Старший сын (пьеса)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Старший сын
Старший сын
Жанр пьеса
Автор А. В. Вампилов
Язык оригинала русский
Дата написания 19641967
Дата первой публикации 1968

«Ста́рший сын» — одна из наиболее оптимистичных пьес Александра Вампилова[1] о жизни провинции, родственных отношениях, ситуации выбора и прозрении человека. Пьеса сочетает принципы комедии положений с психологическим анализом героев. Начинаясь как водевиль, по ходу сюжета она наполняется серьёзным смыслом[2].

История создания

Памятник А. В. Вампилову в Иркутске.

Самые ранние записи А. Вампилова, имеющие отношение к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом. Первоначальное название пьесы было «Женихи»[3], под ним же она была опубликована впервые 20 мая 1965 года в газете «Советская молодежь»[4]. В 1968 году немного переработанная пьеса была опубликована в журнале «Ангара», (№ 2) под названием «Предместье»[3]. Под этим же рабочим названием она упоминается в письмах А. Вампилова применительно 1965—1967 годов. Е. Гушанская называет также заголовки «Семья Сарафановых»[5], «Свидание в предместье», «Нравоучения с гитарой»[6]. В письме к Е. Л. Якушкиной А. Вампилов пишет, что заканчивает последний вариант пьесы и планирует отправить её в литчасть театра имени М. Н. Ермоловой[7]. В 1969 году на обсуждении в Управлении культуры пьеса была подвергнута жёсткой критике. От автора потребовали переработать завязку и биографические детали жизни персонажей[8]. А. Вампилов прислушался к критике и переделал первые диалоги пьесы[9]. Глядя на то, как менялись названия пьесы, можно проследить перемены во взгляде А. Вампилова на идею и суть всего произведения. Автор стал уделять гораздо больше внимания нравственным, психологическим переменам в характерах и поведении героев[4].

Название «Старший сын» пьеса получила только в 1970 году, когда вышла отдельным изданием в издательстве «Искусство»[10]. Пьеса известна в двух окончательных редакциях, имеющих принципиальные разночтения[6].

18 ноября 1969 года состоялась первая постановка пьесы «Старший сын» в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова[5], в работе над которой принимал участие и сам автор. После премьеры в Иркутске начался настоящий «вампиловский бум». В театр пошли даже те, кто обычно туда не ходил[11].

Сюжет

Действие пьесы «Старший сын» начинается с грубоватого розыгрыша. Двое подгулявших, промёрзших молодых людей опоздали на последнюю электричку и ищут себе ночного пристанища. Недоверчивые жители пригорода не расположены пускать к себе поздних гостей с улицы. Мысль выдать Бусыгина за старшего сына хозяина квартиры, в которую они случайно постучались, приходит молодым людям неожиданно[12]. В характерной для комедии положений сцене подслушивания Бусыгин узнаёт необходимые для опознания его как сына биографические детали: год, место рождения, имя матери. Для хозяина квартиры, Сарафанова, это оказывается достаточным[1]. Неожиданно шутка оказалась принята всерьёз, причем не только хозяином дома и его семьёй, сразу поверившим этой новости, но и его мнимым сыном, который точно знал, что родство это вымышленное[5].

БУСЫГИН. Что нам надо? Доверия. Всего-навсего. Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал. Или это тоже для тебя новость? (Сильве.) Ты только посмотри на него. Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога, а он даже не предложит ему присесть.

СИЛЬВА (перебивает). Да что там! Я ему скажу! Скажу откровенно! Он мужчина, он поймет. (Васеньке, торжественно.} Полное спокойствие, я открываю тайну. Все дело в том, что он (указывает на Бусыгина) твой родной брат!

По сюжету, старший сын и брат, Бусыгин, входит в семью Сарафановых, когда она находится на грани распада: дочь Нина собирается уехать вместе с будущим мужем на Сахалин, младший сын Васенька, страдая от неразделённой любви, неоднократно пытается убежать из дома. Сарафанов тщетно пытается удержать детей[8]. Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе раствориться в суете, он сочиняет музыку.

Сильва начинает ухаживать за Натальей Макарской, приглашает её на свидание, зная при этом, что младший сын Сарафанова, Васенька, ужасно страдает от несчастной любви к ней. Бусыгин в данной ситуации проявляет себя благородно: он запрещает Сильве встречаться с Макарской[4]:

Оно (свидание) не состоится. Какого чёрта ты суешься, куда не следует? Ты что, не видишь, что с пацаном делается из-за этой женщины? Не валяй дурака. И никаких свиданий. Всё. Мы едем домой. Иди попрощайся. Скажи ей, что, когда солнце позолотит верхушки деревьев, ты будешь уже далеко.

