Интердевочка (фильм)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Интердевочка
Интердевочка
Жанр драма
Режиссёр Пётр Тодоровский
Продюсер Мира Тодоровская
На основе Интердевочка Владимир Кунин
Автор
сценария
Владимир Кунин Пётр Тодоровский
В главных
ролях
Елена Яковлева* Ирина Розанова * Любовь Полищук* Ингеборга Дапкунайте * Анастасия Немоляева
Оператор Валерий Шувалов
Кинокомпания Мосфильм FilmStallet AB.
Длительность 158 мин
Страна  СССР
 Швеция
Язык Русский, шведский
Год 1989

Интерде́вочка — двухсерийный художественный фильм, снятый в 1989 году режиссёром Петром Тодоровским по одноимённой повести Владимира Кунина. Фильм снят совместно со шведской компанией «Сталлет-фильм». В картине показана история валютной проститутки, мечтавшей выйти замуж за иностранца и уехать из страны, но так и не нашедшей счастье вдали от родного дома. Премьера состоялась в январе 1989 года[1].

История создания

Фильм снят по повести Владимира Кунина, первоначально названной «Проститутка». Когда автор в 1988 году принёс повесть в журнал «Аврора», то встретил шквал негодования: такого социального порока как проституция нет в Советском союзе, поэтому произведение не может иметь такого названия. Об отсутствии проституции в стране говорит и главная героиня фильма Татьяна Зайцева таксисту, подвозившему её домой. Владимир Владимирович изменил название «Проститутка» на изобретённое им название «Интердевочка», которое укрепилось в обиходе после выхода фильма в прокат. При этом, сам Кунин относился к слову-термину скептически, сценарий фильма считал посредственным. Идея произведения возникла у Владимира Кунина в 1986 году, когда он жил в «Гранд-отеле» в столице Польши — Варшаве. Здесь писателю удалось пообщаться с валютными проститутками. По первоначальной задумке автора, героиня должна была быть полькой по национальности, влюблённой в дальнобойщика. Позже писатель получил разрешение на четыре месяца стать членом спецгруппы по операциям, связанным с оборотом валюты, и надзору за иностранными гражданами, приезжавшими в страну, и валютными проститутками. Владимир Кунин заинтересовался судьбами интердевочек, поэтому с точностью смог передать все нюансы, связанные с их жизнью. Примечателен факт, что Томас Лаустиол, шведский актёр, который в фильме сыграл роль мужа Татьяны — Эдварда Ларсена, долгое время жил с валютной проституткой, которая приехала в Швецию из Чехословакии, он считал, что для любви не существует преград. Писатель Владимир Кунин отдал повесть Мире Тодоровской, жене прославленного советского кинорежиссёра Петра Тодоровского, прошедшего Великую Отечественную войну, снявшего такие фильмы, как «Военно-полевой роман» и «Был месяц май». Мира Григорьевна заинтересовалась повестью и принялась уговаривать мужа снять по произведению фильм. Пётр Ефимович категорически не соглашался снимать картину о проститутках. Мира Тодоровская нашла в Швеции спонсора картины, который выделил на съёмки 200 тысяч долларов, начальство Госкино также выделило денежные средства. В роли главной героини Татьяны Зайцевой Мира Григорьевна видела Елену Яковлеву, которая понравилась ей по роли в фильме Вадима Абдрашитова «Плюмбум». Согласившись стать режиссёром картины, Пётр Тодоровский изначально не согласился с выбором актрисы на главную роль, считая, что Яковлева слишком худа и не имеет нужной фигуры. Автор повести Владимир Кунин видел в главной героине Татьяну Догилеву, также на роль пробовалась Наталья Андрейченко, предлагалась роль и польской актрисе Катажине Фигуре, но после всех предложений и проб роль досталась всё же Елене Яковлевой[2].

