Алмаз (завод)

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в избранные
Материал из «Знание.Вики»
Судостроительная фирма «Алмаз»
Almaz Shipbuilding Company.JPG
Тип публичное акционерное общество
Год основания 1933 год
Прежние названия Судостроительная верфь Морпогранохраны ОГПУ
с 1939: Завод № 5
с 1966: Ленинградский Приморский завод
с 1970: ПТО «Алмаз»
с 1974: ПО «Алмаз»
с 1990: ЛСО «Алмаз»
с 1991: СО «Алмаз»
с 1992: СФ «Алмаз»
с 1996: ОАО "СФ "Алмаз"
с 2002: ПАО "СФ "Алмаз"
Расположение  Россия: Санкт-Петербург
Отрасль Судостроение
Награды Орден Трудового Красного Знамени
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Судостроительная фирма «Алмаз» — судостроительный завод (публичное акционерное общество), расположенный в Российской Федерации городе Санкт-Петербурге. Предприятие основано в 1933 году, как катеростроительная верфь для нужд морской пограничной охраны. В 1970-1990-е годы завод являлся лидером отечественного катеростроения. С 2015 года включено в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса России[1][2][3].

В настоящее время предприятие специализируется на строительстве скоростных судов и кораблей из алюминиево-магниевых сплавов. На судостроительной фирме трудятся свыше тысячи специалистов. Общество располагается на территории около 85 000 квадратных метров. Предприятие работает преимущественно в сегменте военного кораблестроения в рамках государственного оборонного заказа для Военно-морского флота и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. За время существования на предприятии построено более 1100 кораблей и судов, в том числе на экспорт более чем в 17 стран мира[1][2][4][5].

История создания

В 1901 году российским промышленником Александром Леонтьевичем Золотовым на своей даче, расположенной в Старой Деревне, организованы кустарные мастерские для строительства катеров и яхт. В целях расширения производства Золотов и его компаньон Николай Яковлевич Лушев приобретают участок земли в месте впадения реки Большая Невка в Финский залив, на котором в 1912 году строят верфь для производства моторных катеров. В 1915 году верфь получило название- Петроградская верфь моторных судов Золотова и Лушева[6][7].

После Великой Октябрьской революции Петроградская верфь моторных судов была национализирована и в марте 1930 года передана Золотовым государству. Верфь перешла в ведение Морской пограничной охраны ОГПУ (Объединённого государственного политического управления) в качестве судостроительной мастерской[6].

В связи с тем, что производительность верфи Золотова была невысокая (от 4 до 6 сторожевых катеров) и не могла обеспечить морскую пограничную охрану необходимым количеством судов (примерно 270 сторожевых катеров), в начале 1931 года было принято решение о строительстве новой катеростроительной верфи[1].

Решением Ленинградского городского исполнительного комитета № 021-38 от 23 февраля 1931 года на Петровском острове за фабрикой «Канат» выделен участок земли для новой верфи. 5 июля 1931 года Государственным планом СССР выделены средства на строительство. Проект верфи разрабатывался в Опытном конструкторском бюро-2 инженером-кораблестроителем Владимиром Фёдоровичем Поповым. Мощность верфи была спроектирована исходя из потребности пограничной охраны в быстроходных морских габаритных сторожевых катерах типа ГК (водоизмещением не менее 30 тонн), а также сторожевых катеров — охотников за подводными лодками (водоизмещением от 80 до 100 тонн). Для постройки катеров было предусмотрено 16 стапельных мест[1][3].

Проект габаритного сторожевого катера разработан инженерами Опытного конструкторского бюро-2 Павлом Густавовичем Гойнкисом, Сергеем Александровичем Базилевским, Эрнестом Эдуардовичем Крюгером под руководством Алексея Николаевича Асафова. Проект сторожевого катера- охотника за подводными лодками разработан также в Опытном конструкторском бюро-2 под руководством известного кораблестроителя Владимира Фёдоровича Попова. В 1932 году на верфи создано собственное конструкторское бюро[1][8].

В феврале 1933 года стартовал пусковой период верфи, а 21 марта 1933 года был заложен первый сторожевой катер типа ГК. 1 мая 1933 года состоялось торжественное открытие новой судостроительной верфи, на котором присутствовал Первый секретарь Ленинградского Областного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков Сергей Миронович Киров[1][7].

Верфь Золотова становится отделением Судостроительной верфи Морской пограничной охраны ОГПУ (Объединённого государственного политического управления) и осуществляет в основном производство малых катеров типов КМ, КМ-2, КМ-4, «Кунгас-Кавасаки», моторных шлюпок, а также спортивных судов, в том числе такие как, клинкерные лодки для академической гребли. Основные заказы катеров переданы на вновь построенную верфь на Петровском острове[1][6].

В период СССР

Предвоенное время

В 1934 году верфь была передана в ведение Народного комиссариата внутренних дел (НКВД). В начале 1939 года предприятие получило официальное название «Завод № 5 НКВД», а мастерские Золотова — цех № 6 завода[6][3].

