Цыгане

Материал из «Знание.Вики»
Цыгане
Численность по разным оценкам, от 12 до 18 млн, в том числе в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе — 7—8 млн[1].
Язык цыганский язык, язык домари, ломаврен и др., а также языки стран проживания.
Религия христианство, ислам[2].

Цыга́не — название этнической группы, полученное в византийский период приблизительно в IX—XI вв. н. э[3] . Происходят из северной Индии. Цыгане в Европе и Америке называют себя ром, в Сирии и Палестине — дом, в Армении — лом[4].

Происхождение названия народа

Происхождение названия «цыгане» в настоящее время представлено несколькими версиями. Одна из них гласит, что оно восходит к греческому слову «атцинганами» и означает «неприкасаемые», по другой, это слово является искажённой формой византийского прозвища «атсинганос» и имеет значение «маги, гадатели». Если обратиться к этимологическому словарю, то это название «цыгане» происходит от древнего индоевропейского слова «сингх» — «лев»[5].

Цыганский флаг

Цыганский флаг


На Первой Всемирной цыганской конференции, которая состоялась в 1971 году в Лондоне, был утвержден национальный флаг цыган. Флаг обладает стандартными для современных флагов пропорциями 2 на 3 как символ принадлежности и равенства с народами мира. Цветовая символика имеет следующее толкование. Синий— цвет неба, зелёный— цвет земли и свободы, красное колесо подчеркивает кочевой образ жизни цыганского народа и почитание памяти предков, пострадавших от геноцида и несправедливого отношения[6].

Миграция цыган

До настоящего времени не удалось установить время, когда предки цыган покинули Индию. Некоторые исследователи говорят, что это произошло в V веке, другие — Х веке.

Николай Бессонов, Надежда Деметер, Владимир Кутенков в монографии «История цыган: новый взгляд» пишут[7]:

«Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто–двести километров западнее».

Большинство цыган говорят на языке романес, но разные этнографические группы носят разные названия, например: венгерских цыган называют ромунграми, итальянских — синти, цыгане Восточной Европы — кэлдэрари, из Финляндии — кале, испанские и португальские цыгане — кале, английские — романичалы, французские — мануш[8].

В XIII — XV веках цыгане начали распространение сперва по Юго-Восточной и Восточной, а после по Центральной и Западной Европе. В XIX веке они стали заселять Северную Африку, Северную и Южную Америку и Австралию. В Трансильвании цыгане впервые появились 1417 году. В том же году они достигли Франции, а через год, в 1418 году пришли в Швейцарию. В 1425 году цыгане появились в Испании, в 1500 году — Шотландии. Массовое переселение цыганских племен в Европу началось в 1512 году[9].

В России цыгане распределены по территории неравномерно. В Ростовской области, Ставропольском и Краснодарском краях (в южных областях) проживает больше всего цыган, в то время как в Республике Коми, Республике Саха, Магаданской области и прочих северных районах их численность значительно ниже. Что касается территорий от Тюмени вплоть до Дальнего Востока большинство цыган проживают в областях, которые расположены неподалеку от Транссибирской железной дороги. По данным переписи населения 2002 года в трёх южных регионах России — в Ставропольском крае, Ростовской области и Краснодарском крае проживало около 45 000 цыган. На огромной территории, охватывающей Зауралье, Южный Урал, всю Сибирь и Дальний Восток числилось всего 29 000 цыган[10].

Этнографические группы цыган России

  • русские цыгане;
  • кэлдэрары;
  • сэрвы;
  • влахи;
  • крымские цыгане;
  • кишиневцы;
  • плащуны;
  • ловари[11].

Цыганский язык

Цыганский язык относится к новоиндоарийской группе индо-европейских языков. Ему присущи множество диалектов, которые появились в результате лексических заимствований у тех народов, с которыми было взаимодействие во время миграции из Индии. В XVIII веке европейские учёные И. Рюдигер, Г. М. Грельманн высказали гипотезу о схожести цыганского языка с санскритом[12]. Долгое время у этого народа не было единого письменного языка. Устный язык был представлен различными диалектами. Пройдя разные исторические и миграционные пути, различные этнические группы цыган говорят на различных диалектах[13].

В случае межэтнической коммуникации цыганский диалект указывал на принадлежность его носителя к конкретной группе, а также каким образом ведёт себя эта группа, взаимодействуя с окружением с представителями других цыганских групп[14].

