Человек разумный

Материал из «Знание.Вики»
Человек разумный
Homo sapiens sapiens - Flickr - aspidoscelis.jpg
Научная классификация
Вид:
Человек разумный
Международное научное название
Homo sapiens Linnaeus, 1758
Подвиды
Ареал
изображение

Человек разумный (лат.: Homo sapiens) — вид приматов, представитель группы гоминид рода человек. Способный к речи, абстрактному мышлению, прямохождению, изготовлению орудий труда и их использованию. Человеческий вид, как и многие другие биологические виды, подразделяется на два пола: мужской и женский. Самец человека называется мужчиной, самка человека — женщиной, а человеческий детёныш — ребёнком[1].

Современный человек разумный, или Homo sapiens sapiens, появился в результате длительной эволюции, занявшей несколько миллионов лет[2]. В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определённым диапазоном изменчивости. Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология[3].

Эволюция привела к формированию семейства гоминид с отбором и закреплением специфических признаков: развитие прямохождения, совершенствование строения руки, усложнение структуры мозга и увеличение его массы, редукция зубочелюстного аппарата, перестройка онтогенеза (отсрочка полового созревания и удлинение периода детства), пищевого и репродуктивного поведения. На завершающих этапах эволюции — появление концептуального мышления, членораздельной речи и способности создавать культуру. Этот «комплекс гоминид» послужил основанием для выделения таксона — рода Homo[4].

В будущем, я предвижу, откроется еще новое важное поле исследования… Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю.Чарльз Дарвин

Теории эволюции

Додарвиновский период

Витрувианский человек. Автор: Леонардо да Винчи — итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения

В додарвиновский период в естествознании господствовали метафизические взгляды на природу. Они были тесно связаны с креационизмом, согласно которому многообразие органического мира есть результат божественного творения. Важным этапом развития биологической науки стал период поиска системы в мире живого.

В конце XVIII века возникла необходимость систематизировать накопленный материал о живых организмах и классифицировать живые существа. Становление систематики связано с именем шведского ученого Карла Линнея. Основные итоги его деятельности изложены в работах «Система живой природы» (1735 год). Он осуществил деление животных и растений на соподчиненные группы, ввёл бинарную (двойную) систему названий биологических видов. Он был креационистом и утверждал, что видов существует столько, сколько их было создано во время «сотворения мира». Систематика Линнея была построена только на внешнем сходстве, а не на родстве между видами, так как он не верил в возможность эволюции[5]. Карл Линней дал начало научному представлению о происхождении человека. Он отнёс человека к животному миру, поместив его в своей классификации рядом с человекообразными обезьянами[6].

В произведениях многих учёных того времени появились высказывания о происхождении современных видов растений и животных от далеких предков. Сомнения в неизменности видов привели к возникновению трансформизма — системы взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин. Во Франции такие идеи принадлежали Жоржу Бюффону, в Англии — Эразму Дарвину (деду Чарльза Дарвина)[5].

Однако для опровержения библейской доктрины божественного сотворения человека требовались неопровержимые доказательства генеалогической связи человека с животным миром, которых недоставало. В XIX веке палеонтология приматов только делала свои первые шаги. Были известны лишь некоторые ископаемые обезьяны, например, плиопитеки (лат.: Pliopithecus Gervais), родственные гиббонам, и дриопитеки (лат.: Dryopithecus Lartet), напоминавшие современных шимпанзе и горилл. Ископаемые люди были представлены несколькими особями европейских неандертальцев и кроманьонцев. Учёным приходилось полагаться в основном на результаты сравнительно-анатомических и сравнительно-эмбриологических исследований. В результате сравнительно-анатомических исследований Томас Гексли отметил постепенное усложнение строения головного мозга у разных приматов, начиная от форм, близких к низшим млекопитающим, и кончая формами, приближающимися к человеку. Выяснилось, что человеческий зародыш отличается от зародышей обезьян только на последних ступенях своего развития. В 1863 году Томас Гексли и Карл Фогт независимо сформулировали симиальную (от лат. simia — обезьяна) гипотезу происхождения человека, которую Чарльз Дарвин использовал при создании своей концепции антропогенеза[7].

Происхождение видов Чарльз Дарвин

Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 года. В том году вышел в свет труд «Философия зоологии» Жана Батиста Ламарка, в которой была подробно и обстоятельно изложена первая эволюционная теория[8].

Статуя Чарльза Дарвина, Музей естественной истории (музей в Лондоне, Англия). Автор Майкл Роу.

Все свои мысли и теории относительно того, как организмы эволюционируют, Чарльз Дарвин впервые сформулировал в своем труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 год). В этой работе учёный доказывал, что в популяции могут существовать различные признаки, из которых в ходе эволюции выбираются самые удачные. Особи, которые лучше приспособлены к среде обитания, смогут иметь потомство, которое с большей вероятностью унаследуют более сильные признаки. Эти признаки, которые позволяют видам выживать и размножаться, станут более частыми, и популяция изменится или эволюционирует. По Дарвину благодаря такому естественному отбору, генетически разнообразные виды в теории могут иметь одного общего предка. Например это могут быть люди и обезьяны[9].

Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871 год) привёл доказательства происхождения человека от обезьяноподобных предков, путём последовательных изменений в результате отбора. В этой работе подчёркивались биологические факторы, определяющие эволюцию человека. Он привел многочисленные факты в подтверждение, в дальнейшем дополненные работами других учёных[10].

Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в пятидесятых годах XX столетия с появлением синтетической теории эволюции.

Идеи и открытия Дарвина составляют основу биологии как обеспечивающие объяснение биоразнообразия. Термин «дарвинизм» используют для обозначения эволюционных моделей, восходящих в основе к идеям Дарвина, а в обыденной речи «дарвинизмом» часто называют эволюционную теорию и современный научный взгляд на эволюцию в целом[11].

