Талалихин, Виктор Васильевич

Материал из «Знание.Вики»
Виктор Васильевич Талалихин
Портрет
Прозвище Малыш
Дата рождения 18 сентября 1918(1918-09-18)
Место рождения Тёпловка, Саратовская губерния
Дата смерти 27 октября 1941(1941-10-27) (23 года)
Место смерти Подольский райн, Московская область, СССР
Принадлежность  РСФСР СССР
Род войск RAF AF branch insignia1936.gif Военно-воздушные силы СССР
Годы службы 19381941
Звание Лейтенант ВВС СССР
лейтенант
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ви́ктор Васи́льевич Талали́хин (18 сентября 1918, Тёпловка, Саратовская губерния, РСФСР — 27 октября 1941, Подольский район, Московская область, СССР[1]) — советский военный лётчик-истребитель. Герой Советского Союза[2].

Биография

Детство

В 1924 году семья переехала в Вольск. Виктор с братьями Александром и Николаем увлекался авиамоделированием, дома была оборудована мастерская для сборки моделей воздушных судов[2].

Учёба

В 1933 году семья перебралась в Москву. Отец устроился на мясокомбинат, а 15‑летний Виктор поступил в школу фабрично-заводского ученичества при комбинате по специальности «обвальщик» — переработчик скота и мяса. Окончив её через два года, стал работать там. Параллельно записался в планерный кружок и через несколько месяцев писал в заводской газете о дебютном полёте на планере, завершении первой ступени обучения на «хорошо» и «отлично», желании продолжать обучение. Примером для Талалихина послужили его старшие братья: они были призваны в армию, и оба оказались в авиации. Через несколько месяцев после начала обучения в кружке Талалихин писал в заводской газете, что совершил свой первый полёт на планере, завершил первую ступень обучения на «хорошо» и «отлично», надеется продолжить учиться. Он говорил о желании летать как Чкалов, Беляков и Байдуков, имена которых знал весь СССР. Старшие братья Виктора были призваны в армию и попали в авиацию[2].

В октябре 1936 года Талалихина направили в Пролетарский аэроклуб Москвы. Он, несмотря на небольшой рост, успешно прошёл медкомиссию и приступил к обучению. Инструктор отмечал талант будущего героя, но при «холодной голове». Хладнокровие и рассудительность Талалихин обретёт в период службы[2].

В 1937 году Виктор призван в армию и по путёвке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, которое успешно закончил в звании младшего лейтенанта. Начал службу в 27-м истребительном авиационном полку. Наставники отмечали отвагу и смелость Талалихина в непростых моментах[2].

Учился он скрупулёзно: вставал с восходом, а приходил в казарму к отбою. Кроме обучения часто находился в библиотеке: изучал карты, инструкции, профессиональную литературу. Но удалось побывать и на гауптвахте — за нарушение техники безопасности полётов: на тренировке сделал больше фигур пилотажа, нежели устанавливалось правилами[2].

С 1938 года служил в авиационных час­тях, начал в 27-м истребительном авиационном полку. Весной 1941 года молодой лётчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение в формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк[2].

Начало полётов

Первый полёт Талалихин совершил на «У-2» в 1937 году, за несколько месяцев до призыва в армию[3]. Первое боевое крещение произошло зимой 1939 - 1940 годов при войне с Финляндией, в которой он произвёл 47 вылетов, уничтожил несколько вражеских самолётов, защищая Москву, спас жизнь командиру эскадрильи Михаилу Королёву, который перехватывал немецкий бомбардировщик и попал под огонь финской зенитной батареи. Талалихин «отсёк» от самолёта командира и уничтожил немецкий «Фоккер» («F-190»). За доблесть и мужество младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды[2].

После финской кампании Талалихин провёл отпуск у родителей, после которого был отправлен на переподготовку — курсы усовершенствования лётного состава, в характеристике по окончанию которых он был назван достойным стать командиром звена. Также то, что он «летает смело», в воздухе сообразителен, успешно летает на истребителях. Весной 1941 года Королёв и Талалихин вновь встретились: молодой лётчик был отправлен в первую эскадрилью 177-го истребительного авиаполка, базировавшуюся близ Клина под командованием Королёва[2].

Великая Отечественная война

Боевые вылеты пилоты начали совершать с 21 июля, после первого налёта немецкой авиации на Москву. Благодаря успешной работе ПВО и советской авиации из 220 бомбардировщиков до города долетели только несколько. Полк Талалихина принял первый бой 25 июля[2].

