Югославия

Материал из «Знание.Вики»
Унитарное государство (1918—1941)
Федеративное государство (1945—2003)
Югославия
сербохорв. кир. / серб. / макед. / черног. Југославија
сербохорв. лат. / словен. / хорв. / босн.
Jugoslavija'
Флаги Югославии (1918—2003) Гербы Югославии (1918—2003)
Флаги Югославии (1918—2003) Гербы Югославии (1918—2003)
History of Yugoslavia.svg
 Flag of the State of Slovenes, Croats and Serbs.svg
 State Flag of Serbia (1882-1918).svg
Flag of Serbia and Montenegro (2003–2006).svg 
Flag of Slovenia.svg 
Flag of Croatia.svg 
Flag of North Macedonia (1992–1995).svg 
Flag of Bosnia and Herzegovina (1992-1998).svg 
1918 — 2003 (2006)
Столица Flag of Belgrade.svg Белград
Язык(и) сербохорватский
македонский
словенский
Денежная единица югославский динар
Площадь 255 950 км² (1989)
Население 23,72 млн чел. (1989)
Форма правления Дуалистическая монархия (до 1945 года)
Парламентская республика (с 1946 года по 1974)
Смешанная республика (с 1990 года по 1992 год)
Часовой пояс UTC+1
Телефонный код +38
Главы государства
Король
 • 1918—1921 Пётр I (первый)
 • 1934—1945 Пётр II (последний)
Президент
 • 1945-1980 Иосип Броз Тито (первый)
 • 2003—2006 Святозар Марович (последний)

Югосла́вия — государство, располагавшееся на Балканском полуострове. Было создано в 1918 году и просуществовало до 2008 года. В состав Югославии входили Босния и Герцеговина, Словения, Сербия с автономными краями (Воеводина и Косово), Хорватия, Черногория, Македония[1].

Столица — Белград. Территория — 255,8 тыс. км², население — 23,75 млн.

Государственные языки — сербскохорватский, словенский и македонский; в качестве официальных признавались также венгерский и албанский. Югославия была членом ООН с 1945 года, Движения неприсоединения, Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1964 года и ряда других международных организаций.

По численности населения Югославия была на первом месте среди балканских стран. Большинство населения составляли южнославянские народы: сербы (36 %), хорваты (20 %), словенцы (8 %), боснийцы, (около 8 %), македонцы (6 %) и черногорцы (3 %). Проживали также албанцы (8 %), венгры (2 %), турки, словаки, румыны, болгары, русины, итальянцы, украинцы, чехи, цыгане, валахи и другие[2].

История за

К началу Первой мировой войны большая часть югославянских земель входила в состав монархии Габсбургов (Словения — с XIII века, Хорватия — с XVI века, Босния и Герцеговина — в 18781908). В ходе войны в 1915 году австро-венгерские, немецкие и болгарские войска оккупировали Сербию, а в 1916 году — Черногорию. Короли и правительства Сербии и Черногории были вынуждены покинуть свои страны.

С началом войны в 1914 году сербское правительство заявило, что ведёт борьбу за освобождение и объединение сербов, хорватов и словенцев. Политические эмигранты из Словении и Хорватии образовали в Западной Европе Югославянский комитет, который стал проводить агитацию за создание объединённого Югославянского (Югославского) государства. 20 июля 1917 года сербское эмигрантское правительство и Югославянский комитет огласили на острове Корфу (Греция) совместную декларацию. В ней содержались требования отделения от Австро-Венгрии сербских, хорватских и словенских земель и объединения их с Сербией и Черногорией в единое королевство под управлением сербской династии Карагеоргиевичей. В августе 1917 года к декларации присоединились и представители эмигрантского Черногорского комитета национального объединения[2].