Синтетическая теория эволюции

Дарвиновская теория эволюции считалась гениальной, но вызывала много вопросов, на которые наука была не в силах ответить. С развитием научных знаний стало известно, что признаки предки передают потомкам в виде отдельных материальных носителей, которые называются генами. Именно эти знания смогли раскрыть и дополнить дарвиновскую теорию. Изменились представления учёных о естественном отборе, виде и видообразовании. Доработанная новыми знаниями теория Дарвина получила название синтетическая теория эволюции. Именно она смогла объяснить мутации и определить, что за развитие каждого признака отвечает не один отдельный ген, а целая группа, в то время как каждый ген задействован в проявлении нескольких разных признаков. В синтетической теории эволюции (в отличие от дарвиновской) единицей стали считать не отдельную особь или вид, а группу организмов одного вида — популяцию. Учёные выяснили, что именно внутри неё возникают и закрепляются новые признаки. Так им образом она не отменила основные положения дарвиновской эволюционной теории, а помогла объяснить механизмы происходящих изменений с точки зрения генетики[9].

В начале XX века генетика развивалась очень бурно и накопился массив знаний, которые не были отражены в классическом дарвинизме. В трудах Роналда Элмера Фишера, Сьюала Райта, Джона Бёрдона Сандерсона Холдейна был разработан математический аппарат популяционной генетики, хорошо описывающий реально наблюдаемые распределения частот генов в популяциях, в том числе и с учётом действия отбора и других факторов эволюции[12].

Современные взгляды на эволюцию человека

Синтетическая теория эволюции, объединяющая достижения генетики и классического дарвинизма, была создана восемьдесят лет назад. Биологам-эволюционистам сейчас стало очевидно, что она устарела, так как многие факты не находят своего объяснения. Обсуждается необходимость нового синтеза, который бы объединил достижения палеонтологии, эмбриологии, зоопсихологии и других отраслей биологии, не учитываемые предыдущими теориями в полной мере[13].

В связи с находками палеоантропологов, открытиями генетиков и другими научными достижениями периодически происходят всплески общественного интереса к вопросам эволюции и модификации человека. Особенно актуализировалась данная тема благодаря развитию технологий искусственного интеллекта и робототехники, прогрессу биомедицины и нейрофизиологии. В результате ускоряющихся темпов изменения окружающей среды и научно-технического прогресса человечество оказалось перед крайне важным выбором, который будет определять его будущее как биологического вида. Учёные говорят о вероятности возникновения постчеловека или техночеловека, а может быть, чего-то среднего между ними в ходе осознанно направляемого процесса трансформации строения и функций человеческого организма[2].

В эволюции человека естественный отбор возможно имеет меньшее значение, чем в органическом мире. Человек связан с природной средой не прямо, а через посредство общества и материального производства, по мере развития производительных сил всё с большей быстротой меняются условия человеческого существования. Нет постоянного направления изменений типа в такой среде, которая сама является крайне разнообразной, непостоянной и чрезвычайно быстро перестраиваемой деятельностью человека. Человек приспосабливает среду к своим потребностям, чем и избавляется (в отличие от остальных живых существ) от необходимости перестраивать себя, то есть приспосабливать свои органы к среде[14].

Биологическая эволюция и антропогенез

Биологическая эволюция

Под биологической эволюцией следует понимать процесс приспособительного исторического развития живых форм на всех уровнях организации живого[5]. В биологии эволюция организмов является неизбежным следствием важнейших свойств живых существ: размножения и наследственной изменчивости. В условиях конкурентной борьбы за существование наследственная изменчивость организмов создаёт предпосылки для действия естественного отбора, способствующего преимущественно выживанию и оставлению потомства теми организмами, которые лучше приспособлены к условиям внешней среды[15].

Антропогенез

Реконструкция древнего европейского Homo sapiens на основе костей, найденных в пещере Пештера в оазисе ку (Румыния). Выставлена в музее неандертальцев в Меттманне, Германия.

Антропогенез (от греческого anthropos — человек, genesis — развитие) — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. А так же процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и речи. Изучением антропогенеза занимается множество наук, в частности антропология, палеоантропология, генетика[6].

Существует множество мнений о сценариях происхождения человека, которые встречаются в мифах, священных писаниях, фантастических и иных романах, а также в околонаучной и научной литературе. Объяснения того, как на Земле появились люди, можно свести к трём основным вариантам:

  • Вмешательство высших сил (творение);
  • Прибытие на Землю с других планет, из иных миров (пришествие);
  • Человек — результат естественного развития земной природы (эволюция).

Две первые версии, находят живой отклик у любителей всего необычного и таинственного. Главным аргументом авторов таких идей служат не факты, которые можно было бы проверить, а лишь гипотезы, к которым изредка добавляются указания на отдельные недостаточно проработанные места в научных обоснованиях. Такие места существуют как в теориях эволюции и земного эволюционного происхождения человека, так и во всякой другой естественнонаучной теории[16].

Происхождение и эволюция человека

Существуют вполне зримые и осязаемые следы процесса, который привёл к появлению человека, а именно — следы эволюции. Очевидная биологическая близость людей к прочим обитателям Земли свидетельствует, что человек — органичная часть живой природы[16].

Все люди, живущие сейчас на Земле, принадлежат к одному биологическому виду Homo sapiens sapiens, который является единственным сохранившимся представителем рода Homo. Последний в свою очередь относится к семейству гоминид, в составе которого современные палеоантропологи различают до семи разных родов и около двадцати ископаемых видов. Первые гоминиды появились, по разным оценкам, от 4 до 7 миллионов лет назад . Их главная отличительная черта — двуногость[2].

· Реконструкция афарского австралопитека (род «Люси») из оригинального фонда, Государственный музей неандертальцев, Эркрат/Меттманн

Многочисленные ископаемые останки существ, занимающих в анатомическом отношении промежуточное положение между современными людьми и их животными предками. Наибольшее сходство с людьми по строению тела, а также по физиологическим и генетическим признакам демонстрируют высшие приматы — обезьяны. Палеонтологические находки, исчисляемые тысячами позволяют довольно чётко проследить основные вехи биологического становления человека, делают понятной причину этого сходства. Будучи расположены в хронологической последовательности, они показывают, какие изменения претерпевали наши предки на протяжении миллионов лет своей эволюции[16].

