Аутсорсинг

Материал из «Знание.Вики»

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника и/или ресурса) — передача компанией на основании договора определённых видов или функций производственной / предпринимательской деятельности другой компании, действующей в необходимой (заказчикам) сфере и обладающей требуемыми (заказчиком) компетенциями[1].

Аутсорсинг представляет собой практику найма внешней компании или частного лица для выполнения задач или поддержки процессов[2]. При этом передаваемая деятельность могла (ранее) выполняться компанией собственными силами (в таком случае аутсорсинг выступает в качестве средства оптимизации затрат компании) или это может быть новая / более масштабная деятельность (в таком случае аутсорсинг выступает в качестве средства оптимизации времени запуска новой деятельности в компании и/или в качестве поддерживающего (технологического / технического) партнера).

Компании прибегают к аутсорсингу по различным причинам, среди которых можно выделить не только экономию средств, но и более быстрое и доступное подключение определённых навыков (к производственным процессам), а также возможность большей фокусировки на основных видах деятельности компании[3].

Существуют различные виды и модели аутсорсинга, из которых компании могут выбирать наиболее оптимальные и эффективные (для задействования в конкретной сфере деятельности). При этом компаниям важно тщательно рассмотреть юридические и этические аспекты аутсорсинга, чтобы обеспечить соблюдение нормативных актов и избежать (основных) юридических или репутационных рисков.

История концепции

Концепция аутсорсинга берет начало в рамках промышленной революции XVIII—XIX веков, когда компании начали специализироваться на определённых продуктах, а также начала развиваться практика передачи определённого объёма работы по субподряду другим компаниям[4].

Однако термин «аутсорсинг» не использовался до 1980-х годов, когда он стал популярной деловой практикой в Соединенных Штатах[5].

Причины аутсорсинга

Существуют различные причины, по которым компании предпочитают передавать свои бизнес-процессы (полностью или частично) на аутсорсинг[6]:

Так одной из основных причин является снижение затрат, поскольку аутсорсинг (чаще всего) выступает более экономически эффективным аналогом, чем найм и содержание собственной команды.

Другая причина задействования аутсорсинга заключается в получении доступа к специализированным навыкам и/или технологиям, которые могут быть недоступны (на краткосрочной или долгосрочной перспективе) внутри компании.

Также аутсорсинг может помочь компаниям сосредоточиться на своей основной деятельности, оставляя непрофильные функции внешним партнерам.

Виды аутсорсинга

Среди основных видов аутсорсинга выделяют[7][8]:

Аутсорсинг бизнес-процессов — этот процесс включает в себя передачу определённых бизнес-процессов, (чаще всего) таких как бухгалтерский учёт, управление персоналом или обслуживание клиентов, на аутсорсинг внешним партнерам.

Аутсорсинг информационных технологий — этот процесс включает в себя аутсорсинг ИТ-функций компании, (чаще всего) таких как разработка программного обеспечения, управление сетью или эксплуатация центров обработки данных.

Аутсорсинг процессов передачи знаний — этот процесс включает в себя аутсорсинг консультационных услуг внешнего партнера, основанных на знаниях в определённой сфере ведения финансово-хозяйственной деятельности, (чаще всего) такой как маркетинговые исследования или юридические услуги.

Формы аутсорсинга

Среди основных форма аутсорсинга выделяют[9][10]:

Офшоринг — данная форма включает в себя осуществление аутсорсинга компанией, которая (фактически) расположена в другой стране (на существенном отдалении); (как правило) данная форма применяется в случае возникновения у компании-заказчика потребности в уникальных компетенциях / технологиях, представленных в определённой стране.

Ниаршоринг — данная форма включает в себя осуществление аутсорсинга компанией, которая расположена в одной из соседних (близлежащих) стран; (как правило) данная форма применяется в случае возникновения у компании-заказчика потребности в определённых компетенциях / технологиях, которые отсутствуют (или имеют негативный экономический эффект в случае привлечения) на национальном рынке.

Оншоринг — данная форма включает в себя осуществление аутсорсинга компанией, которая расположена в той же стране, что и компания-заказчик; (как правило) данная форма применяется в случае возникновения у компании-заказчика потребности в определённых компетенциях / технологиях и/или в случае решения об оптимизации определённых аспектов финансово-хозяйственной деятельности.

Модели аутсорсинга

Среди основных моделей аутсорсинга выделяют[11]:

Увеличение штата — данная модель включает в себя привлечение внешнего персонала, для включения его в рабочие процессы внутренних командам (в рамках осуществления поддержки конкретных проектов или функций).

Управляемые услуги — данная модель включает в себя полную передачу управления определённой бизнес-функцией или бизнес-процессом на аутсорсинг внешнему партнеру.

Проектный аутсорсинг — данная модель включает в себя передачу конкретного проекта или задач проекта на аутсорсинг внешнему партнеру (как правило, на основании фиксированной плату или на основе почасовой оплаты, в рамках этапов проекта).

Законодательные аспекты аутсорсинга

Аутсорсинг — это сложный процесс, в рамках которого необходимо различные юридические и этические аспекты[12][13]. Так во многих странах существуют нормативные акты и законодательная база, регулирующие практику аутсорсинга. Среди них можно выделить: законы о конфиденциальности данных, трудовое законодательство, законодательство, регулирующее деятельность самозанятых (или индивидуальных предпринимателей), законы об интеллектуальной собственности и прочее.

В рамках юридического аспекта, компаниям необходимо ознакомиться с национальной и/или международной (в случае задействования соответствующей формы аутсорсинга) нормативно-правовой и законодательной базой, прежде чем (фактически) заниматься аутсорсинговой деятельностью. Это позволит не только избежать юридических рисков, но и нивелировать возможные репутационные риски от подобного формата партнерства[14].

См. также

Примечания

Литература

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!