Советский экран

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Советский экран
Виктор Цой — лучший актёр 1989 года по опросу журнала «Советский экран» (номер 13, 1988 год)Виктор Цой — лучший актёр 1989 года по опросу журнала «Советский экран»
(номер 13, 1988 год)
Специализация массовый иллюстрированный журнал о кино
Периодичность один раз в две недели
Язык русский
Страна  СССР,  Россия
Издатель Издательство «Правда» (1965—1991)
История издания 1925—1930,
1939—1941,
1957—1998.
Тираж 1 900 000 (в 1984 году)
ISSN печатной версии 0132-0742

«Сове́тский экра́н» — массовый иллюстрированный журнал, выходивший в СССР, а затем в России с разной периодичностью с 1925 по 1998 год (с перерывом в 1931—1939 и 1941—1957 годах)Перейти к разделу «#История создания». В журнале отражались отечественные и иностранные новинки киноэкрана, история кинематографа, публиковались критические статьи, портреты актёров и деятелей киноискусства.

Издание признавалось главным журналом в СССР, посвящённым кино и киноиндустрии, его тираж в 1984 году составлял 1,9 миллионов экземпляров, в середине 1980‑х годов журнал выходил два раза в месяц. «Советский экран» проводил ежегодный опрос среди читателей, которые выбирали «Лучший фильм года», «Лучшая актриса года», «Лучший актёр года»Перейти к разделу «#Лучший фильм года по версии читателей журнала».

Победа в этом народном голосовании была честью и гордостью для кинодеятелей[1]. Не выдержав экономического кризиса, журнал «Советский экран» прекратил своё существование в 1998 году[2].

История создания

Предыстория возникновения

Для общества людей всегда была важна качественная и своевременная информация. Её создание и распространение — основная функция средств массовой информации (СМИ). Одним их самых древних СМИ является периодическая печать. Журналы и газеты наряду с другими видами печати помимо новостей, экономических, политических и других событий, стали основным способом хранения и передачи от поколения к поколению всех достижений науки и культуры[3].

В двадцатые годы XX века сформировался и обрёл популярность новый тип периодического издания — массовый иллюстрированный общественно-политический литературно-художественный еженедельник. Каждая крупная газета выпускала свой иллюстрированный журнал. Так, «Рабочая газета» среди прочих своих приложений издавала журнал «Экран», несмотря на своё название, прямого отношения к кино не имевший. По содержанию был похож на «Огонёк». Каждый номер выходил на 16 страницах и содержал очерки из жизни страны, а также рассказы, фельетоны и прочее[4].

Развитие журнала

1925—1940 годы

Александр Львович Курс, советский журналист, драматург, сценарист. Редактор газеты «Советская Сибирь» и сибирского авангардистского журнала «Настоящее», сценарист киностудий «Межрабпомфильм» и «Союзмультфильм»
Внешние изображения
14-й номер журнала уже с названием «Советский экран»

Первый номер журнала вышел 13 января 1925 года. Он издавался в качестве приложения к газете «Кино» сначала под названием «Экран кино-газеты», а с 24 марта 1925 года — «Советский экран»[5]. Вначале это была небольшая книжка в восемь страниц. Постепенно журнал увеличил формат, объём и стал выходить еженедельно. При первом ответственном редакторе Кирилле Шутко он достиг тиража в 35 тысяч экземпляров, а при Александре Курсе — 80 тысяч[6]. В конце 1929 года «Советский экран» был преобразован в «Кино и жизнь». В обращении к читателям обозначалось: Новый журнал появляется в момент обострения классовой борьбы в стране, грандиозного подъёма социалистической стройки и всё более и более растущего энтузиазма масс и борьбе за социализм[7].

В начале 1931 года «Кино и жизнь» был объединён с журналом «Кино и культура» и до конца 1932 года выходил ежемесячно под названием «Пролетарское кино»[8]. С момента этого объединения ведёт свой отсчёт теоретический журнал «Искусство кино»[9]. В 1939 году стал выходить иллюстрированный ежемесячный журнал «Советский киноэкран» (в 1940 году — двухнедельный, в 1941 году — ежемесячный), который был рассчитан на работников киносети и массового зрителя. Он издавался до июля 1941 года[10].

1957—1987 годы

С января 1957 года выпуск массового журнала по вопросам кино возобновился под старым названием — «Советский экран»[11]. Печатный орган Министерства культуры СССР был призван, по словам министра культуры Николая Александровича Михайлова: «помогать эстетическому воспитанию советского зрителя, содействовать правильному пониманию произведений искусства кино, уметь находить в них лучшее и, с другой стороны, замечать и критиковать недостатки той или иной кинокартины»[12]. В журнале публиковались статьи об отечественных и иностранных новинках киноэкрана, об истории кинематографа, творческие портреты актёров и режиссёров и других деятелей киноискусства[13]. В 1984 году его тираж составил 1,9 миллионов экземпляров, в 1987 году — 1,7 миллионов экземпляров. Более 650 обложек журнала были оформлены фотографом Николаем Гнисюком[14].

