Крепостное право

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в избранные
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Крепостное право, его отмена и судьба крестьянства до наших дней. Издание 1907 года

Крепостно́е пра́во — (часто используется термин крепостни́чество) — в русской общественно-политической и исторической жизни обозначает наиболее суровую форму зависимости и принуждения крестьян, в соответствии с которыми произошло их прикрепление к месту жительства, владельцу, жёсткое ограничение прав и свобод гражданских, имущественных и даже семейных[1].

Вопрос о возникновении крепостного права сводится к раскрытию тех условий, при которых мог появиться и развиться такой общественный строй, который позволил одной части общества сконцентрировать в своих руках большие пространства удобной для обработки и населённой земли, а другую часть общества, до этого времени ведшую на этой земле свое мелкое хозяйство, поставить в зависимость от крупных землевладельцев и закрепить за ними это право принуждения.Перейти к разделу «Возникновение и развитие крепостного права»

Крепостное право в широком смысле термина — это право на принудительный труд крестьянина. Одна из известных человечеству форм эксплуатации человека[2].

Закрепощение крестьянского населения и изменение правового статуса сельских жителей носило постепенный характер на протяжении многих веков[3]. Законодательно принято считать, что государственная система крепостного права в России стала оформляться начиная с Судебника 1497 года Перейти к разделу «Период до конца XV века» и была отменена Манифестом в 1861 году. Перейти к разделу «Отмена крепостного права»

Неприятие крестьянами изменений в своём социальном статусе, налагаемые ограничения на их свободы и пересмотры со стороны правящих классов и самих правителей государства их права на землю нередко выливались в бунты, восстания и даже войны. В историографии особо выделяют восстание 16061607-х годов под предводительством Ивана Исаевича Болотникова, Соляной бунт 1648 года, Крестьянские войны16701671-х годов под предводительством Степана Тимофеевича Разина и 17731775-х годов под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва. Перейти к разделу «Крестьянские восстания, волнения, бунты»

Терминология

По звучанию словосочетание «крепостное право» похоже на название отрасли, области права или юридический термин. По факту понятие «крепостное право» не употреблялось в русском законодательстве, а стало использоваться помещиками со второй половины XVIII века для констатации своих прав собственности на землю и крестьянские души. Является производным от слова «крепость» в значении «документ, удостоверяющий право собственности на недвижимое имущество», и вторичным по отношению к издавна существовавшему определению «крепостной человек», каким обозначали зависимых людей (первоначально — холопов). Термин использовался в сочинениях историков и правоведов, а также в публицистике и художественной литературе[1].

В XIX веке выражение «крепостное право» использовалось как синоним имевших более строгое юридическое значение и употреблявшихся официально сочетаний «крепостное состояние» и «крепостная зависимость». Еще более поздним по происхождению и негативным по смыслу было выражение «крепостничество». Оно возникло в дискуссионных спорах середины XIX века как обозначение взглядов, образа мыслей, поведения «крепостников» — последовательных противников предоставления крестьянам гражданских прав и свобод, а потом приобрело второе значение, синонимичное «крепостному праву». «Крепостное право» и «крепостничество» прочно вошли в русскую юридическую и общественно-политическую терминологию и стали важнейшими понятиями отечественной и всемирной истории. Сохраняют они общеупотребительное значение и в настоящее время[1].

Возникновение и развитие крепостного права

Ещё Пётр I пытался выяснить, когда и каким законом было учреждено само крепостное право? Оказалось, что как таковой правовой базы нет: крепостничество в России существует и держится на традиции[4].

Древнейшие времена

Геродот посетил северные берега Чёрного моря в пятом веке до нашей эры и отразил информацию о стране и племенах, в ней живших в своей бессмертной книге. Он отмечал, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны, называл её великой восточной равниной не имеющей ничего интересного, кроме рек, которых множество. Великая равнина открыта на юго-востоке, соприкасается со степями Средней Азии, что позволяет толпам кочевых народов проходить между Уральским хребтом и Каспийским морем и вести завоевательные войны. Но тот же Геродот замечает, что берега Днепра по своему необыкновенному плодородию способны питать в избытке земледельцев, поэтому здесь селятся оседлые племена земледельческие. Он называл эту страну Скифия[5].

Земледелие было настолько развито у некоторых скифских племен, что они торговали зерном, доставляя его в громадном количестве в греческие города для отправки в Элладу. Известно, например, что Аттика получала половину необходимого ей количества хлеба именно от скифов через Боспорское царство. К началу нашей эры вместо скифов в соседстве греческих колоний в южной Руси оказываются сарматы, затем роксаланы и аланы. В продолжение почти целого тысячелетия южные степи нынешней России были предметом спора пришлых племён: готы сменялись гуннами, гунны — аварами, авары — уграми и хазарами, хазары — печенегами, печенеги — половцами, половцы — татарами. Кочевники держались вблизи от Черноморских берегов, в степной полосе, удобной для кочевья, и не заходили далеко на север, в лесные пространства нынешней средней России. Леса спасали здесь от окончательного разгрома орд постоянное местное население, состоявшее главным образом из славян и финнов[6].

Реки служили проводниками первому расселению оседлых племён, на них появились первые города. Реки содействовали единству народному и государственному, и при этом определяли особые системы областей и княжеств. По четырем главным речным системам Русская земля разделилась в древности на четыре области возникновения цивилизационных центров: озёрная область Новгородская, вторая — Кривская, или Полоцкая (область Западной Двины), третья — древняя Русь (область Днепра), четвертая — Ростовская (область Верхней Волги). Что касается природы московского центрального пространства, то оно представляет обширную открытую равнину с умеренным климатом, она не везде равно плодородна, но почти везде способна к обрабатыванию, следовательно, поддерживает деятельность, энергию человека, побуждает к труду и вознаграждает за него, а известно, как подобные природные обстоятельства благоприятствуют основанию и развитию гражданских обществ[5].

Варяги

По свидетельству всех исследователей, русские издревле были народом земледельческим и оседлым. По словам Нестора, они и дань давали со двора и с сохи, этот порядок платежа сохранялся на Руси до позднейших времён нашей истории. Еще до прибытия Варяго-Русских князей в Новгород, земледелие было распространено по всей Русской земле. Соответственно, здесь жили земледельцы, пахари, крестьяне. Но они не составляли в древности отдельного сословия, весь народ занимался земледелием, торговлей и другими промыслами. Естественно, при неравенстве сил и способностей и других условий между людьми в общине, как и в других человеческих обществах, должны были выдвинуться более умные, успешные и богатые. Они и начали формировать отдельный класс, отличный от остальных[7].

Из них образовались бояре: так в 1018 году, во время сборов Ярослава Новгородского в поход на Святополка, Новгородцы, собиравшие деньги для найма Варягов, уже делились на простолюдинов и бояр; в летописи сказано: «Начата скот сбирати от мужа по 4 куны, от старост по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен». Здесь чётко видно различие между простолюдином и боярином в материальных возможностях, и соответственно, в статусе, хотя они ещё принадлежат к одному обществу. И, конечно, мужи, внёсшие на пособие Ярославу по четыре куны, составляли особое сословие, получившее впоследствии общее название крестьян, людей. Они считались низшим слоем общества и в городах и в сёлах, состоящем из людей, которые или жили с обработки земли, принадлежащей общине, или питались трудами рук своих, работали по найму у более зажиточных своих соплеменников. Этот класс людей со временем начал носить общее название смерды, как об этом свидетельствуют Русская Правда и современные ей летописи. Таким образом, земледелец кроме прежнего признака работающего на земле получил ещё новый признак, основанный уже не на роде занятия, но на общественных отношениях, признак меньшего, низшего члена общества[7].