В эфире телешоу «Мой герой» Елена Яковлева рассказала, как Пётр Тодоровский долго сомневался, подойдёт ли худенькая актриса на роль проститутки. Режиссёр считал, что девушки лёгкого поведения должны быть в теле, иметь большую грудь и округлую попу. Пётр Ефимович даже пробовал увеличить некоторые части тела актрисы поролоном, но когда на съёмках поролон выпал из-под одежды героини, режиссёр отказался от своей идеи, но, чтобы Елена Яковлева поправилась, кормил её пирогами. Как считала актриса, вероятно, стратегия Тодоровского сработала и она поправилась, в доказательство этого актриса приводила в пример интересный случай[3]:

Я помню, ехала на такси, мы проезжаем мимо пушкинского кинотеатра, и таксист у меня спрашивает: «А вы Интердевочку смотрели?» Думаю, скажу на всякий случай, что нет. И он начинает мне рассказывать сюжет. И говорит: «Она такая…» Я спрашиваю: «Какая?» Ну, мне же интересно, какая я. «У неё грудь, и бёдра такие…» Я думаю, где он это видел? Какое кино он смотрел?

Несмотря на то что Елене Яковлевой в момент съёмок фильма было 28 лет, она категорически отказалась перед камерами обнажаться и целоваться с партнёром, в связи с этим снимать интимные сцены приходилось нетрадиционным способом. В частности, сцену, когда героиня, чтобы заработать требуемую ей в срочном порядке определённую сумму денег, идёт на близость с японцем, снимали без партнёра. Яковлевой намазали лицо глицерином, тем самым создав видимость, что она вспотела, кровать и тумбочку трясли участники съёмочной группы. Одними глазами актрисе удалось передать все эмоции, скопившиеся в героине. Пётр Тодоровский вспоминал[4]:

Если бы мы сняли то, что в этот момент происходило на площадке, это был бы лучший фильм в моей жизни, Дело было так. Актриса лежала на кровати в нижнем белье, под кроватью поставили бревно и под музыку его раскачивали. Осветитель в такт манипулировал светом, оператор – камерой, а режиссёр сидел за кадром и ритмично расталкивал актрису. Вся группа еле сдерживала смех, а кто-то посоветовал даже запатентовать этот способ. Пока сняли этот кадр с разных точек, все были мокрые и вымотанные. Одна Лена полёживала, отдыхала

На роль проститутки Зинаиды Мелейко Пётр Тодоровский без проб утвердил Любовь Полищук, которой на период съёмок в фильме было 40 лет. Полищук не смогла отказать маститому режиссёру, хотя, по её признанию, уже устала от ролей, в которых в первую очередь используется её яркая внешность. Ингеборга Дапкунайте, имеющая специфический прибалтийский акцент, перед пробами пыталась от него избавиться, так как считала, что это может помешать ей успешно пройти отбор. Но режиссёра, наоборот, привлекла её манера разговаривать, компания проституток стала интернациональной. Когда Ингеборга пришла подписывать договор, Пётр Ефимович не узнал её, так как на пробах она была в гриме, пришлось ассистентам представить актрису заново. Ирина Розанова, сыгравшая Симу, первоначально мечтала сыграть главную роль — Татьяну, но Тодоровский, всегда говоривший прямо, в своей манере отказал Ирине Юрьевне. Кинокритик и киновед Андрей Апостолов описывает это так[5]:

Розанова претендовала на главную роль, а Тодоровский был очень ироничный, но при этом добродушный человек. Он ей в своей манере сказал: «Ты понимаешь, если я покажу всё вот это добро, которым ты обладаешь, и при этом по фильму ты покидаешь страну, люди этого не переживут. А Лена Яковлева – худосочная – это ничего, а ты всё-таки должна остаться»

Картина имела оглушительный успех, в 1989 году около 40 миллионов зрителей посмотрели фильм. После выхода на экраны «Интердевочки» в редакцию журнала «Советский экран» стали приходить письма, в которых зрители благодарили создателей фильма, показавших события в стране, пережившей четвёртый год перестройки. В монологах Татьяны Зайцевой, в частности о лимитчицах, звучит практически публицистический комментарий событиям. Одежду для героинь фильма — валютных проституток покупали в Швеции, особое внимание было уделено нижнему белью, поэтому внешний вид героинь фильма и реальных проституток Москвы и Ленинграда отличался. Художник по костюмам Алина Будникова вспоминала о подготовке к съёмкам[6]:

Мы выбирали трусы с поясом на бёдрах из качественного тонкого шёлка. В меру открытые, непрозрачные, без всяких рюшек, но многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые. А Елена Яковлева была в таком восторге, что часть белья после съёмок режиссер предложил ей оставить себе

Съёмки фильма, на которые было затрачено всего три месяца, проходили в Ленинграде, Москве и Швеции. Финал фильма Тодоровским был придуман трагичным — главная героиня погибает. Шведские партнёры решили, что финал слишком печален и не подходит для проката в их стране, в связи с этим было сделано два варианта фильма: для проката в Советском союзе и проката в Швеции. Шведский вариант представлял собой одну серию, смонтированную из двух снятых, с открытым финалом, дающим право зрителю самому решить, что произошло с Татьяной Зайцевой далее. Однако компания «Сталлет-фильм» принимавшая участие в создании картины, обанкротилась, поэтому в прокат в Швеции фильм «Интердевочка» не вышел[7].

Сюжет

1 серия

Первые кадры картины «Интердевочка» начинаются в гостинице «Прибалтийская», расположенной на берегу Невы в Ленинграде, где работают валютные проститутки, пропускаемые в отель швейцаром и администратором. Татьяна Зайцева, главная героиня кинокартины, живёт двойной жизнью: днём она работает медсестрой в больнице, где коллеги относятся к ней с уважением и любовью, а в тёмное время суток подрабатывает «ночной бабочкой», проституткой, обслуживающей иностранных гостей северной столицы. У Тани есть мечта: выйти замуж за одного из клиентов — шведа Эдварда Ларсена и уехать из Советского союза. В номере гостиницы, где она провела ночь с Эдвардом, девушка слышит признание в любви и предложение руки и сердца, которое жених готов подкрепить знакомством с таниной семьёй.

Счастливая, Татьяна покидает номер и у лифта сталкивается с Евгением, милиционером из специального отделения, занимающегося безопасным нахождением иностранных граждан в Советском Союзе и выполняющего функцию контролёра за деятельностью интердевочек, В сопровождении Евгения Таня оказывается в комнате, куда ранее были доставлены её соратницы по цеху: Сима-Гулливер, когда-то профессионально занимавшаяся волейболом, прибалтийская красавица, приехавшая покорять Ленинград, — Кисуля, самая взрослая среди собравшихся — роскошная Зина Мелейко, имеющая за плечами несколько высших образований. Девушки не в первый раз задерживаются милицией, поэтому ведут себя раскованно, чувствуют себя как дома, при досмотре личных вещей пытаются найти оправдание всему, что находится у них в сумочках[8].

Татьяну, у которой не оказалось ничего запрещённого, отпускают домой, куда она добирается на такси, во время поездки в котором на непристойные предложения таксиста отвечает, что в Советском союзе такого социального явления как проституция не существует, поэтому статьи в Уголовном кодексе, предписывающей наказание за её деятельность, быть не может. Зайдя в подъезд, в котором находится квартира Татьяны и её мамы Аллы Сергеевны, работающей учителем в школе, Таня поднимается на верхний этаж, где в считанные минуты из валютной проститутки превращается в обыкновенную советскую девушку: снят макияж, надета другая одежда. Её внешний вид не выдаёт то, чем она занималась в ночное время. Дома героиня сообщает матери новость о предстоящем замужестве. Вначале Алла Сергеевна обрадовалась за дочь, но, узнав о её желании уехать из страны, не согласна с решением дочери. Татьяна пытается доказать матери, что она не хочет прозябать в однокомнатной квартире, работать за мизерную зарплату, терпеть унижения от действительности, как это делает Алла Сергеевна.