Королевство сербов, хорватов и словенцев

Сербский король Петр I

Осенью 1918 года, когда империя Габсбургов начала распадаться, открылись двери для осуществления стратегического плана. На местах в районах, населенных юго-славянскими народами, власть перешла к народным советам. 6 октября в Загребе состоялось одно из ключевых событий — встреча Центрального народного совета словенцев, хорватов и сербов, которое 25 октября провозгласило отмену всех законов, связывавших славянские земли с Австрией и Венгрией, и объявило о создании нового государственного образования. В то же время войска Антанты и сербские военные подразделения, прорвав фронт, заняли территории Сербии и Черногории. 24 ноября Народный совет избрал специальный комитет для координации процесса объединения ГСХС с Сербией и Черногорией. 1 декабря 1918 года эти страны официально объединились в новое югославское государство — Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС). Сербский король Петр I был провозглашен монархом, однако в реальности функции регента исполнял принц Александр, который в 1921 году взошел на престол.

20 декабря 1918 года было создано первое центральное правительство под руководством Стояна Протича, главы сербской «Радикальной партии». В кабинет вошли представители 12 партий из Сербии, Хорватии, Словении и среди мусульман (от правых до социал-демократов). В марте1919 года был учрежден временный парламент — Государственное вече[2].

Экономическая и социальная обстановка в новой стране оставалась критической: падение производства, инфляция, безработица, дефицит земли, проблемы трудоустройства бывших военнослужащих. Внутреннюю политическую ситуацию осложняли продолжавшиеся в декабре 1918 года кровопролитные столкновения в различных районах Хорватии, Черногории, Воеводины. Весной 1919 года началась мощная волна забастовок среди рабочих.

28 июня 1921 года была принята конституция Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, в которой государство объявлялось централизованным. Этот документ был назван «Видовданская конституция» в честь святого Вида, в честь которого она была принята.

В условиях продолжающегося экономического кризиса усилилось влияние левых партий. После серии покушений на принца Александра и других политиков в августе 1921 года Учредительное собрание приняло закон о «Защите безопасности и порядка в государстве», который объявил коммунистическую партию вне закона. Но это не принесло желаемой стабильности[2].

Королевство Югославия

Сербский король Александр I

6 января 1929 года произошел государственный переворот, организованный королем Александром: были распущены парламент, местные органы самоуправления, политические партии и общественные ассоциации. Отменили также закон о восьмичасовом рабочем дне и ввели строгую цензуру. Военный режим, объявивший о своем стремлении сохранить целостность страны, переименовал КСХС в Королевство Югославию.

К началу 30-х годов в Югославии разразился глубокий экономический кризис. Чтобы уменьшить его последствия, правительство установило Аграрный банк и на 1932 год ввело государственную монополию на экспорт аграрных товаров. Однако оно отказалось вмешиваться в регулирование заработной платы и условий труда, и попытки рабочих протестовать были жестко подавлены полицией[2].

В сентябре 1931 года король представил новую конституцию, значительно увеличивающую его властные полномочия. В ноябре того же года оппозиция бойкотировала выборы в Скупщину.

В октябре 1934 года король Александр был убит в Марселе македонским экстремистом. После этого власть перешла к юному королю Петру II, а регентский совет возглавил принц Павел. Новая власть была готова к компромиссам в отношениях с Германией и Италией на внешнеполитическом уровне и с умеренными силами оппозиции внутри страны.

В мае 1940 года Югославия подписала с СССР договор о торговле и мореплавании, а в июне того же года официально установила с ним дипломатические отношения.

В марте 1941 года большинство югославских министров проголосовало за присоединение к блоку Германия — Италия — Япония, проигравшее меньшинство покинуло кабинет. 24 марта реорганизованное правительство единодушно одобрило соглашение, и оно было официально подписано в Вене. Подписание этого документа вызвало массовые протесты в Белграде, прошедшие под антигерманскими и антифашистскими лозунгами. На сторону манифестантов перешла армия. 25 марта 1941 года образовано новое правительство во главе с генералом Д.Симовичем. Соглашение с Германией было расторгнуто. Король Петр II был объявлен совершеннолетним. Переворот поддержали действовавшие в подполье коммунисты. 5 апреля Югославия подписала с СССР договор о дружбе и ненападении. На следующий день немецкие войска (при поддержке Италии, Венгрии, Болгарии и Румынии) вторглись на территорию страны[2].