Журнал негативно относился к такому «идеологически вредному» жанру зарубежного кино, как «фильм ужасов». Вот какой отрицательный отзыв был опубликован в «Советском экране» о фильмах «Проклятие Франкенштейна» (Curse of Frankenstein. Великобритания, 1957) и «Месть Франкенштейна» (Revenge of Frankenstein / The Blood of Frankenstein. Великобритания, 1958): «Воздействие на зрителей в этих фильмах поддерживается исключительно кадрами с отвратительными физиологическими деталями»[11].

На цветных обложках размещались фотографии советских актёров (единственной иностранкой, удостоенной этой чести, стала индийская актриса Наргис: в № 16 за 1957 год) или кадры из советских фильмов, оценочная составляющая на страницах издания была минимальной, в основном — анонимная информация, краткий пересказ сюжетов фильмов и фотографии. Зарубежному кинематографу выделялось по две страницы в номере, но в основном речь шла о фильмах социалистических стран (включая Китай), а также заметки об индийском кино[11].

На обложках журнала красовались портреты не только известных актёров, но и молодых, талантливых артистов. Читатели аккуратно вырезали фотографии любимых артистов и заклеивали ими обои над кроватью, вешали в самых необычных местах, например, в кабинах грузовиков, купе проводников в поездах, хранили в альбомах на память[15].

Прекращение существования

Владимир Высоцкий в роли Жеглова

В 1988 году третий номер журнала был полностью посвящён Владимиру Высоцкому и присуждению ему Государственной премии СССР[15] (за создание образа Жеглова, посмертно). Изобразительный ряд этого номера — архивные и современные фотографии Владимира Высоцкого в жизни и в работе, кадры из фильмов.

С 1989 года журнал выходил не 24, а 18 раз в год, при этом каждый номер увеличивался в объёме, прибавилась цветная вкладка. Общее число страниц за год осталось прежним. В январе 1991 года был переименован в «Экран», журнал Союза кинематографистов СССР и Госкино СССР. В конце 1991 года учредителями стали издательство «Правда» и коллектив редакции. В 1997—1998 годах при главном редакторе Борисе Пинском несколько месяцев выходил под своим старым названием — «Советский экран». Не выдержав экономического кризиса, прекратил своё существование[2].

Главные редакторы

Обложки журнала

Ирина Скобцева (1966 год)

«Советский экран» был красочным иллюстрированным журналом. Самыми яркими обложками считались иллюстрации в 1986 году, которые по номерам содержали портреты и изображения[1]:

* Николай Караченцов в опере «Юнона и Авось»

Лучший фильм года по версии читателей журнала

«Лучший фильм года» — конкурс, ежегодно проводившийся журналом «Советский экран» на основе опроса своих читателей. Голосование проводилось с 1957 по 1991 год. Итоги конкурса подводились в десятом номере журнала (вторая половина мая). Параллельно в опросе существовали номинации «Лучший актёр», «Лучшая актриса», «Лучший фильм для детей» и «Лучший музыкальный фильм»[17].

Рекорды читательских голосований

Выступление Дмитрия Харатьяна на концерте финалистов Всероссийского вокального конкурса «Новая звезда» (2019 год)

Режиссёры-рекордсмены: пять побед — Эльдар Рязанов (1976, 1978, 1983, 1984 и 1991), три — Станислав Ростоцкий (1968, 1972 и 1977), по две — Сергей Бондарчук (1959 и 1975), Сергей Герасимов (1967 и 1970) и Иван Пырьев (1958 и 1969).

Актёры-рекордсмены: три победы — Иннокентий Смоктуновский (1964, 1966 и 1970), по две — Станислав Любшин (1968 и 1979), Александр Михайлов (1982 и 1986), Андрей Мягков (1976 и 1978), Дмитрий Харатьян (1990 и 1991) и Василий Шукшин (1974 и 1975); в том числе подряд: по две победы — Дмитрий Харатьян (1990 и 1991) и Василий Шукшин (1974 и 1975). Кроме того, актёром года сразу за два фильма становились: Дмитрий Золотухин (в 1981 за «Юность Петра» и «В начале славных дел»), Евгений Матвеев (в 1973 за «Сибирячка») и («Я, Шаповалов Т. П.») и Иннокентий Смоктуновский (в 1970 году за «Чайковский») и («Преступление и наказание»); Дважды было выбрано более одного победителя (все за разные фильмы): три в 1971 году (Василий Лановой, Юрий Соломин и Юри Ярвет) и два в 1966 году (Иннокентий Смоктуновский и Вячеслав Тихонов).

