Серов, Валентин Александрович

Материал из «Знание.Вики»
Валентин Александрович Серов
Фотопортрет Серова, ок. 1901—1902
Фотопортрет Серова, ок. 1901—1902
Жанр портрет
Учёба Мастерская Кёппинга[de] (1873–1874)
Мастерская Репина (1874–1875; 1878–1880)
Киевская рисовальная школа (1876–1878; под руководством Мурашко)
Императорская Академия художеств (1880–1885; под руководством Чистякова)
Стиль импрессионизм, модерн

Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (1865-1911) — выдающийся русский живописец и график, один из крупнейших мастеров портрета рубежа XIX-XX веков, академик, член Императорской Академии художеств. Серов внёс значительный вклад в развитие русского искусства, соединив в своём творчестве традиции реализма с новаторскими течениями модерна и импрессионизма. Его работы, отличающиеся психологической глубиной и техническим мастерством, оказали существенное влияние на последующие поколения художников и стали неотъемлемой частью культурного наследия России.

Биография

Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года[1] в Санкт-Петербурге в семье композиторов. Его отец, Александр Николаевич Серов[2], был известным музыкальным критиком и композитором, а мать, Валентина Семёновна Серова (урождённая Бергман)[3], стала первой женщиной-композитором в России. Раннее детство Валентина прошло в творческой атмосфере, где частыми гостями были выдающиеся деятели культуры, в том числе Иван Тургенев и Алексей Толстой.

После смерти отца в 1871 шестилетний Валентин остался на попечении матери, которая вскоре уехала в Мюнхен для продолжения музыкального образования. В 1874 году, в возрасте девяти лет, Серов начал брать уроки рисования у Ильи Репина в Париже. Это знакомство оказало значительное влияние на формирование юного художника. Позже Серов учился в Петербургской Академии художеств (1880-1885)[4] под руководством Павла Чистякова, чья строгая педагогическая система и реалистический подход к искусству оставили глубокий след в творческом методе Серова.

В 1887 году Серов написал свои знаменитые картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», которые ознаменовали начало русского импрессионизма и принесли художнику широкую известность. С 1890-х годов Серов активно работал над заказными портретами, среди которых особое место занимают изображения членов императорской семьи. В 1894 году он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, а с 1900 года стал членом объединения «Мир искусства». Эти связи отразили эволюцию творческого метода Серова от реализма к модерну.

В 1897 году художник начал преподавать в Московском училище живописи[5], ваяния и зодчества, где среди его учеников были Кузьма Петров-Водкин и Константин Юон. В начале XX века Серов сотрудничал с Сергеем Дягилевым, создавая декорации и афиши для «Русских сезонов» в Париже. Его поздние работы, такие как портрет Иды Рубинштейн (1910), демонстрируют смелые эксперименты с формой и цветом.

Валентин Александрович Серов скончался 5 декабря 1911 года[6] в Москве от сердечного приступа, оставив после себя богатое художественное наследие и репутацию одного из величайших портретистов своего времени.

Память

Память о Валентине Серове и его творческом наследии продолжает жить и укрепляться в современном мире искусства. Художник, написавший множество знаковых работ, в том числе «Миропомазание Государя Императора»[7], для которой получил право присутствовать на коронации Николая II, остаётся одним из самых почитаемых русских живописцев. Его произведения регулярно экспонируются на крупных выставках, привлекая огромное внимание публики.

Особенно показательной стала ретроспективная выставка в Третьяковской галерее в 2015-2016 годах, приуроченная к 150-летию со дня рождения Серова[8]. Эта экспозиция побила все рекорды посещаемости, собрав около 485 тысяч зрителей за три месяца. Такой феноменальный интерес подтверждает, что творчество Серова продолжает вдохновлять и восхищать новые поколения ценителей искусства.

Серов В. А. "Похищение Европы". 1910 год

Память о художнике увековечена не только в музейных экспозициях, но и в названиях улиц и учебных заведений. Например, его именем названа детская художественная школа №1 в центре Москвы. В 1994 году в честь Серова был назван астероид (3547) Серов[9].

Творчество

Серов В. А. "Портрет Елены Ивановны Рерих". 1909 год

Творчество Валентина Серова отличается разнообразием жанров и стилей, отражая эволюцию русского искусства конца XIX — начала XX веков. Работая в натурной мастерской Академии художеств, Серов сформировал свой уникальный художественный почерк. Он написал множество значимых картин, среди которых особое место занимают портреты. Среди них портрет жены художника Н. К. Рериха, Елены Рерих, созданный в 1909 году.

«Девочка с персиками»[10] и «Девушка, освещённая солнцем»[11] стали манифестами русского импрессионизма. В портретном жанре Серов создал целую галерею образов современников, включая известных деятелей культуры и членов императорской семьи. Его работы «Портрет М.Н. Ермоловой» (1905)[12] и «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1905)[13] демонстрируют глубокое психологическое проникновение в характер моделей.