Период оккупации и народно-освободительная война

Соотношение сил было не в пользу Югославии, поскольку её армия была разгромлена всего за десять дней, а страна была оккупирована и разделена на различные зоны влияния. В результате, в Сербии установилось прогерманское правительство, Словения присоединилась к Германии, Воеводина — к Венгрии, а Македония — к Болгарии. В Черногории власть захватили итальянцы, а с 1943 года там началась немецкая оккупация. Хорватские националисты-«усташи» под руководством Анте Павелича объявили о создании Независимого Государства Хорватия, захватили Боснию и Герцеговину, и начали массовый террор против сербов и евреев.

Король и правительство Югославии покинули страну, и началась партизанская война. Югославские коммунисты, возглавляемые Иосипом Тито, организовали широкомасштабное сопротивление оккупантам, сформировав Народно-освободительную армию. На втором заседании Антифашистского собрания народного освобождения Югославии, которое состоялось 29 ноября 1943 года в городе Яйце, собрание было преобразовано в высший законодательный орган и сформировало временное правительство — Национальный комитет освобождения Югославии под руководством маршала Тито. Собрание провозгласило Югославию демократическим федеративным государством и выступило против возвращения короля на престол.

Осенью 1944 года советские войска в ходе ожесточенных боев с немецкой армией вступили на территорию Югославии. В октябре в результате совместных действий советских и югославских частей был освобожден Белград. Полное освобождение территории страны закончилось к 15 мая 1945 года отрядами югославской армии (НОАЮ) без участия советских войск. Югославские войска заняли также входившие в состав Италии Фиуме (Риека), Триест и населенную словенцами Каринтию. Последняя была возвращена Австрии, а по мирному договору с Италией, заключенному в 1947 году, к Югославии отошли Риека и большая часть Триеста.

В августе Антифашистское вече народного освобождения Югославии было преобразовано в Народную скупщину Демократической федеративной Югославии. Были приняты законы о национализации предприятий, земель и хозяйств немцев и пособников оккупантов. Внешняя торговля поставлена под государственный контроль, новая аграрная реформа установила максимальный размер земельной собственности для частных лиц[2].

Период правления Тито

Иосип Броз Тито (1892—1980) — югославский политический и общественный деятель, председатель правительства (1945—1953), президент Югославии (1945—1980)

В ноябре 1945 года состоялись выборы в Учредительное собрание, где победу одержала Коммунистическая партия во главе с Народным фронтом. 29 ноября 1945 года Учредительное собрание объявило о превращении Югославии в Федеративную народную республику.

В январе 1946 года Учредительное собрание утвердило конституцию ФНРЮ, после чего Тито сформировал правительство страны. В течение 1946 года все партии Народного фронта (кроме коммунистической) прекратили свою деятельность, установив в Югославии однопартийную систему.

Власти ФНРЮ активно национализировали промышленность. С 1946 по 1948 годы государственный сектор поглотил ведущие предприятия, транспорт, банковскую сферу, оптовую и значительную часть розничной торговли. Было введено государственное экономическое планирование, закон о кооперативах, обязательные государственные закупки сельхозпродукции. В 1947 году был принят первый пятилетний план, направленный на индустриализацию и электрификацию страны. Начиная с 1949 года, началась широкомасштабная коллективизация сельской местности.

В 1948 году югославско-советские отношения прервались, что оказало значительное воздействие на внешнеполитические стратегии и внутреннюю экономическую политику Югославии. Правительство Югославии решило отказаться от советского образца развития. В июне 1950 года был утвержден закон, который передавал управление государственными предприятиями в руки трудовых коллективов, где директор отвечал перед государством и комитетом, избранным коллективом. В 1951 году была проведена реформа планирования, которая децентрализовала управление: функции передавались регионам, местным властям и самим предприятиям, в то время как отраслевые министерства были упразднены, а их полномочия перешли к территориальным структурам и отраслевым союзам. С 1952 года был отменён государственный контроль за ценообразованием, и началось переходное время к рыночным ценам. Между компаниями были введены хозрасчетные отношения, позволяющие им самостоятельно принимать решения в рамках общего плана и распоряжаться своей прибылью после уплаты государственных налогов. Эту модель развития в Югославии называли «социалистическим самоуправлением». Однако сложности в аграрной сфере привели к тому, что в 1950-е годы большинство сельскохозяйственных кооперативов были распущены[2].

