Трансмашхолдинг

АО «Трансмашхолдинг»
Transmashholding Logo.svg
Электропоезд Иволга в сборочном цехе Тверского вагоностроительного завода, 6 ноября 2019Электропоезд Иволга в сборочном цехе Тверского вагоностроительного завода, 6 ноября 2019
Тип Акционерное общество
Основание 2002
Расположение  Россия: Москва
Ключевые фигуры Кирилл Липа (генеральный директор)
Отрасль Транспортное машиностроение
Оборот 155,8 млрд руб. (2017 год, МСФО)
Операционная прибыль 9,6 млрд руб. (2017 год, МСФО)
Чистая прибыль 2,7 млрд руб. (2017 год, МСФО)
Число сотрудников 41 тыс. (2021)[1].
Материнская компания Нидерланды The Breakers Investments B.V.
Сайт tmholding.ru

«Трансмашхолдинг» (ТМХ) — материнская компания крупнейшей в СНГ и России машиностроительной группы «Трансмашхолдинг», производящей подвижной состав для железнодорожного и городского рельсового транспорта[2][3], 20 % акций которой также принадлежат зарегистрированной на Кипре крупнейшей французской материнской машиностроительной группе Alstom[4]. «Трансмашхолдинг» также является одним из крупнейших разработчиков и производителей такого рода продукции в мире[5]. Полное наименование — Акционерное общество «Трансмашхолдинг».

Входящие в группу предприятия выпускают вагоны для железных дорог (грузовые и пассажирские) и для метро, тепловозы и электровозы, электро- и дизель-поезда , рельсовые автобусы, дизели для тепловозов и судов, дизель-генераторы, различные комплектующие, проводят ремонт и сервисное обслуживание своей продукции[6].

Штаб-квартира находится в Москве, также открыто представительство в Санкт-Петербурге[7]. Холдинг также имеет представительства в Швейцарии, ЮАР, Египте, Аргентине, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, в Прибалтике, в Польше и Финляндии[8].

История

«Трансмашхолдинг» было создано в 2002 году[9] на базе предприятий, контролируемых Искандаром Махмудовым и Дмитрием Комиссаровым.

По некоторым данным, в 2004 году Махмудов и Бокарев начали объединять разрозненные машиностроительные заводы в «Трансмашхолдинг»[10].

В 2005 году «Трансмашхолдинг» создал совместное предприятие с немецкой компанией Siemens AG — (ООО «Трансконвертер»), которое специализируется на создании высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов и электропоездов. Позже была приобретена компания FTD Dessau — старейший инжиниринговый и производственный центр в Европе.

До 2006 года компания не являлась владельцем активов, а была управляющей компанией и сдавала заводы и оборудование на них в аренду. В марте 2006 года «Трансмашхолдинг» обратился в Федеральную антимонопольную службу за разрешением на консолидацию основных производственных активов: до 100 % акций Брянского машиностроительного завода, «Метровагонмаша», Демиховского машиностроительного завода, Коломенского завода, Новочеркасского электровозостроительного завода, Октябрьского электровагоноремонтного завода, «Пензадизельмаша», «Центросвармаша» и «Бежицкой стали».

В марте 2007 года «Трансмашхолдинг» за 58 млн долларов США купил на приватизационном конкурсе 76 % акций «Лугансктепловоза»[11]. Но сделка была оспорена украинской группой «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова и уже в ноябре 2007 года Верховный суд Украины признал итоги конкурса недействительными[11][12].

Входящий в состав группы Брянский машиностроительный завод с 1960-х годов производит малооборотные судовые дизельные двигатели по лицензии MAN AG, являясь единственным в России производителем дизелей этого класса. В 2007 году предприятие заключило соглашение о выпуске аналогичной продукции по лицензии Wärtsilä[13]. В ноябре 2007 года «Трансмашхолдинг» реорганизовал структуру собственности, переоформив акции на голландскую The Breakers Investments B. V., которая контролировалась структурами Искандера Махмудова и Андрея Бокарева[14]. 26 декабря 2007 года 25 % акций The Breakers Investments B. V. были приобретены ОАО «Российские железные дороги»[15].

|6 октября 2008 года был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам стратегического партнёрства с французским машиностроительным концерном Alstom Transport. 31 марта 2009 года «Трансмашхолдинг» подписал с Alstom Transport соглашение о стратегическом партнёрстве, в соответствии с которым французская компания должна приобрести 25% + 1 акцию The Breakers Investments из пакета мажоритарных акционеров. Соглашение предполагает технологическое сотрудничество компаний, создание новых поколений российской железнодорожной техники. 1 марта 2010 года стороны подписали документы, конкретизирующие параметры партнёрства[16]. Стороны создали совместный инжиниринговый центр — «Технологии рельсового транспорта», в рамках которого реализуются совместные проекты по созданию новой техники.

