Дюльбер

Материал из «Знание.Вики»

Дворец «Дюльбер» — дворцово-парковый комплекс, расположенный в посёлке Кореиз, построенный в 1895-1897 годах по проекту архитектора Н. П. Краснова по заказу великого князя Петра Николаевича. В настоящее время на территории дворца находится санаторий «Дюльбер».

Дворец Дюльбер
Палацовий комплекс «Дюльбер» +.jpg
Страна  Россия
Посёлок Кореиз
Строитель Николай Краснов
Дата основания 1895-1897 гг.
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

История

Дворец Дюльбер был построен в мавританском стиле, под вдохновением от впечатлений Петра Николаевича, полученных во время путешествий по Ближнему Востоку и Северной Африке[1].

Эскизы дворца Петр Николаевич создавал лично, для воплощения в жизнь замыслов великого князя был приглашён ялтинский городской архитектор Николай Петрович Краснов. Н. П. Краснову не только удалось построить комплекс, подобный волшебным дворцам из сказок 1001 ночи, но и сильно сократить расходы на строительство, поскольку великий князь столкнулся с существенными финансовыми трудностями[2].

Для минимизации расходов Краснов прибегал к использованию более дешёвых и современных строительных материалов: например, лепнина во дворце была изготовлена из смеси гипса, вазелина и красителей, покрывались же лепные украшения спиртовым лаком, в результате чего их внешний вид, блеск и изящество не уступали аналогичным изделиям из фаянса[3].

Великий князь Пётр Николаевич вместе с супругой великой княгиней Милицей Николаевной полюбили своё новое имение, тем более что целебный климат южного берега Крыма, сочетание горного и морского воздуха были полезны для здоровья великого князя, с двадцати лет страдавшего от туберкулёза[4].

В 1922 году, после установления советской власти в Крыму, дворец был превращён в санаторий «Красное знамя». В 1938 году был построен новый корпус, выдержанный в мавританском стиле, как и остальные постройки Дюльбера. В годы Великой Отечественной Войны дворец сильно пострадал. Послевоенное восстановление построек дворцового комплекса и корпусов санатория проходило при участии немецких и румынских военнопленных[5].

В 1977 году на берегу моря был построен десятиэтажный третий корпус санатория. 1982 год ознаменовался для здравницы получением правительственной награды - ордена Трудового Красного Знамени[6].

В настоящее время историческое здание дворца Дюльбер является одним из корпусов одноименного санатория, остальные корпуса также функционируют и принимают гостей для лечения и оздоровления[7].

События 1917—1919 годов

После Февральской революции 1917 года Временное правительство разрешило некоторым представителям династии Романовых выехать в Крым в свои имения, однако с установлением на полуострове советской власти всем им стала угрожать опасность физической расправы: большевики требовали их немедленного расстрела.

Под арестом в Дюльбере полном неведении о своей дальнейшей судьбе и крайне стесненных условиях оказались: сам хозяин имения великий князь Пётр Николаевич с супругой и детьми, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, великий князь Александр Михайлович, а также другие родственники и приближённые императорского дома.

Матросы обыскивают дворец Дюльбер, 1918 год

Князь Феликс Феликсович Юсупов, зять Великого князя Александра Михайловича, описал события того времени в своих воспоминаниях[8].

Матросы, присланные Севастопольским Советом, ворвалась в дом. У Великого князя потребовали ключ от его бюро и оружие. Пожилая императрица должна была подняться и дать обшарить свою постель. Стоя за ширмой, она видела, не имея возможности возразить, как главарь банды забирал её бумаги и личную переписку, как это проделал уже у тестя. Он унес даже старую Библию, бывшую всегда с ней с тех пор, как она покинула Данию, чтобы стать женой царя Александра III. На просьбы вернуть реликвию, императрице был дан ответ, что "это контрреволюционная книга, и такая почтенная женщина как вы, не должна отравлять себя подобной чепухой"князь Феликс Феликсович Юсупов, граф Сумароков-Эльстон

За жизнь Романовых в Крыму отвечал комиссар Севастопольского совета, матрос Филипп Задорожный, который должен был отчитываться и выполнять распоряжения только центральных советских властей. К концу зимы 1917—1918 годов в связи с началом немецкого наступления местный Ялтинский совет, в котором были сильны позиции анархистов, стремившихся расправиться с Романовыми ещё с декабря 1917 года, принял решение уничтожить всех представителей императорской семьи[9].