В период с 1933 года по 1934 год на верфи было построено 16 катеров типа ГК. С 1934 года приступили к производству катеров типа МО-2 («малый охотник»), построив за три года 32 единицы. Под руководством главного конструктора Сергея Владимировича Пугавко проект катера типа МО-2 был доработан. Улучшенный вариант получил индекс МО-4. В 1936 году были построены 2 головных катера типа МО-4, которые успешно прошли испытания. До 1941 года заводом были построены 228 малых охотников типа МО-4[7][3].

С 1937 года на верфи начинают строительство деревянных торпедных катеров типа Д-3. Головной катер был подготовлен в 1939 году, и по результатам успешного испытания в 1940 году, вошёл в состав вооруженных сил в качестве первого отечественного «торпедного катера дальнего действия». К июлю 1941 года завод построил пять единиц Д-3[1][3].

В марте 1941 года Завод № 5 был передан в ведение Народного комиссариата судостроительной промышленности (НКСП) СССР и переименован в «Завод № 5 НКСП»[1][9].

В 1941 году закончены капитальные работы по строительству верфи, предусмотренные планом. Были возведены судосборочный цех площадью 4800 квадратных метров, деревообрабатывающий цех, монтажно-сдаточный цех площадью 840 квадратных метров, инструментальный цех площадью 137 квадратных метров, механический, горячий и кузнечный цеха, литейная мастерская. В это время предприятие занимало территорию в размере 13,2 гектар[1][7][3].

В годы Великой Отечественной войны

Монета Банка России. 25 рублей, 2020 г. Серия «Оружие Великой Победы (конструкторы оружия)». Конструктор Л. Л. Ермаш, торпедный катер типа «Д-3»

После начала войны, кроме строительства торпедных катеров типа Д-3, на заводе начаты работы по модернизации катеров МО-2 и МО-4 для условий военного времени. Учитывая наличие заготовок корпусов катера Д-3 и нехватки катеров «малых охотников», заводу было поручено создать «малый охотник» в корпусе Д-3. Под руководством главного конструктор завода Джека Абрамовича Черногуз проект был разработан в максимально короткое время[1].

К началу Великой Отечественной войны на предприятии работало около 3 тысяч человек. 40 процентов личного состава ушли на фрон, 405 человек были эвакуированы на судовые верфи в посёлок Сосновка Кировской области, в Астрахань и в Ярославль. Остальные сотрудники продолжали трудиться в Ленинграде, работая в несколько смен. В первую зиму блокады города умерло от голода 545 работников завода, на производство были приняты женщины и подростки[1][3].

За время войны завод построил 67 торпедных катеров типа Д-3 и 46 торпедных катеров в варианте «малого охотника», а также осуществлён ремонт около 400 судов. В цеху № 6 завода, расположенном в Старой деревне, за годы блокады Ленинграда было построено 192 единицы малых катеров типов КМ-2 и КМ-4, которые использовались в качестве катеров-тральщиков. Эти небольшие катера оказали важную помощь в борьбе с минами противника, что позволило осуществить прорыв к городу и снять блокаду[1][3].

31 мая 1944 года Завод № 5 награждён орденом Трудового Красного Знамени. За самоотверженный труд в годы войны многие работники и служащие завода награждены орденами и медалями. В их числе: орден Ленина вручен главному инженеру Симину Абраму Файфелевичу и токарю Федорову Николаю Михайловичу; орденом Трудового Красного Знамени награждены кузнец Буршев Федосий Петрович, котельщик Васильев Иван Васильевич, слесарь Павлов Петр Павлович и медник Хоменко Артемий Михайлович[1].

Послевоенное время

Торпедный катер проекта 183, Польша

В связи с преобразованием Народных комиссариатов в 1946 году предприятие переименовано в «Завод № 5 Министерства судостроительной промышленности»[1].

В послевоенное время перед заводом поставлена задача по созданию большого торпедного катера проекта 183. По линии Министерства внутренних дел СССР в 1946 году на заводе было создано Опытно-конструкторское бюро-5 для реализации проекта 183. В течении двух лет под руководством главного конструктора Павла Густавовича Гойнкиса осуществлялось проектирование. К 1 октября 1947 года опытный катер был заложен, а в ноябре 1948 года спущен на воду. После проведения испытаний, в ноябре 1949 года торпедный катер проекта 183 вошёл в состав Военно-морского флота СССР. Для массового производства катеров проекта 183 на заводе возведён новый эллинг, на котором осуществлено строительство более 600 единиц, как для отечественных вооружённых сил, так и зарубежных. Создатели катера в 1951 году были удостоены званий лауреатов Сталинской премии. Торпедный катер проекта 183 признан лучшим отечественным катером первого послевоенного десятилетия[2][7].

На базовой платформе ударного торпедного катера проекта 183 разработан сторожевой катер «малый охотник» проекта 199, на котором была установлена гидроакустическая станция «Тамир», а торпедное вооружение заменено бомбометами и бомбосбрасывателями. За период с 1955 года по 1959 год предприятием построено 52 катера проекта 199[7][3].

16 февраля 1956 года собственное опытно-конструкторское бюро завода реорганизовано в Центральное конструкторское бюро - 5 с подчинением Главному управлению Министерства судостроительной промышленности СССР. Новому конструкторскому бюро был передан цех № 6 завода, расположенный в Старой Деревне, в качестве экспериментальной лаборатории. После объединения цех № 6 завода получил название «Опытный Морской завод», а в 1966 году — «Невский Морской завод»[8][4].

