Сунь Ятсен

Материал из «Знание.Вики»
Сунь Ятсен
кит. 孫逸仙
孫中山先生.jpg
11 января 1901 — 12 марта 1925
Предшественник Ян Цюйюнь
Преемник Чан Кайши
Общественный руководитель (1901—1905)
премьер-министр партии (1905—1925)
Вечный премьер-министр Гоминьдана с 1 апреля 1925 года
1 января — 10 марта 1912
Вице-президент Ли Юаньхун
Предшественник должность учреждена
Преемник Юань Шикай

Рождение 12 ноября 1866(1866-11-12)
д. Цуйхэн, уезд Сяншань, Гуандун, Империя Цин
Смерть 12 марта 1925(1925-03-12) (58 лет)
Пекин, Китайская республика
Отец Сунь Дао-чуань (1813—1888)
Мать Ян
Супруга Лу Мучжэнь(в 1885—1915)
Каору Отсуки(в 1903-1906)
Сун Цинлин(в 1915—1925)
Чен Чиу-Фэн[1]
Дети Сунь Фо
Сунь Янь
Сунь Ван
Фумико Миягава
Партия Гоминьдан
Образование Гонконгский медицинский колледж для китайцев

Су́нь Ятсе́н (кит. 孙逸仙, Сунь Исянь, также известен как Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань; 12 ноября 186612 марта 1925) — был выдающимся китайским революционером, политическим деятелем и философом, широко уважаемым в Китае. Он основал партию Гоминьдан и сыграл важную роль в свержении маньчжурской династии Цин, что привело к созданию Китайской Республики. Его жизнь и деятельность отражают значимые этапы борьбы за модернизацию и национальную независимость Китая[2]. Ятсен также стоял у истоков национально-освободительного движения в Китае и играл ключевую роль в переходе страны от империи к республике[3].

Биография

Ранние годы и образование

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань, провинции Гуандун, в семье бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня. С раннего возраста он помогал семье в сельском хозяйстве и учился в начальной школе, где на его мировоззрение сильно повлиял дядя, бывший солдат Тайпинской армии и местный учитель[2].

Сунь Ятсен в раннем возрасте

В 12 лет Сунь Ятсен был отправлен на Гавайские острова к старшему брату Сунь Мэю, где он получил начальное образование в английской миссионерской школе на острове Мауи. В 1881 году он успешно окончил эту школу и поступил в американскую среднюю школу. Однако в 1883 году он вернулся в Китай из-за опасений брата по поводу его растущего интереса к революционным идеям[2][4].

После возвращения в Китай, Сунь Ятсен продолжил обучение в миссионерском медицинском училище в Гуанчжоу, а затем поступил в Сянганский институт в Гонконге, где изучал медицину и познакомился с идеями реформ и антиправительственной деятельности. В 1892 году он завершил обучение в медицинском институте, став одним из лучших выпускников своего года, и начал медицинскую практику, но вскоре сосредоточился на политической деятельности, стремясь изменить ситуацию в своей стране[3][4].

Начало революционной деятельности

После возвращения с Гавайев Сунь Ятсен был глубоко потрясен тяжелыми условиями жизни в китайских деревнях, страдающих от гнета землевладельцев и произвола властей. Вдохновленный героизмом крестьянского восстания тайпинов и патриотическим порывом китайцев во франко-китайской войне (18841885), он пришёл к выводу о необходимости срочных преобразований в стране[2].

Сунь Ятсен в зрелом возрасте

Во время учебы в медицинском институте Сунь Ятсен познакомился с деятельностью тайных антиманьчжурских обществ и стал сторонником реформ по западному образцу. Поражение Китая в японо-китайской войне (18941895) окончательно убедило его в неспособности маньчжурского правительства защищать национальные интересы Китая[2].

После обучения в Гонконге и знакомства с прогрессивными идеями западной цивилизации, Сунь Ятсен начал осознавать необходимость перемен в китайском обществе. В 1894 году он написал меморандум о реформах в Китае, но его предложения были проигнорированы. Поняв, что для достижения своих целей необходимо выбрать более радикальные методы, он основал организацию "Синчжунхой" вместе с единомышленниками на Гавайях, целью которой было свержение династии Цин и превращение Китая в сильное государство[4].

В поисках путей для преобразований, Сунь Ятсен присоединился к антиправительственному обществу "Небо и Земля", идеи которого вдохновили его на свержение маньчжурской династии и освобождение Китая от колониального гнета . В 1894 году, после первых поражений китайских войск в войне с Японией, он понял, что единственный способ завоевания национальной независимости Китая — это активная борьба против маньчжурской монархии. Сунь Ятсен начал антиманьчжурскую агитацию среди китайских эмигрантов на Гавайях и в 1894 году создал Союз возрождения Китая. Этот небольшой, но влиятельный союз, объединявший представителей китайской буржуазии, интеллигенции и эмигрантов, стал основой для революционного движения в Китае и за рубежом[3].