Изменения в экономике привели к изменениям в политической системе. В 1953 году в Конституцию внесли поправки, которые предусматривали создание Веча производителей как особой палаты скупщины. Этот орган избирали только работники народного хозяйства. Также был учрежден пост президента Югославии, который занял Тито, оставаясь при этом главой правительства — Союзного исполнительного вече[2].

В 1963 году была принята новая Конституция, которая провозгласила Югославию Социалистической Федеративной Республикой (СФРЮ). Тито оставался президентом Югославии, но отказался от должности главы правительства.

В период с 1957 по 1965 годы осуществлялась индустриализация страны. Параллельно власти сократили инвестиции в производство, увеличив вложения в непроизводственные сферы и сельское хозяйство, где увеличивалась доля государственного и кооперативного секторов. Продолжались экономические реформы: с 1957 по 1961 годы предприятия получили полную самостоятельность в распределении 45 % национального дохода. Усиливалась роль хозяйственных объединений в различных отраслях экономики.

Реформы оказали двоякое воздействие на экономику Югославии. После обретения независимости, предприятия часто не направляли свои средства на производство, а на увеличение потребительского фонда, что повышало уровень жизни населения. Однако рост производительности труда значительно отставал от роста личных доходов. Производство в промышленности замедлилось. Добывающие отрасли и сельское хозяйство все больше уступали место обрабатывающей промышленности, что привело к неравномерному развитию республик и областей. Внешнеторговый и платежный баланс столкнулись с серьёзным дефицитом, инфляция увеличивалась. Власти страны предприняли попытку провести «общественно-экономическую реформу», основанную на увеличении фонда накоплений быстрее, чем фонда потребления, изменении курса динара и либерализации внешней торговли.

В 1968 году студенты выступили против бюрократии, коррупции, социального неравенства и государственного контроля над общественной жизнью. Они требовали расширения общественного самоуправления и его реального воплощения.

Также возросли проблемы национального характера. Тито, хорват по происхождению, старался сохранить равновесие между представителями различных национальных групп, считая это ключом к сохранению единства страны. Руководство Югославией было многонациональным и настойчиво подавляло любые проявления или тенденции, которые могли бы быть расценены как националистические. Тем не менее, такие тенденции присутствовали как среди интеллигенции, так и среди некоторых партийных лидеров республик.

В начале 1970-х годов Югославия достигла определённого ускорения экономического роста, уменьшился дефицит внешнеторгового и платежного баланса, а также задолженность большинства предприятий. Однако затем экономическая ситуация в стране ухудшилась — инфляция снова начала расти, уровень безработицы увеличился (что удалось смягчить за счет массовой трудовой миграции югославов за рубеж)[2].

Распад Югославии

Распад Югославии

После смерти президента Тито (4 мая 1980 года) лидеры Югославии определились с продолжением прежнего курса. Была согласована система коллективного руководства, согласно которой на постах руководителя партии и председателя Президиума СФРЮ ежегодно сменялись представители республик и краёв[3].

Экономическая ситуация в Югославии ещё больше ухудшилась в 1980-е годы. После принятия в июле 1983 года программы экономической стабилизации были предприняты шаги по повышению производительности труда, выравниванию развития различных республик и регионов, увеличению занятости, снижению инфляции, закрытию торгового и платежного дефицита с другими странами, а также обеспечению мер жесткой экономии. Никаких заметных результатов от реализации программы получено не было. К 1987 году реальные доходы страны снизились на 7 %, инфляция достигла 167 %, а внешний долг страны превысил 19 миллиардов долларов.