Часть более богатых людей ведёт свое происхождение от родовых старшин, другая, более численная, достигла богатства и силы, сумев подчинить себе большое количество людей, обязанных на неё работать, добывать на войне своему вождю богатство и славу. Крестьянская сельская община долго защищала своих членов от всевозможных ударов, от покушений на её членов богатых людей, готовых завладеть общинной землёй и имеющих средства принудить работать на себя. Сдерживала наступление крупных землевладельцев на крестьянскую землю и на самого крестьянина. Но отстоять свою землю и независимость полностью она не смогла: в течение многих веков шла борьба двух сторон. Победителями остались крупные землевладельцы, потому что у них в руках оказалась власть. Они создали свои законы и аппарат, принуждающий к их выполнению — государство. В этом процессе созидания и торжества крупного землевладения скорее всего и находятся корни крепостного права[2].

Киевская Русь

Чем крупнее становился землевладелец, тем больше у него было зависимых людей, это было напрямую связано с расширением земельных владений. Увеличение количества подданных обязанных «кормить» своим трудом господина и обслуживать нужды его двора и прежде всего военные. Князья, их родственники и бояре — крупные землевладельцы, но хозяйство, которое они вели, в основном было направлено на обеспечение собственных нужд. Наравне с крупными землевладельцами по прежнему существуют и мелкие крестьянские хозяйства. У князей и бояр имеются свои собственные дворы, барская пашня, скот и прежде всего кони, необходимые для войны и хозяйственных надобностей. Первых крепостных можно определить рассмотрев хозяйственную организацию боярской или княжеской вотчины, как обычно назывались в древности земельные владения, передаваемые по наследству от отцов к детям. Кроме перечня лиц, принадлежащих к княжеской вотчинной администрации, идёт перечень категорий тех людей, которые своим непосредственным трудом обслуживают нужды вотчины. Это барская челядь, на первом месте поставлен рядович, за ним идет смерд и, наконец, холоп. Общими чертами для всех категорий является тот факт, что все они зависимы от вотчинника — князя. Все они находятся под юрисдикцией своего господина: «без княжа слова нельзя судить никого из людского состава его вотчины» и вынуждены работать на своего хозяина[2].

Полное холопство возникало в случае бегства от хозяина или за совершённое воровство, продажа в рабство, личная служба без договора, женитьба на рабыне. Так же холопами становились по рождению (дети холопов), в результате пленения, за долги. Права холопов при совершении по отношению к ним преступлений ограничивались или вообще отсутствовали. В их юридическое положение не вмешивался никто, в том числе и церковь, которая могла только осудить жестокое обращение или их умышленное убийство. Рабство, как таковое тоже существовало, ещё с VI века, но доля таких людей была очень малой. Во времена Киевской Руси было «обельное холопство» (рабство в узком смысле слова), оно происходило только в трёх случаях: покупка раба с соблюдением определённых условий (наличие свидетелей при покупке, уплата денег в присутствии раба); женитьба на рабе без договора, гарантирующего вступающему в брак свободное состояние; поступление без договора в тиунство или ключничество. Плен, в качестве возникновения положения раба в летописях не упоминался никогда[8].

В XI веке смердов-общинников (свободных) было ещё очень много. Они составляли большинство населения Киевского государства. Но рядом с ними уже существовали и смерды не свободные. Они могли вести своё собственное хозяйство, особенно под защитой общины. Стало быть, очутились они под властью своего господина не по своей инициативе, а принуждены был стать в ряды зависимых от крупного землевладельца людей путём принуждения, перед которым и человек и община оказывались бессильными. В церковных хозяйствах, наиболее преуспевающих, рабский труд был вытеснен раньше, чем в хозяйствах светских землевладельцев. В XIV веке в церковных имениях рабы уже не встречаются совсем. Несмотря на свою сравнительно ограниченную роль, в истории русского раннего средневековья, рабство оказало заметное влияние на сам характер крепостничества: первые крепостные носили в себе много черт патриархального рабства. Объясняется это тем, что и крепостные и рабы, входя в состав барской челяди, долго жили и работали приблизительно в одинаковых условиях[2].

Период до конца XV века

Киприан (митрополит Киевский)

Крестьяне в первый раз под собственным своим именем встречаются в уставной грамоте митрополита Киприана, данной в 1391 году Константиновскому монастырю, в которой прописаны обязанности крестьян к землевладельцу, а именно к данному монастырю. Зажиточные из крестьян («лучшие») живущие в сёлах Константиновского монастыря, должны были наряжать монастырь и монастырский двор, по наряду пахать монастырскую землю и убирать хлеб, изготавливать снасти для рыбной ловли, оплетать сады, прудить пруды, осенью ловить для монастыря бобров. На Пасху и Петров день приносить игумену подарки по желанию. На монастырский праздник приводить из села корову или овцу, молотить рожь, молоть солод и прочее. Жалованная грамота Ярославского князя Фёдора Фёдоровича Толгскому монастырю, данная в 1400 году, представляет крестьян вольными людьми, которые могут переходить от одного землевладельца к другому, живущими на землях монастырских и княжеских волостных, платящими дань и разные пошлины землевладельцам. Они подлежали суду княжескому по общему порядку всех свободных людей, или по привилегии землевладельческому монастырскому. Крестьяне жили не только на монастырских и княжеских землях, но и на землях других владельцев и свободно могли переходить с одной земли на другую в строго определённый период после уборки урожая[7].

Русское дворянство возникло примерно в XII веке, их права расширялись, а права других сословий крестьян и бояр неуклонно сокращались. Объяснялось это тем, что дворяне являлись атрибутом и инструментом укрепления княжеской власти. Дворяне изначально были людьми, обслуживавшими княжеский «двор», то есть зависимыми. А крестьяне, бояре, ремесленники и купцы — экономически независимыми. Дворян брал на службу князь для выполнения различных судебных, административных или других поручений[9].

По летописям и другим источникам XII—XV веков дружинники первоначально не получали земель и жили у князей на жалованье или получали узаконенные доходы с областей, вверенных их управлению. А если и имели в собственности землю, то она ими приобреталась наравне с другими классами общества. А именно: по частному гражданскому праву, покупкой, дарением, меною, наследованием, расчисткою и возделыванием на собственные средства диких полей и лесов, никому не принадлежащих. Поместные владения, вероятно уже существовавшие в XI и XII столетиях, не изменили этого общего порядка, хотя они и приобретались не по гражданскому, а по государственному праву. Поместья не составляли полной собственности своих владельцев, а были в кратковременном владении. Помещик не мог оставить службу у своего князя и нередко покидал поместье, так как и князья недолго засиживались в своих княжествах, а с ними должны были уходить и их дружинники-помещики. Поместные земли в то время были незначительны, и раздавались только из земель, принадлежащих князю[7].

