Харон

Материал из «Знание.Вики»
Харон
Doré - Styx.jpg
Мифология Древнегреческая мифология
Пол Мужской
Занятие Перевозка по реке Стикс душ умерших
Отец Эреб
Мать Нюкта
Связанные персонажи Аид, Орфей, Геракл, Эней, Тесей
Обиталище Подземный мир
Период жизни Бессмертный
Атрибуты весло, лодка

Харон (Χάρων) — в мифологии древних греков, перевозчик душ умерших людей через реку Стикс в царство мёртвых. За свою работу получал оплату в один обол, который, по поминальному обряду, умершему клали под язык. Изображался Харон мрачным старцем, одетым в рубище[1]. Из живых людей в царство мёртвых Харон переправил только несколько человек: Геракла, Энея, Перифоя и Тесея[2].

Происхождение Харона

Харон — один из многих перерождённых титанов. По происхождению он сын Нюкты (Ночи) и Эреба (Мрака). Находится на службе у Аида, который определил его на должность перевозчика умерших[3]. Харон — брат Эриды, Немизиды, Танатоса, Гемеры и Эфира[4].

Миф о Хароне

Внешность Харона

В искусстве Древней Греции Харон изображался уродливым стариком, у которого растрёпаны волосы, от этого голова его выглядит косматой. Взгляд перевозчика умерших душ пронзителен, мрачен и неприятен. Одет в ветхое рубище. В центральной Италии Харон тождественен одному из низших божеств подземного мира, изображался как существо, у которого серо-голубая кожа, клыки, нос крючком. Главный атрибут — двойной молоток[5].

Более подробное описание внешности Харона можно найти у римского поэта Вергилия в Книге 6 «Энеиды»[6]:

Воды под­зем­ных рек сте­ре­жёт пере­воз­чик ужас­ный —
Мрач­ный и гряз­ный Харон. Клоч­ко­ва­той седой боро­дою
Все лицо оброс­ло — лишь гла­за горят непо­движ­но,
Плащ на пле­чах завя­зан узлом и висит без­образ­но.
Гонит он лод­ку шестом и пра­вит сам пару­са­ми,
Мёрт­вых на утлом челне через тём­ный поток пере­во­зит.
Бог уже стар, но хра­нит он и в ста­ро­сти бод­рую силу.

Луций Сенека в произведении «Геркулес в безумье» описывает Харона как мрачного старика[7]:

Там старец [Харон], страшный видом, в грязном рубище,
Переправляет тени оробелые.
Узлом одежда на плече завязана,
На впалых борода щеках всклокочена,
И шест в руках, которым правит лодку он.

Служба Харона

Согласно древнегреческой мифологии, после смерти человека его душа направлялась к трону Аида, который должен вынести приговор о её дальнейшей судьбе. Чтобы попасть к трону, необходимо было преодолеть реку Ахерон, чьи воды глубоки и темны, а течение стремительно. Душа самостоятельно переправиться через Ахерон (Стикс) не могла, надежда была на Харона, который доставлял на другой берег в лодке и за это брал плату в один обол. Когда челнок Харона приставал к берегу, сотни душ старались занять место в лодке, но перевозчик сам выбирал, кого переправить первым. Если у умершего не было платы — обола — попасть в лодку он не мог, а ждал сто лет, по прошествии которых Харон перевозил его бесплатно[8].

Существует версия, что Харон был призван на службу сёстрами Мойрами, которые вызвали брата, когда человек находился при смерти. Харон прибыл на зов Мойр и стал ждать душу умершего. Чтобы душа умершего могла переправиться через реку, тело должно быть погребено. Непогребённые и нищие оставались на берегу в течение ста лет. При этом существуют мифы, что услугами Харона смогли воспользоваться смертные, которые были живы, отправляясь в мир мёртвых. Первым стал Геракл, о путешествии которого в подземный мир существует две версии. По первой версии Геракл получил помощь от Гермеса[9]:

В подземное царство Геракла ввел вестник богов Гермес, проводник душ умерших, а спутницей великого героя была сама любимая дочь Зевса, Афина-Паллада. Когда Геракл вступил в царство Аида, в ужасе разлетелись тени умерших

По второй версии Геракл забрал у Харона посох и заставил перевозчика доставить себя в загробный мир. За этот проступок Аид разгневался на Харона и на год заковал его в цепи. Живым попал в подземный мир Орфей, отправившийся в царство Аида за возлюбленной Эвридикой. Харон был очарован музыкой, исполненной Орфеем, и перевёз его по реке Стикс[10]. В мифе Орфей и Эвридика так описывается этот эпизод[11]:

Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел. Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег

Культ Харона

Хароний — святилище, которое посвящено перевозчику душ умерших Харону, чаще всего представляло собой вулканическую или термальную пещеры, которые относятся к культу Аида и Персефоны. В Малой Азии — Карии — в селении Карийская Фимбрия находится пещера Аорон, по-другому называемая Хароновой, так как из неё исходят смертоносные испарения[12].

