Иосиф

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Иосиф
ивр.יוסף‏‎
Иосиф и его братья. Фреска XIV векаИосиф и его братья. Фреска XIV века
Пол мужской
Период жизни По православной традиции:
1864—1754 до н. э.
Имя на других языках греч. Ιωσηφ
лат. Ioseph
 
В иных культурах Юсуф — в исламе
Местность Иудея, Древний Египет
Происхождение от Иакова
Отец Иаков
Мать Рахиль
Супруг(а) Асенефа (Оснат)
Дети Манассия, Ефрем
Место погребения Пещера Патриархов в Хевроне
или Гробница Иосифа в Наблусе

Ио́сиф (ивр. יוֹסֵף Yosef, Yôsēp̄, араб. يوسف‎, Yūsuf «Яхве прибавит», 1864 год до нашей эры — 1754 год до нашей эры) — в Вет­хом За­ве­те сын Иа­ко­ва и пер­ве­нец его лю­би­мой же­ны Ра­хи­ли, ро­див­шей его после дли­тель­но­го бес­пло­дия (Быт. 29:30-31, 30:22-24, 35:24). Персонаж Пятикнижия, имя которого стало нарицательным в связи с ненавистью к нему завистливых братьев[1].

Жизнеописание Иосифа — назидательная история о преодолении юношей всех препятствий на пути к реализации своих талантов. Детский сон Иосифа о будущем величии сбывается не только благодаря дару прорицания, но, прежде всего, благодаря нравственной чистоте и уму. В религиозной традиции его называют патриархом Иосифом и Иосифом Прекрасным[2].

Библейский сюжет

Детство и юность

Бу­ду­чи позд­ним ре­бён­ком, «сы­ном ста­рос­ти»[3], Иосиф был особенно об­лас­кан сво­им от­цом, что непрестанно вызвало рев­ность брать­ев. Ещё одной причиной жгучей не­на­вис­ти брать­ев к юному Иосифу было то, что он рас­сказал о сво­их сновидениях. В од­ном из этих снов ему по­кло­ни­лись солнце, луна и один­на­дцать звёзд.

Однажды Иа­ков по­слал 17-лет­не­го Иосифа к брать­ям на их ко­че­вое пастбище в До­фа­им (Дофан). Увидев Иосифа издалека брать­я задумали убить его. Только Рувим, тай­но желая спа­сти брата, пред­ло­жил бро­сить его в ров. Позднее, когда Ру­ви­ма не было рядом, ми­мо ко­че­вья шёл ка­ра­ван торговцев-египтян. Иу­да рассудил, что выгоднее будет про­дать Иосифа в рабство. Его вытащили из рва, где он сидел без одежды, и продали за 20 мер се­реб­ра. Что­бы отец не узнал об этом зло­дея­нии, бра­тья зарезали козла и испачкали его кровью многоцветную оде­ж­ду Иосифа, предварительно её разорвав. Иаков тяжело страдал, когда сыновья показали ему одежды Иосифа в доказательство то­го, что его в дороге загрызли звери[1].

Испытания

Жена Потифара пытается соблазнить Иосифа
Иосиф и жена Потифара. Художник Гвидо Рени. XVII век

В Егип­те торговцы продали Иосифа чи­нов­ни­ку фа­рао­на По­ти­фа­ру[3]. Заслужив бла­го­во­ле­ние Потифара, Иосиф стал до­мо­пра­ви­те­лем. Но вскоре жена Потифара прониклась к красивому, стройному юноше страстью и вожделением. Когда Иосиф отверг её домогательства, она обвинила молодого домоправителя в том, что это он пытался её соблазнить. По­ти­фар разгневался и за­то­чил Иосифа в тюрь­му. В застенках Иосиф тоже смог проявить свои административные навыки и на­чаль­ни­к тюрьмы по­ста­вил его старшим над все­ми заключёнными[4]. Здесь же Иосиф дал ­тол­ко­вание сновидениям хлебодара и начальника ви­но­чер­пиев фа­рао­на. Хлебодару он предрёк казнь, а главному виночерпию пообещал ос­во­бо­ж­де­ние и возврат к прежней долж­но­сти. Но когда пред­ска­за­ние исполнилось, главный ви­но­чер­пий забыл, что обещал Иосифу ходатайствовать о нём пе­ред фа­рао­ном[4].