Талалихин стал настоящим асом и был назначен заместителем командира эскадрильи. Подчинённые к нему относились уважительно, так как перед каждым вылетом он просчитывал непредвиденные ситуации, чтобы все лётчики эскадрильи возвращались живыми с боевых заданий. За маленький рост, 155 сантиметра, боевые товарищи прозвали его Малышом. После начала Великой Отечественной войны полк перебазировали ближе к Москве для охраны воздушных подступов к столице, промышленные объекты, жизнь и безопасность жителей. Талалихин в дей­ст­вую­щей ар­мии стал ещё командиром зве­на. От­ли­чал­ся вы­со­ким лёт­ным мас­тер­ст­вом[2].

27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестёрки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. Подлетая к пункту назначения, лётчики заметили «мессершмитты» возле деревни Каменки. Талалихин успел сбить один, но вскоре три немецких самолёта оказались рядом и открыли огонь. Он повёл группу на штурм позиций противника. В это время из-за облаков на советские самолёты обрушились шесть вражеских истребителей «Мессершмитт‑109». Завязался воздушный бой. В ходе неравной борьбы, с помощью напарника Александра Богданова удалось сбить второе судно противника, но в это время рядом разорвался снаряд, Талалихин получил смертельное пулевое ранение в голову и не смог управлять самолётом. Фрагменты судна удалось найти. Тело лётчика было отправлено в Москву. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище[2].

Подвиг

О бессмертном подвиге героического лётчика писали газеты, рассказывали по радио, имя Талалихина было навсегда вписано в историю страшной войны. Виктору было всего 23 года. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 года он был навечно зачислен в списки 1‑й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого сражался под Москвой[2].

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года произошла одна из последних крупных атак немецкой авиации на Москву. Это был шестнадцатый налёт. Талалихин получил приказ вылететь на перехват бомбардировщиков в районе Подольска, где одним из первых совершил ночной таран. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4800 метров на самолёте «И‑16» лётчик‑истребитель протаранил немецкий бомбардировщик «Хейнкель‑111», в котором находился экипаж из 4 человек. Талалихин чудом остался жив[2]. Он выпрыгнул из падавшего самолёта, в свободном падении пролетел 800 метров, пока не раскрылся парашют. Совершил атаку и подбил правый мотор. Немецкий самолёт развернулся, полетел обратно. Пилоты начали снижение. Талалихин понял, что у него кончились боеприпасы и решил пойти на таран: сначала был план «обрубить» хвост немецкого самолёта винтом, но в итоге протаранил бомбардировщик всем своим «И-16», который называл ястребком. Советский лётчик спланировал на парашюте в озеро возле деревни Мансурово (сейчас это район аэропорта Домодедово). Он выбрал затяжной прыжок, опасаясь, что купол парашюта будет прострелен немцами. Самолёт противника рухнул возле деревни Добрыниха, его экипаж погиб. Командовал «Хейнкелем» сорокалетний подполковник[3].

У поисковиков, обнаруживших в 2014 году самолёт Талалихина, есть версия, что из строя была выведена система ведения огня. Боекомплект был израсходован до половины, а приборная панель прострелена. Тогда же Талалихин был ранен в руку[3].

Место падения сбитого самолёта нужно было зафиксировать, иначе по правилам авиации Красной Армии подвиг не был бы признан. Обнаружить его помогли местные жители. Есть даже фотография, на которой Талалихин запечатлён на фоне «Хейнкеля». Радиоперехват зафиксировал, что немцы назвали Талалихина «сумасшедшим русским лётчиком», который уничтожил тяжёлый бомбардировщик[3].

Виктор писал брату Александру, что награда для него является огромной честью, но он не считает, что сделал что-то особенное. 7 августа, в день подвига Талалихина, дальняя советская авиация осуществила первую бомбардировку Берлина, чем привела в ярость нацистское правительство[3].

Находясь на лечении, Талалихин много общался с молодёжью и рабочими, выступал на антифашистских митингах. Как только он смог вернуться в строй, вновь начал сбивать вражеские самолёты. К концу октября на его счету были четыре сбитых немецких воздушных судна[3].

Награды

Память

Памятник Виктору Талалихину в посёлке Кузнечики
  • В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината имени Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Организован музей лётчика-героя.
  • В Центральном музее вооружённых сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолёта «Хейнкель‑111». Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.
  • 9 мая 1960 года в Подольске, в парке имени Виктора Талалихина, установлен его бюст.
  • В посёлке Кузнечики, на 43‑м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели лётчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР — 18 августа 1969 года.
  • Именем Героя названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске, морское судно, образовательные учреждения[1].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Виктор Васильевич Талалихин. Биографическая справка. МИА «Россия сегодня» (7 августа 2011). Дата обращения: 3 января 2024.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Виктор Талалихин - биография и подвиг лётчика-героя. Biographe.ru. Дата обращения: 3 января 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Талалихин Виктор Васильевич. Центральный военно-патриотический пар культуры и отдыха Вооружённых Сил Российской Федерации «Патриот». Дата обращения: 3 января 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!