Имажинизм

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Иван Грузинов, Шеришевская. Фотография. 1919 год

Имажини́зм (от лат. imago — образ) — литературное течение в русской поэзии первой трети XX века (19131927), возникшее на основе эстетических исканий авангардистских направлений и ставившее основной задачей образотворчество — конструирование образной системы поэтического языка[1].

В центре теории и поэтической практики имажинизма — художественный образ (метафора), иногда весьма рискованный, нередко — метафорические «цепи», соединяющие различные элементы нескольких художественных образов[2].

История имажинизма

Термин

Термин «имажинизм» заимствован у англо-американского литературного течения имажизм, о котором было написано в 1915 году в статье литературного критика Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы»[1].

Первоначальное название термина «имажионизм» появилось в 1916 году в книге Вадима Шершеневича «Зелёная улица. Статьи и заметки об искусстве», где он пишет о форме поэтического образа[3].

Я по преимуществу имажионист, то есть образы прежде всего

— Вадим Шершеневич «Зелёная улица»

Однако русские имажинисты не являются преемниками имажистов, так как и те и другие сохраняли зависимость от некоторых принципов теоретика футуризма — итальянского писателя Филиппо Маринетти[4].

Этапы развития имажизма

Первый этап развития имажизма

Вдохновителем имажизма стал английский поэт и теоретика искусства Томас Эрнест Хьюм, сплотивший в Лондоне единомышленников, чтобы изучать философию искусства. Новое объединение литераторы назвали «Клубом поэтов». Туда вошли друзья Хьюма: Фрэнсис Флинт, Эдвард Сторер, Джозеф Кэмпбелл, Флоренс Фарр, Эзра Паунд. «Клуб поэтов» распался в 1910 году[5].

Рождение нового литературного течения ознаменовало стихотворение Томаса Хьюма «Осень», написанное в 1908 году[5].

Румяная луна стояла у плетня,

Как краснорожий фермер;

С ней говорить не стал я, только поклонился.

Кругом толпились щупленькие звёзды, похожие на городских детей.Стихотворение «Осень»

Эзра Паунд, 1913

Томас Хьюм утверждал, что назначение поэта — искать «внезапность, неожиданность ракурса». Хьюм подчёркивал важность зрительности образов в поэзии[3].

Новые стихи подобны скорее скульптуре, чем музыке, и обращены более к зрению, нежели к слуху.

— Томас Хьюм

Второй этап развития имажизма

Второй этап развития имажизма связан с именем известного английского поэта, теоретика искусства Эзры Паунда, возродившего провансальскую и раннеитальянскую поэзию. В своих модернистских экспериментах он обращался к песням трубадуров и стихам английских поэтов-метафизиков Средневековья[5].

Эми Лоуэлл, 1925
Поэзия ХХ века, та поэзия, которая, я ожидаю, будет создаваться в ближайшем десятилетии, отбросит всяческое «сюсюканье», она будет жёстче и естественней, она будет … пробирать до костей.

— Из эссе Эзры Паунда «Prolegomena»

Третий этап развития имажизма

Лидером имажизма в этот период стала Эми Лоуэлл, выпустившая в 19151917 годах три имажистских альманаха-антологии «Some Imagist Poets»[3].

В имажистских антологиях печатали свои произведения такие известные поэты и прозаики, как Томас Стернз Элиот, Джеймс Джойс, Форд Мэдокс Форд и другие. На Западе в спорах об имажизме участвовали многие выдающиеся поэты Англии и США[5].

В 1930 году была напечатана последняя антология имажизма, составленная, в основном из стихов 1910-х годов. В неё вошли произведения Олдингтона, Джойса, Форда, Флинта, Флетчера, Лоуэлл и Лоуренса[5]

Русский имажинизм

Основные этапы русского имажинизма

Русский имажинизм в своём развитии прошёл несколько этапов:

  • доорганизационный (19131918);
  • создание и расцвет (19191922);
  • внутригрупповой полемики (19221924);
  • постесенинский (19241927).

История русского имажинизма

Русский имажинизм сформировался в полемике с футуристами. Имажинисты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и художник Георгий Якулов начали свою деятельность как футуристы, развивая такие принципы футуризма, как призыв к жизнерадостности («солнечности») искусства, арлекинаде и буффонаде[6].