Ухудшение отношений между различными республиками и регионами Югославии было вызвано экономическими и социальными проблемами, которые также способствовали росту националистических настроений. В 1986 году несколько членов Сербской академии наук и искусств опубликовали меморандум с резкой критикой федерации и требованием усиления роли Сербии в Югославии. Восстание албанцев в сербском автономном районе Косово привело к требованиям расширения автономии и даже создание Республики Косово, отличной от СФРЮ. В результате автономия Косово была ликвидирована и в 1990 году был установлен сербский контроль. Слободан Милошевич, лидер Союза коммунистов Сербии в 1987 году, также ограничил автономию Воеводины. Стратегия Милошевича заключалась в том, чтобы сделать сербов более объединяющей силой внутри югославского государства. С 1986 года Милан Кучан, новый партийный лидер Словении, провел либерализацию государственной сферы и экономики. Руководство националистических Словении и Хорватии было против Милошевича[3].

Югославское правительство во главе с Анте Марковичем (находился у власти в 19891992 годах) предприняло попытку улучшить ситуацию в стране путем ужесточения мер экономии, установления контроля над зарплатой и либерализации экономики. Предусматривались полный переход к рыночной системе хозяйства, введение равноправия всех форм собственности, а в политической области — введение многопартийной системы и создание правового государства.

В 1990 году удалось остановить рост инфляции и сократить внешнюю задолженность. Но наступившее в результате либерализации экономики дальнейшее ухудшение экономического положения населения привело к забастовкам и протестам, особенно в Сербии, Воеводине и Черногории. Ряд руководящих деятелей ушли в отставку. В том же году на республиканских выборах в Югославии победили националистические оппозиционные партии, лишь в Сербии и Черногории у власти остались преемники «Союза коммунистов Югославии».

Осенью 1990 года лидеры Словении и Хорватии предложили превратить Югославию в конфедерацию шести республик, однако руководство Сербии отвергло эти предложения, выступив за единство государства. Другие республики восприняли это как стремление отколоть от них районы, населенные сербами. В марте 1991 года хорватские националисты начали вооруженные столкновения в Хорватии, в которые позже вмешалась югославская армия. 25 июня Словения и Хорватия в одностороннем порядке провозгласили свою независимость, и югославская армия была направлена в республику для обеспечения порядка, однако колонны ЮНА были разгромлены на марше словенскими территориальными войсками. 3 июля краткосрочные военные действия были прекращены под давлением зарубежных держав. В результате достигнутого соглашения югославские войска выводились из Словении и Хорватии, а эти республики соглашались на трехмесячный мораторий на объявление независимости.

В 1991 году Словения и Хорватия стали независимыми государствами; в Хорватии началась война между правительством и сербами, которые не захотели отделяться от Югославии и объявили о создании самостоятельного государства — Сербской Краины. В сентябре того же года провозгласила независимость Македония, в начале 1992 года — Босния и Герцеговина. 28 апреля 1992 года Сербия и Черногория ввели в действие новую конституцию, закрепившую создание нового государства — Союзной Республики Югославии (ныне государственный союз Сербия и Черногория)[3].

Религия и этнос

Диалекты

Создание Югославии стало своего рода мечтой для интеллигенции южных славян. Однако для успешного формирования и существования такого государства необходимо было преодолеть историческую границу, разделявшую Западную и Восточную Римские империи (преимущественно на основе религиозных различий — католицизма и православия). Эта граница проходила примерно по линии между Хорватией и Сербией, которые за всю свою соседскую историю никогда не образовывали единую территориальную область.

Коммунистическая терминология использовала понятие «нация» для описания конституционных народов (сербов, хорватов, словенцев, мусульман, македонцев и черногорцев) и понятие «национальность» для описания неконституционных народов, например венгров и албанцев. Послевоенный лозунг «Братство и единство» обозначил официальную этническую политику в стране- народы Югославии- это равноправные группы, сосуществующие на мирных основах в федерации. Термин «мусульмане» в Югославии с 1971 года был скорее этническим, а не религиозным, этим термином называли южных славян, чьей религией был ислам. Это понятие не включало в себя неславянские народы Югославии, которые исповедовали ислам. Мусульмане были признаны одним из шести конституционных народов Югославии.