Развитие ракетного судостроения

Создание лёгких авиационных крылатых ракет в начале 1950-х годов потребовало разработки их носителей. Проектирование первого в мире ракетного катера началось собственным опытно-конструкторским бюро завода с конца 1954 года и продолжились Центральным конструкторским бюро — 5. В 1956 году завод № 5 приступил к постройке экспериментальных ракетных катеров на базе проекта 183. Летом 1957 года построено два опытных катера индекса 183Э, которые направлены на испытание в Чёрное море. 10 декабря 1957 года состоялся первый удачный запуск крылатых ракет с платформы катера, что послужило началом развития ракетного катеростроения в СССР. Всего на заводе было произведено 56 катеров проекта 183Р и 183РТР, оснащённых двумя крылатыми ракетами[1][7][8].

Ракетный катер проекта 205, 26 октября 1983 года

По тактико-техническому заданию Центральным конструкторским бюро — 5 разработан новый катер проекта 205, оснащённый четырьмя крылатыми ракетами и имеющий повышенные технические качества, автономность и дальность плавания. Новый катер имел стальной корпус и быстроходные уникальные дизельные двигатели М-503, изготовленные заводом «Звезда», которые позволяли развивать скорость полного хода от 30 до 40 узлов. Строительство катеров проекта 205 поручено заводу № 5.

Переход к строительству катеров из стали потребовал технического переоснащения предприятия, позволяющего строить и спускать на воду 150-тонное судно. На заводе был оборудован корпусообрабатывающий цех, участки по обработке металла, построена новая трансформаторная подстанция. Эллинг № 3 был переоборудован под строительство стальных катеров, появились участки для сборки и сварки узлов и секций, места хранения деталей, оборудование для транспортировки секций и блоков. Для спуска катера на воду был вырыт ковш, соединявший эллинг № 3 с акваторией Малой Невы[1][7].

В июле 1958 года на заводе заложен головной ракетный катер проекта 205, в 1959 году осуществлен его спуск на воду, а в 1960 году он успешно прошёл испытания и принят в состав Военно-морского флота СССР. С 1961 года запущено серийное производств стальных ракетных катеров, ставшее основной продукцией завода на 30 лет. С 1967 года завод начал выпускать пограничные корабли проекта 205П «Тарантул», созданные на платформе проекта 205. Всего завод построил свыше 100 катеров по проекту 205 и более 150 единиц по его модификациям[1][7].

Стальные ракетные катера опередили на десятилетие образцы стран НАТО. Создатели ракетных катеров проектов 183Р и 205 из Центрального конструкторского бюро — 5 главный конструктор Евгений Иванович Юхнин, заместитель главного конструктора Антон Павлович Городянко и начальник механического отдела В. П. Гусев стали лауреатами Ленинской премии, а начальник сдаточного участка завода Иван Николаевич Комиссаров был удостоен звания Героя Социалистического Труда[2][7].

В 1966 году завод получил наименование — Ленинградский Приморский завод[1].

В середине 1960-х годов Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (бывшее- Центральным конструкторское бюро − 5) разработан новый проект катера (индекс 1234) с усиленными ракетным вооружением и дальностью стрельбы 120 км, получивший название «Овод», и отнесённый к классу малых ракетных кораблей. Под проект 1234 на заводе № 5 вновь проведена реконструкция — построен двухпролётный корпус для сборки секций из стали, а ранее построенный корпусный цех переоборудован под сборку узлов и секций из лёгких сплавов. Перед эллингом № 1 построили новый трансбордер грузоподъёмностью 600 тонн, а также открытую площадку с портальным краном, позволяющим монтировать крупногабаритные части и осуществлять надстройку с мачтами. Для спуска корабля на воду на заводе было возведено гидротехническое спусковое сооружение с причалом, котлованом и достроечной набережной[1][7].

13 января 1967 года заводом направлен на испытание головной корабль проекта 1234 «Овод» под названием «Буря», оснащённый шестью крылатыми ракетами. С 1969 года корабль принят в состав Военно-морского флота СССР, после чего началось его серийное производство. Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» разработан и экспортный вариант малого ракетного корабля (индекс 1234Э). Всего заводом было построено 30 кораблей проекта 1234 и его модификаций под индексом 1234.1, а также 10 кораблей проекта 1234Э для поставки в Индию, Ливию и Алжир[1][7].

В 1972 году на заводе заложен малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган», обладающий автоматическими управляемыми подводными крыльями. Для облегчения корпус корабля был изготовлен из легкосплавных материалов, а подводные крылья — из титанового сплава. В качестве двигателя предусмотрены лёгкие газовые турбины, количество крылатых ракет сокращено до четырёх. Использование автоматических управляемых подводных крыльев обеспечивало при движении сохранение амплитуды качки, что позволяло минимизировать проблемы с задержкой пуска ракет. Зимой 1981 года прошли сравнительные испытания корабля «Ураган» и сходного по параметрам корабля «Сокол», но не имевшего устройства подъёма крыльев. «Ураган» показал более высокие морские качества и признан лучшим. Промышленность того времени не готова была к массовому производству малых ракетных кораблей проекта 1240, поэтому серийного выпуска не произошло[1][7].