Мы родственники футуризма, но мы пришли сменить его, потому что наши души, распёртые майскою радостью, не могут смотреть без смеха на жалкий плач и нытику футуристического искусства. …Мы, имажинисты, дети прекрасного шарлатана Арлекина, всегда с улыбкой, брызжущею радостью и маем. Мы не знаем слово “грусть”, потому что даже наше отчаяние радостно и солнечно».Из «Декларации имажинизма»

С. А. Есенин, А. Б. Мариенгоф. 1919 г., лето. Москва.

В «Декларации имажинизма» говорится, что основу составляет специфическое восприятие художественного образа и его роли в искусстве. Традиционную образность имажинисты объявили уделом пассеистского искусства и стали создавать новую поэтическую образность[1].

Имажинисты утверждали, что слово, речь и язык родились из глубины образа и что первичной частью слова является образ, который и принадлежит поэзии. Поэтому главная цель поэта — восстановить первоначальный образ слова, который был утерян и заменён значением слова. Задача поэта — «отшлифовать образ»[3].

Имажинисты старались, чтобы образы не были поэтическими штампами. Поэтому было важно качество, а не количество образов[5].

Имажинистом мы называем не того, кто помещает сто образов на сто строчек, а того, кто почуял яйцо-слово с проклевавшимся птенцом.Вадим Шершеневич

Повышение образности в поэтическом произведении достигалось при помощи приёма неожиданных сопоставлений, а также употребления ненормативной лексики[1].

Имажинисты в своём творчестве также опирались на классические традиции поэзии Китая и Японии с отсутствием рифмы, разнообразием звуковой и ритмической организации. Они проводили различные ритмические эксперименты, чтобы нарушить каноническую рифму и отказаться от правильных метрических построений[3].

В. Шершеневич, А. Кусиков «Коробейники счастья»

Некоторое время имажинисты были увлечены так называемой «машиной образов», изобретённой в Англии, которая «состояла из шести вращающихся катушек, на которые накручивались ленты с отпечатанными на них словами. Слова появлялись в прорези в случайных комбинациях, которые должны были помочь писателю подбирать неожиданные образы». Поэт Сергей Городецкий вспоминал, как однажды застал Сергея Есенина сидящим на полу перед множеством мелких бумажек с написанными на них словами. Есенин наугад брал записки, подкидывал в воздух и ловил. Иногда собранные слова превращались в яркий и неожиданный образ[5].

Первый сборник имажинистов был напечатан в губернской типографии осенью 1918 года, а их первый поэтический вечер прошёл 29 января 1919 года в Московском отделении Всероссийского союза поэтов. 10 февраля в газете «Советская страна» были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов», под которой подписались поэты Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, художники Борис Эрдман, Георгий Якулов[4].

По инициативе Есенина в сентябре 1919 года образовано творческое объединение «Ассоциация вольнодумцев»[2].

Также был создан «Орден имажинистов» и выпущены коллективные сборники. В 1921 году Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф составили «Манифест» имажинизма[2].

Имажинизм в России проявился не только в литературе, но в музыке и живописи. Весной 1921 года композитор Евгений Павлов провозгласил «Музыкальный манифест» имажинизма[5].

Имажинизм для членов этой литературной группы был и философией, и религией[3].

Aquote1.png Имажинизм — не только литературное течение. Имажинизм имеет и определенное философское подсознательное обоснование. Это строительство нового — анархического, индивидуалистического — идеализма. Aquote2.png
Вадим Шершеневич

Имажинисты выступали за эстетическую свободу в повседневном существовании, декларировали новый образ жизни. В программных вопросах поэтики среди имажинистов не было единства, что привело к назреванию кризиса теоретических взглядов. В «Почти декларации» имажинисты заявили об отмене произвольного образного конструирования и установили строгую иерархию образов и жанров литературы. Вершиной искусства утверждается создание «образа эпохи»[3].

Вадим Шершеневич

Группы имажинистов существовали в Москве, Ленинграде, Казани, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Петровске (Саратовской губернии), в Украине, в Белоруссии[2].

«Орден имажинистов»

«Орден имажинистов» — литературная группа (19191927) — представлен двумя отделениями:

  • московским отделением;
  • петроградским / ленинградским («Орден Воинствующих имажинистов»).

На раннем этапе, в 1919 году, в «Орден имажинистов» входили поэты Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, художники Борис Эрдман, Георгий Якулов. К 1922 году в Верховном Совете «Ордена имажинистов» находились Есенин, Мариенгоф, Кусиков, Якулов, Шершеневич. В Центральный комитет «Ордена имажинистов» входили Борис и Николай Эрдманы, композиторы Арсений Авраамов и Евгений Павлов. Членами московского отделения являлись также Борис Земенков, Андрей Краевский, Валентин Вольпин, Рюрик Ивнев, Иван Грузинов, Григорий Шмерельсон, Матвей Ройзман, Рюрик Рок, Сергей Спасский и другие[2].