В Боснии и Герцеговине примерно половина населения (50,7 %) по данным переписи 2013 года- мусульмане. Христиан чуть меньше- 45,9 % в совокупности, причем 30,7 %- православные, 15,2 % являются католиками. По этнической принадлежности, все по тем же данным, 50,11 % отождествляют себя с босняками, 30,78 % считают себя сербами и 15,43 % сказали, что они- хорваты. До Второй мировой войны сербы составляли большую часть населения Боснии и Герцеговины, но в период Второй мировой, в результате переселения в Боснию и Герцеговину хорватов и мусульман, а также из-за геноцида сербов, численность сербов заметно сократилась.

Хорваты, чья нация формировалась в крайне сложных условиях, имели два основных идеологических течения: хорватский югославизм и национальный радикализм (великохорватизм). Приверженцы великохорватской идеологии претендовали на все южнославянские земли, считая их население хорватским. Словенцев они называли «хорватами-горцами», существование сербского и мусульманского народов отвергалось. Однако реально сторонники великохорватской идеи стремились к обеспечению господства хорватского национального сознания в самой Хорватии, Славонии и Долмации, а также к присоединению Боснии и Герцеговины к Хорватии[4].

Формирование национально-государственной идеологии хорватского национал-радикализма приходится на период между XIX и XX веками. Она теряет свою демократическую суть и становится в значительной степени выражением крайнего хорватского этнического национализма, особенно в отношении к сербам. Для определённой части этого движения было характерно смешивание понятий «хорват» и «католик». Идеологи партии хорватских национал-радикалов, возглавляемой Й. Франком, отрицали существование сербов на территории Хорватии как этнической и религиозной общности, их политические взгляды были ориентированы на Вену. Один из выдающихся представителей этого движения, Изидор Кршняви, писал: «У нас один и тот же язык, но сербы и хорваты отличаются глубокими культурными и политическими особенностями». Радикальные сторонники идеи моноэтнического хорватского государства, придерживающиеся партии Й. Франка, отвергали требования сербского национального движения о предоставлении сербам равных политических прав с хорватами. По мнению сторонников Франка, признание равноправия сербов могло бы привести к образованию «государства в государстве» в Хорватии[4].

Праворадикальный фланг, в отличие от леворадикального фланга, в годы, предшествующие Второй Мировой войне, был представлен различными течениями (леворадикальный фланг в основном был представлен Коммунистической партией Югославии). Самыми заметными из них являлись хорватское движение усташей и созданное в 1935 году «Югославское народное движение ЗБОР», во главе которого стоял экс -министр финансов Димитрий Летич. Усташское течение базировалось на ультранационалистической хорватско-сепаратистской основе и было нелегальным, «ЗБОР», действовавший до ноября 1940-го легально, выступал за укрепление Югославии на централистских началах. Идеология «ЗБОРА» базировалась на патриархально-сербском традиционализме. Концептуальные основы «ЗБОРА» были пронизаны православно-клерикальной окрашенностью, в этих концепциях соединялся как антикоммунизм, так и антизападничество (обличение либерализма и политического плюрализма). И коммунизм и западный либерализм трактовались как порождение мировых зловредных сил, коими были, в представлении Летича, евреи и масоны

В конце 1930-х — начале 1941 года общественное внимание сосредоточилось на структуре государства Югославии, особенно после подписания Цветковым-Мачеком соглашения в августе 1939 года и учреждения автономии Хорватии. Взаимоотношения между югославским правительством и администрацией бановины были довольно плодотворными. В Хорватии проживало более 4 миллионов человек, среди которых 20 % были хорватами и 4 % — мусульманами[5].