Прошло ещё два го­да, и фараону приснился сон, который ни­кто из его муд­ре­цов не мог ис­тол­ко­вать[5]. Тогда и вспомнили, что есть пророк в их отечестве. Иосифа доставили к фараону. Он ис­тол­ко­вал сон как предзнаменование сначала се­ми лет изо­би­лия, а потом семи не­уро­жай­ных лет. Иосиф посоветовал фараону соз­дать за семь изо­биль­ных лет запасы продовольствия, чтобы пре­дот­вра­тить го­лод в не­уро­жай­ные го­ды. Фа­ра­он по­ру­чил осу­ще­ст­в­ле­ние пла­на са­мо­му Иосифу, на­де­лив его ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми. Бла­го­да­ря Иосифу в пе­ри­од за­су­хи Еги­пет стал жит­ни­цей для близлежащих стран[6]. За зер­но, сохранённое с прошлых лет, зем­ле­вла­дель­цы платили фа­рао­ну своими высохшими землями. Вскоре все посевные зем­ли Егип­та стали собственностью фа­рао­на.

Соединение семейства

С на­сту­п­ле­ни­ем го­лод­ных лет 10 брать­ев Иосифа приехали в Еги­пет, что­бы ку­пить зер­но, и пред­ста­ли пе­ред Иосифом, ко­то­ро­го даже не уз­на­ли. Он не от­крыл­ся брать­ям, разговаривал с ни­ми су­ро­во, об­ви­нил в шпионаже и отправил на три дня в тюрьму. Рувим тогда говорил братьям, что это наказание им всем за грех против их брата, отрока Иосифа. После этого Иосиф по­тре­бо­вал, что­бы в до­ка­за­тель­ст­во сво­ей не­ви­нов­но­сти они при­вез­ли к не­му млад­ше­го бра­та Ве­ниа­ми­на, ос­та­вив за­лож­ни­ком Си­ме­о­на. Тогда Иосиф от­пус­тил брать­ев до­мой с зер­ном[7]. Зерно закончилось и го­лод выну­ди­л Иа­ко­ва отпустить Ве­ниа­ми­на в Египет. Иосиф ос­во­бо­дил Си­ме­о­на, но во время тра­пе­зы велел скрытно по­ло­жить в их мешки день­ги. В ме­шок Ве­ниа­ми­на положили се­реб­ря­ную ча­шу. На выезде из города брать­ев об­ви­нили в во­ров­ст­ве. Бра­тья пред­ста­ли пе­ред Иосифом, и он по­тре­бо­вал обратить в рабство ви­нов­но­го в краже серебряной чаши Вениамина[8].

Иу­да, понимая, что без Вениамина они не могут вернуться к отцу, потому что тот родился от Рахили после Иосифа и стал отцу утешением в скорби, решил взять на се­бя ви­ну за похищение чаши[9]. Тогда Иосиф от­крыл­ся брать­ям и обнял Вениамина, своего родного младшего брата. Братья с дарами поспешили в Ха­наан, что­бы, с разрешения фараона, пе­ре­вез­ти всю семью в благополучный Еги­пет. Они по­се­ли­лись в египетской зем­ле Ге­сем[10]. Иа­ков про­жил ещё 17 лет, а перед смертью благословил сы­но­вей Иосифа Еф­ре­ма и Ма­нас­сию, ставших пра­ро­ди­те­лями двух ко­лен Из­раи­ле­вых. Иаков завещал по­хо­ро­нить его в пе­ще­ре Мах­пела[11]. Иосиф жил в Египте и умер в возрасте 110 лет, видел как росли дети и внуки Ефрема и Манассии. Пе­ред кончиной он попросил брать­ев по­кля­сть­ся, что те пе­ре­ве­зут его ос­тан­ки в Зем­лю обе­то­ван­ную[12]. Его тело набальзамировали и поставили в Египте, а «сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та»[13].

Значение

Иосиф пророчествует в тюрьме. Иллюстрация к Библии. 1907 год
Иосиф пророчествует в тюрьме. Иллюстрация к Библии. 1907 год

Жизнеописание Иосифа как при­ме­р це­ло­ст­но­го вет­хо­за­вет­но­го биографического по­ве­ст­во­ва­ния пред­став­ля­ет собой цен­ный ис­то­рический источник. В нём содержится масса сведений по топонимике, оно­ма­сти­ке, эко­но­мическим и куль­тур­ным особенностям бы­та се­мит­ских пле­мён. Выявляются взаимоотношения евреев с египетскими властями. Например, детально описана по­лу­чив­шая значительное рас­про­стра­не­ние и от­ра­жён­ная в египетских источниках второй половины второго тысячелетия до нашей эры практика по­куп­ки зер­на в Егип­те се­мит­ски­ми племенами. Кроме того, становится ясной система администрирования внутри Египта, а также со­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка того времени. Например, возможность за­ня­тия се­ми­та­ми выс­ших руководящих по­стов, по­ли­ти­ка фа­рао­нов по кон­со­ли­да­ции фон­да двор­цо­вых зе­мель[1].