Ракетный катер проекта 1241. Чёрное море, Российская Федерация

В 1978 году под руководством главного конструктора Евгения Ивановича Юхнина на базе Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» завершены работы по созданию проекта нового большого ракетного катера — носителя противокорабельного ракетного комплекса «Москит». Проект получил индекс 1241 системы «Молния». Новый ракетный катер отличался улучшенными тактико-техническими элементами, боевыми средствами обороны, автономностью и условиями обитаемости. Заводу было поручено строительство опытных катеров двух основных модификаций. Первая модификация проекта под индексом 1241-1 оснащалась ракетным комплексом «Термит» и газо-турбинной установкой и решала задачу испытания и подготовки к производству корпуса нового корабля, а также разработку экспортного варианта. В 1979 году головной катер проекта 1241-1 с комплексом «Термит» был успешно сдан. За период с 1980 года по 1983 год предприятием было построено три катера первой модификации. Вторая модификация под индексом 12411, оснащалась противокорабельного ракетного комплекса «Москит» и дизель-газотурбинной установкой. В декабре 1981 года катер второй модификации успешно прошёл испытания и был принят в состав Военно-морского флота СССР. Серийное производство катеров проекта 12411 осуществлялось на Средне- Невском судостроительном заводе в Ленинграде и Хабаровском судостроительном заводе[1].

В 1998 году премией Правительства Российской Федерации были отмечены работы по созданию ракетного катера типа «Молния». В числе лауреатов был генеральный директор Производственного объединения «Алмаз» Леонид Герасимович Грабовец[1].

Строительство судов на воздушной подушке

В соответствии с приказом министра судостроительной промышленности № 0299 от 1 июня 1970 года Ленинградский Приморский завод был объединён с Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» и Невским Морским заводом. Предприятие получило название — производственно-техническое объединение (ПТО) «Алмаз», а в с 1974 года — изменив статус оно стало именоваться производственным объединением (ПО) «Алмаз»[1][8].

К моменту объединения на Невском Морском заводе было освоено производство амфибийных штурмовых десантных катеров на воздушной подушке проекта 1205 «Скат», построен опытный образец самого крупного в то время амфибийного десантного корабля проекта 1232 «Джейран», способного перевозить два средних танка со скоростью 50 узлов на расстояние 300 морских миль. Для массового строительства кораблей проекта 1232 на площадке бывшего Невского Морского завода возвели 2 новых эллинга площадью 2 600 квадратных метров, соединённых между собой 5-ти этажной вставкой с производственными участками, была полностью перестроена набережная. За период с 1970 года по 1985 год производственным объединением построено 20 танкодесантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран[8][10].

Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 «Зубр». Севастополь, 4 августа 1989 года

В 1972 году предприятие на площадке Невского Морского завода приступило к строительству головного корабля проекта 1206 «Кальмар», способного перемещать груз весом 37 тонн со скоростью 50 узлов на расстояние до 100 миль. За период с 1972 года по 1974 год производственным объединением "Алмаз" построено 2 корабля типа «Кальмар»[8][10].

В 1978 году создатели десантных кораблей на воздушной подушке «Скат», «Кальмар» и «Джейран» удостоены звания лауреатов Государственной премии. Среди награждённых были сотрудники Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», а также слесарь-монтажник завода Н. Д. Елисеев[7].

23 февраля 1983 года на производственной базе Невского Морского завода заложен самый крупный и совершенный в мире амфибийный десантный корабль проекта 12322 «Зубр», способный осуществить перевозку трёх средних танков на расстояние до 300 миль со скоростью 60 узлов. В процессе проведения ходовых испытаний корабля был выявлен ряд конструктивных недостатков. В период с 1986 года по 1987 год десантный корабль «Зубр» был доработан и 10 октября 1988 года принят в состав Военно-морского флота СССР. Всего предприятие было произведено и поставлено отечественному флоту 5 кораблей типа «Зубр». Ещё два корабля были не достроены в связи с недостаточным финансированием в начале 1990-х годов[7][8].

Строительство представительских катеров и яхт

Разработкой представительских катеров предприятие занималось с начала своей деятельности. Попытки построить представительский катер на базе «малого охотника» оказалось неудачной из-за недостаточной устойчивости судна. Построенный представительский катер на базе корпуса типа ГК в 1941 году в Пицунде был уничтожен налётом немецкой авиации. К производству представительских катеров завод вернулся только в 1958 году[1].

По личному указанию Никиты Сергеевича Хрущёва в Центральном конструкторском бюро-5 разработан проект правительственной яхты под индексом 360. Корпус судна изготавливался из сосны и лиственницы, а палуба из тика. Катер был оснащён двигателем М-503 и мог развивать более 35 узлов. Судно могло обеспечить автономность до 3-х суток для пассажиров из количества 8 человек. Заводом-№ 5 построено в период с 1960 года по 1963 год 4 представительских катера по проекту 360[1].

Одновременно с постройкой катеров проекта 360 на заводе был построен представительский катер проекта 183Ш для командира Ленинградской Военно-морской базы[1].

В 1970-х годах по проекту 1400А Производственное объединение «Алмаз» построило 4 представительских катера, корпус и надстройка которых были цельносварными из алюминиево-магнитного сплава[1].

