.

После революции 1917 года и последовавшей за ней национализации Богословского горного округа, семья Серовых в 1918 году переехала в посёлок Богословск. Здесь Анатолий начал своё формальное образование, которое, однако, было прервано событиями Гражданской войны. Только летом 1919 года Серов смог продолжить обучение. Несмотря на трудности военного времени и послевоенной разрухи, Анатолий проявлял живой интерес к учебе и активно участвовал в общественной жизни, став пионером 1 мая 1923 года.

В 1925 году семья Серовых переехала в Надеждинск, где Анатолий, стремясь получить не только среднее образование, но и рабочую профессию, поступил в школу фабрично-заводского ученичества при Надеждинском металлургическом заводе.

Начало авиационной карьеры

После успешного прохождения медицинской комиссии и вступительных экзаменов в Нижнем Тагиле, 15 мая 1929 года Серов стал курсантом 1-й Объединённой теоретической школы лётчиков и авиатехников в Вольске[2].

После года теоретической подготовки в Вольске, 29 июня 1930 года Серов продолжил обучение в 3-й Оренбургской военной школе лётчиков и лётнабов.

17 декабря 1931 года А.К. Серов с отличием окончил 3-ю военную школу лётчиков и лётнабов, получив квалификацию лётчика-истребителя. После непродолжительного отпуска, в декабре 1931 года Серов получил своё первое назначение на должность младшего лётчика в 1-ю Краснознамённую истребительную эскадрилью имени В.И. Ленина Ленинградского военного округа, базировавшуюся на аэродроме в Гатчине.

Серов быстро показал своё мастерство и вскоре был повышен до старшего лётчика, а в ноябре 1932 года назначен командиром звена.

Несмотря на успешное развитие карьеры в 1-й истребительной авиаэскадрилье, в августе 1933 года Серова неожиданно перевели на Дальний Восток. Он был назначен командиром 2-го звена 26-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи 26-й тяжёлой бомбардировочной бригады Особой Краснознамённой Дальневосточной армии[3], базировавшейся в Хабаровске.

Период службы Анатолия Серова на Дальнем Востоке характеризовался значительными профессиональными достижениями. Его лётное мастерство и лидерские качества получили широкое признание в частях Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. За этот период службы Анатолий Константинович неоднократно становился чемпионом по высшему пилотажу среди лётчиков ОКДВА и получил 40 поощрений от командования.

Несмотря на успешную карьеру на Дальнем Востоке, Серов стремился к дальнейшему профессиональному росту. Во время отпуска в Москве в апреле-мае 1935 года он впервые увидел новые советские истребители И-15 и И-16. Это знакомство с передовой авиационной техникой и общение с московскими коллегами укрепили его решимость продолжить образование. По возвращении на Дальний Восток Серов подал рапорт с просьбой направить его на учёбу в академию.

Командующий ВВС ОКДВА А.Я. Лапин, высоко ценивший Серова как специалиста, первоначально не хотел отпускать его в Москву и назначил командиром отряда. Однако благодаря настойчивости Анатолия и поддержке партийной организации, его зачислили кандидатом на поступление в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского на 1936 год. При содействии московских знакомых Серову удалось получить вызов в Москву уже в 1935 году. Успешно сдав вступительные экзамены, он стал слушателем командного факультета академии.

Обучение в академии, однако, не полностью удовлетворяло стремление Серова к активной летной практике. Осознав, что подготовка в учебном заведении ориентирована на управление крупными воздушными соединениями преимущественно с земли, Анатолий Константинович принял решение о переводе в строевую часть или на испытательную работу. Его просьба была удовлетворена, и в мае 1936 года он получил назначение на должность командира звена в Научно-испытательный институт ВВС РККА.

Вклад в развитие авиационной техники

В НИИ ВВС Серов работал бок о бок с известными лётчиками-испытателями, такими как П.М. Стефановский, А.С. Воеводин, Э.Ю. Преман и А.И. Никашин, особенно сблизившись с В.Г. Раховым. За год работы в институте Анатолий принял участие в контрольных испытаниях четырёх типов самолётов и в двух специальных программах, связанных с боевым применением истребителя И-15[3]. Серов внёс ряд инноваций в работу лётчиков-испытателей, включая усовершенствование системы буксировки конуса-мишени для воздушной стрельбы и введение в практику испытательных полётов на малых высотах при низких скоростях.

Участие в гражданской войне в Испании

Прибытие в Испанию и первые боевые задания

В мае 1937 года Анатолий Серов, получив псевдоним Родриго Матео, отправился в Испанию в составе группы советских добровольцев[4]. По прибытии в Картахену 26 мая, Серов был назначен в эскадрилью «чатос» под командованием капитана И.Т. Ерёменко. Несмотря на его опыт полётов на И-15, Серову пришлось пройти дополнительную подготовку перед вступлением в боевые действия. Это было связано с тем, что многие прибывшие советские лётчики не имели опыта пилотирования И-15 и нуждались в обучении.