Актрисы-рекордсмены: три победы — Наталья Гундарева (1977, 1981 и 1984) и Татьяна Доронина (1967, 1968 и 1973), две победы — Нонна Мордюкова (1972 и 1974); в том числе подряд: две победы — Татьяна Доронина (1967 и 1968); кроме того, дважды Актрисой года сразу за несколько фильмов становились: за три фильма — Людмила Чурсина (в 1969 за «Виринея», «Угрюм-река» и «Журавушка»), за два — Татьяна Доронина (в 1968 за «Ещё раз про любовь» и «Три тополя на Плющихе»).

Единственным фильмом, получившим все три главные награды (лучшие фильм, актёр и актриса) является «Служебный роман» (1978)[18].

По две из трёх наград получали в общей сложности ещё 18 фильмов (в хронологическом порядке; Ф — фильм, М — актёр, Ж — актриса):

Девять дней одного года (Ф, М)
Оптимистическая трагедия (Ф, Ж)
Гамлет (Ф, М)
Председатель (Ф, М)
Война и мир (М, Ж)
Мачеха (Ф, Ж)

Калина красная (Ф, М)
Они сражались за Родину (Ф, М)
Ирония судьбы, или С лёгким паром! (Ф, М)
Москва слезам не верит (Ф, Ж)
Мужики!.. (Ф, М)
Вокзал для двоих (Ф, Ж)

Жестокий романс (Ф, М)
Законный брак (Ф, М)
Холодное лето пятьдесят третьего… (Ф, М)
Интердевочка (Ф, Ж)
Частный детектив, или Операция «Кооперация» (М, Ж)
Небеса обетованные (Ф, Ж)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Сергей Лунёв. Кинозвёзды с обложек журнала «Советский экран» 1986 года // Познавательный проект о русскоязычной цивилизации : сайт. — 2016. — 5 июля.
  2. 2,0 2,1 «Такие скорбные лица я видел только в трансляциях ТВ-похорон генсеков»: как россияне переживали дефолт в августе 1998 года. NGS.RU (17 августа 2023). Дата обращения: 21 мая 2024.
  3. Виртуальная выставка «Гоголь на страницах периодической печати. Из собрания Дома Гоголя». Дата обращения: 21 мая 2024.
  4. Рабочий журнал. Экран. - СССР, Москва: Типография «Рабочей Газеты», 1929. - № 13, март. 1929. Музейная Москва онлайн. Дата обращения: 21 мая 2024.
  5. Газета «Кино». Книги и информация для журналиста. Дата обращения: 21 мая 2024.
  6. Любимые журналы Советского Союза. Псковская областная универсальная научная библиотека имени В.Я. Курбатова. Дата обращения: 21 мая 2024.
  7. Журнал «Советский экран»: полный электронный архив (1925–1998). ИВИС (информационный портал). Дата обращения: 21 мая 2024.
  8. Журнал «Кино и жизнь». №1, 2 за ноябрь, №3, 4 за декабрь 1929 года. Дата обращения: 21 мая 2024.
  9. Искусство кино. Дата обращения: 21 мая 2024.
  10. Трофименков Михаил, Дондурей Даниил. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Часть 1. Кинословарь. — СПб.: Сеанс, 2001. — ISBN 5-901586-01-8..
  11. 11,0 11,1 11,2 Fedorov, A., Kornienko, E. The Ideological Topic in the Magazine Soviet Screen: 1957–1968 (Western Cinema Aspect) (англ.) // European Researcher. Series A. — 2023. — P. 25—30.
  12. Федоров А. В. Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката: мнения читателей журнала «Советский экран» (1958-1991). — М.: Межрегиональная общественная организация в поддержку построения информационного общества «Информация для всех», 2022. — 330 с.
  13. Коминова М.И. История взаимоотношений отечественного кинематографа со зрительской аудиторией // Культура и общество : журнал. — 2014. — № 4. — С. 147—155.
  14. Фотограф Гнисюк Н.В.. Фотографии старого Саратова. Дата обращения: 21 мая 2024.
  15. 15,0 15,1 Виноградова Т.П. Самые интересные журналы СССР: «Советский экран» // Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна Республики Марий Эл : сайт. — 2019. — 17 февраля.
  16. 19-й Всесоюзный кинофестиваль в Алма-Ате (1986)
  17. Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. — М.: ОД «Информация для всех», 2023. — 1270 с.
  18. Служебный роман (1977). Кино-театр.ру. Дата обращения: 21 мая 2024.

Ссылки