Цыганское искусство в России

Музыкальность и артистичность цыганского народа признаны во всём мире. Благодаря кочевому образу жизни, коммуникативным контактам с другими народами, цыгане привносили в мировую культуру самобытность и экстраординарность, обогащая её новыми формами. Не имея своего государства, цыганам не удалось оставить памятников материальной культуры: архитектурных строений, живописных полотен, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, но это не помешало им пронести через века и сохранить традиции, культуру и национальные особенности. Цыганское творчество всегда синкретично, в нём пение тесно взаимодействует с пластикой танца. В то же время, самобытная танцевально-музыкальная цыганская культура имела возможность развиваться лишь в Венгрии, Испании, России. В конце XVII — начале XVIII веков цыгане появляются в России, именно здесь появляются цыганские хоры. Структура и иерархия цыганского хора повторяли традиционный уклад цыганский табор, где они строились на равноправии и разделении доходов между всеми участниками сообщества, включая стариков и инвалидов. Благодаря хорошему заработку хористов, общению с интеллигенцией среди цыганского населения рос уровень образованности. Позже стали возникать артистические династии цыган — исполнителей и композиторов: Шишкины, Васильевы, Соколовы, Лебедевы и другие.

Первый цыганский хор Санкт-Петербурга возник в начале XIX века. Позже, на Чёрной Речке и в Новой Деревне появились хоровые цыганские поселения. В XIX веке элита и представители русской аристократии были увлечены цыганами и цыганками.

В основу репертуара цыганских хоров легли русские народные песни, романсы знаменитых русских композиторов. К. Голодников пишет[15]:

Из собственно русских песен и романсов цыгане поют «Выйду я на реченьку», «По улице мостовой», «Вот на пути село большое», «Под вечер осенью ненастной», «Проснется день» и другие, не редко изменяя на свой лад слова и мотивы их.

Песня сопровождалась танцем, что превращало выступление в театрализованное действо. Такие представления пользовались большой популярностью у разных слоёв общества[16].

Образ цыган в живописи

В начале XVI века в мировой живописи появляется образ цыган. Первыми, кто проявил интерес к этому народу были итальянцы. Представителей цыганского этноса писали Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело, Караваджо, Бокаччо Бокаччино. В XIX веке французские художники: реалист Гюстав Курбе, импрессионисты Эдуард Мане и Огюст Ренуар, постимпрессионист Винсент Ван Гог обратились к теме цыган. В XIX веке в России в творчестве О. А. Кипренского, В. В. Верещагина, Е. С. Сорокина, П. А. Сведомского, Г. И. Семирадского, К. А. Горбунова; позднее, на рубеже веков М. А. Врубеля, Х. П. Платонова, в XX веке — К. С. Петрова-Водкина, А. А. Пластова появились представили цыганского народа. Цыганская тема нашла своё отражение в творчестве многих художников, среди которых: Сальвадор Дали, Амадео Модильяни, Анри Матисс, Пабло Пикассо[17] и другие.

Примечания

  1. Деметер, 2017, с. 370—372.
  2. Миф о религиозном конформизме Архивная копия от 18 июня 2015 на Wayback Machine. Бессонов, Николай Владиславович.
  3. Цыгане — исторические загадки пёстрых таборов (рус.) ?. Мир истории. Дата обращения: 2 октября 2023.
  4. Этнические группы цыган (рус.) ?. Дата обращения: 4 октября 2023.
  5. Романова О.П., Леонченко А.В. Роль кочевания в жизни цыган (рус.) // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии : сборник. — 2014.
  6. Цыганский флаг (рус.) ?. Дата обращения: 21 ноября 2023.
  7. Николай Бессонов, Надежда Деметер, Владимир Кутенков. История цыган-новый взгляд. — Воронеж, 2000. — 334 с. — ISBN 5-89981-180-3.
  8. Джанджугазова Е.А., Пятнов П.В. Мир цыган — параллельный мир (рус.) // Современные проблемы сервиса и туризма : журнал. — 2012.
  9. Леонид Череповский. Цыгане: скитания по дорогам мира и тропам истории (рус.) // конференция "Этнокультурное многообразие Молдавии" : сборник статей. — 2006.
  10. Л.Н. Черенков. Цыганская диалектология в России: современное состояние и задачи (рус.) // Цыганский язык в России : сборник материалов. — 2013. — ISSN 978-5-4469-0154-8.
  11. А.В. Черных. Цыганский номадизм: российские модели (XIX- первая половина XX вв. (рус.) // этнография : журнал. — 2018.
  12. Деметер Надежда Георгиевна. Взаимосвязь языка и этнической идентичности на примере цыган России (рус.) // Библиотека цыгановедческих исследований : журнал. — С. 28.
  13. Н.И. Конрад. Индо-европейские языки.
  14. Г. Н. Цветков. Секретный лексикон цыган-ловарей (рус.) // Сборник материалов Рабочего совещания по цыганскому языку в России. — 2013.
  15. Голотников К. Проклятое племя. Этнографический очерк быта цыган Тобольской губернии.
  16. А. А. Волкова. Язык цыганского искусства (рус.) // Художественное образование и наука. — 2016. — С. 95.
  17. А. А. Волкова. Образ цыган в мировой культуре (рус.) // Художественное образование и наука : журнал. — 2017. — С. 72.

Ссылки

Международное общество исследований цыганской культуры https://www.kulturom.com/

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!