Боевое крещение и первые победы

Боевое крещение Серова состоялось в начале июля 1937 года во время Брунетской операции[5]. Проявив инициативу и мужество, он совершил несанкционированный вылет, вступив в бой с девятью вражескими самолётами. Несмотря на численное превосходство противника, Серов сумел повредить две машины неприятеля и благополучно вернуться на базу, хотя его И-15 получил около пятидесяти пробоин. Этот эпизод, хотя и вызвал недовольство командования, продемонстрировал выдающиеся лётные навыки Серова.

Развитие тактики ночных воздушных боёв

Одним из значительных вкладов Серова в развитие военной авиации стала разработка тактики ночных воздушных боёв[6]. В ответ на ночные бомбардировки франкистов, Серов предложил использовать истребители И-15 для перехвата вражеских бомбардировщиков в ночное время. Его инициатива, первоначально встреченная скептически, вскоре доказала свою эффективность. В ночь с 25 на 26 июля 1937 года Михаил Якушин, используя тактику Серова, впервые в истории авиации сбил вражеский бомбардировщик в ночном воздушном бою.

Командование эскадрильей и новаторские тактические решения

В конце июля 1937 года Серов был назначен командиром 1-й истребительной авиаэскадрильи И-15[6]. Под его руководством эскадрилья была переброшена на Арагонский фронт, где принимала активное участие в Сарагосской операции. Серов продолжал совершенствовать тактику воздушного боя, внедряя лобовые атаки и бой на виражах. Он также улучшил тактику взлета, разработав метод рассредоточения самолётов по всему летному полю для обеспечения быстрого взлёта всей эскадрильи.

Инновации в системе оповещения и взаимодействия

Осознавая проблемы со связью в республиканской армии, Серов разработал эффективную систему оповещения о воздушных налётах[5], которая была принята во всех авиационных частях Испанской Республики. Эта система включала в себя сеть наблюдательных постов и воздушное патрулирование. Кроме того, Серов нашёл способ наладить эффективное взаимодействие между эскадрильями И-15 и И-16, используя «воздушных связистов» для координации действий в воздухе. Эти инновации значительно повысили эффективность действий республиканской авиации.

Завершение испанской кампании и возвращение в СССР

К январю 1938 года, когда испанская командировка Анатолия Серова подошла к концу, он зарекомендовал себя как выдающийся лётчик и талантливый командир. За время пребывания в Испании Серов совершил около 180 боевых вылетов с общим налётом 240 часов, провёл 38 воздушных боёв, в которых одержал 15 побед[7] (8 лично и 7 в группе). Под его руководством лётчики эскадрильи сбили более 70 вражеских самолётов. Эти достижения не только продемонстрировали личное мастерство Серова, но и подтвердили эффективность разработанной им тактики воздушного боя.

Анатолий Серов, курсант 1-й Объединённой теоретической школы лётчиков и авиатехников. Вольск. 1929 год

Признание заслуг и награды

За выдающиеся заслуги в Испании Анатолий Серов был награждён двумя орденами Красного Знамени[8]. Особо были отмечены его инновации в организации ночных воздушных боёв и успешная штурмовка аэродрома Гаррапинильос. Высокую оценку боевой работе Серова дал бывший командующий ВВС Испанской Республики Игнасио Идальго де Сиснерос. Лидер испанских коммунистов Долорес Ибаррури особо подчеркнула заслуги Серова и его эскадрильи в защите неба над Мадридом. На основании этих достижений испанское правительство ходатайствовало о присвоении Серову звания Героя Советского Союза.

Присвоение звания Героя Советского Союза

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1938 года Анатолию Константиновичу Серову было присвоено звание Героя Советского Союза[9]. Это высокое звание стало признанием его выдающихся заслуг перед Родиной и подтверждением его статуса как одного из лучших лётчиков-истребителей своего времени. 7 марта в Кремле председатель ВЦИК М.И. Калинин лично вручил Серову грамоту о присвоении звания.

Карьерный рост после возвращения

Возвращение Серова в СССР ознаменовалось стремительным карьерным ростом. В январе 1938 года ему было присвоено внеочередное звание полковника. В мае того же года его назначили начальником Главной лётной инспекции, а 28 июня он вошёл в состав Совета по авиации при НКО СССР. Эти назначения свидетельствовали о высоком доверии руководства страны к боевому опыту и профессионализму Серова. 9 февраля 1939 года А.К. Серову было присвоено воинское звание комбрига[10], что ещё больше укрепило его позиции в военной иерархии.

