Чёрный передел

Материал из «Знание.Вики»

«Чёрный переде́л»тайное общество социалистов-федералистов во главе с Георгием Плехановым, образованное в 1879 году после раскола народнической организации «Земля и Воля». Отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считая что революцию может совершить только народ. В 1883 году общество угасло, а его лидеры создали первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда».

Предистория

Памятная доска, установленная на месте последнего съезда «Земли и Воли»

В 1879 году Воронежский съезд народников из организации «Земля и воля», был созван в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около двадцати человек, в том числе Георгий Плеханов, Михаил Фроленко, Осип. Аптекман, а так же Александр Михайлов, Андрей Желябов и Николай Морозов. Последние трое, сторонники «политики» политической борьбы и террора явились на съезд сплоченной группой, окончательно сорганизовавшейся на Липецком съезде 1878 года[1].

Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян. Призыв сторонника радикальных мер Желябова к борьбе за завоевание конституции не встретил поддержки съезда. В качестве уступки «политикам» признавалась необходимость дезорганизации работы правительства, а главным средством такой дезорганизации признавался политический террор. Была создана отдельная террористическая группа — «Исполнительный комитет». Особо рассматривался вопрос о цареубийстве, которое получило поддержку большинства съезда. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из «Земли и воли» и покинул съезд. Вскоре террористическое крыло образовало организацию «Народная воля», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям — общество «Чёрный передел»[1].

Основная история

Один из создателей организации Георгий Плеханов

В ядро созданного социалистами-федералистами общества (организации) народнического направления «Чёрный передел» вошли противники революционного террора при расколе «Земли и воли» — главный идеолог организации Георгий Плеханов, Осип Аптекман, Павел Аксельрод, Лев Дейч, Вера Засулич, Яков Стефанович. По воспоминаниям Аптекмана, в центральную петербургскую группу «Черного передела» входили двадцать два человека[2]. Название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли. Первоначально члены организации разделяли программу «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считали, что революцию может совершить только народ. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах[3][4].

Ядро организации устроило типографию, организовало в Женеве издание журнала «Чёрный передел» (главный редактор Плеханов[2]) и в Минске газеты «Зерно», установило связи со студентами и рабочими. Периферийные кружки действовали в Москве, Харькове, Казани, Перми, Саратове, Самаре и других городах Российской империи. Все они взаимодействовали на основе федерализма при полном равноправии и автономии каждого кружка. Всего «Черный передел» насчитывал несколько сот участников[2]. Подпольные типографии были открыты в Санкт-Петербурге, Минске, Смоленске. Центр организации переместился в Москву. Весной 1880 года чернопередельцы Елизавета Ковальская и Николай Щедрин организовали в Киеве «Южно-русский рабочий союз», который объединял несколько сотен рабочих. С 1880 года после эмиграции Плеханова, Дейча, Засулич, которые перешли на позиции марксизма и образовали за границей группу «Освобождение труда», во главе «Чёрного передела» встали Анатолий Буланов, Мария Решко, Константин Загорский, Михаил Шефтель, которые устроили новую типографию в Минске, расширили связи с рабочими. Взгляды чернопередельцев претерпели к этому времени значительные изменения. В программе северно-русского общества «Земля и воля», выработанной при активном участии Аксельрода и одобренной чернопередельцами-эмигрантами, признавалась важность борьбы за политической свободы и террора как средства революционной борьбы[3][4].

Аресты 1880—1881 годов членов «Чёрного передела» ослабили организацию. Под влиянием успехов «Народной воли» многие члены «организации перешли на народовольческие позиции, в том числе Яков Стефанович, Анатолий Буланов, Михаил Попов. К концу 1881 года «Чёрный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до второйполовины 1880-х годов. В России некоторые члены «Чёрного передела» перешли в «Народную волю»[3][4].

Плеханов так отзывался о своём детище:

О чернопередельцах принято говорить, что их направление было мертворожденным. — Но из него развилась русская социал-демократия. Оказывалось, что если чернопередельческая организация умерла, то умерла родами, произведя на свет такое направление, которого даже самый заклятый враг не решился бы назвать мертворожденным. Подобная смерть стоит продолжительной и, как говорят французы, хорошо наполненной жизни[2]

Программа организации

Программа «Черного передела», автором которой был Плеханов при участии Аксельрода, Засулич, Дейча и Стефановича покоилась на тех же основах, что и программа «Земли и воли». В частности, чернопередельцы восприняли от землеволъцев их рациональную идею: «Освобождение народа должно быть делом самого народа». Конечно, под народом здесь традиционно-народнически разумелись крестьяне: «гордиев узел современной безурядицы будет разрублен топором крестьянина». Важнейшая задача формулировалась так: «аграрная революция», земельный передел, то есть «отобрание земли у высших сословий и передача ее в руки земледельцев». Поэтому «Черный передел» выступил за «сосредоточение главных сил общества в деревне с целью агитации на почве земельного передела», а «необходимым дополнением» к этому объявил «пропагандистскую, агитационную и организаторскую деятельность в среде промышленных рабочих». При этом, однако, в программе «Черного передела» признавалась и «необходимость террора политического», но лишь как вспомогательного средства[2].

Практическая деятельность чернопередельцев, согласно их программе, должна была развиваться преимущественно в деревне. Но к тому времени, когда «Земля и воля» раскололась, почти все землевольцы, удрученные пассивностью крестьянства, ушли из деревни. Аптекман констатировал, что «деревня, очевидно, опротивела им хуже самого правительства». Землевольческие поселения распались. Поэтому чернопередельцам пришлось начинать все заново: подбирать людей, создавать новые поселения, налаживать в них работу. Они принялись было за это с подъемом и… почти сразу опустили руки: людей, желающих работать в деревне, попросту не оказывалось. Это «безлюдье», вспоминал Аптекман, «подрезало тот народнический сук, на котором мы сидели до сих пор. Деревня ушла от нас и, по-видимому, бесповоротно и надолго»[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Народная воля. 1879-1882 / АН СССР. Ленингр. отд-ние Ин-та истории. — Москва ; Ленинград : Наука. [Ленингр. отд-ние], 1966. — 491 с
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Крестоносцы социализма / Н. А. Троицкий ; Сарат. межрегион. ин-т обществ. наук при Сарат. гос. ун-те им. Н. Г. Чернышевского. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2002. — 370 с. — ISBN 5-292-02815-0
  3. 3,0 3,1 3,2 Черный Передел // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. 4,0 4,1 4,2 Черный Передел // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!