Развитие науки о происхождении человека постоянно стимулировалось поисками «переходного звена» между человеком и обезьяной, точнее, его древним предком. В течение длительного времени в качестве такой переходной формы рассматривались питекантропы («обезьянолюди»), впервые открытые голландским врачом Э. Дюбуа на Яве в конце прошлого столетия. Первые останки австралопитека были найдены в 1924 году на современной территории ЮАР недалеко от Таунга. Находка получила наименование африканского австралопитека — Australopithecus africanus (от «australis» — южный). В последующие годы были открыты и другие местонахождения австралопитеков на территории Южной, а затем и Восточной Африки, сосредоточенных главным образом в области Восточно-Африканского рифта. Там же были найдены и грубо обработанные камни. Фрагменты обнаруживались обычно в пещерах, но в Восточной Африке были найдены более или менее открытые стоянки, включающие участки травянистой лесостепи[17]. Замечательная находка сделана в ноябре 1974 года — был обнаружен скелет молодой женской особи. Исследователи назвали ее «Люси», это самая полная находка австралопитека такой древности[18].

Самые древние на земле свидетельства существования рода Homo на территориях современных Кении, Эфиопии и отчасти — Танзании. Все находки имеют геологический возраст 2,3-2,4 миллиона лет и локализуются в сравнительно небольшом ареале. Это позволяет предположить, что исследователям удалось определить место и время возникновения первой человеческой популяции, так называемую «колыбель человечества». На данной стадии эволюции еще не было чёткой грани между формирующимся родом Homo и некоторыми видами австралопитековых, из среды которых выделился человеческий род, но имеющийся материал (по мнению большинства антропологов) позволяет констатировать наличие таксона, более близкого к человеку, чем все остальные виды австралопитековых. Учёные пришли к выводу, что род Homo первым из гоминид адаптировался к условиям жизни на открытых пространствах саванн, что потребовало существенной перестройки морфофизиологического комплекса и поведения. Эволюция человека в эпоху «колыбели» протекала в направлении совершенствования бипедализма (двуногость) с акцентом на повышение выносливости и приспособление к бегу на значительные расстояния. Знаменательным событием того времени в жизни человека был переход на мясную пищу[19]. В пещере Чжоукоудянь (в 60 километрах от Пекина) были найдены каменные, костяные орудия и самое главное — следы костров, а кости животных имели следы обжига. Использование огня для обогревания пещер, служивших жилищем, и для обработки пищи было важным шагом вперед, кроме этого найдены и бесспорные доказательства того, что питекантропы жили и трудились коллективно (охота, собирательство, защита от врагов, строительство построек на стойбищах)[20].

Основные этапы антропогенеза человека[2]

Вид рода Homo Время существования Ареал распространения Особенности строения
Australopithecus (австралопитеки, в том числе сахелянтропы) 4,2-2,5 млн лет назад (ранний палеолит) Африка Рост 100—150 см; масса тела 20-60 кг; объем мозга 400—450 см3
Homo habilis, или «человек умелый» 2,1-1,6 млн лет назад (ранний палеолит) Африка Рост 130—145 см; масса тела 25-45 кг; объем мозга 500—650 см3
Homo erectus, или «человек прямоходящий» (в том числе питекантропы) 1,2 млн — 400 тыс. лет назад (ранний палеолит) Африка,Евразия Рост 150—180 см; масса тела 60 кг; объем мозга 850—1100 см3
Homo heidelbergensis, или «Гейдельбергский человек» 800-345 тыс. лет назад (ранний палеолит) Европа,Африка,Китай Рост 155—175 см; масса тела до 65 кг; объем мозга 1100—1400 см3
Homo neanderthalensis (неандертальцы) 350-40 тыс. (средний палеолит) Евразия Рост 160—170 см; масса тела 55-70 кг; объем мозга 1200—1900 см3
Homo denisovensis (денисовцы) 250-30 тыс. лет назад (средний палеолит) Северная и Восточная Азия Нет данных
Homo sapiens, или «человек разумный» (в том числе кроманьонцы) 200 тыс. лет назад (поздний, или верхний палеолит) Африка, Евразия, Австралия и Америка Рост 140—190 см; масса тела 50-100 кг; объем мозга 1000—1850

Миграция древнего человека из Африки

Карта, показывающая раннее расселение Homo sapiens, от 200 до 32 тысяч лет назад.

Около двух миллионов лет назад далекий предок современного человека — человек прямоходящий Homo erectus впервые вышел за пределы Африки[21]. В Евразию древний человек попал вероятно из-за общего понижения уровня океана. Примерно два миллиона лет назад на месте Баб-эль-Мандебского пролива существовал сухопутный коридор, соединяющий Африку с Аравийским полуостровом, и по нему совершались миграции животных. Следуя за ними, некоторые популяции Homo erectus и покинули свою родину. И этот путь был не единственным. При максимальном понижении уровня океана человек мог попасть из Африки через Гибралтар в Испанию, через Сицилию — в Италию, через Ближний Восток и Малую Азию — на Балканы. Археологические открытия последних лет предполагают возможность еще одного пути в Европу: через западное побережье Каспия и восточное побережье Чёрного моря[22].

В первом миграционном потоке древнейших намечены два основных направления — на север и на восток. Первое направление шло через Ближний Восток и Иранское нагорье на Кавказ (возможно и в Малую Азию) и далее в Европу. Свидетельство этому — древнейшие палеолитические местонахождения в Дманиси (Восточная Грузия) и Атапуэрке (Испания). В восточном направлении олдувайские орудия были найдены в пещерах Южной Аравии. Далее древнейшие люди двигались двумя путями: северный шёл в Центральную Азию, южный — в Восточную и Юго-Восточную Азию по территории современных Пакистана и Индии. Ранние люди заселили пространства Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии не позднее 1,5 миллионов лет назад. А в Южной Сибири на территории Алтая была открыта раннепалеолитическая стоянка Карама, в отложениях которой было выделено четыре слоя с архаичной галечной культурой возрастом 800—600 тысяч лет[21].

На рубеже шестисот тысяч лет назад из Африки в Евразию пришла вторая волна миграции, распространившая более прогрессивную технологию — так называемую ашельскую культуру (технология двусторонней обработки камня). Новая волна из Африки фактически прошла маршрутом своих предшественников. Этими мигрантами вероятно были Homo heidelbergensis (человеком гейдельбергским) — сформировавшимся в Африке новым видом людей, сочетающим в себе как неандерталоидные, так и сапиентные черты[22].

