Смирнов, Алексей Семёнович

Материал из «Знание.Вики»
Алексей Семёнович Смирнов
Дата рождения 7 февраля 1917(1917-02-07)
Место рождения деревня Пальцево, ныне Рамешковский район, Тверская область
Дата смерти 7 августа 1987(1987-08-07) (70 лет)
Место смерти Москва
Принадлежность  СССР
Годы службы 19381954
Звание Полковник ВВС СССР
Сражения/войны Советско-финская война,
Великая Отечественная война
Награды и премии

Алексе́й Семёнович Смирно́в (19171987) — полковник авиации Советской Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945).

Биография

Алексей Семёнович Смирнов родился 25 января (по новому стилю — 7 февраля) 1917 года в деревне Пальцево (ныне — Рамешковский район Тверской области). Учился в Бобровской школе Рамешковского района, окончил семь классов. В 1935 году уехал в город Калинин (ныне — Тверь), где устроился работать паровозным кочегаром на железную дорогу. В дальнейшем трудился грузчиком, кладовщиком. Без отрыва от основного места работы окончил Калининский аэроклуб. В апреле 1938 года Смирнов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и зачислен в Одесскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания в декабре того же года он был направлен для дальнейшего прохождения службы лётчиком в 11-й истребительный авиационный полк, дислоцировавшийся на аэродроме Кубинка в Подмосковье[1].

Принимал участие в боях советско-финской войны к северу от Ладожского озера, будучи старшим лётчиком 153-го истребительного авиационного полка ВВС 15-й армии. Летал на самолёте И-153. По окончании боёв продолжал служить в том же полку. Начало Великой Отечественной войны встретил в городе Кексгольме (ныне — Приозерск Ленинградской области).

С первых дней Великой Отечественной войны Смирнов находился в действующей армии. Всю войну прошёл в составе 153-го истребительного авиационного полка, который в ноябре 1942 года за массовый героизм, проявленный его военнослужащими, был преобразован в 28-й гвардейский. Был в его составе лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, заместителем полкового командира. Летал на самолётах И-153, И-16 и на поставленном в СССР по лендлизу истребителе «Аэрокобра». Воевал на Северном, Ленинградском, Брянском, Воронежском, Северо-Западном, Калининском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, боях под Воронежем, Демянском и Старой Руссой, освобождении Белорусской, Литовской, Латвийской ССР, боях в Восточной Пруссии. Проявил себя как умелый лётчик, мастер воздушного боя. Многократно вступал в бой против превосходящих сил противника, выходя победителем. 21 августа 1941 года при проведении штурмовки скоплений вражеских войск самолёт Смирнова был подбит, а сам лётчик получил тяжёлое ранение, но сумел довести повреждённую боевую машину до своего аэродрома. Спустя три с лишним недели, 14 сентября 1941 года, самолёт его был сбит, на сей раз Смирнову пришлось выпрыгнуть с парашютом. 23 июля 1942 года в очередном воздушном бою под Воронежем принял бой против двух звеньев немецких истребителей, прикрывавших шестёрку бомбардировщиков. В том воздушном сражении Смирнов сбил один вражеский самолёт, но и сам был сбит, и, получив ожоги, был вынужден покинуть горящую боевую машину на парашюте.

По состоянию на 6 августа 1943 года, Смирнов совершил 297 боевых вылетов, принял участие в 39 воздушных боях, сбив 13 вражеских самолётов лично и ещё 1 — в составе группы. За это Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года гвардии капитан Алексей Семёнович Смирнов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1213[2].

К 5 сентября 1944 года Смирнов совершил уже 396 боевых вылетов, сбив 31 вражеский самолёт лично и ещё 1 — в составе группы. За эти боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии майор Алексей Семёнович Смирнов вторично был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда» за номером 4182. В общей сложности за время Великой Отечественной войны Смирнов совершил 457 боевых вылетов, принял участие в 72 воздушных боях, сбив 35 вражеских самолётов лично и ещё 1 — в составе группы.

После окончания войны продолжал службу в Советской Армии, был заместителем командира всё того же 28-го гвардейского истребительного авиационного полка, дислоцировавшегося в посёлке Донское Светлогорского района Калининградской области. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы в Липецке, после чего командовал 54-м гвардейским истребительным авиационным полком в городе Полесске Калининградской области. В 19491950 годах служил на территории Румынии, командовал 866-м истребительным авиационным полком Южной группы войск. По возвращении в СССР был направлен в Управление ВВС Московского военного округа на должность старшего лётчика-инспектора по технике пилотирования. Освоил самолёты МиГ-9, Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17. В сентябре 1954 года в звании полковника Смирнов был уволен в запас. Проживал в Москве, работал преподавателем столярного дела, киномехаником в средней школе № 144, старшим киномехаником фильмотеки Ленинградского районного отдела народного образования города Москвы, киномехаником средней школы № 706. В августе 1980 года вышел на пенсию. Умер 7 августа 1987 года, похоронен на Кунцевском кладбище Москвы[1].

Награды

Память

  • Как дважды Герою Советского Союза, Смирнову был установлен бронзовый бюст в посёлке Рамешки Тверской области.
  • В честь Смирнова названа улица в Рамешках.
  • До 1994 года имя Смирнова носил истребитель-перехватчик МиГ-23П, несший службу в 28-м гвардейском истребительном авиационном полку ПВО[1].

Литература

  • Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т. 2. — М.: Воениздат, 1988.
  • Дважды Герои Советского Союза. — М.: Воениздат, 1973.
  • Долгов И. А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. — М.: Московский рабочий, 1983.
  • Симонов А. А., Бодрихин Н. Г. Боевые лётчики — дважды и трижды Герои Советского Союза. — М., 2017.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!