Иван III

В течение долгого времени крестьяне сохраняли некоторую независимость от владельца земли: один раз в году они имели право перехода от одного к другому, что значительно облегчало их положение и ограничивало хозяйский произвол. Никому не хотелось остаться без крестьян, и дворяне, особенно из числа небогатых, зачастую вынуждены были даже в некоторой степени заискивать перед ними. «Крестьянский выход» выпадал на 9 декабря (26 ноября) — день Святого Георгия, когда завершался сбор урожая и проводился окончательный расчёт между сторонами. И потому в народе эта дата получила название Юрьев (или Егорьев) день[10].

До XV века внеэкономическое принуждение землевладельцев в отношении крестьян в русских землях не включало запрета на уход от одного владельца к другому при отсутствии долговых претензий, выполнения оговоренных рентных обязанностей или иных условий. Первые ограничения этого права, видимо, уже существовавшие в отдельных местностях и вотчинах, были зафиксированы на государственном уровне в письменном законе в 1497 году. В Судебнике великого князя Ивана III устанавливалась, кроме выполнения всех прочих обязательств, уплата бывшему владельцу специальной платы — «пожилого» за прожитое на его землях время[1]. Необходимость создания единого правового документа, регламентирующего различные отношения как между людьми, так и по отношению к государству возникла после завершения создания единого Московского государства. Таким юридическим документом стал Судебник 1497 года, в нём были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались чёткие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому для наименьшего ущерба сельскому хозяйству[11].

Иван III вырос в период междуусобиц и смут, рано приобрёл житейский опыт и привычку к делам. Одарённый большим умом и сильной волей, он блестяще повел свои дела и закончил процесс объединения великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. Сначала его политика была удельной, а затем она стала национальной, так как государь должен был думать о защите целого народа[6].

Период XVI—XVIII веков

Основные изменения XV—XVII веков

Судебники 1497 и 1550 годов в сущности не изменили ни отношения крестьян к землевладельцам и к земле, ни их значения как членов общества; крестьяне признаны свободными людьми, живущими на своих, общинных или землях других владельцев. Признан законным переход крестьян в Юрьев день. Но Судебники, с одной стороны, скрепили и определили положительным законом верховной власти то, что уже прежде было утверждено обычаем; а с другой стороны — постепенное развитие государства и утверждение единодержавия, а так же уничтожение удельного властвования изменило многое в общественном устройстве, что не миновало и крестьянство. Самым важным был тот факт, что новые законы не ущемили крестьян в их правах, они остались свободными с тем же участием в делах общества, что и другие члены[7].

Иван IV Грозный, фреска 1689 год

Судебник 1550 года, принятый при Иване Грозном подтвердил нормы уплаты «пожилого» и о сроках «крестьянского перехода» осенью. Предположительно с 1581 года, в конце его правления был установлен режим «заповедных лет». Он временно запрещал переход крестьян даже в Юрьев день. Была проведена первая перепись населения в 15381547 годах. Указом от 24 ноября (4 декабря) 1597 года при царе Фёдоре Ивановиче произошло окончательное прикрепление крестьян к месту обитания и землевладельцу на основании «писцовых книг», составленных в ходе переписи[1]. Прошло достаточно времени после проведённой переписи, произошли изменения и в количестве людей и в их принадлежности к сословиям, общины при несоответствиях подавали челобитные, но тем не менее процесс закрепления крестьян законодательно за землёй и хозяином был запущен[7]. Был установлен срок поиска хозяевами своих сбежавших, либо увезённых или иным способом пропавших крестьян в течение пяти лет, получивших название «урочных лет»[1].

Но наряду с законным признанием крестьянской полноправности XVI век представляет постепенное стеснение крестьян в материальном плане. Земля, как основной капитал земледельца, постепенно уходит от крестьян. Государи Московские, Иван III и Иван IV (Грозный), много сделавшие для поддержания крестьян в правах и свободах, способствовали переходу земли из крестьянских рук в руки людей служивших им и государству в больших количествах. Признав всю землю государственной, без различия в чьих руках она ни была, они постоянно изменяли назначения земель из соображений выгоды для государства. Возникла у правительства нужда в деньгах — земли отдавались на оброк; нужно было пополнить ряды служилых людей — земли отдавались в поместья и вотчины. Находили недоимки по оброку — земля переводилась под прямое государственное управление. На каждое новое требование и на каждую нужду правительства отвечала земля[7].

Царь Алексей Михайлович Романов и царица Наталья Кирилловна. Гравюра, 1900 год

Если в XV—XVI веках подати собирались с пашни (обрабатываемой земли) и в основу составления писцовых книг клался именно этот показатель, то после «Смуты» составляются уже не писцовые, а переписные книги, где учитывается не земля, а количество крестьян, причем не только взрослых, но и детей в качестве будущих работников. С конца XVI века уже подготовлялась эта новая практика. Помещики становятся на ту точку зрения, что они служат с крестьян, а не с земли, и правительство с ними соглашается. Так подготовлялся переход расчёта доходности имения не с количества обрабатываемой земли, а с количества крестьянских душ[2].

Продолжительность срока поиска крестьян со временем увеличивалась, пока по требованию дворян-помещиков Соборное уложение, принятое на Земском соборе 29 января (8 февраля) 1649 года при царе Алексее Михайловиче, не сделало поиск крестьян бессрочным, их крепостное состояние — потомственным, а право собственности их владельцев — наследственным. Большинство историков полагают эти нормы свидетельством окончательного закрепощения крестьян в России[1][12].

Одним из первых законодательных актов, закрепившим злоупотребления землевладельцев стал указ от 13 октября (23 октября) 1675 года, которым было разрешено продавать крестьян без земли. Оно же вновь подтверждено указом от 25 июня (5 июля) 1682 года, и продаваемых без земли крестьян записывали в крепостные книги наравне с холопами. Выдавались в холопском приказе новым владельцам «крепости» — документы на купленных ими крестьян без земли, за это брались поголовные пошлины[7].

При этом крестьяне в XVII веке все еще имели немалые права: право собственности независимо от землевладельца, могли заключать подряды с частными лицами и государством, пользовались правом осуществлять торговые сделки от своего лица и занимались другими промыслами. Все общественные обязанности крестьян лежали прямо на них без посредничества землевладельцев[13].

Усиление закрепощения XVIII век

Пётр Великий, картина 1838 год

Во времена Петра I продолжилось ущемление крестьян в правах. Указом 7 сентября (17 сентября) 1696 года землевладельцам разрешили делать крестьянских детей дворовыми людьми. Петр I, остро нуждался в деньгах, поэтому решил брать государственные подати не с крестьянского двора, а с душ мужского пола, находящихся во владении у хозяина. Этим царь-преобразователь уравнял крестьян в бесправии с холопами. С введением подушной подати крестьяне окончательно перестали быть связаны с землёй[13]. Для контроля за крестьянами в 1724 году он же ввёл паспортную систему, позволявшую выявлять беглецов и самовольных «сходцев». Это способствовало распространению на крестьян некоторых принципов холопьего права, введению практики перевода крестьян в дворовые слуги и наоборот, лишению части крестьян средств производства и земельного надела, появлению возможности продажи без земли не только дворовых, но и крестьян. Введение рекрутской повинности дало помещику дополнительные возможности принуждения и наказания крестьян, которых он мог сдать в рекруты. Кроме того, он получил право ссылать их без суда в Сибирь. За помещиком установилось право телесного наказания крестьян. Хотя по закону владелец не мог убить крепостного, но нередко истязания заканчивались смертью, нечаянной или преднамеренной, доведением до самоубийства[1].

