Книга

Материал из «Знание.Вики»
Средневековые рукописные книги

Кни́га — фор­ма хра­не­ния, пе­ре­да­чи и вос­про­из­вод­ст­ва ин­фор­ма­ции по­сред­ст­вом фик­са­ции тек­сто­во­го и ил­лю­ст­ра­тив­но­го ма­те­риа­ла на различных ма­те­ри­аль­ных но­си­те­лях. Книга представляет собой целостную структуру, оформленную определённым образом. Изобретение письменности привело к необходимости создания книг для закрепления знаний и информации[1].

История

Древность

Во времена древних цивилизаций люди писали на разных материалах— от камня до коры дерева.

Шумерские клинописные таблички

Таблички

Таблички — вид носителя информации, который был сделан из куска дерева с нанесённым на него тони слоем пластичной глины. Глину использовали по нескольким причинам: она почти ничего не стоила, её можно было долго хранить, а также глину было легко добывать. Такие таблички появились в Древнем Египте и Месопотамии, просуществовав без изменений почти тысячу лет.

После того, как надпись была сделана, табличка высушивалась. Так как слой глины был достаточно тонким, на ней не появлялись трещины. И таблички сохранялись достаточно долгое время. Такую высушенную табличку использовали для того, чтобы записывать оперативную, текущую информацию. При необходимости табличку просто смачивали водой, лопаткой с обратной стороны стилоса стирали надпись и наносили другую.[2]

Восковые табличка (цера) — до­щеч­ка (в качестве дощечки могло использоваться де­ре­во или кос­ти) с вы­долб­лен­ным уг­луб­ле­ни­ем, в которое заливался тёмный воск. За­пи­си на вос­ке ве­лись за­ост­рён­ным ме­тал­лическим стерж­нем (сти­лем) с лопаточкой на другом конце, чтобы можно было стирать написанное. На бор­ти­ках восковых дощечек де­ла­лись от­вер­стия для со­еди­не­ния с другими дощечками. Скреплялись такие дощечки с по­мо­щью ко­жа­ных ре­меш­ков или шнур­ков. В ан­тич­ном ми­ре и средневековой Ев­ро­пе такие таблички ис­поль­зо­ва­лись для школь­ных уп­раж­не­ний, за­пи­си дол­гов и рас­пи­сок, ве­де­ния су­деб­ных про­то­ко­лов, за­пи­си за­ве­ща­ний, мо­литв, за­го­во­ров и так далее[3].

Свитки

Папирус из египетского музея Каира

В Древнем Египте для записи использовался папирус — писчий материал, изготовленный из одноимённого растения. Является одним из самых древних природных носителей информации. Папирусный свиток был также самой распространенной формой сохранения и передачи информации. Техника изготовления папируса была известна египтянам ещё в III тыс. до н.э. Папирус был дорогим материалом, поэтому использовался для обучения учеников писать и выводить прописи. Чернила для письма изготавливали из сажи или охры. Из-за того, что папирус изготавливали в виде длинных полотен, его скручивали и хранили в виде свитков. Позже папирус начали разрезать и хранить в виде книг. Однако, папирус не был идеальным материалом для хранения информации. Он был очень хрупким и легко ломался, со временем темнел, а срок его хранения не превышал 200 лет[2].

Кодекс

Кодекс — форма книги в виде соединённых листов бумаги, пергамента, ткани или другого материала, скрепленных в корешке и заключенных в обложку или переплёт[4]. Одна тетрадь обычно состояла из четырёх диплом (сложенные пополам листы). В качестве переплётов использовались кожа или дерево. Так как папирус легко ломался, вскоре его заменили на пергамент, который изготавливался из кожи телят, свиней, овец и прочих животных[5].

Средневековье

Ксилография

Ксилография

Кислогра́фия — древ­ней­ший вид гра­вю­ры на де­ревянной дос­ке, один из спо­со­бов вы­со­кой пе­ча­ти. Пе­чат­ная фор­ма соз­да­ёт­ся руч­ным гра­ви­ро­ва­ни­ем ри­сун­ка. Су­ще­ст­ву­ет две основные раз­но­вид­но­сти ксилографии: об­рез­ная (про­доль­ная) и тор­цо­вая (то­но­вая).