16 февраля 2009 года «Трансмашхолдинг» приобрёл у близкой РЖД инвестгруппы ЗАО «Инвестиционная группа „Росвагонмаш“» (Москва) 50,48 % акций ОАО «ВЭлНИИ»[17].

В конце марта 2009 года был заключён опцион на продажу 25 % + 1 акции The Breakers Investments B.V. (из пакета Махмудова и Бокарева) французской машиностроительной компании Alstom. По условиям опциона, акции должны были перейти к французской компании через три года[18]. Однако уже 1 марта 2010 года с Alstom был подписан договор купли-продажи на указанный пакет акций The Breakers Investments B.V. с оплатой в рассрочку до конца 2011 года[16]. В июле 2011 года стало известно, что ОАО РЖД заключила опцион на покупку 50 % — 1 акции компании The Breakers Investments B.V. Общая сумма сделки оценивается в 2 млрд долларов.

15 июня 2010 года входящий в «Трансмашхолдинг» Брянский завод вновь приобрёл 76 % акций «Лугансктепловоза» за 51 млн долларов США[11][12].

21 января 2011 года в словацком городе Добра было заключено соглашение о покупке словацким концерном Tatravagonka 50 % акций Энегельсского вагоностроительного завода[19].

В конце 2015 года ОАО РЖД продало свою долю в «Трансмашхолдинге», оставшиеся акционеры пропорционально увеличили свои доли[20].

В 2018 году акционеры приняли решение об изменении организационно-правовой формы компании, холдинг стал акционерным обществом (АО)[21].

В феврале 2021 года международное подразделение «Трансмашхолдинга» TMH International договорилось с Rolls-Royce Group о покупке завода дизельных и газопоршневых среднеоборотных двигателей Bergen Engines в Норвегии[22].

Собственники

Акционерный капитал компании на лето 2018 года был распределён между группой российских бизнесменов и французской компанией Alstom. Компании Alstom принадлежало 20 % капитала, компаниям, принадлежащим Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву, Дмитрию Комиссарову и Кириллу Липе принадлежало 79,4 % капитала. Контролирующими акционерами являлись Дмитрий Комиссаров и Кирилл Липа[23].

Руководство

Структура

В состав холдинга входят следующие предприятия и организации:

Деятельность

Ключевые проекты, реализованные в 2015—2016 годах:

  • Создание на Брянском машиностроительном заводе крупносерийного производства магистральных грузовых тепловозов и освоение выпуска 2ТЭ25КМ[31].
  • Создание на Октябрьском электровагоноремонтном заводе серии вагонов 81-722/723/724 «Юбилейный» (и её модификаций) для Петербургского метрополитена.
  • Капитальный ремонт и модернизация партии вагонов метро 81-717/714 и Ev3, принадлежащих Будапештскому метрополитену.
  • Освоение на Тверском вагоностроительном заводе производства двухэтажных пассажирских вагонов локомотивной тяги с местами для сидения[32].
  • Освоение на Тверском вагоностроительном заводе производства багажно-почтовых вагонов 61-4504 и 61-4505.
  • Создание на Брянском машиностроительном заводе вагона-хоппера 19-3058 с кузовом увеличенного объёма[33].
  • Создание на Октябрьском электровагоноремонтном заводе вагонов-электровозов для Петербургского метрополитена[34].
  • Создание на Брянском машиностроительном заводе маневрового тепловоза ТЭМ28[35].
  • Создание на Новочеркасском электровозостроительном заводе производства тяговых электродвигателей и генераторов тепловозов[36].

В 2022 году «Трансмашхолдинг» выиграл тендер на поставку 70 электропоездов (560 вагонов) серии «Иволга» в Аргентину на сумму 864 млн долларов. Поставки планируется начать в 2024 году[37].

В 2022 году на заводе «Метровагонмаш» в Мытищах для Петербургского метрополитена начато производство вагонов проекта «Смарт», которые позже получили название «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1)[38].

Государственная поддержка

В июле 2015 года Экспертный совет Фонда развития промышленности одобрил выделение заводу займа в размере 106,8 млн рублей (при общей стоимости проекта в 152,8 млн рублей) на освоение производства тяговых электродвигателей (ТЭД) для тепловозов, собираемых на заводах ЗАО «Трансмашхолдинг» в Брянске и Коломне. Запуск нового производства в рамках проекта позволит заместить двигатели, поставляемые с предприятия в Харькове (Украина), российскими, превосходящими зарубежные аналоги по техническим характеристикам[39][40].