Представители этой литературной группы называли себя по-разному: «орденом», «бандой», «разбойниками». В 1922 году они объявили о подготовке своей книги «Тайны Имажинистского Двора»[2].

Надо было бить его <мещанство> в морду хлестким стихом, непривычным ошарашивающим образом…

— Из письма Сергея Есенина Всеволоду Рождественскому

«Орден имажинистов» активно участвовал в литературной жизни не только Москвы, но и всей страны. Так, в марте 1919 года представители «Ордена имажинистов» включились в деятельность литературного поезда имени А. В. Луначарского, чтобы ознакомить всю Россию с работой Наркомпроса.

Одним из самых известных мероприятий «Ордена имажинистов» стал вечер в Большой аудитории Политехнического музея, устроенный 3 апреля 1919 года Всероссийским союзом поэтов[2].

Программа вечера:

С агитационно-просветительской целью участники «Ордена имажинистов» ездили на гастроли в Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, выступали в Москве и Петрограде (Ленинграде) на митингах, художественных вечерах, лекциях, диспутах, импровизированных литературных судах-спектаклях: «Суд над имажинистами», «Суд имажинистов над поэзией», «Встреча Нового года с имажинистами», «Ёлка у имажинистов» и другие[2].

Сюзанна Штретлинг пишет в книге о феноменологии[7]:

Aquote1.png ...когда имажинист Анатолий Мариенгоф в каждом стихе чувствует занозу, которая должна засесть в руке читателя, а поэты-обэриуты требуют от своих читателей «‎подойти поближе» и «‎потрогать пальцами» вещь текста, они тем самым через процесс чтения, основанного на фетишизации материальности и оттого приобретающего вид чувственной стимуляции посредством объекта книги, творят феноменологию текстовой телесности. Aquote2.png
из Манифеста ОБЭРИУ

Воинствующий Орден имажинистов

Воинствующий Орден имажинистов — наиболее крупная литературная группа Ордена имажинистов петроградского/ ленинградского отделения (19221925). Об учреждении Воинствующего Ордена имажинистов объявлено 21 ноября 1922 года в Доме искусств, где был прочитан «Манифест новаторов», подписанный Алексеем Золотницким, Григорием Шмерельсоном, Владимиром Королевичем, Семёном Полоцким[2].

1919. Рожденье имажинизма и первые удары по лжеискусству. …Три года передовая линия имажинизма и отдельные боевые отряды его сражались под знаменем «Imago»… . Петербург лежал в стороне от военных действий. …Имажинисты, на прицел!

— Из текста «Манифеста новаторов»

21 августа 1923 года в Летнем театре в Петрограде поэт Семён Полоцкий провёл «вечер настоящей поэзии». А в 1923 году один из деятелей Воинствующего Ордена имажинистов Владимир Ричиотти организовал в Петрограде несколько вечеров с участием Сергея Есенина, Анатолия Мариенгофа, Вадима Шершеневича, Рюрика Ивнева, Семёна Полоцкого и некоторых других имажинистов. Также были напечатаны коллективные сборники членов Воинствующего Ордена имажинистов. После публикации письма Сергея Есенина и Ивана Грузинова о роспуске группы среди участников Воинствующего Ордена имажинистов появились разногласия[2].

«Ассоциация вольнодумцев»

Всеволод Мейерхольд

«Ассоциация вольнодумцев» — творческое объединение «Ордена имажинистов» (19191925). Вела широкую агитационно-просветительскую деятельность: устраивала митинги, лекции, концерты, чтения, беседы, спектакли, выставки и другие мероприятия. Устав «Ассоциации вольнодумцев» разработали Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Устав также подписали Д. И. Марьянов, Яков Блюмкин, Анатолий Мариенгоф, А. М. Сахаров, Иван Старцев, Вадим Шершеневич, Михаил Герасимов, А. Д. Силин, Григорий Колобов, Марк Криницкий, Матвей Ройзман. В «Ассоциация вольнодумцев» затем вошли Сергей Конёнков, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров и другие представители искусства. Устав «Ассоциации вольнодумцев» провозглашал широкое распространение революционных творческих идей и революционного искусства с помощью печатного и устного слова[2].