В пейзажном жанре Серов создал такие шедевры, как «Заросший пруд» (1888)[14] и «Октябрь. Домотканово» (1895)[15]. Художник также обращался к историческим сюжетам, создав серию картин о Петре I, включая «Пётр I на псовой охоте» (1902)[16].

В поздний период творчества Серов экспериментировал с модерном и символизмом, что отразилось в таких работах, как «Похищение Европы» (1910)[17] и «Одиссей и Навзикая» (1910)[18]. Последняя значительная работа живописца, «Портрет княгини О.К. Орловой» (1911)[19], стала вершиной его портретного искусства.

Выставки

Valentin Serov - Portrait of Princess Olga.

Творчество Валентина Серова регулярно представлялось на выставках, начиная с его участия в экспозициях Товарищества передвижников и «Мира искусства». Серов работал в натурной мастерской Академии художеств, что отразилось на разнообразии его работ, представленных публике.

После смерти художника интерес к его наследию не угас. В 1914 году в Москве и Санкт-Петербурге прошли масштабные посмертные выставки, на которых были собраны работы из различных периодов творчества мастера. В 1935 году Третьяковская галерея организовала крупную ретроспективу, продемонстрировавшую широту таланта Серова. Особое внимание привлекла выставка в Русском музее в 2005 году, где впервые был показан занавес к балету «Шехерезада», выполненный Серовым в 1911 году.

Юбилейный 2015 год ознаменовался двумя значимыми экспозициями: «Серов не портретист» в Русском музее и масштабная ретроспектива в Третьяковской галерее[20]. На ней были представлены около 250 работ Серова из 25 музеев и частных собраний. Эти выставки не только продемонстрировали многогранность таланта художника, но и подтвердили его статус одного из ключевых мастеров русского искусства рубежа XIX-XX веков.

Награды

Валентин Серов на протяжении своей карьеры был удостоен ряда значимых наград, отражающих его выдающийся вклад в русское искусство. Ещё будучи студентом, в 1885 году он получил серебряную медаль второго достоинства от Академии художеств за этюд с натуры.

Работая в натурной мастерской, Серов продолжал совершенствовать своё мастерство, что привело к его избранию в 1898 году академиком Императорской Академии художеств[21]. Это звание было высшим признанием его таланта со стороны официальных художественных кругов.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Серов был удостоен Большой золотой медали за портрет великого князя Павла Александровича, что свидетельствовало о международном признании его таланта.

В 1903 году художник стал действительным членом Академии художеств, однако в 1905 году он демонстративно вышел из её состава в знак протеста против действий властей во время революционных событий[22]. Несмотря на это, его авторитет в художественном мире продолжал расти.

За свою педагогическую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Серов неоднократно получал благодарности и награды от руководства учебного заведения.

Семья и личная жизнь

В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой[23], воспитаннице его тёти. У них родилось шестеро детей: Ольга, Александр, Георгий, Михаил, Антон и Наталья[24].

Семья часто становилась источником вдохновения для художника: жена и дети нередко позировали для его картин. Особенно известен портрет «Дети» (1899), на котором изображены сыновья Серова, Саша и Юра. Сам художник говорил об этой работе:

«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах».

Среди родственников Серова была и Мария Симонович, его двоюродная сестра, ставшая моделью для знаменитой картины «Девушка, освещённая солнцем». О работе над этим портретом Серов вспоминал:

«Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности».

Семейные связи и атмосфера творчества, окружавшая Серова с детства, во многом определили его путь как художника и нашли отражение в его многочисленных портретах и жанровых сценах.

Адреса

Valentin Serov - Ida Rubenstein.

Валентин Серов на протяжении жизни сменил множество адресов, каждый из которых оставил след в его творчестве.

В Санкт-Петербурге, где он родился, художник жил на Васильевском острове (15-я линия, д. 8). В Москве Серов часто менял квартиры: работал на Долгоруковской улице, жил в Малом Гнездниковском переулке, а последние годы провёл в доме в Ваганьковском переулке (д. 9).

Значимым местом для художника стала усадьба Абрамцево[25], где он создал знаменитую «Девочку с персиками». В имении Домотканово Тверской губернии была написана «Девушка, освещённая солнцем».

Серов также работал в Крыму, где появились его пейзажи, и имел дачу в посёлке Ино на берегу Финского залива. В Париже он учился у Репина на улице Верон, 31.

Многие из этих мест стали источником вдохновения для художника и нашли отражение в его работах. Например, в Домотканово он написал ряд пейзажей, включая «Заросший пруд» и «Октябрь».