Об­рез­ная ксилография вы­пол­ня­ет­ся на хо­ро­шо от­шли­фо­ван­ной по­верх­но­сти дос­ки, по­лу­чен­ной про­доль­ным рас­пи­лом дре­ве­си­ны из мяг­ких и сред­ней твёр­до­сти по­род де­ревьев. На по­верх­ность дос­ки пе­ром или ки­стью на­но­сит­ся ри­су­нок. За­тем но­жа­ми различной фор­мы и раз­ме­ров с двух сто­рон об­ре­за­ют­ся ли­нии изо­бра­же­ния, а про­бе­лы ме­ж­ду ни­ми вы­би­ра­ют­ся на глу­би­ну 2—5 мм с по­мо­щью до­ло­та, ста­ме­ски. На дос­ку с вы­пук­лым изо­бра­же­ни­ем ва­ли­ком или там­по­ном на­но­сят ти­по­граф­скую крас­ку и вруч­ную с по­мо­щью ва­ли­ка или на пе­чат­ном стан­ке при­ка­ты­ва­ют бу­ма­гу, на ко­то­рой по­лу­ча­ет­ся от­пе­ча­ток ри­сун­ка в зер­каль­ном ото­бра­же­нии.

Для тор­цо­вой ксилографии ис­поль­зу­ют дос­ки, по­лу­чен­ные по­пе­реч­ным рас­пи­лом, из де­ревь­ев твёр­дых по­род. На­но­сится ри­су­нок штри­ха­ми шти­хе­лем, об­ра­зую­щим тон­кие ли­нии, ком­би­на­ции ко­то­рых сни­жают на­сы­щен­ность изо­бра­же­ния. В от­тис­ке по­яв­ля­ют­ся свет­лые от­тен­ки, при­даю­щие ему лёг­кость, по­это­му та­кую гра­вю­ру на­зы­ва­ют так­же то­но­вой[6].

Наборная форма

В 1041—1048 годах в Китае Би Шен предложил использовать для книгопечатания «подвижный» шрифт, который он изготавливал из клея и глины, а затем обжигал в печи. Затем на ровном листе железа, покрытым смесью из смолы, бумажного пепла и пчелиного воска, располагались литеры, на которых были предварительно вырезаны иероглифы. Далее, чтобы сделать смолу и воск эластичными, лист железа располагали над слабым огнём. Эта операция была необходима для выравнивания литер по высоте, так как при изготовлении литер сделать их одинаковыми по размеру было невозможно. Зато после вдавливания литер ровной доской в густую разогретую смесь Би Шен получал достаточно ровную поверхность печатной формы[7].

Гу́тенберг Иоганн

Иоганн Гутенберг (около 1400 года, город Майнц — 3 февраля 1468 года, город Майнц) — немецкий изо­бре­та­тель, соз­дав­ший ев­ропейский спо­соб кни­го­пе­ча­та­ния, пер­вый типограф Ев­ро­пы. Создатель спо­со­ба пе­чат­но­го на­бо­ра, в ко­то­ром ис­поль­зо­вался прин­цип, при­ме­няв­ший­ся при из­го­тов­ле­нии пе­ча­тей. Для печати использовались специально сделанные литеры (формы, которые отливались из специального сплава на основе свинца с добавлением сурь­мы и оло­ва). На этих слитках вырезались выпуклые изображения букв.

Печатный набор позволил делать про­из­воль­ное чис­ло иден­тич­ных от­тис­ков тек­ста. Такой способ позволил избежать ошибок и искажений при переписывании текстов[8].

Новое время

Фирма Эльзевиров, основанная Лодевейком старшим, просуществовала с 1581 по 1712 год. Их предприятие сыграло большую роль в истории книги. Их красивый и простой шрифт для малоформатных зданий получил название эльзевир. Так же они ввели в употребление малые форматы — 1/16, 1/24 доля листа.