Образ Харона в искусстве

К образу Харона обращались многие писатели и поэты, а также художники и скульпторы. Овидий в десятой главе произведения «Метаморфозы», повествуя об Орфее и Эвридике, в строфах 70-75 упоминает мрачного перевозчика душ умерших. В XIV веке Данте Алигьери в «Божественной комедии» в части «Ад» в третьей песне рассказывает о Хароне.

Микеланджело Буонарроти изображает Харона на фреске «Страшный суд», которая занимает стену алтаря Сикстинской капеллы. На фреске Харон изображён в нижней части, символизируя пределы ада. По задумке Микеланджело, Харон перевозит только души грешников, которых ожидает адское пекло, поэтому вид его ужасен, подобен разъярённому зверю: когти на пальцах ног, кривой рот, круглые, наполненные ненавистью глаза.

Французский художник Пьер Сюблейр в картине «Харон перевозит души умерших в преисподнюю», написанной в 1735 году, интерпретирует перевозчика по-другому: Харон изображён в центре полотна, по обе стороны от него души умерших. При этом у Сюблейра Харон молод, имеет мускулистое и грациозное тело, напоминающее античные скульптуры. На картине французского художника Николя-Луи-Франсуа Госса «Переход по реке Стикс», созданной в 1819 году, показано прибытие душ умерших в Элизиум, место вечного покоя. Харон изображён в соответствии с эстетикой классицизма: статная полуобнажённая фигура.

В 1882 году написана картина «Харон, пересекающий Ахеронт», автором которой является бразильский художник Педро Америко. На полотне Харон представлен старым и грозным лодочником, перевозящим в загробный мир четырёх прекрасных полуобнажённых девушек, тем самым художник противопоставляет юность и старость, прекрасное и ужасное.

В 1883 году к образу Харона обратился английский живописец Джон Спенсер Роддам Станхоп, создавший картину «Харон и душа». Облик лодочника не страшен, взгляд задумчив, он с осторожностью берёт плату за перевоз, боясь причинить боль, весло, на которое опирается старик, напоминает посох. Вся картина передаёт сакральность акта перехода из мира живых в мир мёртвых, что отличает её от других полотен, посвящённых Харону. На картине «Лодка Харона», написанной в 1919 году испанским художником Хосе Бенльюре-и-Хиля, Харон показан в традициях Вергилия и Данте: грозным, безобразным, с безумным взглядом[13].

Примечания

  1. Харон. Греческая мифология. Дата обращения: 28 мая 2024.
  2. Харон. Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 30 мая 2024.
  3. Пожидаева Анна. Харон: лодочник в царство Аида. Античная мифология в мировом искусстве. Дата обращения: 28 мая 2028.
  4. Оборин Лев. Как перевозчик Харон оказался в Аиде и был ли он богом. Яндекс Кью (16 сентября 2015). Дата обращения: 28 мая 2024.
  5. Харон. Античная мифология. Дата обращения: 30 мая 2024.
  6. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / пер. с латинского Ошерова С.А. — Москва: Художественная литература, 1971. — С. 272—273.
  7. Сенека Луций. Геркулес в безумье / пер. с латинского Ошерова С. А.. — М.,: Наука, 1983. — С. 138.
  8. Шевелёва Е. В. Миф о Хароне. В17.РУ (6 декабря 2015). Дата обращения: 30 мая 2024.
  9. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.,: Художественная литература, 2010.
  10. Магия мифа: Харон - загадочный перевозчик подземного мира. LibreBook (3 июня 2020). Дата обращения: 30 мая 2024.
  11. Орфей и Эвридика. Планета сказок. Дата обращения: 30 мая 2024.
  12. Харон. Античная мифология. Дата обращения: 30 мая 2024.
  13. Петровская Н. И. Миф о Хароне в интерпретации художников XVI-XX вв. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук : журнал. — 2011. — № 4.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!