Пещера, где в 2003 году были обнаружены останки Homo floresiensis, Лиан Буа, Флорес, Индонезия

Продвигаясь на восток, эта миграционная волна на многих территориях встретилась с потомками первой волны, что сопровождалось смешением двух индустриальных традиций — олдувайской и ашельской. Вторая волна дошла до Европы, где впоследствии сформировались неандертальцы — вид, наиболее близкий к современному человеку. Около 450—350 тысяч лет назад носители ашельских традиций проникли на восток Евразии, достигнув Индии и Центральной Монголии.

Третий исход из Африки связан уже с человеком современного анатомического вида, который эволюционировал в Африке до периода 200—150 тысяч лет назад. Предполагается, что примерно 80—60 тысяч лет назад Homo sapiens, традиционно считающийся носителем культурных традиций верхнего палеолита, начал заселять другие континенты: сначала восточную часть Евразии и Австралию, позднее — Центральную Азию и Европу[21].

Уникальным примером высокого уровня развития материальной культуры человека, его производственных и технических возможностей стал браслет из темно-зеленого хлоритолита с гладкой, почти зеркальной поверхностью, обнаруженный археологами в Денисовой пещере (Алтай). Возраст находки — более 30 тысяч лет. Детальное исследование изделия показало, что древний мастер владел приемами обработки камня, считавшимися ранее нехарактерными для палеолита: скоростным станковым сверлением, расточкой инструментом типа рашпиля, шлифовкой и полировкой с использованием кожи и шкур разной степени выделки. Обнаруженные артефакты верхнепалеолитической культуры стали сюрпризом для многих учёных, так как оказалось, что в Южной Сибири переход от среднего к верхнему палеолиту произошел 50—45 тысяч лет назад — раньше, чем в Европе[22].

Миграция для человека явилась формой адаптации, соответствующей одному из главных свойств уникальной родовой модели Homo — изменять тем или иным способом окружающую среду в соответствии со своими потребностями. При этом сохраняя свои биологические параметры обеспечивающие универсальность, как важнейшее приобретение эволюции дающее виду наивысшую конкурентоспособность[19].

Новые взгляды в изучении антропогенеза

На начальном этапе развития теории антропогенеза, начиная с XIX века, изучение эволюции человека сводилось к обоснованию его естественного происхождения — связи с животным миром. После обнаружения в разных регионах костных останков питекантропов и африканских австралопитеков, а также следов их жизнедеятельности в первой половине XX века, приоритет был отдан изучению «стадий» эволюции человека. Стадиальная концепция стала основным направлением изучения антропогенеза. Во второй половине ХХ века благодаря использованию методов молекулярной биологии и генетики антропологи получили возможность точно устанавливать родственные связи и время дивергенции эволюционных ветвей высших приматов и раннего человека. Накопленные к этому времени палеоантропологические и археологические находки позволили специалистам отметить частое перекрывание их датировок. Стадиальная концепция антропогенеза была поставлена под сомнение. Новые открытия, сделанные уже в XXI веке, заставили пересмотреть прежние представления об антропогенезе. Разнообразие видов двуногих приматов, а также ранних людей, представлявших самостоятельные линии развития в верхнем плейстоцене (помимо Homo neanderthalensis и Homo sapiens), свидетельствует о том, что эволюция человека шла более сложными путями, чем считалось прежде, напоминая не древо, а сеть[7].

Биология человека

Таксон

Любое из живых существ, обитающих на нашей планете, может быть отнесено к тому или иному таксону. Этим термином именуют значимые для биологической систематики группы организмов. Каждое животное или растение является одновременно членом множества таксонов разного ранга. Это в полной мере относится и к человеку.

Место человека в системе живых организмов может быть представлено в следующем виде:

  • Надцарство — эукариоты (лат. Eukaryota);
  • Царство — животные (лат. Animalia);
  • Подцарство — многоклеточные (лат. Metazoa);
  • Тип — хордовые (лат. Chordata);
  • Подтип — позвоночные (лат. Vertebrata);
  • Класс — млекопитающие (лат. Mammalia);
  • Подкласс — живородящие (лат. Theria);
  • Инфракласс — плацентарные (лат. Eutheria);
  • Отряд — приматы (лат. Primates);
  • Подотряд — обезьяны (лат. Anthropoidea);
  • Инфраотряд (секция) — узконосые (лат. Catarrhini);
  • Надсемейство — гоминоиды (лат. Hominoidea);
  • Семейство — гоминиды (лат. Hominidae);
  • Род — человек (лат. Homo);
  • Вид — разумный (лат. sapiens).

Как бы не отличались люди по своему внешнему облику и поведению от прочих обитателей Земли, с точки зрения биологической систематики вид человек разумный, к которому принадлежит всё современное человечество, представляет собой один из таксонов внутри отряда приматов[16].

Человек как биологический вид

Женское и мужское человеческое тело

В эмбриональном развитии человека наблюдаются черты, характерные для всех представителей типа хордовых: хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке. Развитие позвоночного столба, наличие двух пар конечностей, расположение сердца на брюшной стороне тела — определяют принадлежность человека к подтипу позвоночных. Четырехкамерное сердце, сильно развитая кора головного мозга, теплокровность, молочные железы и другое свидетельствует о принадлежности человека к классу млекопитающих. Развитие плода в теле матери и питание его через плаценту характерно для класса плацентарных. Конечности хватательного типа (первый палец противопоставлен остальным). Ногти на пальцах, одна пара сосков молочных желез, хорошо развитые ключицы и прочее определяют положение человека в отряде приматов. Согласно зоологической системе человека относят к царству животных, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейство гоминид (человекообразные), роду человек (homo) вид человек разумный (homo sapiens)[23][20].