Вклад в развитие советской авиации

На посту начальника Главной лётной инспекции Серов активно занимался улучшением подготовки лётных кадров[11]. Он привлёк к работе в инспекции лётчиков с боевым опытом, в том числе своих товарищей по Испании. Серов лично участвовал в проверках учебно-боевой подготовки в воинских частях, делился своим боевым опытом с пилотами, внедрял новые методы ведения воздушного боя. Особое внимание он уделял обеспечению лётных школ современной техникой, считая, что молодёжь должна приходить на службу с хорошей подготовкой. Его опыт был востребован не только среди лётчиков, но и среди авиаконструкторов. Серов активно участвовал в разработке принципов новой сверхскоростной боевой машины, способствуя тем самым развитию отечественного авиастроения.

Последние достижения и гибель

Создание пилотажной группы

Весной 1938 года, несмотря на высокую занятость на посту начальника Главной лётной инспекции, Анатолий Серов инициировал создание собственной пилотажной группы[12]. В то время групповой высший пилотаж считался вершиной лётного мастерства и был доступен лишь немногим. Серов поставил амбициозную цель — подготовить свою «пятёрку» всего за два месяца к ближайшему воздушному параду в Тушино, используя строевых лётчиков ВВС. В состав группы он пригласил хорошо знакомых ему пилотов: Михаила Якушина, Бориса Смирнова, Виктора Иванова и Виктора Рахова.

Триумф пилотажной группы

Несмотря на первоначальный скептицизм некоторых участников, интенсивные ежедневные тренировки на аэродроме в Тушино принесли свои плоды. Накануне Дня воздушного флота государственная комиссия высоко оценила мастерство пилотажной группы Серова и допустила «пятёрку» к участию в воздушном параде. 18 августа 1938 года выступление группы Серова произвело фурор[13], получив широкий резонанс как в советской, так и в зарубежной прессе. Этот успех привёл к расширению группы до семи человек осенью 1938 года, когда в её состав вошли А.П. Николаев и И.А. Лакеев.

Последние профессиональные достижения

Успех пилотажной группы способствовал дальнейшему росту авторитета Серова в военно-воздушных силах. Он был назначен ответственным за подготовку и проведение первомайского воздушного парада 1939 года в Москве. В день парада комбриг Серов дважды пролетел над Красной площадью — сначала как ведущий группы истребителей, а затем во главе своей пилотажной группы. Успешное проведение мероприятия было отмечено благодарностью от имени наркома обороны К.Е. Ворошилова.

Параллельно с активной лётной и организаторской деятельностью, Серов продолжал стремиться к повышению своего образовательного уровня. В ноябре 1938 года он стал слушателем Академии Генерального штаба РККА[14]. Это решение демонстрировало его стремление к постоянному профессиональному росту и готовность к принятию более высоких командных должностей.

Обстоятельства гибели и последствия

Жизнь Анатолия Серова трагически оборвалась 11 мая 1939 года во время выполнения учебного полёта[15]. В начале мая 1939 года Военный совет РККА принял решение о проведении при Рязанских авиационных курсах усовершенствования начальствующего состава Центральных сборов по слепым полётам истребительной авиации. Серов был назначен начальником этих сборов. 11 мая во время учебного полёта на самолёте УТИ-4 вместе с Героем Советского Союза майором П.Д. Осипенко произошла катастрофа. Самолёт разбился в районе деревень Высокое и Фурсово, в 25 километрах северо-западнее Рязани. Согласно официальному расследованию, причиной катастрофы стала пилотажная ошибка, допущенная на малой высоте.

А.К. Серов и майор П.Д. Осипенко выполняли учебный полёт на самолёте УТИ-4 в рамках Центральных сборов по слепым полётам истребительной авиации. Самолёт, на котором они летели, был практически новым, с общим налётом всего 49 часов при ресурсе до первого ремонта 390 часов. В 8:49 экипаж поднялся в воздух для выполнения второго полёта дня, во время которого Серов находился под колпаком, а Осипенко контролировала полёт из инструкторской кабины. Полёт был рассчитан на 40 минут, но в назначенное время лётчики на базу не вернулись.

В 9:40 на поиски пропавшего самолёта вылетел майор Литвинов, который обнаружил разбившийся УТИ-4 между деревнями Высокое и Фурсово[15]. Согласно свидетельствам очевидцев, лётчик снизил самолёт до высоты 300-500 метров, после чего при выполнении второго виража машина потеряла скорость и вошла в штопор. Наручные часы лётчика, остановившиеся от удара, показывали время 9 часов 9 минут.