Чтобы придать группе официальный статус, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф в 1919 году в Моссовете зарегистрировали «Ассоциацию вольнодумцев» как «культурно-просветительное учреждение». После этого устав «Ассоциации вольнодумцев» был утверждён Наркомпросом[2].

Подобные общества в Советской России в утверждении не нуждаются. Во всяком случае, целям Ассоциации я сочувствую и отдельную печать разрешаю иметь.Из резолюции, наложенной А.В. Луначарским

20 февраля 1920 года на первом заседании «Ассоциации вольнодумцев» её председателем единогласно был избран Сергей Есенин, а секретарём — Матвей Ройзман[2].

Николай Клюев, Сергей Есенин, Всеволод Иванов

В 1923 году наметился отход Сергея Есенина от имажинистов, и он предложил в качестве председателя «Ассоциации вольнодумцев» Николая Клюева — одного из учредителей этого творческого объединения. В апреле 1923 года «Ассоциации вольнодумцев» отказали в перерегистрации. Однако в конце 1923 года имажинистам удалось зарегистрировать объединение как кооперативное издательство, направленное на издательские цели и клубную деятельность. «Ассоциация вольнодумцев» просуществовала до 1925 года[2].

Издательское наследие имажинистов

Имажинисты успешно развивали различные виды творческой деятельности, в том числе книгопечатание и книготорговлю. Им принадлежало несколько собственных издательств: «Имажинисты», «Сандро», «Чихи-Пихи». В 1922 году имажинисты начали издавать журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Было выпущено 4 номера[4].

В журнале печатались Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Николай Эрдман, Георгий Якулов, а также театральные деятели: Александр Таиров, Ипполит Соколов, Борис Глубоковский, художник Павел Кузнецов[8].

Первый выпуск журнала открывался «Не передовицей», где истинная сущность прекрасного, сравниваемая с величием заснеженных гор, противопоставляется «туристическому» мировоззрению[9].

Одной из публикаций, вызвавшей полемику, стала статья Рюрика Ивнева «Точки над и», в которой автор утверждает, что пролетарского искусства пока не существует, но есть искусство «переходной эпохи»[9].

Книгоиздательство «Имажинисты»

А. Кусиков. Аль-Баррак

Книгоиздательство «Имажинисты» создано при Всероссийском союзе поэтов 10 февраля 1919 года. Оно просуществовало около 4-х лет. В издательстве «Имажинисты» в Москве и Петрограде (Ленинграде) напечатано более 50 изданий, в том числе пять книг Сергея Есенина: «Радуница», «Преображение», «Исповедь хулигана», «Трерядница» (1921), «Пугачёв» (1922), а также пять сборников с его участием: «Плавильня слов» (1920), «Имажинисты», «Золотой кипяток», «Звездный бык» (1921), «Конский сад» (1922)[2].

Деятельность имажинистских издательств неоднократно критиковалась в печати: «Господа имажинисты, как из рога изобилия, закидали поэзию 1919 года своими тоненькими книжечками»; «Расточительно тратят бумагу, не считаясь с оскудением ее, поэты имажинисты. … На потраченной бумаге можно было бы печатать буквари и учебники…»[2].

30 марта 1921 года в Главполитпросвете рассматривался вопрос «О сборнике порнографических стихотворений «Золотой кипяток» Есенина, Мариенгофа и Шершеневича». Было решено: «Просить Госиздат произвести срочное расследование с привлечением к строжайшей ответственности всех виновных в даче разрешения, печатания и распространения этого сборника». В ответ на это постановление Народного комиссариата просвещения Анатолий Луначарский написал открытое письмо, в котором отказался от звания почётного председателя Всероссийского союза поэтов. В июле 1921 года губернским отделениям Госиздата отправлено особое секретное предписание: «…предлагаем вам не давать разрешения и не отпускать бумаги на издания имажинистов»[2].

Литературное кафе «Стойло Пегаса»

Г. Б. Якулов. Нападение льва на лошадь. Эскиз панно для кафе «Стойло Пегаса».

«Стойло Пегаса» — литературное кафе имажинистов. Открыто в конце октября 1919 года в помещении бывшего артистического кафе «Бим-Бом» (улица Тверская, 37). Учредитель — «Ассоциация вольнодумцев» под руководством Сергея Есенина и Анатолия Мариенгофа[2].

«Стойло Пегаса» «было своеобразной штаб-квартирой имажинистов. Там они выступали со своими стихами, проверяли корректуры, правили гранки и готовились к очередным выступлениям, а по вечерам по очереди дежурили.