В 1978 году по проекту 1360 заводом построено 2 правительские яхты, изготовленные в металлическом корпусе. Пассажировместимость катера в 14 человек позволяла обеспечить автономность до 3-х суток. Головной катер 1360 «Кавказ» в 2020 году прошёл модернизацию на заводе и ещё около 10 лет использовался в Сочи[1][7].

Переход к рыночной экономике

В 1989 году на Производственном объединении «Алмаз» заложен головной сторожевой корабль для пограничной службы проекта 10410 «Светляк»[1].

В конце 1980-х годов, кроме выпуска основной продукции, предприятие осваивало производство товаров народного потребления. На объединении ежегодно выпускалось более 70 тысяч сервировочных и журнальных столиков, свыше 11 тысяч кроватей и матрацев. С1990 года на предприятии разработано и начато производство рассадопосадочных машин для механизированной посадки свеклы[7].

В начале 1990- х годов государственные военные заказы сократились, прекратилось финансирование работ по техническому перевооружению завода[1].

12 февраля 1990 года из производственного объединения вышло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» , предприятие стало именоваться — Ленинградская судостроительная объединение «Алмаз». 1 октября 1991 года Ленинградская судостроительная объединение «Алмаз» было переименовано в Судостроительное объединение «Алмаз»[1].

В период Российской Федерации

1990- е годы

20 марта 1992 года Судостроительное объединение «Алмаз» стало именоваться Судостроительная фирма «Алмаз». 1 июля 1993 года государственное предприятие было акционировано и преобразовано в акционерное общество открытого типа (АООТ) Судостроительная фирма «Алмаз», а с 12 июля 1996 года — открытое акционерное общество (ОАО) СФ «Алмаз»[1].

В 1991 году обществом построены последние корабли проектов 1234.1 «Овод», 205П «Тарантул», 12322 «Зубр»[7].

В 1990- е годы предприятие продолжало строительство пограничных сторожевых кораблей, а также осуществляло их ремонт и обслуживание. Для Морской пограничной охраны Федеральной службы безопасности России было построено и сдано 7 кораблей проекта 10410 «Светляк»[1].

При отсутствии государственных заказов предприятие начало осваивать строительство крейсерских яхт. Для новых заказчиков было построено несколько яхт проекта «Алмаз-53», налажено сотрудничество с польской яхтенной фирмой. По индивидуальному заказу под европейский стандарт был переоборудован теплоход «Ласточка» в моторную яхту «Лаймарита»[1].

Для Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга предприятием было построено амфибийной судно по проекту 14611 «Рысь», а также несколько катеров проекта АР-1600[1].

В середине 1990-х годов судостроительная фирма «Алмаз» стала участником программы по производству природоохранных судов. В 1995 году предприятием построено головное судно-катамаран проекта 16220 «Экопатруль-1» для экологического мониторинга акватории Невы, Невской губы и Ладожского озера[1].

Открытое акционерное общество "Судостроительная фирма «Алмаз» учредило в 1997 году дочернее предприятие — Открытое акционерное общество "Морской завод «Алмаз», на базе которого продолжилось производство «Экопатрулей». В 1997 году был был построен «Экопатруль» для Астрахани, в 2000 году сдано судно для акватории Москвы-реки. В 2001 году построен «Экопатруль» для акватории дельты Волги и Каспия[10].

По объёму решаемых задач судна экологического мониторинга не имели себе равных в мире. В 1996 году создатели природоохранных судов были отмечены Премией Правительства Российской Федерации. В числе награждённых был руководитель Судостроительной фирмы «Алмаз» Анатолий Петрович Королёв[7].

В 1999 году для Калининградской области судостроительной фирмой «Алмаз» построено морское природоохранное судно по проекту 23107Э[1].

В целях поддержания высокого качества продукции в деятельность организации была внедрена система управления качеством, соответствующая международному стандарту ISO 9001. В 1998 году катер типа «Sea Horse», построенный предприятием, вошел в число 100 лучших товаров России. В мае 1998 года Судостроительная фирма «Алмаз» получила Премию Санкт-Петербурга за высокое качество продукции[7].

В 1990- е годы предприятие продолжало строительство пограничных сторожевых кораблей, а также осуществляло их ремонт и обслуживание. Для Морской пограничной охраны Федеральной службы безопасности России было построено и сдано 7 кораблей проекта 10410 «Светляк»[7].

2000-е годы

Корабль «Астрахань» на военно-морском параде Каспийской флотилии в честь празднования Дня Военно-морского флота России., 25 июля 2015 года

В 2000 году Судостроительная фирма «Алмаз» за счёт собственных средств завершила работы по техническому перевооружению. Построен новый эллинг площадью 9 0000 квадратных метров, который позволял осуществлять строительство кораблей в закрытом помещении до полной готовности. Произведена реконструкция механического цеха и инженерных систем[1].

В 2000-е годы предприятие продолжает строительство сторожевых катеров типа «Светляк» для пограничной службы России[1].

По решению Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 года № 22-р открытое акционерное общество «Судостроительная фирма „Алмаз“» вошла в перечень стратегических предприятий страны[3].