Ограничение прав крестьян продолжалось и в последующие годы. При Анне Иоанновне, 25 октября (5 ноября) 1730 года, крестьянам запретили покупать недвижимость в городах и в уездах, а в 1731 году их лишили права участвовать в подрядах и откупах. Через три года им запретили заводить суконные фабрики. При Елизавете Петровне крестьяне толпами пошли в военную службу. И 2 июня (13 июня) 1742 года вышел указ, запретивший крепостным вступать в военную службу без ведома владельца. Ещё одним нововведением елизаветинского времени, но уже по отношению к другим сословиям, стало ограничение прав на владение крестьянами. С 1745 года оно предоставлялось только дворянам. Купцы до 1762 года имели право покупать целые деревни к фабрикам и заводам. Но после указа Петра III «довольствоваться вольнонаемными по паспортам за договорную плату людьми» купцы стали приобретать в собственность отдельных работников, будто бы нанимая их в услужение[13].

Екатерина II, 1774 год

При Екатерине II патриархальное крепостное право в России превратилось в классическое рабство. Сразу же после убийства Петра III был отменён его указ об ограничении личной зависимости крестьян от помещиков. Императрице требовались крестьянские души для раздачи их своим сторонникам и фаворитам[10]. За дворцовый переворот летом 1762 года приведший Екатерину II к власти она устроила щедрую раздачу наград для приближённых. В один день двадцать шесть её соратников в перевороте получили в дар восемнадцать тысяч крепостных. Всего за время правления Екатерины дворянам было подарено более 800 тысяч душ. Поводы таких подарков были разные, начиная от военных побед и личных услуг и заканчивая презентами на крестины и именины[14]. Кроме этого, она разрешила продавать крепостных отдельно от земли, чем воспользовались помещики и продавали крепостных наравне со скотом на четырёх всероссийских невольничьих рынках: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Самаре. А также на множестве мелких местных базаров и по объявлениям в газетах. Нередко жену разлучали с мужем, мать — с детьми[10].

Крестьянка с самоваром. Автор неизвестен. 1924 год

Избиение и унижение дворовых практиковалось в усадьбах повсеместно. Они отличались только уровнем падения нравственных норм хозяина, зависели от расположения духа господина. Писатель Терпигорев описывая своего деда вспоминал, как тот ради забавы мог одним ударом выбить дворовым зубы. Показательна в этом плане история помещицы Дарьи Салтыковой, на которую в декабре 1762 года императрице Екатерине подали челобитную её крепостные. Они заявили о злодеяниях своей хозяйки и так же о бездействии юстиц-коллегии, куда жалобы подавались неоднократно. Якобы они помещицу не допрашивают, расследования не ведут, а те, кто подавал жалобу арестованы. Дело Салтычихи, не смотря на общую безнаказанность господ выделялось своей непомерной жестокостью и подозрением на душевное нездоровье дворянки. Тех крестьян, кто доходил до столицы в поисках справедливости ранее били кнутом и возвращали госпоже на расправу, или ссылали в Сибирь, так как расследовать её зверства её же сословие не желало. Императрица всё же решила разобраться в этом деле и приняла челобитную повелев провести расследование[14].

Причины тому было две: во-первых прагматический расчёт в связи с нарастанием возмущения народа против усиления их угнетения, а во-вторых показать себя в лучшем свете как заботливого монарха о слабых и восстановление справедливости. Дело Дарьи Салтыковой должно было стать показательным процессом, предостеречь остальных от последствий непомерной жестокости и продемонстрировать народу заботу правительства о его положении. Салтыкову обвиняли в гибели 75 человек, по суду ей вменили только 38 убийств, а 26 случаев оставили «в подозрении». По приговору её выставили к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключили в оковы и отвезли в женский монастырь, где должны были содержать пожизненно в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света[14].

Ко второй половине XVIII века крепостное право превратилось в серьёзнейшую государственную проблему. Оно угрожало безопасности империи, так как в итоге привело к Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачёва, нарастали и бунты и мятежи в разных частях страны. Опасность представляло и влияние крепостничества на нравы общества. Ясно это поняла и сама императрица, когда в ответ на её предложения к членам Уложенной комиссии смягчить бесправное состояние крепостных получила яростный отпор, причём от депутатов разных сословий. Но кардинально изменить уже ничего не могла. Вместо того, что бы попытаться решить проблему она подписала в 1785 году «Жалованную грамоту дворянству», где законодательно было закреплено исключительное положение господ. В ней было огромное количество дворянских привилегий и прав. А о крепостных там не было ни слова, что окончательно превращало людей этого сословия в помещичью собственность[14]. При этом Екатерина не отказывалась от политики «просвещённого абсолютизма», но при резком сопротивлении дворянства перенесла их в сферу образования, воспитания, культурного развития, тем самым подготавливая почву для будущих практических политических, административных и социальных мер. Эту политику продолжили её преемники, хотя не отказывались по возможности от принятия частичных мер по смягчению крепостного режима. Указ Павла I в 1797 году о трехдневной барщине рекомендовал дворянам ограничить норму эксплуатации крепостных половиной рабочего времени[1].

Первая половина XIX века

Портрет императора Николая I

Законы Александра I и Николая I стимулировали спонтанный процесс раскрепощения, который шёл по инициативе со стороны помещиков и крестьян, но требовал регулирования со стороны верховной власти. В 1803 году указ о вольных хлебопашцах дал помещикам право освобождать целыми деревнями по соглашению с крепостными. В 1844 году правительство разрешило по договору отпускать на волю дворовых. В 1847 году владельческие крестьяне получили право выкупиться во время аукционов, на которых имения помещиков продавались за долги. Вводился запрет на продажу крестьян без земли и членов семьи порознь. Всё это отражало нарастание тех тенденций в социальных и культурных настроениях общества, которые вели к скорой уже отмене крепостного права. Столичная и губернская «просвещённая» бюрократия не только вынашивала планы реформ, она уже приступала к конкретным действиям. Сигналом к решительным действиям стало восшествие на престол Александра II (1855 год), положившее начало подготовке Великой реформы[1].

Крепостное право в других странах

В Западной Европе положение крестьян или земледельцев были разнообразны и дать общую картину крайне сложно. В некоторых странах крепостной зависимости не было вовсе (Швеция, Норвегия); в других эта зависимость существовала в самом начале средних веков (Англия, Франция), либо появлялась гораздо позже, в XVI—XVII веках (часть Германии, Дания, некоторые области Австрии). Крепостная зависимость исчезла во многих странах целиком или в значительной мере ещё в средние века (Англия, Италия, Франция, Португалия). В Германии сохранялась в разной степени до XIX века. В некоторых странах процесс освобождения закрепощённых идёт вместе с полным или частичным и медленным обезземеливанием (почти вся Германия, Дания); в других странах освобождение не сопровождается обезземелением, а напротив, вызывает нарастание и развитие мелкой крестьянской собственности (Франция, часть Германии)[15].