Вечером с двумя бутылками шампанского появляется жених Нины лётчик Кудимов. Он простой и открытый парень, воспринимающий всё прямолинейно. Бусыгин и Сильва подшучивают над ним, на что он только добродушно улыбается. Времени у Кудимова немного, так как он курсант и не хочет опаздывать в казарму, потому что дал себе слово не опаздывать, а собственное слово для него закон. Когда появляются Сарафанов и Нина, Кудимов начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова. Бусыгин и Нина пытаются помешать ему, но лётчик с присущей ему принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает, что видел Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться. Бусыгин успокаивает его словами, что людям нужна музыка и когда они веселятся, и когда тоскуют.

Кудимов уходит, несмотря на просьбы Нины остаться. Бусыгин не выдерживает и признаётся Нине, что он ей не брат, и что он влюблён в неё. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде: Васенька подпалил дом Макарской. Возмущённый Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно сообщает, что Бусыгин не сын Сарафанова. На всех это производит большое впечатление, однако Сарафанов твёрдо заявляет, что не верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним. Бусыгин отказывается. но обещает приезжать. И тут же обнаруживает, что снова опоздал на электричку.

То, что случилось, —все это ничего не меняет. Володя, подойди сюда... Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим.) Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное...

И новоиспечённый сын, и семейство Сарафановых, ставшее жертвой этой выдумки, за сутки нечаянного знакомства так сроднились, что разоблачение и даже саморазоблачение героя уже не играло ровно никакой роли[5].

Герои и характеристика пьесы

Главные герои:

  • Владимир Бусыгин — студент мединститута, несколько легкомысленный молодой человек, выросший без отца.
  • Семён Севастьянов по прозвищу Сильва — веселый, находчивый, но циничный парень.
  • Андрей Григорьевич Сарафанов — отец семейства, мужчина 55 лет. По профессии — музыкант (играет на кларнете в клубе).
  • Васенька — 16-летний сын Сарафанова, влюблённый в Наталью Макарскую, женщину вдвое старше него.
  • Наталья Макарская — одинокая соседка Сарафановых, работающая секретарём в суде.
  • Михаил Кудимов — курсант лётного училища, жених Нины, честный, ответственный, но ужасно скучный человек[4].
  • Нина — 19-летняя дочь Сарафанова. Собирается выйти замуж за Михаила Кудимова.

В «Старшем сыне» у каждого из персонаж свой спектакль: Бусыгин играет роль «блудного сына», Сарафанов изображает, будто он по-прежнему играет в филармоническом оркестре, а не на похоронах, его дети делают вид, что они об этом ничего не знают, Нина изображает любовь к деревянному Кудимову, Макарская играет, как кошка с мышкой, с Васенькой, который, в свою очередь, с пылом юности разыгрывает спектакль «пламенная страсть» по отношению к Макарской, а Сильва, тот вообще ни на минуту не выходит из шутовского образа[13]. В середине семидесятых, когда «Старший сын» регулярно ставился на сцене, в ней видели хорошо сделанную сатирическую пьесу, лишённую острой драматургической проблематики[8]. Сам же А. Вампилов предпочитал видеть в пьесе трагикомедию[7]. Он обращался к реальной жизни обыкновенного человека. Доминирующими темами являются провинциальная жизнь, родственные отношения, повседневность, ситуация выбора, прозрение человека. А. Вампилов сочетает принципы комедии положений с психологическим анализом героев. Пьеса, которая начинается как водевиль, наращивает напряжение и наполняется серьёзным смыслом, несвойственным водевилю[2].

Театральные постановки и экранизации

Премьерная постановка пьесы состоялась 18 ноября 1969 года в Иркутском драматическом театре имени Н. П. Охлопкова (режиссёр В. Симоновский). А Вампилов принимал участие в её подготовке. В 1970 году по пьесе, вышедшей под названием «Свидания в предместье», был поставлен спектакль в ленинградском Театре драмы и комедии (режиссёр Е. Падве). Всего за 1970 год «Старший сын» был поставлен в двадцати восьми театрах страны, прошёл более тысячи раз, став одним из лидеров сезона. В 1971 году А. Вампилов принимает участие в репетициях «Старшего сына» в Театре имени М. Н. Ермоловой (режиссёр Г. Косюков), а в 1973 году «Старший сын» шёл уже в тридцати девяти театрах страны[5].