Основание Тунмэнхой

В 1905 году Сунь Ятсен учредил организацию «Тунмэнхой» с явной целью свержения маньчжурской династии и установления Китайской Республики. Его концепции были широко поддержаны в стране, где многие выражали недовольство слабым правлением и влиянием иностранных держав[2].

Программа «трех народных принципов», предложенная Ятсеном, стала основой его политической деятельности. Принципы национализма, народовластия и народного благосостояния сформировали стратегию «Тунмэнхой» в борьбе за процветание страны[4].

Создание организации «Тунмэнхой» начало движение за свержение маньчжурской династии и установление Китайской Республики. Под руководством Сунь Ятсена она стала платформой для единения китайского народа и борьбы за освобождение страны от внешнего влияния и установления правления народа[4].

Синьхайская революция и временное президентство

Синьхайская революция, произошедшая в конце года Синьхай по традиционному китайскому летоисчислению (1911 — начало 1912), впервые на Востоке привела к установлению республиканского строя и стала одним из звеньев процесса революционного «пробуждения Азии»[5]. В 1911 году Сунь Ятсен был избран временным президентом Китайской республики после начала этой революции. В своем качестве временного президента он подписал ряд важных указов, направленных на борьбу с социальными проблемами и поддержку образования. Однако, несмотря на его усилия, страна оказалась в глубоком кризисе, и в 1913 году он был вынужден уйти в отставку. Сунь Ятсен также активно работал над созданием идеологии и строительством союзов среди иностранных партнеров, способных поддержать его революционное движение[2]. Этот период истории Китая проливает свет на его отношения с восточным миром и его влияние на глобальное будущее [5].

Деятельность после президентства

С именем Сунь Ятсена связано появление нового учения, учитывающего китайские традиции и современные политические реалии. Его теория "трех народных принципов" включала национализм, народовластие и народное благосостояние. Реорганизовав Гоминьдан с помощью Советского Союза и Коминтерна, он превратил его в ведущую политическую силу национально-освободительного движения Китая[2].

Эти изменения позволили Сунь Ятсену достичь новых политических высот. В декабре 1920 года он прибыл в Гуанчжоу и стал министром внутренних дел в республиканском правительстве, которое сближалось с коммунистами, сформировавшими КПК в 1921 году. Опасаясь усиления антиимпериалистических настроений, иностранные державы поддержали контрреволюционный переворот в Гуанчжоу 16 июня 1922 года. Сунь Ятсен был вынужден скрываться в Шанхае, временно отказавшись от военного похода на север[2].

Несмотря на это, Сунь Ятсен продолжал сотрудничать с КПК. Его знакомство с марксистом Ли Дачжао привело к поддержке Сунь Ятсена КПК в борьбе против милитаристов. В январе 1923 года его войска выбили контрреволюционеров из Гуанчжоу, и Сунь Ятсен возглавил революционное правительство. На III съезде КПК в июне 1923 года был рассмотрен вопрос о создании единого фронта с Гоминьданом, а на I съезде Гоминьдана в январе 1924 года было принято решение о сотрудничестве с коммунистами[2].

Наследие

Статуя Сунь Ятсена на площади Тяньаньмэнь

После смерти Сунь Ятсена его наследие продолжало оказывать значительное влияние на китайскую политику и культуру. Он был провозглашен «Отцом нации», и его образ стал символом борьбы за национальное единство и независимость. Впоследствии он был включен в пантеон великих деятелей Китая вместе с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином[4].

Однако его наследие не оставалось без споров и искажений. Правые теоретики Гоминьдана и марионетки японских милитаристов занимались фальсификацией его идей. В западных странах и на Тайване продолжают издаваться псевдонаучные труды, наполненные антикоммунистическими идеями, которые стремятся исказить деятельность Сунь Ятсена. Эти публикации направлены на предостережение революционно-демократических лидеров национально-освободительных движений в Азии, Африке и Латинской Америке от сотрудничества с коммунистами и Советским Союзом[3].

Выход второго издания «Избранных произведений» Сунь Ятсена дал возможность широкому кругу советских читателей глубже ознакомиться с его революционной деятельностью и философскими взглядами. Эти произведения раскрывают образ революционного демократа и служат ценным источником по истории китайской общественно-политической и философской мысли конца XIX — первой четверти XX века, а также по истории международных отношений на Дальнем Востоке[3].

Примечания

  1. Сунь Ятсен. RusTeam Media. Дата обращения: 31 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Малоземов С. И., Тараскина А. Д. Сунь Ятсен: жизненный путь, формирование и развитие политических взглядов // Контентус : журнал. — 2020. — № 5. — С. 28—37.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Сунь Ятсен. Избранные произведения / С. Л. Тихвинский.. — М.: Наука, 1985. — Т. 2. — 759 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Китайский «Отец нации». Дилетант. Дата обращения: 23 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 Рябченко Н. П. Синьхайская революция и Восток // Россия и АТР. : журнал. — 2012. — № 1. — С. 128—138.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!