Юридическое прикрепление крестьян к земле существовало в раннем средневековье только в Юго-Западной Европе, в пределах бывшей Римской империи. В Западной и Центральной Европе крестьяне находились по наследству в личной или судебной и административной зависимости от сеньоров, за исключением дворовых людей и рабов — они не были юридически прикреплены к земле или лично к господину. В X — XV веках в Западной Европе некоторые элементы крепостного права (запрет ухода со своих земельных наделов, наследственная личная зависимость от сеньора и тому подобное) сложились в отношении отдельных категорий крестьянства: вилланы центральной Англии, ременсы Каталонии, французские и южно-итальянские сервы, средне- и северо-итальянские колоны и массарии, южно-германские Лейбейгенены[16]. В любом случае крепостное право в Европе было ликвидировано задолго до отмены его в России

Отмена крепостного права

Батраки XIX—XX век

Обострение кризиса крепостничества как института социального принуждения и бесправия крестьян усиливало необходимость проведения Реформы, отражая нарастание давления снизу. Отношение к крепостничеству как социальному злу является бесспорным не только в настоящее время, оно разделялось многими деятелями в высших эшелонах власти уже в XIX веке. Император Николай I, признавал, что крепостное право есть «зло», о чем он публично заявил на заседании Государственного совета 30 марта (10 апреля) 1842 года. Он хорошо понимал потенциальную опасность этого «зла»[17]. Следует учитывать, что крепостное право в России выступало как вполне рациональный институт, встроенный в общественно-экономическую систему, которая в существующих условиях и ограничениях не могла нормально развиваться без направляющей роли государства. При этом система изначально базировалась на принципе симметричности обязательств: крестьяне обязаны были служить дворянам, поскольку те должны были служить государству. Отмена крепостного права означала признание властью справедливости восстановления для крестьян симметричности в правах и обязанностях[17].

С экономической точки зрения крепостное хозяйствование к середине XIX века не исчерпало свои резервы, но преимущества труда вольного были всё более осязаемыми. Крепостничество требовало отмены, так как тормозило модернизацию экономики, государственного устройства и общества. А так же под влиянием европейских культурных, политических и социальных стандартов, потребности в новой системе ценностей, в которой крепостному праву уже не было места. На переходе к Великой реформе сказались также факторы зарождения собственного общественного мнения, которое находило отражение на страницах книг и журналов, активной работы русских университетов и просветительских трудов общеобразовательных школ. Внеэкономическое принуждение встречало все большее сопротивление крестьян, осознававших свое достоинство, и представало безнравственным в глазах образованной части общества[1].

Крестьянские восстания, волнения, бунты

Вопрос о судьбе крепостного права в России возник в правящей среде почти за сто лет до самой Реформы. В нём видели реальную угрозу для существующего строя, прежде всего из-за его неприятия крестьянским сословием[17]. С особым драматизмом это выразилось в целой череде крупных восстаний, среди которых самые известные — восстания 16061607-х годов под предводительством И. И. Болотникова, 16701671-х годов под предводительством С. Т. Разина и Крестьянская война 17731775-х годов под предводительством Е. И. Пугачёва[17].

Восстание Болотникова

Болотников и Шуйский

Самым крупным бунтом периода Смуты принято считать восстание под предводительством Ивана Болотникова в 16061607 годах. Многие историки считают, что причиной стало введение ограничительных мер со стороны нового царя Василия Шуйского и тяжелые условия крестьянской жизни. Нововведения наслоились на неурожай. Социальный состав бунтарей был крайне разношёрстным: крестьяне, казаки и даже дворяне[18].

Восстание стало следствием кризиса самой системы русского общества и государства и причин породивших Смутное время. Точкой отсчёта восстания стало провозглашение 19 мая (29 мая) 1606 года в Московском государстве царём Василия Ивановича Шуйского — главы бояр-заговорщиков, убивших «царя Дмитрия Ивановича» (Лжедмитрия I), который с точки зрения населения южных регионов являлся законным царём[19]. Провинцию возмутила упрощённая процедура избрания нового царя Боярской думой. Шуйский расправился не только со сторонниками Лжедмитрия, а и от оппозиционеров в Боярской думе. Приверженцы Лжедмитрия лишились титулов и попали в опалу[18]. Поводом для восстания послужили слухи о спасении «царя Дмитрия Ивановича», которые распространял воевода Путивля князь Г. П. Шаховский. Его поддержали служилые люди и казаки, холопы, простые горожане, оброчные и дворцовые крестьяне, мелкое и среднее дворянство южных уездов[19].

Иван Исаевич Болотников, по многим источникам, был боевым холопом князя Телятевского, судя по всему из разорённых дворян — профессиональный военный и военачальник[20]. От князя он бежал к вольным казакам, попал в плен, потом несколько лет был рабом на турецких галерах.Освободили его с галер в процессе успешного морского боя, жил в Европе. Услышав рассказы о начале Смуты в Русском государстве принял решение вернуться в Россию. Слухи «о чудесном спасении» московского царя Дмитрия привлекли Ивана в Самбор, где скрывался Михаил Молчанов, бывший соратник Лжедмитрия I. Молчанов украл некоторые царские регалии, включая золотую печать (которая заменяла царскую подпись) и представился Болотникову спасшимся царём. Новый самозванец долго беседовал с Болотниковым, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного представителя[21]. Болотников верил в уцелевшего царя и как представитель Молчанова скооперировался с князем Шаховским, готовым всячески поддерживать эту идею. Князь выделил двенадцатитысячную армию и благословил на поход. Иван Болотников пообещал впоследствии сделать своих соратников богатыми и знаменитыми, целью народного выступления обозначили, в том числе и ликвидацию крепостничества. Сам он не стремился стать царём после свержения Шуйского, а позиционировал себя воеводой Лжедмитрия[18].

В июле 1606 года повстанческая армия двинулась на Москву. В первом же сражении разгромила царское войско под командованием Трубецкого, эта победа вдохновила недовольных новой властью, после чего охваченные бунтом территории резко расширились. К Болотникову потянулись тысячи добровольцев, города часто сдавались без сопротивления. Но Болотникову, как умелому воеводе, удавались и настоящие штурмы. Шуйский активно готовился к контрудару и укреплял близлежащие к Москве предместья и слободы. Так же царь начал торговаться с дворянами из восставшего лагеря, понимая, что даже ненавидя царскую власть, знати чужда «чернь». Казаки и дворяне презирали низшие слои примкнувшие к восстанию, в результате чего наметилось классовое противостояние. В итоге Шуйский потихоньку переманивал дворян Болотникова, обещая им награды и титулы[18]. Закончилось восстание вполне ожидаемо, когда первые успехи мятежников сменились пробуксовками, Болотникова сдали свои же. Есть версия, что это был его бывший князь Андрей Телятевский (примкнувший к восстанию), который единственный из всех воевод-мятежников не понёс наказания. Болотников же был ослеплён и утоплен в проруби[20].