Фак­ты из жизни Иосифа, вероятно, получили обработку в традициях древне-египетских фольк­лор­ных форм. Известна «Сказ­ка о двух брать­ях», XIII века до нашей эры. Жи­тие Иосифа во­шло в вет­хо­за­вет­ный апок­риф «За­ве­ты две­на­дца­ти пат­ри­архов» (конец II века до нашей эры). В IX-XV веках в ис­лам­ском ми­ре под влиянием коранического из­ло­же­ния (12-я су­ра) при­об­ре­ли по­пу­ляр­ность поэмы об Ио­си­фе и же­не По­ти­фа­ра, в библейском сюжете она не названа по имени («Юсуф и Зу­лейха»)[1].

В религиозной живописи

Те­ма Иосифа в изобразительном искусстве по­яв­ля­ет­ся в III-IV веках в виде рос­пи­си си­на­го­ги в Ду­ра-Ев­ро­по­се; фраг­мента сар­ко­фа­га из ка­та­комб Сан-Кал­ли­сто, IV века; рос­писи ка­та­комб на Виа-Ла­тина в Ри­ме, конец IV века. Чаще всего Иосифа изо­бра­жа­ют юным, одетым в хи­то­н и пла­щ. В ру­ко­пи­сях раз­вёр­ну­тые цик­лы жи­тия Иосифа из­вест­ны с VI века (Кот­то­нов­ская Библия, Британский музей — 22 сце­ны). Ис­то­рия Иосифа вклю­че­на в цикл ил­лю­ст­ра­ций Кни­ги Бы­тия с VI века. Это ми­ниа­тю­ры «Вен­ско­го Ге­не­зи­са», Австрийская национальная библиотека, Вена; Кот­то­нов­ская Биб­лия, обе VI века.). В ви­зантийских ок­та­тев­хах XI-XII веков со­дер­жит­ся от 40 до 55 сцен[14].

Иосиф интерпретирует сон фараона. Картина Роберта Дункартона
Иосиф толкует сон фараона. Художник Роберт Данкартон. 1797

Сюжет рассматривается в следующих аспектах: христологический — Иосиф как про­об­раз Христа, эк­кле­зио­ло­ги­че­ский — Иосиф как об­раз Церк­ви и морализирующий — Иосиф как сим­вол чис­то­ты. Эти ас­пек­ты ис­то­рии Иосифа сделали её по­пу­ляр­ной в средневековом искусстве: ми­ниа­тю­ры «Лек­цио­на­рия Ген­ри­ха II» (1007, Ба­варская государственная библиотека, Мюнхен), скульптура ка­пи­те­лей со­бо­ров в Вез­еле и Мон­реа­ле (XII век), мо­заи­ки со­бо­ра Святого Мар­ка в Ве­не­ции (1230), вит­ра­жи со­бо­ра в Шар­тре (XIII век). Иосифу посвящено од­но из клейм «Рай­ских врат» Лоренцо Ги­бер­ти (1424—1452, му­зей со­бо­ра, Фло­рен­ция), пред­став­ляю­щее ключевые эпи­зо­ды жизни пророка[14].

Блюдо, но котором Иосиф встречается со своими братьями
Встреча Иосифа с братьями. Блюдо XVII века