Оценки

В апреле 2016 года «Трансмашхолдинг» стал единственной компанией из отрасли транспортного машиностроения, которая вошла в составленный информационным агентством «РБК» рейтинг «50 крупнейших технологических компаний России»[41], занял четвёртое место в ряду технологических лидеров российской экономики[42].

Критика

Летом 2019 года стало известно, что председатель Российского союза налогоплательщиков Артём Кирьянов планирует инициировать обсуждение монопольного положения «Трансмашхолдинга» (ТМХ) на рынке поставок пассажирского железнодорожного транспорта. По словам Кирьянова, соответствующие запросы были направлены в ФАС и прокуратуру[43].

В мае 2021 года РЖД заявляла о низкой надёжности тяжёлых магистральных тепловозов «Трансмашхолдинга»[44].

В мае 2022 года французский концерн Alstom списал €441 млн из-за обесценения своей 20%-ной доли в АО «Трансмашхолдинг», компания получила чистый годовой убыток в €581 млн против чистой прибыли в €247 млн годом ранее[45].

После введения санкция в связи с СВО, «Трансмашхолдингу» пришлось изготавливать асинхронный тяговый привод для поезда «Балтиец» Петербургского метрополитена, чем первоначально должна была заниматься японская компания «Hitachi», отказавшаяся от сотрудничества.