Усташи рассматривали соглашение Цветкова-Мачека как измену. Активисты усташей, вернувшиеся из Италии, начали компанию по дискредитации не только белградского режима, как раньше, но и Мачека с его сторонниками. Они распространяли листовки и проводили террористические акты как в общественных местах, так и в местах проживания Мачека и его сторонников в Загребе.

Соглашение Цветкова-Мачека, устанавливающее хорватскую автономию в рамках бановины, представляло собой важный шаг в развитии Югославии как федеративного государства на основе национальной автономии. Это соглашение можно сравнить с открытием «ящика Пандоры», так как оно не только подняло на поверхность противоречия между сторонниками федерализма и унитаризма, но и усугубило споры между различными этническими группами Югославии относительно принадлежности определённых территорий (особенно в случае территорий с высокой этнической и религиозной многообразностью). Уже при создании Югославии стало ясно, что этнические проблемы будут актуальны — три основных югославских народа были объединены в одну нацию, что отражалось в государственном девизе: «один король, один народ, одна держава». Это объединение вызвало недовольство со стороны всех этнических групп, включая сербов и особенно албанцев, которые не были признаны как отдельный этнический народ на официальном уровне.

Одно из самых распространенных мнений о способе федеративного устройства Югославии — мнение о трёх автономиях в составе Югославии- автономий сербской, хорватской и словенской, причем по поводу словенской автономии дискуссий практически не было. Главные споры в тот период велись о территориальных границах сербской и хорватской автономий. Сербские противники соглашения были против включения в хорватскую автономию районов Воеводины и Боснии и Герцеговины, многие деятели Сербского культурного клуба (политическая организация) выступали за создание сербской автономии, включающей саму Сербию, а также Воеводину, Боснию и Герцеговину, Черногорию и Македонию. Такое видение сербской автономии выражало, с одной стороны, желание защитить сербское население на территории, где оно могло подвергнуться различного рода ущемлению, с другой стороны, это выражало идеи доминации сербского этноса даже на территориях с большинством населения несербского происхождения (Македония) а также идеи образования сербской автономии, охватывающей большую часть Югославии[4].

Обострению внутренних межконфессиональных и межэтнических противоречий поспособствовало и заключение в 1935 году конкордата между правительством Югославии и Ватиканом (что давало Католической Церкви большие права) и последующая его ратификация в 1937 году- это вызвало недовольство сербских националистов и Сербской Православной Церкви. С внешнеполитической точки зрения заключение конкордата было направлено на установление более тесных отношений Югославии с Италией Бенито Муссолини[6].

Состав

В состав Югославии входило шесть республик[5]:

Социалистические республики и края Площадь, км² Население, тыс.чел.

(на 30 июня 1976)

Столица
Босния и Герцеговина 51 129 4021 Сараево
Македония 25 713 1797 Скопье
Сербия 88 361 8843 Белград
Автономный край Воеводина 21 506 1989 Нови-Сад
Автономный край Косово 10 887 1429 Приштина
Хорватия 56 538 4514 Загреб
Черногория 13 812 563 Подгорица
Словения 20 251 1782 Любляна

Примечания

  1. Мария Чунихина. Какие страны входили в состав Югославии? // Аргументы и Факты : газета. — 2021. — 21 августа.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 Югославия. Древо. Открытая православная энциклопедия. Дата обращения: 27 мая 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Распад Югославии - причины, этапы и итоги разделения страны. Наука.Ciub. Дата обращения: 27 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Фрейдзон В. И. Хорватский национальный радикализм (великохорватская идеология) в XIX веке // Славяноведение. — 1995. — № 5. — С. 18—24.
  5. 5,0 5,1 Югославия в XX веке. Очерки политической истории. — М.: Индрик, 2011. — 888 с. — ISBN 978-5-91674-121-6.
  6. Барыгин И.Н., Декальчук А. А., Елсаков А. В. .Эволюция праворадикальных политических партий современной Сербии и Хорватии // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. — 2008. — № 1 (1). — С. 117—136.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!