Соляной бунт

XVII век по оценке историков был периодом, когда в России произошло наибольшее количество народных выступлений, восстаний и бунтов. Среди многих особенно выделяется Соляной бунт 1648 года, отличительной особенностью которого стала многочисленность участников[22]. Царь Алексей Михайлович в 1646 году по совету боярина Бориса Морозова обложил соль дополнительным налогом, власть понимала, что этот продукт будет покупаться даже по повышенной цене. Так как соль являлась единственным доступным консервантом для заготовки запасов на зиму (соленья, рыба). Цены взлетели сразу в четыре раза, казна существенно пополнилась. Через год непопулярный налог отменили, но правительство Морозова объявило о взыскании недоимок за три года, неплательщиков били или бросали в тюрьмы. Репрессии со стороны государственного аппарата вызвали спонтанный бунт[23]. 1 июня (11 июня) 1648 года толпа остановила царский кортеж, в котором Алексей Михайлович возвращался из Троице-Сергиева монастыря и попыталась передать царю челобитную. Народ просил созвать Земский собор и разобраться с боярами чинившими несправедливость. К разгону собравшихся людей привлекли стрельцов, они разогнали толпу и арестовали 16 человек зачинщиков. На следующий день волнения продолжились. Народ собрался и двинулся в Кремль к царю. По пути толпа громили дома бояр, подожгла Белый и Китай-город. Бесчинства толпы продолжались несколько дней, им выдали бояр Леонтия Плещеева и Назария Чистого, которых убили без суда. Спасся только Морозов, его царь обещал отстранить от всех дел и сослать в Кирилло-Белозёрский монастырь, что и было сделано. Восстание в итоге было подавлено, зачинщики схвачены и казнены[22].

Алексей Михайлович прекратил взимание недоимок и объявил о созыве Земского собора, заседание которого закончились принятием Соборного уложения. По сути данный свод законов юридически окончательно закрепил крепостное право в России[23].

Крестьянские войны

Узаконенное крепостное право усиливало недовольство крестьян и дворовых людей. Они вынуждены были бежать туда, где они могли быть свободными, в степи юга Росси, ища помощи и защиты у казаков. Сами поднять восстание они не могли из-за разрозненности, но искали неких освободителей со стороны. Таковыми и стали вольные казаки в лице Разина и Пугачёва. Именно они стали зачинщиками восстаний, которые в советской историографии получили название Крестьянских вoйн. Восстания протекали на фоне всё более усиливающейся ненависти к дворянам, но это были не основные причины. Центры восстаний и Разина и Пугачева были казачьи окраины Российской державы. По определению историка XIX века Н. И. Костомарова, на окраинах государства, где казачество существовало и до смут. Они копили недовольство текущим порядком государственной жизни и заявляли своё противоборство не стремлением к достижению каких-нибудь прав для народа, положительных изменений в общественном строе, а неопределенной и малоосмысленной враждой ко всему, что мешало личным свободам человека во имя государственного долга и обязанностей. Все крестьянские вoйны в истории России происходили под знаменем самозваных претендентов на царский престол. Разин утверждал, что действует от имени выжившего царевича Алексея Алексеевича, а Пугачёв провозгласил себя самого спасшимся царем Петром III[24].

1670—1671 год. Степан Разин

Стенька Разин. Художник Василий Суриков

Восстание под предводительством Степана Разина, переросшее в Крестьянскую войну 1870—1871 года произошло во время царствования Алексея Михайловича Романова, имевшего прозвище Тишайший. Но именно в годы его правления произошли великие бунты: соляной (1648 год), хлебный (1650 год) и медный (1662 год), а также великий церковный раскол, закончившийся скандальным судом над патриархом Никоном, после которого его отрешили от сана в 1666 году. Жестокие преследования старообрядцев, войны с Польшей, башкирское восстание 1662—1664 годов[25].

Впервые в исторических документах имя Степана Разина появляется в 1652 году. Он уже был походным атаманом, а старший его брат Иван — наказным атаманом Войска Донского. Трижды с посольством был в Москве, дважды совершал паломничество в Соловецкий монастырь. Участвовал в переговорах в 1661 году с калмыками о мире и союзе. В 1663 году возглавлял отряд донских казаков, которые вместе с калмыками и запорожцами ходили под Перекоп. Отношение к власти, скорее всего изменилось после казни брата Ивана в 1665 году воеводой Юрием Долгоруковым во время похода против поляков. К 1666 году на Дону собралось большое количество пришлых людей, не имеющих имущества и земли. Они батрачили, занимались рыболовством и часто ходили в пресловутые «походы за зипунами», которые скрытно финансировались казацкими старшинами за долю в добыче. Весной 1667 года их атаманом стал Степан Разин[26]. Он был грамотным руководителем, умел наладить дисциплину и порядок. Благодаря этому царские разведчики не смогли пробраться в его лагерь и выведать планы казаков. В мае 1667 года казаки под его началом перебрались за Дон на Волгу. Это время историки считают началом восстания под предводительством Разина. Можно предполагать, что на этом этапе массовое восстание не планировалось, цели были приземлённые — грабить и добывать всякого рода материальные ценности. Но в первую очередь грабили и разоряли боярские и иные крупные поместья, так же грабили боярские и царские суда. Восставшие овладели богатой добычей, в том числе огромным количеством оружия и боеприпасов[27].

В 1668 году к Разину, как удачливому атаману стали примыкать казаки с Дона. И хотя столкновения с царскими войсками происходили, разинцы их удачно отражали. Летом они предприняли поход в Персию. В поход отправилось 40 стругов, на которых плыли до двух тысяч казаков. Они «прошлись» вдоль западного и южного побережья Каспийского моря, разорили окрестности Дербента, Решта, Ферахабада и Астрабада. Летом 1669 года у Свиного острова разгромили персидскую флотилию Мамед-хана, после чего вернулись на Волгу, «повинились» перед царем, а Стенька предстал перед астраханскими воеводами[28]. Астраханские воеводы Семён Львов и Иван Прозоровский закрывали глаза на источник привезённой добычи и Разин успешно её сбывал в их городе[20].

Казаки в 1670 году взбунтовались против расширения крепостничества на южные окраины России. Их возмущало то, что после принятия Соборного уложения дворяне перестали уважать принцип «с Дону выдачи нет». Разин обещал казакам «защитить старинные обычаи», «извести изменников бояр» и дать волю «чёрным людям». А чтобы придать массовому разграблению поместий некую иллюзию законности, атаман объявил, что действует по воле чудом выжившего царевича Алексея Алексеевича, который якобы следует вместе с его войском[23]. Пра­ви­тель­ст­вом, обеспокоенным движением казаков со­вер­шав­ших на­си­лие, убий­ст­ва и гра­бе­жи, в мар­те 1670 для разбирательства в проблеме от лица ца­ря Алексея Михайловича был направлен на Дон Г. А. Ев­до­ки­мо­в. Но 12 апреля (22 апреля) 1670 года по инициативе Степана Разина в городе Чер­касск (ста­ни­ца Ста­ро­чер­кас­ская Ак­сай­ско­го района Рос­тов­ской области) он был каз­нён как ла­зут­чик[29].

