Заповедные лета

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Запове́дные ле́та (заповедь — повеление, предписание, запрет; лета — годы[1]) — в русской историографии термин «заповедные лета» обозначает период в истории Русского государства, когда был запрещён переход крестьян от одного феодала к другому, согласно Судебнику 1497 года (так называемый закон о Юрьевом дне). Этот запрет действовал на Руси и предположительно длился с 1581 по 1592 годы. Он стал важным этапом на пути к формированию крепостного права.Термин «заповедные лета» впервые появился в документе 1581 года. В переводе на современный русский язык он означает «запретные годы»[2].

Предпосылки введения

В XVI веке Русское государство продолжало объединение разрозненных княжеств. Население превысило 7 миллионов человек. В Судебнике 1497 года появился Юрьев день — время, когда крестьяне могли уйти к другому помещику. В Судебнике Ивана Грозного, изданном в 1550 году, действие Юрьева дня сохранялось, но повышались выплаты пожилого и налоги.

Политика Ивана Грозного ухудшила положение народа. Негативно сказались репрессии во время опричнины, усиление налогообложения, Ливонская война, набеги крымских татар, эпидемия чумы, голод. Земли не возделывались, деревни вымирали, работники сбегали от помещиков[3][4].

Причины введения

В писцовых книгах отражалось экономическое состояние страны. Многие историки считают, что именно после проведения переписей в 1580-х годах было принято решение ввести ограничения на перемещение крестьян.

Причины введения заповедных лет:

  • желание улучшить развитие сельского хозяйства;
  • помощь землевладельцам в увеличении доходов с имений;
  • необходимость преодолеть последствия нехватки рабочих рук;
  • потребность в стабилизации обстановки в стране[1].

Основные положения

«Заповедные лета» действовали с 1581 по 1592 годы. Наиболее раннее упоминание о них содержится в записи от 12 июля 1585 года о поместье Большое Сомово в Холовском погосте Деревской пятины Новгородской земли. Введение «заповедных лет» связывают с проведением переписи, при проведении которой правительство запрещало выход крестьян из тягла.

Текста закона о «заповедных летах» не сохранилось, поэтому у историков нет единого мнения о временном и территориальном его распространении. Неоднозначно трактуется и содержание термина «заповедные лета». По мнению историков Р. Г. Скрынникова и Б. Н. Флори, режим «заповедных лет» — это комплекс временных мер, направленных на предотвращение выхода из тягла как крестьян, так и посадских людей.

Некоторые исследователи считают, что начало закрепощения крестьян связано с установлением режима сыска беглых. Именно это и подразумевается под термином «заповедные лета». Согласно В. А. Аракчееву, термин «заповедные лета» относился к частновладельческим землям. Его основной смысл заключался не в запрете перехода, а в розыске беглых и вывезенных крестьян по инициативе самих землевладельцев и по решению суда. Срок давности по таким делам не был установлен. Власти принимали челобитные о крестьянах, сбежавших в период с 1581 по 1582 год.

Постепенно возникла необходимость определения сроков («урочных лет») для сокращения конфликтов между землевладельцами. Таким образом, вводился режим розыска беглых, то есть режим «заповедных лет»[2].

Последнее по времени упоминание о «заповедных летах» содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года. Д. А. Корецкий считал, что существовал не дошедший до нас указ 1591—1592 об отмене «заповедных лет»[1][2].

В 1597 году правительство утвердило пятилетний срок их розыска. Многие историки рассматривают заповедные годы как этап оформления крепостного права в средневековой Руси.

Современные историки не выявили документов, которые точно регламентировали введение «заповедных лет». Сохранившиеся материалы судебных разбирательств свидетельствуют о 1581—1586, 1590—1592, 1594—1595 годах как о «запретных».

Исследователями точно установлено, что меры закрепощения были временными, но действовали на территории всего Московского государства.

1581—1582 годы — введён первый заповедный год, когда крестьянам запрещён переход от владельца к владельцу даже в «Юрьев день».

1592 год — указ Фёдора Иоанновича, закреплявший крестьян к земле и помещику.

1597 год — установление пятилетнего срока сыска беглых крестьян.

1607 год — указ увеличил сроки поиска до 15 лет, побег считался уголовным преступлением.

1649 год — введение бессрочного срока сыска беглых крестьян, «Юрьев день» отменён, крестьяне и их дети навсегда «связаны» с землёй.

Окончательное закрепощение крестьян произошло при Екатерине II и Александре II[1].

Итоги

Проведение реформ, которые негативно сказываются на жизни большинства населения страны, не может не отразиться на экономике. Несмотря на то, что исследователи часто высказывают негативное отношение к закрепощению крестьян, в тот исторический период это было необходимо для стабилизации социально-экономического положения государства. Среди последствий закрепощения можно выделить как негативные, так и позитивные:

  • усилилось сословное неравенство и конфликты;
  • беглые крестьяне объединялись в банды, занимались разбоем и восстаниями;
  • удалось провести учёт помещичьих хозяйств и разработать эффективную систему налогообложения, что привело к увеличению доходов государства;
  • улучшилось качество сельскохозяйственных работ (необходимость оставаться на земле заставляла крестьян повышать урожайность);
  • увеличилась нагрузка на суды (помещики массово подавали заявления о розыске своих крепостных);
  • закрепощение (лишение большинства прав и свобод) самого многочисленного сословия российского государства в XVI веке[4][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Зеповедные лета. История России. Дата обращения: 1 июля 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 Олма Групп. «Заповедные лета». Энциклопедия «Всемирная история» (11 июня 2021). Дата обращения: 1 июля 2024.
  3. Суслина И. А. К вопросу о закрепощении свободного населения в России (XV—XVII вв.) // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2016. — № 4(33). — С. 31—35.
  4. 4,0 4,1 Заповедные лета — предпосылки, суть и значение понятия, причины введения, последствия. Московское государство (21 февраля 2023). Дата обращения: 1 июля 2024.
  5. Аракчеев В. А. Крестьянские переходы по Судебникам и происхождение пожилого // Вестник Новгородского государственного университета. — 2009. — № 51. — С. 5—8.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!