Данные сравнительной анатомии и физиологии человека и животных показывают сходство человека с млекопитающими как в общем плане, так и в деталях, например, скелет, сердце, лёгкие, органы пищеварения, внутриутробное развитие, выкармливание детёнышей молоком. Есть сходство человека и обезьян в строении зубов, органов зрения, системы размножения, в частности наличие уникальных половых циклов. Похожи узоры пальцев, ладони, стопы (дерматоглифика). У обезьян присутствует облысение, как у мужчин. У горилл и шимпанзе, к примеру, присутствуют группы крови системы АВО, антиген резус-фактор найден у макаки-резус. А так же структуры гемоглобинов и многих других белков. В процессе старения исследования показывают полное совпадение с результатами подобных исследований у человека, что является доказательством общности их физиологических механизмов биологического старения. По результатам исследования ДНК у человека и шимпанзе 92 % общих, сходных по первичной структуре генов, у человека и гиббона — 76 %. Мозг человека в сравнении с обезьянами не содержит ни одного нового типа клеток, тканей или органов, к тому же отдельные его части имеют аналогичные пропорции.

Основные отличия человека от остальных животных, в том числе и от человекообразных обезьян:

  • прямохождение, как следствие: выпрямленный позвоночник, благодаря чему черепная коробка развита во всех направлениях являясь возможностью увеличения объема мозга, освобождены руки, что позволяет изготавливать и применять орудия труда;
  • рука человека отличается от передней конечности приматов бо́льшей подвижностью, лучше противопоставлен большой палец, укреплён ладонный отдел;
  • различие в строении мозга, которое состоит в основном в меньшей плотности упаковки нейронов в коре, в бо́льшем числе дендритов, нейронов коры с короткими аксонами и количестве нейроглиальных клеток;
  • в структуре генов существует разница в характеристике, которая называется «экспрессия генов», иначе говоря, это их активность, скорость, с которой при их посредстве рождаются новые белки (в человеческом мозге эта экспрессия в 5 раз выше, чем у обезьян);
  • человек имеет речь за счёт низкого положения гортани и способен передавать информацию, так как у него в мозге существует область, управляющая понятийной стороной речи;
  • имеются существенные различия психики животных и человеческой, а именно: возможность оперировать образами и понятиями, человек имеет воображение и абстрактно-логическое мышление, обладает познавательной способностью, может соблюдать принятые в обществе нормы и правила (либо нарушать их), имеет самосознание и саморефлексию, осознаёт смерть;
  • человек умеет изготавливать орудия труда и иные предметы и способен к длительной концентрации внимания[20].

Анатомия человека

Анатомия человека, скелет и органы

Анатомия (греческий anatomē — рассечение, расчленение) — наука о строении и формах организма, органов и тканей человека и животных. Анатомия человека дает систематизированное описание формы, строения, положения и топографических взаимоотношений частей тела и органов с учетом их возрастных изменений, половых различий и индивидуальных особенностей. Выявляя взаимосвязь между формой и строением органов и их функциями. Анатомия описывает особенности тела человека в целом, внутреннюю архитектонику и пространственное положение органов в их возникновении, становлении и развитии[24].

Объектом исследования анатомии человека является тело человека. Предметом изучения – внешнее и внутреннее строение тела человека. Задачами анатомии человека как науки определяют: изучение и описание строения (морфологии) органов; изучение и описание топографии органов; систематизация органов. Методами анатомического исследования являются: рассечения; изготовление анатомических препаратов (влажных, коррозионных, инъекционных); микроскопия; анатомические исследования живого человека (перкуссия, антропометрия, рентгенография и рентгеноскопия, эндоскопическое и ультразвуковое исследования, томография)[25].

Анатомия, вместе с физиологией являются фундаментальными для медицины дисциплинами. Детальное знание строения человеческого тела чрезвычайно важно для познания общебиологических закономерностей, являющихся основой научного понимания жизненных отправлений здорового и больного человека, создания правильных представлений о картине болезни, без чего невозможно проведение лечения и осуществление мер профилактики. Так же она находится в тесных взаимоотношениях с рядом других наук, в том числе является частью морфологии как раздела биологии.

Анатомия — одна из древнейших естественных наук. Три тысячи лет до нашей эры в Древнем Китае книга, написанная Гванг Ти, содержала анатомические сведения и иллюстрации. В старинных индусских книгах — Ведах были описаны многие мышцы, нервы, органы и сосуды тела человека. В Древнем Египте жрецы достигли большого искусства в бальзамировании трупов, что требовало известных знаний по анатомии грудной и брюшной полостей и черепа. В античной Греции запрещалось вскрывать трупы людей, поэтому Аристотель вскрывал трупы животных, при этом он получил ряд точных сведений по сравнительной анатомии. Леонардо да Винчи впервые изобразил формы и пропорции всех частей скелета, создал классификацию мышц и использовал законы механики для объяснения строения двигательного аппарата.

Многообразные задачи современной анатомии успешно разрешаются благодаря развитию сложной анатомической техники исследования строения тела человека. Развитие новых методик в морфологических исследованиях (электронномикроскопических, гистохимических и других), а также совершенствование микроскопической техники дало возможность анатомам проводить исследование органов и систем вплоть до микроскопического уровня[24].

Физиология человека

Упрощенная схема кровеносной системы человека при взгляде спереди

Физиология (от греч. physis — природа, logos — учение) — наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Основная задача — целостное понимание причин, механизмов, закономерностей взаимодействия организма с окружающей средой, его поведения в различных условиях существования, происхождения и становления в процессе эволюции, а также индивидуального развития. Понимание физиологических механизмов основывается на данных анатомии, гистологии, цитологии, бионики и других направлений биологических наук, объединяя их в единую систему знаний[26].

Физиология — наука о функции различных органов и систем, а также о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой. Основоположником физиологии считается Уильям Гарвей (1578 год — 1657 год). Он в 1628 году написал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Развитие русской физиологии связано с работами выдающегося физиолога Сеченова Ивана Михайловича (13 августа 182915 ноября 1905). С его именем связано создание первой в России физиологической научной школы, которая формировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, Новороссийском, Петербургском и Московском университетах. Становление современной физиологии в России основано на трудах Павлова Ивана Петровича (26 сентября 184927 февраля 1936) — величайшего ученого России, физиолога, создателя учения о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения, основателя российской физиологической школы, лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 году за работы по физиологии пищеварения[27].

