Долинский, Сергей Андреевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Сергей Андреевич Долинский
Портрет
Дата рождения 20 октября 1920(1920-10-20)
Место рождения станица Тихорецкая (ныне город Тихорецк, Краснодарский край)
Дата смерти 11 августа 1993(1993-08-11) (72 года)
Место смерти город Ростов-на-Дону
Принадлежность  СССР
Род войск Flag of the Soviet Air Force.svg ВВС СССР
Годы службы 1940-1960
Звание Полковник ВВС СССР
Полковник
Часть 569 штурмовой авиационный полк
Сражения/войны Великая Отечественная война
Награды и премии

Серге́й Андре́евич Доли́нский (20 октября 1920, Тихорецкая, Краснодарский край — 11 августа 1993, Ростов-на-Дону, Россия) — советский лётчик-штурмовик, участник Великой Отечественной войны с июня 1944 года. Герой Советского Союза (1945), полковник[1].

Биография

Родился 20 октября 1920 года в станице Тихорецкая (ныне Тихорецк, Краснодарский край), в семье служащего. Окончил 7 классов[1]. После школы работал электриком на ТЭЦ паровозоремонтного завода имени Воровского[2].

В Красной Армии с 1940 года, призван Тихорецким ГВК Краснодарского края. Окончил в 1942 году Воронежскую школу младших авиаспециалистов, в 1944 году — Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1944 года[1].

Долинский летал на самолёте-штурмовике Ил-2, который немцы называли «летающим танком», «мясник», «мясорубка», «железный Густав», «чума», «черная смерть», его бронекорпус не был спасением от огня немецких зениток, но надежно защищал от пуль летчика и двигатель Ил-2[3].

С 24 июня по 6 августа 1944 года в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции — Бобруйской наступательной операции (24-29 июня), а затем наступлении на Барановичско-брестском направлении, в том числе освобождении города Слоним Гродненской области, за что его дивизия получила наименование Слонимской[4].

С 6 августа 1944 года до конца войны сражался в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте. Участвовал в Осовецкой наступательной операции (6−14 августа 1944 года) и освобождении города-крепости Осовец на территории Польши (за что его полк получил наименование Осовецкого), в наступлении на остроленковском направлении и освобождении города Остроленка[4].

С 14 по 26 января участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции — составной части Восточно-Прусской наступательной операции, в том числе освобождении польских городов Плоньск, Дойч-Айлау (Илава), Остероде (Оструда). За эту операцию 569-й штурмовой авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени[4]. С 10 февраля по 4 апреля 1944 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической наступательной операции — уничтожении гдынско-данцигской группировки противника, во взятии городов Гдыня и Данциг (Гданьск)[4].

С 16 апреля по 8 мая участвовал в Берлинской стратегической операции, в ходе которой 4-я воздушная армия содействовала наземным войскам в разгроме штеттинской группировки противника. 569-й штурмовой авиационный полк штурмовал укрепления, артиллерийские позиции, скопления войск и техники в городах Штеттин, Гарц, Пенкун, Казеков, Шведт, на острове Рюген, корабли и суда противника в Балтийском море, за что в июне 1945 года был награждён орденом Суворова 2-й степени[4].

Долинский не имел ни одного ранения или контузии. За неделю до окончания Великой Отечественной войны, 3 мая 1945 года Сергей Андреевич совершает свой последний боевой вылет[3]. После войны продолжал службу в ВВС. Член КПСС с 1950 года. В отставку вышел в 1960 году в звании полковник. Жил и работал в Ростове-на-Дону. Умер 11 августа 1993 года[1].

Подвиг

27 июня 1944 года выполняя задание командования по уничтожению окруженной группировки противника в районе Бобруйска, Долинский под вражеским зенитным огнем проявил храбрость и бесстрашие. Он произвел три захода на цель и в результате умелой атаки уничтожил почти роту противника, шесть автомашин, бензоцистерну. До двухсот пробоин в самолёте иногда обнаруживали после возвращения его на аэродром. Несколько раз приходилось выбрасываться из горящего самолёта с парашютом, шесть раз самолёт Долинского сбивали[2].

16 февраля 1945 года штурмовики четвёртой воздушной армии должны нанести бомбовый удар по отступающим частям Вермахта. При подлете к месту выполнения боевого задания, группу советских штурмовиков атаковали превосходящие силы противника — 27 «Фокке-Вульф FW-190» и «Мессершмитт-109». Начался неравный бой. Долинский, пренебрегая опасностью для жизни, с короткой дистанции огнем пушек и пулеметов сбил один «МЕ-109». Его самолёт был подбит и загорелся. Долинский развернулся с курсом 90 градусов, на горящем самолёте перетянул за линию фронта и произвел посадку на своей территории[3].

Совершил 94 боевых вылета на штурмовку укреплений, живой силы и техники противника, в воздушных боях сбил 2 вражеских самолёта[1]. Долинский уничтожил 4 танка, 4 самоходных орудия, 103 автомашины, 6 паровозов, до 80 железнодорожных вагонов, сбил в воздушных боях 2 истребителя противника, взорвал 8 складов с боеприпасами и горючим, потопил 2 самоходных баржи, подавил огонь 46 артиллерийских батарей, истребил свыше 300 солдат и офицеров противника[4].

Награды

Память

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Сергей Андреевич Долинский. Электронный архив людей. Дата обращения: 31 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Долинского. Тихорецкий историко-краеведческий музея (15 декабря 2020). Дата обращения: 31 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Ефимова П. Счастливчик Серёжа Долинский. Военное обозрение (15 декабря 2014). Дата обращения: 31 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Долинский Сергей Андреевич. Фотострана (21 октября 2022). Дата обращения: 31 марта 2024.
  5. Долинский Сергей Андреевич. Память народа. Дата обращения: 31 марта 2024.
  6. Корольченко О. В Ростове-на-Дону установили мемориальную доску в память о лётчике штурмовой авиации С. А. Долинском. Газета «Крестьянин» (9 декабря 2014). Дата обращения: 31 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!