— Художник В. П. Комарденков

Оформителем кафе был художник Георгий Якулов. На вывеске он изобразил скачущего Пегаса, за которым летели буквы с названием кафе. Вместе с учениками художник выкрасил стены заведения в ультрамариновый цвет, а на них жёлтой краской нарисовал портреты имажинистов и написал цитаты из их стихов[2].

В кафе проходили диспуты об искусстве. Кроме имажинистов, в «Стойле Пегаса» выступали Валерий Брюсов, Николай Клюев, Пётр Орешин, Борис Пильняк, Алексей Кручёных, режиссёр Всеволод Мейерхольд, художники Константин Петров-Водкин, Натан Альтман, певцы Лаврентий Донской, Леонид Утёсов, актёры Эстер Каминская, Геннадий Юдин и многие другие[2].

С введением нэпа деятельность «Стойла Пегаса» осложнилась, и в 1924 году кафе было закрыто. Сергей Есенин и Иван Грузинов открыли новое кафе имажинистов — «Мышиная нора» («Таверна муз»). А Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич, пытаясь возродить «Стойло Пегаса», в здании «Метрополь» открыли кафе «Калоша», которое не имело успеха и через некоторое время было закрыто[2].

Идейно-художественное размежевание имажинистов

К 1921 году в «Ордене имажинистов» произошло идейно-художественное размежевание на две группы:

По мнению поэта Александра Кусикова, «правые» имажинисты считают образ средством и поэтому делят поэзию на нужную и ненужную. А для «левых» образ - самоцель, им неинтересно содержание[1].

…Соединение отдельных образов в стихотворении есть механическая работа, а не органическая, как полагают Есенин и Кусиков. Стихотворение не организм, а толпа образов; из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять.

— Вадим Шершеневич «2×2=5»

«Правые» тяготели к органическому образу, слитному по мысли и настроению со всем произведением. Сергей Есенин считал имажинистами всех поэтов и писателей, владевших образным языком: Афанасия Фета, Льва Мея, автора «Слова о полку Игореве» и других[2].

Ты понимаешь, какая великая вещь и-мажи-низм! Слова стерлись, как старые монеты, они потеряли свою первородную поэтическую силу. Создавать новые слова мы не можем. Словотворчество и заумный язык <футуристов> — это чепуха. Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Это создали мы, имажинисты. Если ты не пойдешь с нами — крышка, деваться некуда.

— Сергей Есенин

Кусиков Александр Борисович

В 1922 году была введена цензура, Александр Кусиков, а потом Сергей Есенин уехали за границу. Начались личные размолвки между имажинистами. Формально окончательный разрыв Сергея Есенина с имажинистами связан с журналом «Гостиница для путешествующих в прекрасном», в № 4 которого Есенин отказался печататься в апреле 1924 года и назвал журнал «мариенгофским»[2].

Aquote1.png Четвертый № журнала выходит. Казалось бы, как это так: имажинизм без меня? Кто же больше меня во всех отношениях сделал для имажинизма? <…> Ради Бога, не подумай, что я „борюсь за имажинизм“ и за „папу имажинизма“. Вырос из всего этого. Все это ерунда. Никаких имажинистов не существует. Все это мальчишество, эпигонство. Мне с этим со всем не по дороге. Aquote2.png
Из письма А. Кусикова М. Ройзману

31 августа 1924 года в газете «Правда» Сергей Есенин и Иван Грузинов напечатали открытое письмо, в котором объявили о роспуске группы имажинистов по своей личной инициативе[4].

В ответ имажинисты в № 25 журнала «Новый зритель» за 1924 год опубликовали опровержение, написав о «безнадёжно больном физически и психически» Есенине и высказав мнение, что роспуск имажинизма является свидетельством «собственной распущенности» Есенина[2].

Окончательно имажинизм распался в 1927 году. А в статье «Существуют ли имажинисты?», написанной в 1928 году, Вадим Шершеневич объяснил причины распада имажинизма:

От поэзии отнята лиричность. А поэзия без лиризма — это то же, что беговая лошадь без ноги. Отсюда и вполне понятный крах имажинизма, который все время настаивал на поэтизации поэзии.

— Вадим Шершеневич

Влияние имажинизма на развитие русской культуры

Русский имажинизм сыграл значительную роль в литературном процессе и повлиял на развитие русской поэзии: метафористов, метаметафористов, куртуазных метафористов, метаметафористов, куртуазных маньеристов, ОБЭРИУтов, СМОГистов и постмодернистов[6].