В 1973 году на телевидении Венгрии вышел фильм режиссёра Иштван Хорвай «Старший сын» («Az elsőszülött»)[14], а в 1974 году состоялся самый ранний из зарубежных спектаклей: пьеса была поставлена в знаменитом театре города Веймара (ГДР), также состоялись спектакли по Вампилову в США, Франции, ФРГ, Греции, Англии, Португалии, Японии, Канаде, Швеции и Финляндии[15].

В СССР по пьесе «Старший сын» режиссёром Виталием Мельниковым был снят телефильм (премьерный показ 20 мая 1976) и написана опера (1983, композитор Геннадий Гладков). В 2006 году режиссёр Марюс Вайсберг по мотивам фильма Виталия Мельникова снял в Голливуде трагикомедию «The Elder Son». По сюжету ремейка, в дом к кларнетисту Максу попадает прячущийся от полиции автоугонщик Бо, который выдаёт себя за давно потерянного сына Макса и влюбляется в свою «сестру» Лолиту. Вдова Александра Вампилова хотела подавать в суд за нарушение авторских прав, но в титрах не было указано имя автора пьесы[16][17].

Литература

Александр Вампилов. Старший сын. Комедия в двух действиях. М.: Согласие, 1999.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Деменева К.А. Система персонажей в комедии А. Вампилова "Старший сын" // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2008. — № 2—2. — С. 114—117. — ISSN 1997-4280 ISSN: 1997-4280.
  2. 2,0 2,1 Моторин С. Н. Жанровая специфика пьес А. Вампилова // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. — 2016. — № 1 (50). — С. 51—63.
  3. 3,0 3,1 Богданова О. В., Тихоненко В. А. Мотивационная система комедии А. Вампилова "Старший сын" // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — Т. 12, № 7. — С. 16—21. — ISSN 1997-2911 ISSN 1997-2911.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Румянцева Н.М. Герои и антигерои в пьесе А. Вампилова «Старший сын» // Актуальные вопросы филологии. Материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 85-летию МГОУ. — 2016. — С. 58—63.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Гушанская Е. М. Александр Вампилов. Очерк творчества. — Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990. — С. 320. — ISBN 5-265-01497-7.
  6. 6,0 6,1 Смирнов С. Р. Драматургия А. Вампилова: закономерности творческого процесса. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. — Улан-Удэ, 2007. — С. 19—21. — 30 с.
  7. 7,0 7,1 "Ему было бы нынче пятьдесят". Переписка А. Вампилова с Е. Якушкиной // Новый мир. — 1987. — № 9. — С. 209—226.
  8. 8,0 8,1 8,2 Деменева К. А. "Старший сын" А. В. Вампилова: становление родовой утопии // Палимпсест. Литературоведческий журнал. — 2019. — № 2. — С. 77—88. — ISSN 2658-7475 ISSN: 2658-7475.
  9. Деменева К. А. Архаика и новаторство в пьесе А. Вампилова «Старший сын" // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 26. — С. 22—26.
  10. Галицких Е. О. Некрасова Н. П. Восприятие студентами-филологами спектакля по пьесе А. Вампилова "Старший сын" // Общество. Наука. Инновации. Сборник статей XVIII Всероссийской научно-практической конференции: в 3 томах. — 2018. — Т. 3. — С. 212—217.
  11. Пинижина О. Е. «ВСЕ ЛЮДИ – БРАТЬЯ» (о первой постановке «Старшего сына») (2017) // Сцена. — № 4 (108). — С. 65—67. — ISSN 1817-6542 ISSN: 1817-6542.
  12. Лакшин В. Душа живая (предисловие) // Вампилов А. В. Дом окнами в поле.— Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. — 690 с. — С. 3—16.
  13. Липовецкий М. Н. «Шестидесятники» как потерянное поколение: трагикомедии Александра Вампилова // Континент. — 2000. — № 104. — С. 336—348.
  14. Az elsőszülött (1973). Дата обращения: 19 июля 2023.
  15. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю / Сост. Л. В. Иоффе, С. Р. Смирнов, В. В. Шерстов. — Иркутск, 2000. — С. 366—367. — 448 с.
  16. 8 интересных фактов о фильме «Старший сын». Дом кино. Дата обращения: 19 июля 2023.
  17. The Elder Son (2006). IMDb. Дата обращения: 19 июля 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!