По стране летали «прелестные грамоты» Стеньки Разина, которые взывали низшие сословия к восстанию. Призыв атамана: «Я пришел дать вам волю!», находил отклик в сердцах закрепощённых людей. Он заявлял, что жизнь страны будет устроена по примеру казачьего Дона с его казачьим кругом и выбором атамана[27]. Однако этого не произошло, после ряда поражений от царских войск бунтовщики предали своего атамана. Раненый Разин в 1671 году был выдан властям, в том же году предводителя восстания четвертовали на Болотной площади в Москве[23].

1773—1774 год. Емельян Пугачёв

Пугачёв

Антиправительственное выступление было вызвано недовольством яицких казаков, которые окончательно утратили к 1770-м годам свои привилегии, увеличением повинностей, расширением помещичьего землевладения и потерей земли башкирским населением. А так же увеличением масштаба рекрутской повинности в связи с русско-турецкой войной 17681774 годов, сопротивлением христианизации поволжских народов. Казаки неоднократно бунтовали, последний раз в 1772 году[30]. Во второй половине XVIII века усилился крепостнический гнёт крестьян. После смерти царя Петра в России начался длительный период женской монархии и императрицы раздали помещикам, в том числе своим многочисленным фаворитам, сотни тысяч государственных крестьян. В результате каждый второй крестьянин Российской империи стал крепостным. Так же недовольство вызывал указ о вольности дворянства, предоставивший право господствующему сословию по своему выбору либо служить государству, либо уходить в отставку и уезжать в свои имения. Народ твёрдо считал, что каждое сословие должно служить народу и государству. Бояре и дворяне занимаются военным делом или работают в учреждениях, крестьяне трудятся на земле, работные и мастеровые люди — в мастерских, на заводах, казаки — на границе. А тут целому сословию предоставили право бездельничать[20].

Для протеста нужны были лишь зачинщики и лидеры движения. Зачинщиками стали яицкие казаки, а предводителем мощного казацко-крестьянского восстания стал Емельян Иванович Пугачёв. Он был из донских казаков, много лет служил России, участвовал в войнах и сражениях, дослужился до хорунжего. Армию покинул в связи с тяжёлой болезнью, но отставки по здоровью не получил. Работал и служил по всему югу России. Неоднократно был бит и посажен в тюрьму и так же неоднократно бежал. В ноябре 1772 года он прибыл в Яицкий городок и лично убедился в каком напряжении и тревоге жили казаки в ожидании репрессий за убитого царского карателя — генерала фон Траубенберга. В одной из бесед с хозяином дома, казаком-старовером Д. И. Пьянковым Емельян выдаёт себя за императора Петра III Фёдоровича, а тот поделился невероятной новостью с друзьями. Но по доносу Пугачёва арестовали, били батогами, заковали в кандалы и отправили в Симбирск, затем в Казань. Он опять бежал, Длительные скитания озлобили его и многому научили. Он своими глазами наблюдал нелёгкую жизнь угнетённого народа, и зародилась в буйной казачьей голове дума помочь бесправному народу обрести желаемую свободу и зажить всем миром по-казацки, широко, вольно и в большом достатке. При очередном прибытии на Урал он уже предстал перед казаками в качестве «государя Петра III», и под его именем стал издавать манифесты с обещанием широких свобод и материальных благ всем недовольным. Написанные безграмотным, но живым, образным и доступным языком пугачёвские манифесты народ принял и поверил, что так может быть. Народ пошёл за Пугачёвым[31]. Восстание называют «крестьянской войной», но если исследовать его манифесты и указы непосредственно крестьян касаются только два[20].

17 сентября (28 сентября) 1773 года он зачитал свой первый манифест, а на другой день у него уже было 200 сторонников. К началу осады Оренбурга в рядах его армии было уже две с половиной тысячи сподвижников. Но осада была неудачной[32]. Затянувшаяся осада Оренбурга и Яицкого городка позволили царским воеводам подтянуть к городу большие силы регулярной армии и дворянских ополчений Казани, Симбирска, Пензы, Свияжска. 22 марта повстанцы потерпели жестокое поражение от правительственных войск у крепости Татищевской. Поражение подействовало на многих из них угнетающе. Одновременно с разгромом главных сил мятежников под Оренбургом, подполковник Михельсон со своими гусарами и карабинерами учинил полный разгром повстанцев под Уфой. В апреле 1774 года Главком царских войск генерал Бибиков в Бугульме был отравлен, новый Главком князь Ф. Ф. Щербатов сосредоточил крупные воинские силы и стремился привлечь для борьбы с повстанцами коренное население. От регулярной армии мятежники терпели всё новые поражения. 21 августа (1 сентября) 1774 года повстанцы подошли к Царицыну, генерал Михельсон следовал по пятам. Штурм города-крепости не удался, а 24 августа Пугачёва настигли у Чёрного яра. Сражение закончилось полным разгромом, две тысячи мятежников было убито и шесть тысяч попали в плен[31].

Пугачёв бежал с небольшим отрядом, а в сентябре сдан властям своими бывшими сторонниками и доставлен в Яицкий городок. Правда восстание продолжилось в Оренбургской губернии, отряды Базаргула Юнаева, Юламана Кушаева и Салавата Юлаева были ликвидированы только к концу 1774 года. В следующем году к лету восстание окончательно было подавлено силами частей российской армии во главе с графом П. И. Паниным, которых перебросили с Дунайского фронта после окончания русско-турецкой войны[30]. Победа правительственных войск сопровождалась зверствами, не меньшими, чем творил Пугачёв над дворянами. Императрица Екатерина II заключила, что казнь нужна для блага империи. Граф Пётр Панин реализовал призыв самодержицы, тысячи людей были казнены без суда и следствия. На всех дорогах восставшего края валялись трупы, выставленные в назидание. Невозможно было счесть крестьян, наказанных кнутом, батогами, плетьми. У многих отрезали носы или уши[32].

15 сентября (26 сентября) 1774 года Емельяна Пугачёва доставили в Яицкий городок, одновременно туда прибыл генерал-поручик А. В. Суворов. Он проводил допрос мятежника и был удивлён его здравыми рассуждениями и военными дарованиями. В специальной клетке, под большим конвоем, сам Суворов препроводил разбойника в Москву, где 9 января (20 января) 1775 года суд приговорил Пугачёва к четвертованию, императрица заменила его казнью через усечение головы. На следующий день на Болотной площади он взошёл на эшафот, поклонился на четыре стороны народу и тихо произнёс: «Прости, народ православный», после чего ему отрубили голову. Здесь же через повешение казнили четырёх его ближайших сподвижников[31]. Из восстания Екатерина II сделала вывод, что рассчитывать престол может только на дворян. В результате крестьяне впали в ещё большую зависимость от помещиков. Чтобы ничего не напоминало о восстании, императрица переименовала реку Яик в Урал, а Яицкое казачество — в Уральское[23].