Не получив никаких распоряжений из столицы, матрос Ф. Л. Задорожный, не желая подчиниться воле Ялтинского совета, решил воспользоваться архитектурными особенностями дворца, превратив его в настоящую крепость — под защиту пулемётов, установленных на его массивных стенах, и отряда матросов Черноморского флота, подчинявшихся Фёдору Задорожному, были переведены из различных имений все находящиеся в Крыму члены семьи Романовых — вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, великие князья Александр Михайлович, Николай Николаевич и Пётр Николаевич с семьями. Зубчатые стены дворца оказались очень удобными для устройства пулемётных гнёзд. Сам Великий князь Александр Михайлович стал правой рукой Ф. Л. Задорожного по разработке мероприятий по обороне дворца: как профессиональный военный, он помог оборудовать места для огневых точек и рассчитал секторы обстрела, помог охране наладить работу прожекторов, благодаря чему многочисленные налеты вооруженных отрядов приверженцев Ялтинского совета ни разу не закончились штурмом[10].

В апреле 1919 года Мария Фёдоровна с другими остававшимися в Дюльбере членами царского дома и приближенными были эвакуированы на британском линкоре «Мальборо» в Европу[11].

Архитектурные особенности

Естественные границы дворцово-паркового комплекса образуют Чёрное море на юге, река Загмата на востоке, река Узень-Чешме на западе и Алупкинское шоссе на севере.

Белоснежный дворец, который утопает в зелени парка, но отлично виден со стороны моря, гармонируя с окружающим ландшафтом, украшают орнаментальные композиции, восточный стиль постройки подчеркивают мозаики, причудливые деревянные балконы, плоские крыши с серебряными куполами.

По словам архитектора Н. П. Краснова, здание возводилось под вдохновением от построек Каира и арабо-сарацинского стиля, отчасти оно напоминает восточную крепость. Эта особенность, равно как и зубчатые парапеты, на которых были установлены пулеметы, позволили в феврале 1918 года превратить его одновременно в тюрьму и укрепленную резиденцию для членов императорской семьи[12].

Примечания

  1. Лети В.А. Крымские дворцы Романовых в контексте отечественной усадебной культуры // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 4. — С. 316.
  2. Литвинова Е.М. Царская семья в Крыму. — Симферополь: ООО «Рубин-Плюс», «Амазонка-Крым», 2011. — С. 366.
  3. Литвинова Е.М. Царская семья в Крыму. — Симферополь: ООО «Рубин-Плюс», «Амазонка-Крым», 2011. — С. 366.
  4. Наталья Шайкина. Дюльбер. Qrim.ru: Республика Крым (10.08.2009). Дата обращения: 10 июня 2023.
  5. Кузьмина А.В. Дворец Дюльбер в Кореизе — жемчужина Крыма в восточном стиле. Sevas.com — информационный сайт Крыма и Севастополя (15.04.2017). Дата обращения: 7 июня 2023.
  6. Дворец Дюльбер в Крыму – частичка Востока на крымской земле. Пути-дороги. Портал о туризме и достопримечательностях. Дата обращения: 10 июня 2023.
  7. О санатории. Санаторий "Дюльбер". Дата обращения: 10 июня 2023.
  8. Судьба династии Романовых после 1917 года. Mil.Press FLOT. (13.12.2018). Дата обращения: 10 июня 2023.
  9. Манцуров Ю. А. Оборона дворца Дюльбер // Наука и жизнь. — 1998. — № 9.
  10. Вертепова Л. Ю. История одного экспоната: бюст Ф. Задорожного работы Г. Дерюжинского на художественной выставке в Ялте в 1918 году. Дагмария. Культурно-Историческое Общество Имени Её Императорского Величества Государыни Марии Фёдоровны. Дата обращения: 10 июня 2023.
  11. Литвинова Е.М. Царская семья в Крыму. — Симферополь: ООО «Рубин-Плюс», «Амазонка-Крым», 2011. — С. 380.
  12. Дворец Дюльбер в Крыму – частичка Востока на крымской земле. Пути-дороги. Портал о туризме и достопримечательностях. Дата обращения: 10 июня 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!