30 января 2004 года судостроительной фирмой заложен первый в ХХI веке головной малый артиллерийский корабль проекта 21630 типа «Буян», получивший название «Астрахань». За полтора года строительства на корабле были опробованы опытные образцы новой техники, в том числе уникальный рулевой комплекс и новая артиллерийская установка А-190. В 2006 году корабль «Астрахань» был передан Военно-морскому флоту России. Предприятием осуществлено строительство ещё двух малых артиллерийских кораблей серии 21630: в 2011 году — «Волгодонск (Каспийск)» и в 2012 году — «Махачкала»[7].

В 2006 году к саммиту «Большой восьмерки» предприятием построен самый большой в мире плавучий фонтанный комплекс, который был размещен у стрелки Васильевского острова в акватории Невы[1].

В 2006 году за счет своих оборотных средств Судостроительной фирмы «Алмаз» приобрела проект и построила новейший скоростной патрульный катера серии 12200 «Соболь», не имеющий аналогов в мире. Усовершенствованная система управления позволяла патрульному катеру развивать скорость до 48 узлов, использовать оружие на волнении моря до трёх баллов и находится в море до шести баллов. После презентации патрульного катера проекта 12200 «Соболь» на международной выставке «Interpolitex-2006», предприятие получила заказ на строительство судов для пограничной службы России и Республики Туркменистан. Судостроительной фирмой совместно с Морским заводом «Алмаз» построено 17 патрульных катеров типа «Соболь». За строительство головного катера проекта 12200 «Соболь» Судостроительная фирма «Алмаз» награждена дипломом морских частей пограничной службы Федеральной службы безопасности России[7].

25 июня 2006 года в эллинге на территории Морского завода «Алмаз» заложен головной корабль проекта 22120 типа «Пурга». Изначально по проекту было разработано большое таможенное судно. После отказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от финансирования, проект был доработан для нужд пограничной береговой охраны. Впоследствии судно получило классификацию пограничного патрульного корабля 2-го ранга. Скоростной многоцелевой корабль ледового класса проекта 22120 «Пурга» способен преодолевать льды толщиной более полуметра. 29 апреля 2011 года корабль вошёл в состав береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности России, а осенью 2011 года направлено к месту постоянно базирования в Невельск на Сахалине. В июле 2017 года корабль получил название «Контр-адмирал Колчин Е. С.»[11].

Корабль береговой охраны «Рубин», 6 сентября 2012 года

В 2007 году на предприятии был заложен, не имеющий аналогов в России, пограничный сторожевой корабль нового проекта 22460 типа «Охотник», получивший название «Рубин». По классификации корабль отнесён к малым корветам. Сторожевой корабль проекта 22460 оснащен взлётно-посадочной площадкой и ангар-убежищем, способен принимать на борт лёгкий вертолёт. В носовой части корабля располагается быстроходный катер жестко-надувного типа. 26 июня 2009 года патрульный корабль «Рубин» был спущен на воду. 13 ноября 2009 года судно прошло испытания и передано пограничной охране Федеральной службы безопасности России[7][12].

В 2007 году на «Судостроительной фирме "Алмаз"» заложен буксир-ледокол проекта 2805 для акватории Невы, способный разбивать ледовые заторы у мостов[7].

2010-е годы

В 2012 году построено и сдано пограничникам 2 патрульных корабля проекта 12200 типа «Соболь»[7].

В период с 2012 года по 2015 год судостроительной фирмой построены и переданы пограничной охране Федеральной службы безопасности России 4 сторожевых кораблей проекта 22460 типа «Охотник» под названием «Бриллиант», «Жемчуг», «Изумруд» и «Аметист»[4][7].

В апреле 2013 года фирма получила государственный заказ на строительство девяти морских самоходных плавучих кранов грузоподъемностью 35-150 тонн, предназначенных для выполнения погрузо-разгрузочных работ на корабли, подводные лодки и другие суда военно-морского флота. 17 мая 2013 года на предприятии был заложен головной самоходный плавучий кран. В 2014 году предприятие построило два плавучих крана проекта 22690: «СПК-19150» и СПК-37150", в 2015 году — четыре единицы серии: «СПК-42150», «СПК-43150», «СПК-44150» и «СПК-45150»[4][7].

5 июля 2013 года предприятием введён в строй второй корабль проекта 22120 типа «Пурга» под названием «Контр-адмирал Дианов»[11].

С 3 июля 2015 года общество включено в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса России[3].

В 2016 году судостроительной фирмой «Алмаз» построено три самоходных плавучих крана проекта 02690 и заключён контракт на производство пяти единиц данной серии[4].

В 2016 году предприятием сдано пограничной охране Федеральной службы безопасности России 2 патрульных корабля проекта 22460 типа «Охотник» под названием «Проворный» и «Надёжный», а также один сторожевой катер проекта 12200 «Соболь»[4].

В 2017 году судостроительной фирмой построены 2 патрульных корабля проекта 22460 типа «Охотник» под названием «Бдительный» и «Преданный», а также изготовлен плавучий кран «СПК-53150» проекта 02690[4].

В 2018 году для пограничной охраны Федеральной службы безопасности России построены: корабль проекта 10410 типа «Светляк» под названием «Керчь», корабль проекта 22460 типа «Охотник» под названием «Безупречный» и третий корабль проекта 22120 типа «Пурга» под названием «Камчатка». Предприятием в этом же году построены 2 плавучих крана проекта 02690 "СПК-53150"и «СПК-54150».

