Фёдоров, Николай Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
Николай Фёдорович Фёдоров
Портрет Николая Фёдоровича Фёдорова. Леонид Пастернак (до 1945 года)Портрет Николая Фёдоровича Фёдорова.
Леонид Пастернак (до 1945 года)
Дата рождения 7 июня 1829(1829-06-07)
Место рождения село Ключи, Елатомский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
Дата смерти 15 декабря 1903(1903-12-15) (74 года)
Место смерти Москва, Российская империя
Гражданство Флаг России Российская империя
Род деятельности библиотекарь
Разное Ооснователь теории «русского космизма», «идеальный библиотекарь», «Московский Сократ»

Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829 года, село Ключи, Елатомский уезд, Тамбовская губерния — 15 декабря 1903 года, Москва) — мыслитель, философ, создатель утопической системы, родоначальник русского космизма, теоретик библиотечного и музейного дела, один из самых знаменитых сотрудников Московской публичной библиотеки — предшественницы Государственной библиотеки имени Владимира Ильича Ленина, ныне Российской государственной библиотеки.

Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества... Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда... В одном Фёдорове — искупление всех грехов и преступлений русского народа.Аким Львович Волынский

Биография

Незаконнорожденный сын князя Павла Ивановича Гагарина и дворянской девицы Елизаветы Ивановой[1]. Незаконнорожденным детям фамилии отцов не давали, после проведённого обряда крещения, Николаю дали фамилию крёстного.

Павел Иванович Гагарин страстно увлекался женским полом и поспособствовал появлению на свет божий плеяды незаконнорождённых детей: от матери Фёдорова прижил 4 ребёнка обоих полов (Федоров младший сын); от подданной Великобритании, примадонны итальянской оперы Ольги Вервициотти — 2 сыновей, мальчики снискали славу в разных стезях театрального поприща, выступали под псевдонимами «Ленский» и «Ленский-2» (старший сын ещё реализовался в педагогической деятельности); были дети в законном браке, но о них упоминается в источниках вскользь[2].

Фёдоров получил светское и духовное образование, преподавал исторические и географические науки.

В 1874 году был зачислен в штат библиотеки двух музеев, размещавшихся под одной крышей в Доме Пашкова: Московского публичного и Румянцевского на должность «дежурного при читальном зале»[3], где прослужил более двадцати лет[4] в скромном чине коллежского асессора. Происхождение свое скрывал, повышений по службе и материальных благ не искал, был скромен, добросовестен в работе, чурался женского общества.

Служение

Вспоминая первый визит соискателя Фёдорова, заведующий библиотекой двух музеев Евгений Фёдорович Корш писал в личной переписке о неизгладимом впечатлении, произведённом на него философом. Корш признавался, что никак не мог отпустить собеседника и твёрдо решил трудоустроить необыкновенного соискателя, несмотря на отсутствие вакантного места, вольнотрудящимся. В собеседнике Корша потрясло буквально всё: своеобразная внешность, необыкновенная манера излагать, обосновывать и иметь собственные суждения во всех сферах научного знания.

Илья Львович Толстой, сын писателя Льва Николаевича Толстого, наблюдавший отношения отца и философа почти десятилетие их дружбы, описывал Николая Фёдорова в воспоминаниях: «При большой подвижности умных и проницательных глаз, он весь светился внутренней добротой, доходящей до детской наивности. Если бывают святые, то они должны быть именно такими…»[5].

Николай Фёдоров был человеком необыкновенной доброты (пока дело не доходило до его убеждений; тут он являл себе полную противоположность, подчас проявлял непримиримость и нетерпимость к собеседнику, в запале спора мог выгнать вон незадачливого оппонента, невзирая на его титулы, возраст и регалии, к которым и сам был равнодушен). Фёдоров служил примером самоотверженного служения людям; принадлежал к числу тех гениальных натур, которым было дано опережать своё время. По выходным дням открывал двери каталожной комнаты Московской публичной библиотеки и к нему на беседу стекалась вся учёная Москва. Собеседник Льва Толстого и Владимира Соловьёва, наставник Константина Циолковского в его университетах самообразования.

После смерти философа, по запискам из стола, был опубликован труд «Философия общего дела». В труде выдвинут и обоснован круг задач, к решению которых человечество приступает только сейчас: продление жизни, освоение космоса и регуляция природы, тотальное сохранение памяти и информации, использование военной техники и технологий в мирных целях. Идеями Фёдорова об искусстве будущего, реально преображающего жизнь, вдохновлялись писатели, поэты и художники русского авангарда, а деятель русского зарубежья Владимир Ильин отводил ему место «председателя» на пиру «русской философии»[6].

Библиотечная история

Николай Фёдорович Фёдоров, Владимир Сергеевич Соловьёв и Лев Николаевич Толстой. Три философа за беседой. Леонид Пастернак, 1919 год (по памяти)

Одна из самых неоднозначных библиотечных историй, ставшая источником пересудов в обществе — история разрыва дружеских отношений между Львом Николаевичем Толстым и Николаем Фёдоровичем Фёдоровым.