Общая физиология включает сведения, касающиеся природы основных жизненных процессов, общих проявлений жизнедеятельности, таких как метаболизм органов и тканей, свойства биологических мембран и отдельных клеток, общие закономерности реагирования организма и его структур на воздействие среды — раздражимость, возбудимость, процессы возбуждения и торможения. Частная физиология исследует свойства отдельных тканей (мышечной, нервной и других), органов (печени, почек, сердца и прочее), закономерности объединения их в системы (система пищеварения, кровообращения, дыхания). Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности организма человека, в связи со специальными задачами и условиями, в том числе физиологию труда[26].

Антропология

SVG изображение людей на мемориальной доске Пионера 10

Антропология (греческий «anthröpos» человек + «logos» учение) — раздел биологии, изучающий физическую природу человека и его рас во всех проявлениях её изменчивости. Эта наука изучает строение и функциональные отправления организма человека в связи с особым положением человека в животном мире, а также полом, возрастом, профессией, природными и социальными условиями и прочими факторами[1]. Принято делить антропологию на морфологию человека, антропогенез и расоведение. Соматология (изучение живого человека) включает не только морфологический, но и функциональный раздел. В связи с этим выделяют антропологию анатомическую, физиологическую и биохимическую. Подобное деление закреплено практикой международных конгрессов антропологических и этнографических наук. Все отделы антропологии связывает общность методов исследования (массовые обследования населения методами случайной выборки, количественная и качественная оценка признаков, применение статистических приемов обработки результатов, сгруппированных в однородные группы — по полу, возрасту, конституции, профессии и прочее)[28].

Первое использование термина Антропология приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. В средние века термин часто начали использовать применительно к физическому строению человека (Магнус Хундт (1501 год), Галеаццо Капелла (1533 год). Немецкие философы (в частности Иммануил Кант) включали в антропологию главным образом вопросы психологии. С XIX века и до сегодняшнего времени в Англии, Америке и Франции под антропологией понимают учение, во-первых, о физической организации человека и, во-вторых, о культуре и быте различных народов и племен в прошлом и настоящем. В советской науке было принято строгое разделение терминов для обозначения областей знаний, а именно: «антропология», «этнография» и «археология»[14].

В последние десятилетия в свет вышло много публикаций, содержащих в своем заглавии слово «антропология», в том числе в сочетании с прилагательными «социальная» или «культурная». Среди них немало таких произведений, в которых под видом социальной (или культурной) антропологии излагается нечто, не имеющее к этой науке никакого или почти никакого отношения. Нередко при этом социальная или культурная антропология выдается за совершенно новую для нашей страны дисциплину. Между тем, в России эта дисциплина начала развиваться примерно в то же время, что и в остальном мире, а именно в середине XIX столетия или даже раньше, но была известна под именем этнография или этнология.

В связи со сближением российских учёных с международной (преимущественно англоязычной) традицией принято говоря о науке, изучающей культурное многообразие человечества, а также его социальную жизнь, употреблять термины "социальная антропология" или "культурная антропология", а говоря о науке, изучающей биологическую природу человека использовать термин "физическая антропология". На стыке социальной (культурной) и физической антропологии находится этология человека, которая изучает биологические основы социального поведения, генетические предпосылки создания и развития культуры в разных социальных средах. Термин этнология всё чаще сужается и применяется лишь к дисциплине, изучающей этнические общности, этнические процессы, этнополитические движения и межэтнические отношения[29].

Морфология

Серия форм тела

Морфология человека изучает изменчивость строения живого человека (соматология) или мертвого объекта (мерология)[28]. Мерология изучает покровы человеческого тела, наружные части органов чувств, внутренности, зубы, сосуды, мышцы, скелет и череп, головной мозг. Предметом соматологии является анализ размеров тела и их соотношений, пропорций тела, наружных форм отдельных его частей, половых признаков, некоторых характеристик крови, особенностей конституции и тому подобное[14].

Морфология изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от неё даёт не обобщённое представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний[20].

Морфология человека охватывает, среди прочих, предмет эмбриологических, гистологических и анатомических исследований, но в отличие от последних, даёт не обобщённое представление о типовом, усреднённом строении тканей и органов человека, характеризует полиморфизм его структур на разных уровнях организации в тесной связи с осуществляемыми функциями[30].

Морфология в широком понимании — учение о строении человеческого тела в связи с его развитием и жизнедеятельностью. А так же раздел антропологии, изучающий вариации половозрастных, этнотерриториальных, конституциональных, профессиональных и других особенностей человеческого тела и отдельных его частей и органов. Методы морфологического исследования используются в этнической антропологии и в изучении антропогенеза. Без морфологических данных невозможно правильно определить степень сходства и различия между человеческими расами, понять историю их формирования, нельзя оценить соотношение между современным человеком и его ископаемыми предками[14].

Расоведение

Человечество многообразно. С древнейших времён и до наших дней люди отличались по множеству признаков — как внешностью, так и поведением. Люди всегда были очень внимательны к таким различиям, а за последние двести лет возникло несколько наук изучающих эти вопросы. Расоведение, этнография, лингвистика — лишь основные такие дисциплины[31].

Расоведение, составной частью которой является этническая антропология, изучает биологию человека в зависимости от его принадлежности к определенной расе или народности. По задачам и методам исследования этот раздел антропологии близок популяционной генетике. Получаемые при исследованиях данные используются, в том числе, при анализе происхождения народов — этногенеза, в медицине при изучении географического распространения болезней. Важная социальная роль антропологии в этом направлении отражается в борьбе с расизмом[28].

Внутривидовое разнообразие человечества сложилось не одновременно во всех регионах. Так, современные капоидная и австралоидная расы в основном сформировались 60-80 тысяч лет назад в условиях изоляции, в то время как большинство современных рас возникло в Европе и Азии при широкой метисации только в мезолите — неолите. Причинами внутривидовой дифференциации были изоляция и адаптация к новым природным условиям в процессе расселения, а так же дрейф генов[4].

Раса — это верхний уровень родства группы популяций людей, выше которого общечеловеческое родство в рамках одного биологического вида. Для такой группы одновременно выполняются четыре условия:

  • Все популяции ограничены родственностью физического типа;
  • Общность физических признаков базируется на законах наследственности;
  • Для популяций характерна общность биологической истории;
  • Для каждой расы характерен определенный географический ареал.