Не закончив разговор с мамой, Таня вместе с соседкой Лялей уходит на дневное дежурство. В больнице невозможно узнать в Тане ночную бабочку, здесь она заботливая медсестра, которую любят и пациенты, и коллеги. Когда-то Таня мечтала стать врачом, поступила в медицинский институт, но, не желая работать за копейки, бросила его. В больницу к Татьяне на машине приезжают Кисуля и Сима. Ляля, вышедшая к ним вместе со старшей подругой, восхищена видом девушек и поражена, что Таня решает купить в подарок маме песцовую шубу, стоящую по тем временам огромных денег — семь тысяч рублей, когда средняя зарплата в стране была 90-120 рублей в месяц. Таня просит Эдварда преподнести шубу тёще от его имени, что он и делает во время знакомства с Аллой Сергеевной. Регистрацию брака молодожёны и мама невесты отмечают в ресторане гостиницы, где Татьяну заметил один из её старых клиентов — японец по национальности[9].

На следующий день Татьяна начинает собирать документы для выезда за границу. Оказалось, что это не так просто сделать, ведь кроме всевозможных характеристик и справок, ей необходимо предоставить в отдел согласие обоих родителей на её отъезд. Отец Тани бросил семью двадцать три года назад, но это никого не интересует. Татьяна вынуждена начать его поиски. Через некоторое время девушка встречается с ним в нищей, плохо пахнущей квартире, где он проживает с больной лежачей женой и двумя маленькими детьми. Татьяна возмущена увиденным, она не понимает, как так можно жить. Оскорблённый обвинениями дочери, мужчина, не принимавший участия в её жизни на протяжении долгих лет, идёт на принцип и требует выкуп за своё согласие на отъезд в сумме трёх тысяч рублей. Обескураженная, Таня просит в долг у подруг: Кисули и Симы, но получает отказ и совет заработать самой. Загнанная в тупик сложившимися обстоятельствами, Татьяна вспоминает о встрече в ресторане с клиентом из Японии и приглашает его в квартиру, любезно предоставленную ей подругами (в гостинице можно столкнуться с милицией, в квартире встрече никто не помешает).

Таня, уже замужняя женщина, тяжело переживает, что ей пришлось изменить мужу, чтобы заработать недостающую сумму денег. После свидания с японцем, который, по его словам, в течение целого года не мог забыть встречи с Татьяной и готов дать ей любую сумму денег, девушка напивается и высказывает вернувшимся в квартиру подругам всё, что у неё накипело на душе: обиду на лимитчиц, которые, заполонив город, устраиваются в жизни, идя по головам других. Наконец разрешение на выезд получено. Таня прощается с мамой в аэропорту, мольбы матери остаться на родине, не останавливают девушку, утирая слёзы, она поднимается по лестнице к выходу на посадку[10].

2 серия

Вторая серия фильма знакомит зрителя с жизнью Тани в Швеции. Кажется, что она получила всё, о чём мечтала, живя в Советском союзе: разнообразие одежды, украшений, полки, заставленные деликатесами, машина, дом. Эдвард не успевает следить за тратами жены, но ни в чём ей не отказывает. Однажды на заправке, куда Таня заезжает каждый день, она встречает водителя-дальнобойщика, живущего в Ленинграде в одном доме с её мамой. Героиня вспоминает, как по утрам ей иногда приходилось обходить фуру, которую дальнобойщик оставлял у подъезда. Радостная от встречи с соотечественником, Таня приглашает Виктора в гости, где передаёт через него подарки маме и Ляльке, а также самому Виктору преподносит презенты. После отъезда Виктора Эдвард упрекает жену в чрезмерных тратах, расточительстве и необдуманном приглашении в дом гостей. Он говорит, что в Швеции вести себя так не принято. Таня с её русской открытой душой не может смириться с таким образом жизни, она решает найти работу, но без совершенного владения языком и шведского образования это сделать трудно.

В семейной жизни Татьяны и Эдварда появляется трещина, кроме разногласий, связанных с материальным достатком, героиня не может забеременеть, чем вызывает много вопросов у Эдварда. Тане одиноко, рядом нет родных и знакомых. Русская девушка, с которой Таня случайно познакомилась во время поиска работы, принимает участие в перевозке наркотиков, за что попадает в тюрьму. Виктору, ставшему для Тани связующей нитью между ней и родными в Ленинграде, запретили работать на перевозке грузов за границу: он не имел права общаться с покинувшей Родину молодой женщиной. С каждым днём Таня всё больше тоскует по родному дому. На одной из вечеринок в доме Эдварда и Татьяны, намекая на её прошлое, к ней пристаёт коллега мужа. Разгневанная героиня даёт отпор наглецу, который впоследствии отомстил девушке, лишив её мужа возможности поехать в тур в Россию[11]