История дружбы двух неординарных современников началась осенью 1881 года, сопровождалась стычками и конфликтами в совместных полемических беседах из-за непонимания и неприятия идей друг друга, подпитывалась непримиримостью Фёдорова к идеям Толстого, в которых, по разумению библиотекаря отсутствовал созидательный идеал, завершилась полным разрывом отношений.

Финальным толчком в разрыве отношений между бывшими собеседниками послужила публикация статьи Льва Толстого, напечатанная на страницах английской газеты «Daily Telegraph» под заголовком «Почему голодают русские крестьяне?» (одна из цикла статей «О голоде» 1891-1893 годов). Выдержки из статьи были перепечатаны в «Московских ведомостях», вызвав небывалый общественный резонанс (за номер газеты перекупщики просили до 25 рублей — средняя цена газет аналогичного периода стоила 5 копеек). Толстого объявляли революционером. Министр народного просвещения настоятельно рекомендовал публицистику писателя отвергать и в публикациях ему отказывать. Статью Льва Толстого он расценивал как пропаганду против России, способную сподвигнуть весь русский народ на открытую междоусобную вражду, последствиями которой должны было стать масштабное зло, неприемлемое для Фёдорова, считавшего человеческую жизнь главной ценностью на земле. После публикаций и разразившихся скандалов вокруг статьи, библиотекарь не подал руки графу Толстому. Последний был сильно уязвлен разрывом.

В 1893 году Толстой написал статью «Le non agir»[7] («Неделание»), в которой размышлял о духовном ненасилии путем самосовершенствования. Запрещённая в России, статья была напечатана во французском «Revue des Revues» (1893, № 4) в сквернейшем переводе. Огорчённый Лев Николаевич просил опубликовать заявление о несоответствии перевода оригиналу. Пассивное «неделание» Льва Толстого, Николай Фёдоров считал не меньшим злом, чем зло в его активной форме (призыв, за которым стоит отказ от развития научного видения и обоснования научного подхода, за который так ратовал родоначальник русского космизма).

В 1895 году, отвечая на письмо от 29 октября Владимира Михайловича Владиславлева, обращавшегося по поводу благодарственного адреса Николаю Фёдорову с просьбой не покидать библиотеку, составленного сослуживцами, читателями, почитателями научных теорий, сподвижниками, всеми, кто нуждался в помощи Фёдорова как библиографа, Лев Толстой в письме от 2 ноября писал: «Я с радостью подпишу всякий адрес, который вы напишете Николаю Фёдоровичу. И как бы высоко вы в этом адресе ни оценили и личность и труды Николая Фёдоровича, вы не выразите того глубокого уважения, которое я питаю к его личности, и признания мною того добра, которое он делал и делает людям своей самоотверженной деятельностью. Благодарю вас за то, что вы обратились ко мне»[8]. Подписанный графом Толстым адрес, Фёдоров не получил. Он продолжил свою работу в библиотеке музея до 15 сентября 1898 года.

В историю отечественного библиотечного дела Николай Фёдорович Фёдоров вошёл как «идеальный библиотекарь» и «Московский Сократ».

Институт мировой литературы имени Алексея Максимовича Горького, Российская академия наук, Философский факультет Московского Государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова, Объединение культурных центров Юго-Западного округа города Москвы, Библиотека № 180 имени Николая Фёдоровича Фёдорова, Ассоциация музеев космонавтики России проводят ежегодные Международные научные чтения памяти Николая Фёдоровича Фёдорова в Российской государственной библиотеке.


Из фондов Российской Государственной библиотеки

  • Федоров, Николай Федорович (1828—1903). Философия общего дела : Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изд. под ред. В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона. Т. 1-2. — Верный : тип. Семиречен. обл. правл., 1906—1913. — 2 т.; 25; 25.

Т. 1. - 1906 (обл. 1907). - [2], XII, 732, III с.

Т. 2. — Москва : печатня А. Снегиревой, 1913. — X, 473 с.

  • Горский, Александр Константинович (1886—1943). Николай Федорович Федоров и современность : очерки / А. Остромиров. — Харбин : Типолитогр. Л. М. Абрамовича, 1928—1932. — 25-26 см.

Вып. 2. — 1928. — 51 с.

Вып. 3. - 1932. - [4], 40 с.

Примечания

  1. Отец. Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность.. Дата обращения: 20 июля 2023.
  2. Философ родства, его родословная и родные происхождение Фёдорова. Дата обращения: 31 июля 2023.
  3. Н. Ф. ФЕДОРОВ: МЕСТО ФИЛОСОФА В РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Марсиада. Дата обращения: 20 июля 2023.
  4. Николай Федорович Фёдоров (1828-1903). booksite.ru. Дата обращения: 20 июля 2023.
  5. Николай Федоров. Смерть необязательна. Проза.ру. Дата обращения: 20 июля 2023.
  6. XVIII Международные научные чтения памяти Николая Фёдоровича Фёдорова (21 июля 2023).
  7. «LE NON AGIR». 1893. Tolstoy.ru. Дата обращения: 2-23-07-20.
  8. Толстой Л. Н. - Владиславлеву В. М., 2 ноября 1895 г.. Лев Николаевич Толстой. Дата обращения: 20 июля 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!