Одним из важнейших факторов, влияющих на образование рас, является географический — зависимость от климата. Подобная зависимость имеет отношение к пигментации и остальным антропологическим признакам. Но, если первоначально географический фактор был решающим в расообразовании, то позже на первое место выдвинулись факторы экономический и этнокультурный. Открытие Америки способствовало быстрому смешению различных рас и появлению смешанных типов. Группу, образовавшуюся в результате смешения европейцев с индейцами представляют метисы, европейцев с неграми — мулаты, индейцев с неграми — самбо. Смешение антропологических типов характерная черта не только Америки, но и всех остальных стран. Процесс смешения не закончен и вероятно будет идти еще интенсивнее[32].

Классификация рас использует описательные и измерительные методы по морфологическим признакам: форма волос и степень их жесткости, окраска кожи, волос и радужной оболочки глаз. Наличие, отсутствие и степень развития эпикантуса, особенности элементов носа. Существуют три большие расы: экваториальная (австрало-негроидная); евразийская (европеоидная); азиатско-американская (монголоидная). Каждая из больших рас делится на малые расы[32].

В науке долгое время существовали две гипотезы о числе центров сапиентации и их локализации: моноцентризм и полицентризм. Моноцентризм — концепция африканской прародины. Основателем же концепции полицентризма является американец Франц Вейденрейх, которым выделены четыре региона формирования человека современного типа и человеческих рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды), Южная Африка (негроиды), Восточная Азия (монголоиды), Передняя Азия (европеоиды). Современные расы возникли в ходе внутривидовой дифференциации уже сложившегося раннего человека. Даже в верхнем палеолите были только зачатки современных расовых комплексов, а значит процессы сапиентации и расогенеза совпадали лишь частично. Генетик Алан Темплтон, основываясь на данных предварительного анализа, заявил, что все человечество — фактически одна раса. Расовые различия определяются незначительными генетическими маркерами, которые закрепились в геномах людей вследствие климатических особенностей мест обитания и особенностей расселения[32].

Социогенез

Социогенез — это процесс становления человека в тесной связи с развитием человеческого общества. В ходе эволюции у человека закреплялись и усиливались наследственные изменения, которые вели к его социализации и наиболее благоприятствовали дальнейшему прогрессу трудовой деятельности, развитию общества. Общество, со своей стороны, возникло в силу необходимости и под влиянием преимуществ, которые возникали при совместной деятельности. Таким образом, в процессе антропо- и социогенеза биологическое и социальное выступало в единстве[33].

Каменный век. Деталь фриза (Васнецов В. М.), 1882—1885 год

Социальность (от лат. «socialis» — общественный) в широком понимании — весьма распространенная адаптация к среде в мире животных. Общественный образ жизни многих приматов повышает выживаемость детенышей, увеличивает продолжительность жизни, способствует стабильности популяций, их проникновению в новые адаптивные ниши. Человеческое общество качественно отличается от сообществ животных любой сложности, представляя собой совокупность исторически сложившихся форм совместной целенаправленной и разумной деятельности[17].

Индивиды, объединяющиеся в группы, несомненно получают преимущества от общественного образа жизни, но это не мешает им конкурировать друг с другом. Конкуренция (прямая или опосредованная) — естественная и неизбежная характеристика любого сообщества. Родственные особи, представляющие, как минимум, две генерации, два поколения, участвуют в общей деятельности: совместная защита от хищников; сооружение общего жилища; совместная забота о молодняке; совместное добывание пищи. Индивиды имеют общие гены со своими родителями, детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками. Теория родственного отбора предполагает, что индивиды будут оказывать поддержку и помощь своим родственникам (вплоть до самопожертвования), исходя из долгосрочных генетических интересов. Родственный отбор представляет собой эволюционный процесс, благодаря которому индивиды повышают благосостояние родственников, и в первую очередь — собственное. А так же дает возможность объяснить явление дележа у различных видов животных, включая человека. В небольших по размеру родственных группах делёж пищей и ресурсами, а также взаимная защита сородичей повышают шансы на выживание и воспроизводство. Последнее напрямую связано с успешной передачей общих для помощников и реципиентов генов последующим. Индивидуальные стратегии могут передаваться последующим поколениям путем научения[29].

Эволюция социальных отношений в линии человека была однозначно направлена в сторону повышения интенсивности внутригрупповых социальных связей и развития все более сложных форм кооперации. Социальная среда играла решающую роль в усовершенствовании технологии изготовления орудий. Переход к охоте явился дальнейшим стимулом развития социальных связей и коммуникаций, в том числе и возникновению языка[17].

Этнология

Экспозиция Уфимского музея археологии и этнографии

Этнология (древнегреч. Ethnos — народ и logos — учение) — область знаний, специализирующаяся на исследовании и описании народов (этносов), живущих на нашей планете. В англоязычных странах предпочитают термины социальная или культурная антропология — области их интересов во многом совпадают с тем, что мы называем этнологией. Этнология (этнография) не просто описывает народы, их традиции и культуру, а имеет более сложные цели и задачи[34].

В современном мире, в эпоху глобальных изменений в политике, экономике, культуре происходит одновременное сближение и разобщение культур и народов. Этнические проблемы приобрели особую значимость. Изменения, преобразовавшие в короткие сроки всю общественную жизнь, породили сложные проблемы, серьезно повлияли на характер межнациональных отношений, обнажив огромный межэтнический конфликтный потенциал. В таких условиях межнациональной напряжённости очень важно понять, в каком обществе живут люди и каковы их возможности в изменении существующего положения. Возможно решение этих проблем следует искать опираясь на новые знания, идеи, теории, учебные дисциплины, способные ответить на злободневные вопросы современности, помочь осмыслить общественную ситуацию, сформировать новое, адекватное реальности мировоззрение.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей. Среди них особое место занимают образования, которые в науке принято именовать этническими: нации, народности, племена, этнические группы и так далее. Вызванные неоднородностью социально-экономических, этнических и демографических процессов они резко различаются по численности, уровню развития и условиям жизни. Это порождает конфликты, межэтнические столкновения, войны, эскалацию напряжённости. Источником многих из них так же являются следствия массового социального невежества. Исходя из этих причин научно-практические знания по этнологии стали социально необходимыми, хотя познание межэтнических и этнокультурных процессов представляет собой довольно сложное занятие в силу противоречивости и неоднозначности последних[35].