Особенно интересно введение Эльзевирами формата 1/12, который выходит за пределы пропорции, кратной двум, является как бы вытянутым, удлиненным. Он так и именуется: формат-эльзевир. Уменьшение форматов привело к удешевлению книг, способствовало увеличению тиражей. Наряду с феодалами и церковниками потребителями книг становится «третье сословие» — незнатные и небогатые люди. Становится модным носить книги с собой. Для этой цели в одежде появился «кармашек для книги».

Продуктом рассматриваемой эпохи явились газеты. Рукописные листки с важнейшими вестями ходили по рукам еще в эпоху Средневековья. Большую роль в развитии такого типа изданий сыграло учреждение организованной почты в европейских странах в XVIXVII веках. Листки и брошюры с новостями печатаются при помощи печатного станка. Такие издания с чрезвычайно важными сведениями о ценах, конъюнктуре рынка, политических событиях стоили очень дёшево.

XVII век знаменателен тем, что книгопечатание вышло за пределы европейского континента. К началу XVIII века на территории английской колонии в Америке работало уже пять типографий. Однако бумага и типографские принадлежности привозились ещё из Европы.

В этот период времени процесс становления национальной книги проходил неравномерно, но для всех европейских народов становилось понятно, что образовывается новая эстетика книг. Эта новая эстетика определяется глубинными культурно-социальными и мировоззренческими факторами[9].

Современные технологии

Методы печати

Офсетная печать

Офсе́тная печа́ть — полиграфическая технология, при которой изображение и/или текст переносятся под давлением с печатной формы на различные запечатываемые материалы с использованием промежуточного звена (офсетного цилиндра или тампона при тампопечати). В отличие от других технологий печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Различают офсетную печать с постоянной (аналоговая технология печати) и переменной (цифровая технология печати) печатными формами. Запечатываемые материалы для офсетной печати: бумага, картон, пластик, стекло, жесть, плёнка и др. В офсетной печати используют жидкие (краска, лак, чернила) или твёрдые (тонер) красители[10].

Достоинства офсетной печати: небольшое время на изготовление печатной формы и на подготовку машины к работе, возможность получения многокрасочных оттисков при одном прогоне.

Недостатки: невысокая насыщенность оттиска, обязательное использование дорогой краски и офсетных сортов бумаги[11].

Глубокая печать

При глубокой печати на бумагу изображение передают на материал при помощи углубленных печатающих элементов формы. Полированная металлическая поверхность выступает в качестве пробельного элемента. Эту технологию печати книг с листовыми машинами используют для высокохудожественных изданий, а с рулонными — для иллюстрированной многотиражной периодики и рекламных изданий.

Достоинства глубокой печати: большая площадь запечатки, высокая насыщенность слоя краски, качественные тоновые изображения.

Недостатки: использование токсичного растворителя для краски, высокая стоимость и сложность создания формового оборудования и печатной формы[12].

Примечания

  1. Ивашкин С. Н. Кни́га. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 20 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 Яковлева Мария. Древнейшие природные носители информации. Альманах Наследие (17 ноября 2021). Дата обращения: 25 мая 2024.
  3. Никишин В. О. Це́ра. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 20 мая 2024.
  4. Значение слова кодекс. Энциклопедический словарь. Дата обращения: 20 мая 2024.
  5. Ко́декс. Культура.РФ. Дата обращения: 20 мая 2024.
  6. Кислография. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 25 мая 2024.
  7. Вопрос 10. Цельные и наборные печатные формы.. Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского. Дата обращения: 26 мая 2024.
  8. Немировский Е. Л., Володарский В. М., Васильчук Т. А. Гу́тенберг Иоганн. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 20 мая 2024.
  9. Книга в эпоху буржуазных революций и в век Просвещения (XVII-XVIII века). Кубанский Государственный Университет. Дата обращения: 26 мая 2024.
  10. Стефанов Стефан Иванович. Офсетная печать. Большая российская энциклопедия (28 августа 2023). Дата обращения: 26 мая 2024.
  11. Виды печати, используемые при создании книг. Типография "Avrora Print". Дата обращения: 26 мая 2024.
  12. Виды печати, используемые при создании книг. Типография "Avrora Print". Дата обращения: 26 мая 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!