Имажинизм внёс заметный вклад в культуру рифмования, способствовал обновлению поэтики, неординарности образного мышления художников слова.

Принципы стихосложения имажинистов оказали влияние на некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих идеи модернизма[4].

Литература

  1. Антология имажизма / перевод с англ. ; сост., общ. ред., предисл. и послесл. А. Кудрявицкого. М.: Прогресс, 2001. 388 с.
  2. Бандурина Н. С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). C. 16 — 18.
  3. Бобрецов В. «Итак, итог?» (О творчестве Вадима Шершеневича) // В. Шершеневич. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы / сост., предисл., прим. В. Ю. Бобрецова. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. С. 6 — 42.
  4. Васильев В. Эстетический проект: имажинизм // Литературные направления и течения в русской литературе XX века: сб. ст. СПбГУ: Филологический ф-т СПбГУ, 2005. С. 15 — 30.
  5. Вьюгин, В. Ю. Другой интерес: имажинизм, Мариенгоф и русская литература / В. Ю. Вьюгин // Русская литература. — 2009. — № 1. — С. 268 — 273. — EDN OMBMXH.
  6. Крусанов А. В. Имажинизм // Русский авангард: 1917 — 1932 (исторический обзор). В 3 т. М.: Новое литературное направление, 2003. Т. 2. Футуристическая революция (1917 — 1921). С. 353 — 382.
  7. Мариенгоф А. Буян-остров. Имажинизм // Поэты-имажинисты. СПб., 1997. С. 29 — 45.
  8. Маринетти Ф. Т. Манифесты итальянского футуризма (Собрание манифестов Маринетти, Биччьони, Капа, Руссоло, Балла, Северини, Прателла, Сен-Пуан, пер. и предисл. Вадима Шершеневича). М.: Тип. Русского т-ва, 1914. С. 59 — 66.
  9. Поэты-имажинисты / Сост., подг. текста, примеч. Э. Д. Шнейдермана. СПб., М., 1997. 372 с.
  10. Ревякина А. А. Имажинизм // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК Интелвак, 2003. С. 293 — 296.
  11. Русский имажинизм: история, теория, практика. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 491 с.
  12. Шершеневич В. Г. Листы имажиниста: Стихотворения. Поэмы. Теоретические работы. Ярославль, 1996. 408 с.
  13. Шершеневич В. Г. Кому я жму руку. М., 1921.
  14. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.; Иваново, 2007. 492 с.

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Бандурина Н.С., Шукуров Д.Л. Имажинизм в России: историко-философский аспект // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. : сборник. — 2012. — Т. 3, № 2. — С. 88—91. — ISSN 2219-9373.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 2,20 2,21 2,22 2,23 Савченко Т. К. Есенинская энциклопедия: статьи, посвящённые имажинизму // Сергей Есенин в контексте русской и мировой литературы : Сборник научных трудов. – Москва - Константиново - Рязань : Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. — 2020. — С. 52—81.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Новикова М.В. Зарождение имажинизма // Наука России: Цели и задачи : сборник научных трудов по материалам XI международной научной конференции. — 2018. — 10 октября (№ Часть 1.). — С. 50—54.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Апетян М. К. Литературное течение Серебряного века — имажинизм // Молодой ученый : журнал. — 2017. — № 43 (177). — С. 233—234. — ISSN 2072-0297.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 5,7 Савченко Т. К. «Опередившие время»: Англоязычный имажизм как литературный предшественник русского имажинизма // Современное есениноведение : журнал. — 2010. — № 14. — С. 26—40. — ISSN 2073-7467.
  6. 6,0 6,1 Савченко Т. К. «Теория футуризма наиболее соответствует взглядам на образ»: имажинизм как постфутуристское течение // Современное есениноведение : журнал. — № 15. — С. 60—76. — ISSN 2073-7467.
  7. Штретлинг С. Рука за работой. Поэтика рукотворности в русском авангарде / пер. с нем. И. Микиртумова, С. Сиротининой, А. Чертенко. — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — С. 12. — 488 с. — ISBN 978-5-4448-1743-8.
  8. Фефелова М. В. Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» как отражение эстетической программы имажинизма // Журналистика : Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 14–19 апреля 2019 года : сборник. — 2019. — С. 19—20.
  9. 9,0 9,1 Фефелова М. В. Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» как отражение эстетической программы имажинизма // Журналистика : Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 14 – 19 апреля 2019 года : сборник. — 2019. — С. 19—20.