В 2018 году для Военно -морского флота России на предприятии были заложены ледокол проекта 21180М под названием «Евпатий Коловрат», а также патрульный корабль проекта 22460 типа «Охотник» под названием «Расул Гамзатов», являющийся одиннадцатым и последним кораблём данной серии[4][13].

21 декабря 2019 года пограничный патрульный корабль «Расул Гамзатов» спущен на воду. Проведение заводских ходовых испытаний началось только в июле 2021 года по причине достройки и установки на баке нового боевого модуля, которым корабли данной серии ранее не оснащались. Установленный на бак корабля комплекс «Гибка» предназначен для использования зенитных управляемых ракет комплексов «Игла» и «Верба», а также противотанковых управляемых ракет семейства «Атака». 30 ноября 2021 года в Махачкале «Расул Гамзатов» торжественно вошел в состав пограничной охраны Федеральной службы безопасности России[13][14].

В 2019 году предприятием введён в строй четвёртый корабль проекта 22120 типа «Пурга» под названием «Забайкалье»[11].

2020-е годы

10 июля 2020 году предприятием введён в строй пятый корабль проекта 22120 типа «Пурга» под названием «Таймыр»[11].

В октябре 2020 года судостроительной фирмой был спущен на воду самоходный плывучий кран проекта 02690 -«СПК-60150»[15].

Ледокол «Евпатий Коловрат» (проект 21180М). Санкт-Петербург, 12 июля 1922 года

20 ноября 2020 года спущен на воду ледокол «Евпатий Коловрат». Дизель-электрический ледокол, спроектированный АО Конструкторское бюро «Вымпел» (Нижний Новгород), предназначен для выполнения широкого спектра работ по обеспечению судоходства в Арктике. Полное водоизмещение ледокола составляет 4080 тонн, длина корпуса — 82 метра, ширина — 19 метров, осадка — 4,6 метра. Судно может развивать скорость до 14 узлов и обеспечивать автономность плавания 30 суток при размещении экипажа 28 человек. Имеет площадку для расположения вертолета, может нести артиллерийские зенитные установки. Ледокол способен преодолевать льды толщиной до 1 метра со скоростью 2 узла. Судно предназначено для перевозки команд, доставки грузов, проводки боевых кораблей в ледовых условиях и проведения гидрографических работ[16][17].

16 августа 2021 года предприятием введён в строй шестой корабль проекта 22120 типа «Пурга» под названием «Адмирал Угрюмов», а 29 сентября — седьмой корабль под названием «Ладога»[11].

30 сентября 2022 года предприятием построен и сдан для пограничной службы восьмой патрульный корабль проекта 22120 типа «Пурга» с бортовой номер «457» (планируемое название — «Роман Чемерюк»)[18].

В 2022 году фирма приступила к проведению заводских ходовых испытаний ледокола «Евпатий Коловрат» в Балтийском море. 15 января 2023 года ледокол направлен в Петропавловск-Камчатский на гражданском буксире «Сармит». С 22 июля 2023 года находится на государственных испытаниях в составе Тихоокеанского флота. Планируемый срок ввода в эксплуатацию судна — 2024 год. Ледокол предполагают использовать для обеспечения дислокации в Камчатском крае 25-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, оснащенных новыми атомными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения[16][17][19][20].

20 мая 2023 года спущен на воду девятый корабль проекта 22120 типа «Пурга» под названием «Подольск», а 17 июня — десятый корабль под названием «Уфа». Оба корабля построены для береговой охраны пограничной службы Федеральной службы безопасности России. «Подольск» и «Уфа» стали первыми кораблями проекта 22120, на которых установлена 30-мм шестиствольная артиллерийская установка АК-630 на баке[11].

1 сентября 2023 года по заказу Министерства обороны Российской Федерации состоялась закладка второго ледокола проекта 21180М под названием «Святогор». Судно предназначено для обеспечения базирования и развертывания сил военно-морского флота в ледовых условиях, обеспечения самостоятельной проводки кораблей и их буксирования[17][21][20].

Внешнеэкономическая деятельность

Военно- техническое сотрудничество предприятия со странами иностранных государств началось с середины 1950-х годов. В страны Варшавского договора, Ближнего Востока и в Индонезию было поставлено 29 торпедных катеров проекта 183. В Китайскую Народную Республику было продано 36 торпедных катеров проекта 183 в разобранном виде[1].

В начале 1960-х годов завод поставил в зарубежные страны 27 ракетных катеров проектов 183Р и 183 РТР: 7 единиц — на Кубу, по 6 единиц — в Египет и Алжир, по 4 единицы — в Сирию и Индонезию. Ракетные катера проекта 205 поставлялись в страны Варшавского договора, в Индию, во Вьетнам, на Ближний Восток и в Югославию[1].

В 1970-е годы построено 10 экспортных вариантов малого ракетного корабля «Овод» проекта 1234Э, отличавшегося от отечественного аналога установкой четырёх крылатых ракет вместо шести. 4 корабля проекта 1234Э направлены в Ливию, по 3 единицы поставлены в Алжир и Индию[1].

Переход России к рыночной экономике приостановил процесс сотрудничества с иностранными государствами[7].