Жизнь, о которой так мечтала Таня, разваливается на глазах. Кроме этого, она интуитивно чувствует, что дома, на родине, не всё в порядке. И это правда: Кисуля, которую задержали с валютой, свалила всю вину на Таню, Алла Сергеевна от пришедших проводить обыск милиционеров узнаёт о сфере деятельности дочери, по району распространились слухи о том, что Таня — валютная проститутка, ученики стали вести себя с учительницей по-хамски, в конце концов Аллу Сергеевну увольняют с работы. Тревога, предчувствие необратимого толкают Таню к тайной от мужа покупке тура в Ленинград. В это время в Ленинграде Алла Сергеевна, включив газ, кончает жизнь самоубийством. На помощь ей спешит Лялька, сменившая подругу в ряду валютных проституток, но поздно. Таня мчится на автомобиле в аэропорт, слёзы бегут из её глаз, дождь делает дорогу опасной, фары машин, несущихся навстречу, слепят глаза. Автокатастрофа неизбежна[12].

.

Создатели фильма

Роли и исполнители

Женские роли

Мужские роли


Награды

Фильм "Интердевочка в рейтинге фильмов за 1989 год занял лидирующую позицию. По версии журнала «Советский экран», который провёл опрос среди читателей, Елена Яковлева была признана лучшей актрисой. Фильм в 1990 году получил награду на Международном кинофестивале в Токио в номинации — «Лучшая женская роль». В этом же году картина получила премию «Ника» в номинации «Лучшая женская роль»[17][18].

Примечания

  1. Интердевочка. Мосфильм. Дата обращения: 19 августа 2024.
  2. Мурзина М. Бомба 80-х. Почему Тодоровский не хотел снимать «Интердевочку». Федеральный АиФ (26 января 2014). Дата обращения: 18 августа 2024.
  3. Тодоровский меня от отчаяния взял. Елена Яковлева о роли в «Интердевочке». Кино-театр.РУ (10 марта 2024). Дата обращения: 19 августа 2024.
  4. «Ее намазали глицерином, как будто ей жарко»: как снимали «Интердевочку»?. МИР24 (18 мая 2023). Дата обращения: 19 августа 2024.
  5. Интердевочка: как Петр Тодоровский искал актрис на роли ночных бабочек. Москва. Доверие (3 июня 2024). Дата обращения: 19 августа 2024.
  6. Советская красотка: как «Интердевочка» учила любить Родину. Кинопоиск. Дата обращения: 18 августа 2024.
  7. Пять неожиданных фактов о фильме «Интердевочка». МИР24 (14 февраля 2019). Дата обращения: 19 августа 2024.
  8. Интердевочка. ОККО. Дата обращения: 19 августа 2024.
  9. Интердевочка. Кинориум. Дата обращения: 19 августа 2024.
  10. Интердевочка. Триколор. Дата обращения: 19 августа 2024.
  11. Интердевочка (1989): почему Таня Зайцева страдала в Швеции. Livejournal. Дата обращения: 19 августа 2024.
  12. Интердевочка. Duke Universite. Дата обращения: 19 августа 2024.
  13. Интердевочка. Создатели фильма. Кино-театр.РУ. Дата обращения: 19 августа 2024.
  14. «Интердевочка»: как сложились судьбы актёров спустя 35 лет после выхода фильма. Новый очаг (3 апреля 2023). Дата обращения: 19 августа 2024.
  15. 10 актрис фильма «Интердевочка» 34 года спустя: как сегодня выглядят Таня Зайцева, Лялька и Сима-Гулливер. КП Афиша. Дата обращения: 19 августа 2024.
  16. Интердевочка. Актёры. Кинопоиск. Дата обращения: 19 августа 2024.
  17. Интердевочка: как Тодоровский лишил заработка ночных бабочек и снял постельную сцену. Москва. Доверие. Дата обращения: 19 августа 2024.
  18. Интердевочка. Вокруг кино. Дата обращения: 19 августа 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!