Похороны

Высшее партийное руководство приняло решение о проведении государственных похорон Серова и Осипенко с захоронением урн с прахом в Кремлёвской стене. 13 мая в Колонном зале Дома Союзов состоялось прощание с погибшими лётчиками, на которое пришли более 170 тысяч человек. Траурная процессия, в которой участвовали высшие руководители партии и правительства, прошла от Колонного зала к мавзолею Ленина. После траурного митинга урны с прахом А.К. Серова и П.Д. Осипенко были захоронены в Кремлёвской стене[14].

Личная жизнь и семья

Брак с Валентиной Половиковой

3 мая 1938 года он познакомился с известной актрисой Валентиной Васильевной Половиковой[15] (1919-1975 гг.) на вечеринке у Анатолия Ляпидевского. Их роман развивался стремительно: уже через три дня Серов сделал Валентине предложение, и 11 мая 1938 года, всего через девять дней после знакомства, они зарегистрировали брак. Молодожёны провели медовый месяц в Ленинграде, остановившись в гостинице «Европейская», где состоялась шуточная церемония бракосочетания с участием друзей пары.

Рождение сына и его судьба

14 сентября 1939 года, через четыре месяца после гибели мужа, Валентина Серова родила сына[13], которого назвала Анатолием в честь отца. Судьба единственного сына «крылатого комбрига» сложилась трагически. С юных лет Анатолий-младший испытывал трудности в учёбе и поведении, возможно, имея проблемы с психикой. Отсутствие должного внимания со стороны матери и отчима, писателя Константина Симонова, усугубило ситуацию. В подростковом возрасте Анатолий начал злоупотреблять алкоголем, совершил ряд правонарушений и оказался в исправительной колонии.

Дальнейшая жизнь Анатолия Анатольевича Серова была полна трудностей. Он скитался по провинции, продолжал злоупотреблять алкоголем и неоднократно привлекался к ответственности за поджоги. Несмотря на попытки родственников Анатолия Константиновича Серова помочь ему, эти усилия не увенчались успехом. Анатолий Анатольевич Серов скончался в июне 1975 года, не дожив до своего тридцатишестилетия. Он был похоронен в Монино.

Награды и почётные звания

За свои выдающиеся заслуги перед Родиной Анатолий Константинович Серов был удостоен ряда высоких государственных наград[9]. Ключевыми среди них являются:

  • Бюст в городе Серове
    звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина №3596 (02.03.1938 г.);
  • два ордена Красного Знамени (31.07.1937 г. №94, 02.10.1937 г. №1313);
  • медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (24.01.1938 г.).

Кроме того, Серову было присвоено звание почётного гражданина города Серова (13.09.1979 г., посмертно). Его заслуги в испанской кампании были отмечены памятной медалью советского комитета ветеранов войны «Участнику национально-революционной войны в Испании 1936-1939 гг.».

Увековечение памяти

Память об Анатолии Серове широко увековечена по всей стране[12]:

  • Город Надеждинск был переименован в Серов указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 июня 1939 года.
  • В Серове установлен бюст героя работы скульптора М.П. Крамского и архитектора Г.П. Беспамятных.
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков носит имя А.К. Серова, на его территории установлен бюст героя.
  • Мемориальные доски в честь Серова установлены в посёлке Воронцовка, Чкаловском, Карпинске.
  • Именем Серова названы улицы, проспекты и переулки во многих городах России и бывшего СССР, включая Омск, Архангельск, Воронеж, Минск, Пермь и другие.

Примечания

Литература

  1. Абрамов А. С. У Кремлёвской стены. — 7-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1987. — С. 237—239. — 382 с.
  2. Абросов С. В. В небе Испании. 1936–1939 годы. — М., 2003. — 430 с.
  3. Гагин В. В. Воздушная война в Испании. — Воронеж: Издательский литературный дом «Воронежский альманах», 1998. — 80 с. — (Россия, проснись!). — 500 экз.
  4. Дзюбинский Л. И. Герои города Серова. — Серов, 2010. — С. 17—32. — 414 с. — 1000 экз.
  5. Кузнецов И. И., Джога И. М. Первые герои Советского Союза (1936—1939). — Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1983. — С. 58—59. — 223 с.
  6. Ланской М. Жизнь и подвиги Анатолия Серова. — Серов, 2000. — 49 с. — 999 экз.
  7. Сахаров В. А. Расследование обстоятельств гибели комбрига Анатолия Серова и майора Полины Осипенко в авиационной катастрофе 11 мая 1939 г. // Вестник архивиста : журнал. — 2009. — № 2. — С. 262—275.
  8. Карьков В. Оборванный полёт // Серовский рабочий : газета. — 2004. — 14 мая. — С. 2.