В 1998 году был заключен контракт с Республикой Вьетнам на поставку двух сторожевых кораблей проекта 10412 «Светляк». К 2012 году контракт был выполнен[1].

В 2000 году был заключен контракт с Греческой Республикой на поставку амфибийных кораблей на воздушной подушке проекта 12322Э «Зубр». В период с 2000 года по 2004 год для Военно-морских сил Греции построено 3 корабля типа «Зубр»[7].

В декабре 2003 года предприятие было удостоено премии «Золотая идея» за изготовление экспортно- ориентированной продукции военного назначения[7].

После презентации катера проекта 12200 «Соболь» на международной выставке «Interpolitex-2006», состоявшейся в Москве, предприятие получила заказ на строительство судов для пограничной службы Республики Туркменистан[7].

В 2007 году предприятие построило для таможенной службы Азербайджана четыре патрульных катера проекта 10410 «Светляк»[1].

В 2010 году построен экспортный вариант патрульного катера типа «Светляк» для Военно-морских сил Словении и два катера для Республики Вьетнам[2].

Выпускаемая продукция

Руководители предприятия

  1. Блинов Дмитрий Леонидович — 1933 год.
  2. Крюков А. В. 19331934 годы.
  3. Цикановский М. А. 1934 год.
  4. Глушко Ф. Н. 19351937 годы.
  5. Локшин Ефим Яковлевич 19371949 годы.
  6. Яблоков И. Д. 19491956 годы.
  7. Колечицкий Владимир Дмитриевич 19561967 годы.
  8. Кузьмин Ю. П. 19671972 годы.
  9. Юхнин Евгений Иванович 19701972 годы.
  10. Полухин Ю. Г. 19721976 годы.
  11. Косенков В. К. 19761986 годы.
  12. Королёв Анатолий Петрович 19862001 годы.
  13. Грабовец Леонид Герасимович 20012016 годы.
  14. Мухутдинов Ильяз Минетуллович с 2016 года.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28 1,29 1,30 1,31 1,32 1,33 1,34 1,35 1,36 1,37 1,38 1,39 1,40 1,41 1,42 1,43 1,44 1,45 1,46 ОАО «СФ Алмаз». www.almaz.spb. Дата обращения: 29 января 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Открытое акционерное общество Судостроительная фирма «Алмаз». www.rucompany.ru. Дата обращения: 29 января 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Предприятия № 4-5. www.oboron-prom.ru. Дата обращения: 30 января 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 Судостроительная фирма «Алмаз». www.korabel.ru. Дата обращения: 29 января 2024.
  5. ОАО СФ «Алмаз» — 80 лет работы на благо Отечества. www.naukarus.com. Дата обращения: 29 января 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 ЗАО «Редан-КБ»- водный транспорт. www.fleetphoto.ru. Дата обращения: 29 января 2024.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 7,12 7,13 7,14 7,15 7,16 7,17 7,18 7,19 7,20 7,21 7,22 7,23 7,24 7,25 7,26 7,27 7,28 7,29 7,30 7,31 Судостроительной фирме "Алмаз" 80 лет. Морской вестник (2013). Дата обращения: 30 января 2024.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 История- АО «ЦМКБ «Алмаз». www.almaz-kb.ru. Дата обращения: 29 января 2024.
  9. Водный транспорт ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз». www.fleetphoto.ru. Дата обращения: 31 января 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 От мастерских до современной верфи. www.korabel.ru. Дата обращения: 3 февраля 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Спущен на воду десятый пограничный патрульный корабль проекта 22120.. www.vladimirkrym.livejournal.com. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  12. Сторожевые корабли проекта 22460 шифр Рубин (тип «Охотник») — тип пограничных (патрульных). www.interesnoe.me. Дата обращения: 7 февраля 2024.
  13. 13,0 13,1 Последний в серии ПСКР проекта 22460 «Расул Гамзатов» вошёл в состав Пограничной службы ФСБ РФ. Военное обозрение (2 декабря 2021). Дата обращения: 8 февраля 2024.
  14. Сторожевой корабль «Расул Гамзатов». www./fondgamzatova.ru. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  15. На СЗ «Алмаз» спущен на воду СПК «СПК-60150» проекта 02690 для ВМФ РФ. www.sdelanounas.ru. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  16. 16,0 16,1 Прохождение госиспытаний ледоколом «Евпатий Коловрат» поставлено на контроль главкома ВМФ РФ. www.topwar.ru. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  17. 17,0 17,1 17,2 Ф «Алмаз» (Санкт-Петербург) заложила ледокол проекта 21180М «Святогор». www.portnews.ru. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  18. Введён в строй восьмой пограничный патрульный корабль проекта 22120. www.bmpd.livejournal.com. Дата обращения: 8 февраля 2024.
  19. Пополнение для Тихоокеанского флота: новый российский ледокол «Евпатий Коловрат» прибыл в Петропавловск-Камчатский. www.russian.rt.com. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  20. 20,0 20,1 Для ВМФ России заложен ледокол «Святогор». www.bmpd.livejournal.com. Дата обращения: 9 февраля 2024.
  21. Дизель-электрический ледокол «Святогор» проекта 21180М для российского флота заложен в Санкт-Петербурге. www.topwar.ru. Дата обращения: 9 февраля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!