Последняя квартира Серова в Москве стала своеобразной творческой лабораторией, где он работал над поздними произведениями, в том числе над портретом Иды Рубинштейн.

Документалистика

Творчество и жизнь Валентина Серова стали предметом многочисленных документальных исследований. Среди фильмов особо выделяется работа из цикла «Передвижники», выпущенная в 2017 году ГТРК «Культура»[26]. Это 26-минутный фильм, представляющий собой глубокий анализ жизни и картин живописца. Авторы стремились раскрыть многогранность таланта художника.

В литературе о Серове ключевое место занимает монография И.Э. Грабаря[27], впервые изданная в 1914 году и остающаяся фундаментальным трудом о художнике. Грабарь, лично знавший Серова, писал:

«Серов был в нашей среде самым надёжным цементом, скреплявшим пёстрые, разнохарактерные личности».

Современные исследователи продолжают изучать наследие Серова: книга А.И. Кудри «Валентин Серов» (2001) предлагает свежий взгляд на биографию мастера, а работа Т.Л. Карповой «Валентин Серов» (2014) представляет детальный анализ его художественного метода.

Особого внимания заслуживает специальный выпуск журнала «Третьяковская галерея» (2015), посвящённый 150-летию со дня рождения Серова, где собраны статьи ведущих искусствоведов, анализирующих различные аспекты его творчества.

В 2016 году вышла книга «Валентин Серов. Любимый сын, отец и друг» под редакцией Ю.А. Подкопаевой, раскрывающая личность художника через его переписку и воспоминания современников.

Эти документальные работы не только расширяют понимание наследия Серова, но и подчёркивают его непреходящее значение для русского искусства.

Примечания

  1. Серов Валентин Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А.М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969..
  2. Серов, Александр Николаевич // Русский биографический словарь: в 25 томах. — СПб., 1912. — Т. 20: Суворова — Ткачев. — С. 250–264..
  3. Серова (урожд. Бергман), Валентина Семёновна // Театральная энциклопедия / гл. ред. П.А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1965. — Т. 4. Нежин — Сярев. — Стб. 922–923. — 1152 стб. — 40 500 экз..
  4. Кудря А.И. Служенье красоте, или Жизнь художника Серова. — М.: «Радуга», 2001. — 440 с. — (Сквозь призму времени. Биографии). — 5000 экз..
  5. Валентин Серов в воспоминаниях современников. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества..
  6. Серов, Валентин Александрович..
  7. Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе, 1896..
  8. Ретроспектива Валентина Серова открылась в Третьяковской галерее..
  9. 3547 Serov (1978 TM6) (англ.). Дата обращения: 24 сентября 2022. Архивировано 17 декабря 2021 года..
  10. «Девочка с персиками» Серова — История одного шедевра..
  11. «Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова — Картина в деталях..
  12. Серов Валентин (1865-1911) Портрет М.Н. Ермоловой, 1905..
  13. Серов Валентин (1865-1911) Портрет Ф.И. Шаляпина, 1905..
  14. Серов Валентин (1865-1911) Заросший пруд. Домотканово, 1888..
  15. Серов Валентин (1865-1911) Октябрь. Домотканово, 1895..
  16. Гений портрета. 5 шедевров Валентина Серова из коллекции Русского музея..
  17. Серов Валентин (1865-1911) Похищение Европы, 1910..
  18. Серов Валентин (1865-1911) Одиссей и Навзикая, 1910..
  19. Серов. Портрет княгини О.К. Орловой..
  20. Обновленная Третьяковская галерея открывается ретроспективой Серова..
  21. Императорская Академия художеств..
  22. Материалы о Серове.
  23. Жена художника Ольга Серова..
  24. Валентин Серов. Судьбы детей художника..
  25. Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник..
  26. Документальный фильм из цикла «Передвижники». ООО «Студия „Неофит“» по заказу ГТРК «Культура». 2017 г (08.06.2019). «Валентин Серов». 26 минут. ГТРК «Культура»..
  27. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. — Москва: изд. Кнебель, 1914..

Литература

  • Кондаков C.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914: в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 193. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр.
  • Лебедев Г. Е. Валентин Серов / Отв. ред. П. Т. Щипунов; Обложка и титул Л.С. Хижинского. — Л.; М.: Искусство, 1946. — 100 с. — (Мастера русского искусства). — 10 000 экз.
  • Малышева Т. Л. Шаг к модернизму: В. А. Серов и постимпрессионистические течения в европейской живописи в 1880-х годах // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 292—297.
  • Поспелов Г.Г. В. А. Серов. Портреты артистов // Люди и судьбы. 20 век (Книга очерков / Гос. ин-т искусствознания). — М., БуксМарт, 2013. — С. 17—33.
  • Соколова Н.И. Валентин Александрович Серов. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961. — 80 с. — 40 000 экз.