Примечания

  1. Эксперт-400: Рейтинг крупнейших компаний России. «Эксперт» (09.10.2022). Дата обращения: 11 октября 2022.
  2. АО "Трансмашхолдинг" Годовая консолидированная финансовая отчетность по МСФО или иным международно признанным стандартам, 2021 год. Интерфакс-ЦРКИ (14.03.2022). Дата обращения: 16 сентября 2022.
  3. Трансмашхолдинг перевел регистрацию материнской компании из Нидерландов на Кипр » Металлургпром. Металлургпром. Дата обращения: 16 сентября 2022.
  4. Трансмашхолдинг перевел регистрацию материнской компании из Нидерландов на Кипр » Металлургпром. Металлургпром. Дата обращения: 17 сентября 2022.
  5. «Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Трансмашхолдинг» на уровне ruAА. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Дата обращения: 19 сентября 2022.
  6. Стандартизация в ТМХ – один из столпов обеспечения качества. Трансмашхолдинг. Дата обращения: 24 сентября 2022.
  7. Трансмашхолдинг открыл представительство в Санкт-Петербурге
  8. Представительства Трансмашхолдинга
  9. Трансмашхолдинг. Персоны и компании. bfm.ru. Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  10. Справка Андрей Бокарев в рейтинге Forbes, 2010 год.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 «Трансмашхолдинг» снова прицепил «Лугансктепловоз». № 105 (4405). Газета «Коммерсантъ» (16 июня 2010). Дата обращения: 18 января 2011.
  12. 12,0 12,1 12,2 Даниил Шабашов. «Трансмашхолдинг» вернулся на Украину (15 июня 2010). Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  13. Отечественный опыт становления холдинговых компаний. Mobile. Дата обращения: 13 декабря 2022.
  14. Дмитрий Беликов. «Трансмашхолдинг» упростит себя. № 212/П (3788). Газета «Коммерсантъ» (19 ноября 2007). Дата обращения: 18 января 2011.
  15. 15,0 15,1 Деловой Петербург со ссылкой на «Интерфакс». Трансмашхолдинг сменил гендиректора. Деловой Петербург (29 мая 2008). Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  16. 16,0 16,1 Дмитрий Беликов. «Наша отрасль пострадала от кризиса слабее других». Газета «Коммерсантъ» № 107 (4407) (18 июня 2010). — Президент Alstom Transport Филипп Мелье о поездах, заказах и "Трансмашхолдинге". Дата обращения: 18 января 2011.
  17. Александр Воробьёв. «Трансмашхолдинг» удочерил ВЭлНИИ. № 28 (4083). Коммерсантъ(Ростов) (14 февраля 2009). — Структуры РЖД продали холдингу институт электровозостроения. Дата обращения: 18 января 2011.
  18. Глеб Столяров. Alstom решилась // Ведомости, 01.04.2009, № 57 (2327).
  19. 19,0 19,1 Александр Панченко. «Трансмашхолдинг» сгрузил вагоны словакам. Ъ-Online (21 января 2011). — Tatravagonka покупает 50% «Трансмаша». Дата обращения: 18 января 2011.
  20. Alstom увеличил долю в Трансмашхолдинге до 33 %, «РЖД» вышли из числа владельцев
  21. «Трансмашхолдинг» перекраивают изнутри. Коммерсантъ (5 апреля 2018). Дата обращения: 27 августа 2022.
  22. «Трансмашхолдинг» купит у Rolls-Royce завод двигателей в Норвегии. Коммерсантъ (4 февраля 2021). Дата обращения: 4 февраля 2021.
  23. ТМХ, 2 августа 2018. Акционеры Трансмашхолдинга и «ЛокоТех-Сервиса» объединили свои акции и доли владения в целях эффективного управления и долгосрочного развития
  24. 24,0 24,1 КОМИССАРОВ Дмитрий Георгиевич. Справочник. Коммерсантъ. Дата обращения: 18 января 2011.
  25. Милана Челпанова. «Трансмашхолдинг» сменил гендиректора // vedomosti.ru, 30 марта 2015
  26. Сайт завода АО «ПО «Бежицкая сталь». АО «ПО «Бежицкая сталь». Дата обращения: 16 марта 2022.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 «ТМХ Вагоностроение» ведёт переговоры о приобретении в Европе вагоностроительного холдинга. РБК (10 ноября 2010). Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  28. «Трансмашхолдинг» докупил акции «Октябрьского электровагоноремонтного завода». № 239 (4294). Газета "Коммерсантъ С-Петербург" (со ссылкой на РБК) (22 декабря 2009). Дата обращения: 18 января 2011.
  29. 29,0 29,1 ОАО «ТрансКонтейнер» принял в опытную эксплуатацию платформы сочленённого типа. Пресс-служба ОАО «ТрансКонтейнер» (21 января 2011). Дата обращения: 18 января 2011.
  30. Словацкая Tatravagonka покупает у «дочки» ТМХ 50% завода «Трансмаш». РИА Новости (21 января 2011). Дата обращения: 18 января 2011. Архивировано 1 июня 2012 года.
  31. Новые магистральные локомотивы 2ТЭ25КМ отправились на российские железные дороги (недоступная ссылка). «Трансмашхолдинг». Дата обращения: 23 мая 2016. Архивировано 23 июня 2016 года.
  32. ТВЗ передал ФПК первые двухэтажные вагоны с местами для сидения (недоступная ссылка). «Трансмашхолдинг». Дата обращения: 23 мая 2016. Архивировано 23 июня 2016 года.
  33. На БМЗ создан вагон-хоппер с увеличенным объёмом кузова. «Трансмашхолдинг». Дата обращения: 19 сентября 2022.
  34. ОЭВРЗ приступил к изготовлению вагонов-электровозов
  35. На БМЗ презентовали новый маневровый тепловоз ТЭМ28
  36. Новочеркасский электровозостроительный завод. Деловой квартал. Дата обращения: 20 сентября 2022.
  37. «Трансмашхолдинг» выиграл контракт на $864 млн на поезда для Аргентины. РБК. Дата обращения: 31 января 2022.
  38. Инновационный вагон «Смарт» будет курсировать в метро Петербурга. «Телеканал «Санкт-Петербург». Дата обращения: 25 августа 2022.
  39. НЭВЗ получит заём из Фонда развития промышленности РФ на импортозамещающую линию производства. «Эксперт-Урал» (11 сентября 2015). Дата обращения: 25 октября 2015.
  40. Фонд развития промышленности инвестирует четверть своего капитала в импортозамещающие производства. Фонд развития промышленности (10 июля 2015). Дата обращения: 25 октября 2015.
  41. Рейтинг РБК: 50 крупнейших технологических компаний России
  42. Встали на крыло: какая отрасль стала лидером по технологиям в 2015 году
  43. Евгений Трухачев, Виктор Бодров. Производитель с двойным дном. В чем секрет успеха «Трансмашхолдинга»?. Общественная палата России обратила внимание на ситуацию с поставками железнодорожных составов для пассажирских перевозок.. «ФедералПресс» (5.07.2019,). Дата обращения: 16 сентября 2022.
  44. Наталья Скорлыгина. Слабой тяге нашли ответственных. ОАО РЖД не устраивают локомотивы «Трансмашхолдинга». «Коммерсантъ» (27.05.2021). Дата обращения: 16 сентября 2022.
  45. Alstom списал 441 млн евро из-за обесценения доли в "Трансмашхолдинге". «Интерфакс» (11.05.2022). Дата обращения: 16 сентября 2022.

Ссылки