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния ис­то­рия Иосифа ста­но­вит­ся те­мой для са­мо­сто­ятельных жи­во­пис­ных се­рий: 6 тондо (круглых картин) неизвестного голландского художника «Мас­те­ра ис­то­рии Ио­си­фа» (около 1500 года, Ста­рая пи­на­ко­тека, Мюнхен; му­зей Боде, Берлин; Мет­ро­по­ли­тен-музей, Нью-Йорк), 14 жи­во­пис­ных пан­но для брач­ных по­ко­ев Пьер­фран­че­ско Бор­ге­ри­ни и Мар­га­ри­ты Ач­чай­уо­ли в их фло­рен­тий­ском двор­це (1515 год, ху­дож­ни­ки Якопо Пон­тор­мо, Андреа дель Сар­то, Франческо Гра­нач­чи, Бакь­якка и Фран­ча­биджо, ны­не — в Па­лац­цо Питти и га­ле­рее Уф­фи­ци во Фло­рен­ции, га­ле­рее и му­зее Бор­ге­зе в Ри­ме, Национальной га­ле­рее в Лон­до­не). Исключи­тель­ной по­пу­ляр­но­стью в эпо­ху позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и ба­рокко поль­зо­вал­ся сю­жет «Ио­сиф и же­на По­ти­фа­ра» («Ис­ку­ше­ние Ио­си­фа»), к ко­то­ро­му об­ра­ща­лись Якопо Тин­то­рет­то (1555, Прадо, Мадрид), Гвидо Ре­ни (1631, ГМИИ имени Пуш­ки­на, Мо­сква), Бартоломе Му­ри­льо (1640-1645, Государственная кар­тин­ная га­ле­рея, Кассель), Рембрандт (1655, Национальная га­ле­рея ис­кусств, Ва­шингтон). Ил­лю­стри­ро­ва­лись так­же сю­же­ты: «Ио­сиф тол­ку­ет сны ви­но­чер­пию и хле­бо­да­ру» (Александр Ива­нов, 1827, ГРМ, Санкт-Пе­тербург), «Ио­сиф тол­ку­ет сны фа­рао­на» (Петер фон Кор­не­ли­ус, 1816-1817, фре­ска в Палаццо Дзуккари в Ри­ме, ны­не — Ста­рая национальная га­ле­рея, Берлин), «Ио­сиф и его бра­тья» (Франц Ма­уль­берч, 1745-1750, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бу­дапешт). В искусстве XX века к об­ра­зу Иосифа об­ра­ща­лись редко, преимущественно в со­ста­ве биб­лей­ских цик­лов («Биб­лей­ское По­сла­ние» Марка Ша­га­ла, рас­кра­шен­ные офорты 1931-1958; «Биб­лия в кар­тин­ках для детей» Адриан де Фриз, ли­ногра­вю­ры, 1964)[14].

Ико­на Иосифа на­чи­ная с XVII века встречается в пра­оте­че­ском ря­ду русских вы­со­ких ико­но­ста­сов (ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Ипать­ев­ско­го монастыря, 1652). Со­глас­но русскому ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку XVII века, Иосиф дол­жен вы­гля­деть «аки Бо­рис, риза кня­же­ска, ба­гор, в пор­фи­ре, ис­под ла­зорь». Жи­тий­ные ико­ны Иосифа встречаются край­не ред­ко, например, ико­на XIX века из ча­ст­но­го со­б­ра­ния в Мо­ск­ве[14].

В литературе и массовой культуре

Томас Манн (18751955), немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии (1929) создал, опираясь на библейский сюжет, монументальное произведение — роман-миф о пророке «Иосиф и его братья». Повествуя об Иосифе Прекрасном, автор рассказывает о неизбежности победы света, разума, человечности и семейных ценностей над нравственным хаосом. Роман состоит из четырёх частей (тетралогия) и очень подробно излагает сюжет об Иосифе и его братьях, с эпическим размахом излагая богатый фактический материал. Автор произвольно поместил сюжет, изначально относящийся к XVIII династии Древнего Египта, в исторический контекст правления Аменхотепа III и Эхнатона (Аменхотепа IV)[15].

Иосиф является героем мини-сериала «Иосиф Прекрасный: наместник фараона» (1995, Германия, Италия, США)[16].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Софронов, Константин. Иосиф (пророк). Всемирная История. Энциклопедия (26 ноября 2021). Дата обращения: 7 июля 2024.
  2. Дмитрий Ростовский. Ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, одиниз 12 сыновей Иакова. «Ортокс» (2024). Дата обращения: 6 августа 2024.
  3. 3,0 3,1 Бытие́, глава 37. Азбука веры (Сайт) (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
  4. 4,0 4,1 Бытие. Глава 39. Азбука веры. Сайт (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
  5. Бытие. Глава 40. Азбука веры. РУ (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
  6. Бытие. Глава 41 (неопр.) (неопр.) (неопр.) (неопр.). Азбука веры. Сайт (2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
  7. Бытие. Глава 42. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  8. Бытие. Глава 43. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  9. Бытие. Глава 44. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  10. Бытие. Глава 47. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  11. Бытие. Глава 48. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  12. Бытие. Глава 50. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  13. Исход. Глава 1. Азбука веры (сайт) (2023). Дата обращения: 10 июля 2024.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Бабкина С. В., Бусева-Давыдова И. Л. Иосиф // Большая Российская энциклопедия : сайт. — 2017.
  15. Манн, Томас. Иосиф и его братья / пер. Апт, Соломон Константинович. — М.: Правда, 1991. — Т. 1,2. — ISBN 5-253-00602-8, 5-253-00599-4.
  16. Иосиф Прекрасный: наместник фараона. Кинопоиск.ру (2024). Дата обращения: 6 августа 2024.