Оценка крепостного права в исторической науке

В России существовало крепостное право, это знают все. Но чем оно было на самом деле — сегодня не знает почти никто. За исключением гневных обличений крепостничества А. Герценым и еще несколькими писателями и публицистами того времени проблема особо не обсуждалась и не исследовалась, что продолжается до сих пор. Правда о двухвековом периоде народного рабства оказывается часто слишком неудобной по разным соображениям. Авторы академических исследований предпочитают углубляться в хозяйственные подробности, без внимания оставляя нравственные и социальные значения явления в целом. В учебных и научно-популярных работах специалисты стараются избегать освещения этой темы, предпочитая ей более героические и патриотические сюжеты тех периодов истории. По этой причине из исторической памяти общества выпадает то неприглядное, что наш народ пережил и существует неверное представление,далёкое от действительности. Если и вспоминают о крепостных порядках, то непременно начинают утверждать о «патриархальности» взаимоотношений крестьян и помещиков, не освещая тот факт, что на момент начала крестьянской реформы 23 миллиона человек представляли собой полную частную собственность своих господ, с точки зрения законов Российской империи[14].

Проблема происхождения и развития крепостного права в России является одной из наиболее сложных в отечественной истории. Подобный процесс происходил и в других европейских государствах, однако в нашей стране он имел свои характерные особенности, а именно: более поздний срок возникновения, большую длительность существования крепостного права, особую связь этого процесса с эволюцией земельной собственности. В советской историографии, начиная с Б. Д. Грекова, утвердилась концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времён «Русской правды», через Судебники XV—XVI веков и до Соборного уложения в 1649 года. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV века. Неоднозначно оценивается и роль крепостного права в России. С одной стороны, оно помогало государству в восстановлении и подъёме производительных сил, регулировании процесса колонизации огромной территории и решении внешнеполитических задач, с другой — консервировало неэффективные социально-экономические отношения. Нет единой точки зрения и по поводу того, могла ли Россия избежать крепостного права: так, одни исследователи считают, что перед Россией в XVI веке была альтернатива развития, минуя крепостное право; другие оценивают XVI—XVII века как расцвет крепостничества, третьи — как последний резерв клонящегося к упадку феодализма[3].

Именно крепостничество, в отличие от других форм экспроприации, отягощало основную массу населения. Оно препятствовало инициативе и прогрессу в народном хозяйстве, но именно по этим вопросам по сей день нет единого мнения. Насколько тяжело и пагубно было моральное, культурное и социально-психологическое влияние этого явления, особенно в последнее столетие его существования, на всю жизнь государства оценить сложно и оправданий ему не находится. Крепостное право не только унижало зависимых людей, парализовало их активность и способности, но и развращало господствующее сословие. В результате даже полувековое послереформенное налаживание жизни общества не смогло устранить весь нажитый негатив и тормозило развитие и модернизацию государства даже в начале XX века[1].

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Михаил Борисенок. Крепостное право (крепостничество). Всемирная история (энциклопедия) (26 ноября 2021). Дата обращения: 3 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Греков Б. Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. — 118 с.
  3. 3,0 3,1 Акифьева Н. В. Возникновение и развитие крепостного права в России. — Екатеринбург: УрФУ, 2010. — 29 с.
  4. Давид Генкин. 1861 год - отмена крепостного права. 1881 год – убийство царя-освободителя. Комсомольская правда (19 февраля 2016). Дата обращения: 3 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 Соловьёв С.М. История России с древнейших времен. Том 1. Азбука веры. Дата обращения: 4 июля 2024.
  6. 6,0 6,1 Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. — М.: АСТ, 2006. — 493 с. — ISBN 5-17-034724-3.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 Беляев И. Д. Крестьяне на Руси. Азбука веры. Дата обращения: 4 июля 2024.
  8. Лукин П. В. Холопы. Большая российская энциклопедия (5 октября 2023). Дата обращения: 5 июля 2024.
  9. Александр Минжуренко. Дворяне-помещики: рождение нового сословия. Российское агентство правовой и судебной информации - РАПСИ (14 августа 2018). Дата обращения: 5 июля 2024.
  10. 10,0 10,1 10,2 Рыжов В. А. Эволюция крепостного права. От Юрьева дня к классическому рабству. Военное обозрение. Дата обращения: 5 июля 2024.
  11. Судебник 1497 года. История. РФ. Дата обращения: 5 июля 2024.
  12. Соборное уложение. История.РФ. Дата обращения: 6 июля 2024.
  13. 13,0 13,1 13,2 Светлана Кузнецова. Торговля людьми в России: история вопроса. Коммерсантъ (5 июля 2017). Дата обращения: 6 июля 2024.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 Тарасов Б. Ю. Россия крепостная. История народного рабства. — М.: Вече, 2020. — ISBN 978-5-4484-8221-2.
  15. Крестьяне. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Дата обращения: 6 июля 2024.
  16. Крепостное право. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 6 июля 2024.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Рязанов В. Т. Реформа 1861 года в России: причины и исторические уроки // Вестник Санкт-Петербургского университета : журнал. — 2011. — № 2. — С. 3—17.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 Почему дворяне в одном строю с крестьянами пошли на царя, и Кто из них оказался предателем. Культурология.РФ. Дата обращения: 10 июля 2024.
  19. 19,0 19,1 Назаров В. Д. БОЛОТНИКОВА ВОССТАНИЕ 1606–07. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 Константин Кудряшов. Боевой холоп и марш на Москву. Чем заканчивались мятежи на Руси. Аргументы и факты (27 июня 2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  21. Как подавили восстание Болотникова. Военное обозрение (1 июня 2016). Дата обращения: 10 июля 2024.
  22. 22,0 22,1 Иванов Владимир. Соляной бунт. История.РФ. Дата обращения: 10 июля 2024.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 Елена Данилевич. Народные восстания в Российской империи в XVII – начале XX века. Аргументы и факты (19 марта 2018). Дата обращения: 10 июля 2024.
  24. Настя Федорович. Почему случились восстания Разина и Пугачева, и кто за ними стоял. Techinsider.ru (16 июня 2022). Дата обращения: 10 июля 2024.
  25. Разинщина. Начало Крестьянской войны. Военное обозрение (6 февраля 2020). Дата обращения: 10 июля 2024.
  26. Персидский поход Степана Разина. Военное обозрение (2 февраля 2020). Дата обращения: 10 июля 2024.
  27. 27,0 27,1 Восстание под предводительством Степана Разина: причины, основные этапы и события. История России. Дата обращения: 10 июля 2024.
  28. Эксперты под редакцией "Российского военно-исторического общества". «А народ против!» Социальное противостояние в XVII веке. История.РФ. Дата обращения: 10 июля 2024.
  29. РАЗИНА ВОССТАНИЕ 1670–71. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  30. 30,0 30,1 ПУГАЧЁВА ВОССТАНИЕ 1773–75. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 10 июля 2024.
  31. 31,0 31,1 31,2 Последний великий казачий бунт. Восстание Емельяна Пугачёва. Военное обозрение (12 мая 2014). Дата обращения: 10 июля 2024.
  32. 32,0 32,1 Пугачёвское восстание. История.РФ. Дата обращения: 10 июля 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!