Литература

  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  • Антропология и этнология / Под редакцией академика В. А. Тишкова. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. — 364 с. — ISBN 978-5-91304-838-7.
  • Вишняцкий Л. Б. Человек в лабиринте эволюции. — М.: Весь мир, 2004. — 156 с. — ISBN 5-7777-0270-8.
  • Зубов А. А. Становление и первичное расселение рода «Homo». — СПб.: Алетейя, 2011. — 222 с. — ISBN ISBN 978-5-91419-371-0.
  • Основы этнологии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Пименова. — М.: Изд-во МГУ, 2007. — 696 с. — ISBN 978-5-211-05321-2.
  • Рогинский Я.Я., Левин М. Г. Антропология. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1978. — 528 с.
  • Садохин А. П. Этнология. — М.: Гардарики, 2008. — 287 с. — ISBN 978-5-8297-0171-0.
  • Северин А.Е. Физиология человека : учебное пособие. — Владимир: Издательство ВлГУ, 2012. — 166 с. — ISBN 978-5-9984-0303-3.
  • Хасанова Г. Б. Антропология. — М.: КноРус, 2009. — 232 с.
  • Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. — М.: Наука, 2005. — 400 с. — ISBN 5-02-010348-9.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Человек разумный. Fandom. Дата обращения: 6 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Положихина М. А. Эволюция Homo Sapiens: от естественной к искусственной?. КиберЛенинка. Дата обращения: 6 мая 2024.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. — С. 3. — 288 с. — ISBN 5-272-00315-2.
  4. 4,0 4,1 Зубов А. А. Антропогенез. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Додарвиновский период развития эволюционного учения. Фоксфорд. Дата обращения: 23 мая 2024.
  6. 6,0 6,1 Лигостаев А. Г. Антропогенез - возникновение человека. Новосибирский государственный педагогический университет (24 октября 2018). Дата обращения: 22 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 Козлова М. С. Особенности изучения эволюции человека на разных исторических этапах // КиберЛенинка : сайт.
  8. Сойфер В. Н. Чарлз Дарвин и эволюционная теория. Элементы. Дата обращения: 23 мая 2024.
  9. 9,0 9,1 Ирина Слепухина. Теория эволюции Дарвина: суть, основные положения, современные взгляды. TechInsider (24.04.2023 год). Дата обращения: 22 мая 2024.
  10. Происхождение человека. Эволюционная теория Дарвина. Animals-world (4 февраля 2018). Дата обращения: 22 мая 2024.
  11. 100 великих ученых мира. infoselection. Дата обращения: 22 мая 2024.
  12. Основные положения теории Дарвина. Фоксфорд. Дата обращения: 22 мая 2024.
  13. Рубцов А. С. Чарльз Дарвин и теория эволюции. Наука и жизнь (январь 2009). Дата обращения: 22 мая 2024.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Рогинский Я.Я., Левин М. Г. Антропология. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1978. — 528 с.
  15. Иорданский Н. Н. Эволюция (в биологии). Большая российская энциклопедия (31 мая 2022). Дата обращения: 23 мая 2024.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 Вишняцкий Л. Б. Человек в лабиринте эволюции. — М.: Весь мир, 2004. — 156 с. — ISBN 5-7777-0270-8.
  17. 17,0 17,1 17,2 Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. — М.: Наука, 2005. — 400 с. — ISBN 5-02-010348-9.
  18. Антропология. Хрестоматия / Авторы-составители: Т. Е. Россолимо, Л. Б. Рыбалов, И. А. Москвина-Тарханова. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 416 с. — ISBN 5891120496.
  19. 19,0 19,1 Зубов А. А. Становление и первичное расселение рода «Homo». — СПб.: Алетейя, 2011. — 222 с. — ISBN ISBN 978-5-91419-371-0.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 Хасанова Г. Б. Антропология. — М.: КноРус, 2009. — 232 с.
  21. 21,0 21,1 21,2 Деревянко А.П. Откуда пришел Homo sapiens. Наука из первых рук (17 декабря 2015). Дата обращения: 23 мая 2024.
  22. 22,0 22,1 22,2 Деревянко А. П. Родословная человечества: теории и факты. Наука из первых рук (29 сентября 2010). Дата обращения: 23 мая 2024.
  23. Гостева Л. З. Антропология. Учебное пособие. — Благовещенск: Амурский государственный университет, 2011. — 96 с.
  24. 24,0 24,1 Анатомия. Большая Медицинская Энциклопедия. Дата обращения: 23 мая 2024.
  25. Ведясова О. А. Анатомия человека. Учебное пособие. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2014. — 36 с.
  26. 26,0 26,1 Васильев В.Н. Физиология: учебное пособие. — Томск: Томский государственный университет, 2010. — 186 с.
  27. Северин А.Е. Физиология человека : учебное пособие. — Владимир: Издательство ВлГУ, 2012. — 166 с. — ISBN 978-5-9984-0303-3.
  28. 28,0 28,1 28,2 Антропология. Большая медицинская энциклопедия. Дата обращения: 23 мая 2024.
  29. 29,0 29,1 Антропология и этнология / Под редакцией академика В.А.Тишкова. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. — 364 с. — ISBN 978-5-91304-838-7.
  30. Слесарев С. М., Дрождина Е. П. Морфология человека. Учебно-методическое пособие. — Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2005. — 38 с.
  31. Станислав Дробышевский, Расоведение: определения, концепции, принципы. Элементы. Дата обращения: 15 октября 2023.
  32. 32,0 32,1 32,2 Чубур А.А. Введение в этнологию (конспекты лекционного курса). — Брянск: РИО БГУ, 2010. — 60 с.
  33. Губарева Л. И. Антропо- и социогенез: Учебное пособие. — Ставрополь: Издательство СГУ, 2010. — 58 с.
  34. Основы этнологии: Учебное пособие / Под ред. проф. В. В. Пименова. — М.: Издательство МГУ, 2007. — 696 с. — ISBN 978-5-211-05321-2.
  35. Садохин А. П. Этнология. — М.: Гардарики, 2008. — 287 с. — ISBN 978-5-8297-0171-0.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!