Коренная пустынь

Эта статья входит в число готовых статей и является кандидатом в хорошие
Материал из «Знание.Вики»
Монастырь
Коренная пустынь
Коренная Пустынь - место купания в реке Тускарь.jpg
Страна  Россия
Местоположение Курская облать,Свобода, Золотухинский район
Конфессия Православие
Епархия Курская епархия
Тип мужской
Дата основания 1597
Наместник Серафим (Котельников)
Статус
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Федерального значения

Состояние действующий
Сайт https://korennayapustin.ru/
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Ку́рская Коренна́я пу́стынь — мужской мо­на­стырь Курской епархии Русской православной церкви, названный в честь Ро­ж­де­ст­ва Пресвятой Бо­го­ро­ди­цы.

Рас­по­ло­жен на пра­вом бе­ре­гу реки Тускарь, на территории Зо­ло­ту­хин­ско­го района Кур­ской области[1]. Коренная пустынь построена на месте обретения широко почитаемой иконы «Знамение», пользуется значительной популярностью у верующих в центральной и южной России[2].

До Февральской революции 1917 года традиционный ежегодный крестный ход из Курска в Коренную пустынь считался крупнейшим в Российской империи[2].

История

Ос­но­ван в 1597 году по ука­зу ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча на мес­те, где, по пре­да­нию, в 1295 году жи­те­лем Рыль­ска у кор­ня де­ре­ва (от­сю­да название пус­ты­ни) бы­ла най­де­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Знамение». На ме­сте об­ре­те­ния за­бил источник. Ико­на, про­сла­ви­лась чудотворением и ста­ла очень по­чи­тае­мой. При­ве­зён­ная в 1597 году в Мо­ск­ву на по­кло­не­ние она по ука­за­нию ца­ри­цы Ирины Фёдоровны Годуновой была ук­ра­ше­на ри­зой[3]. В это же вре­мя в Коренной пустыни был построен пер­вый со­бор в честь Ро­ж­де­ст­ва Пресвятой Богородицы[4].

В 1598 году из-за опас­но­сти на­па­де­ний крым­ских та­тар ико­ну пе­ре­не­сли в Воз­не­сен­ский со­бор города Кур­ск[5]. В Смутное время место серь­ёз­но пострадало от войск Лжедмит­рия I в 1603 году и крым­ских та­тар 1611 году. На­па­де­ни­ям крым­ских та­тар оби­тель неоднократно под­вер­га­лась в первой половине XVII века. С 1618 года по 1764 год пус­тынь бы­ла при­пи­са­на к Кур­ско­му Знамен­ско­му монастырю, в ко­то­ром с 1618 года пре­бы­ва­ла Кур­ская Ко­рен­ная ико­на[6].

С 1618 года еже­год­но пе­ред девятой пят­ни­цей после Пас­хи в Коренной пустыни из Знаменского монастыря с ико­ной со­вер­шал­ся крестный ход (за­пе­чат­лён на кар­ти­не Ильи Ефимовича Ре­пи­на «Кре­ст­ный ход в Кур­ской гу­бер­нии», 1883 год)[1].

Крестный ход в Курской губернии

В пу­сты­ни ико­на пре­бы­ва­ла до пра­зд­ни­ка Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (8 сентября по старому стилю), когда её с крестным хо­дом воз­вра­ща­ли в Курск. В 1920 году ико­на вы­ве­зе­на из Рос­сии[1].

В 1708 году — были построены ка­мен­ные вра­та с над­врат­ным Пре­об­ра­жен­ским храмом. В 1713 году полководец Борис Петрович Шереметьев выделил средства на постройку шат­ро­вой цер­кови в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Источник»[1].

В 1785 году мо­на­стырь об­не­сён ка­мен­ной сте­ной, по­строе­ны ка­мен­ные брат­ские кельи с домовым храмом Архангела Михаила и Святой Па­ра­ске­вы. В XIX веке сооружены: ка­мен­ные трех этаж­ные кельи (18061814 годы), три гос­ти­ни­цы, церковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, тра­пез­ная, ка­мен­ные кры­тые сходы, пускавшиеся к бе­ре­гу реки Тус­ка­рь. На фа­са­дах бы­ли пред­став­ле­ны кар­ти­ны на тему чу­дес Кур­ской Ко­рен­ной ико­ны[5][7][8].

В законе 1824 года Коренная ежегодная ярмарка названа в числе трех главных ярмарок, на которые иностранцам разрешалось высылать свои товары[8].

Колокольня

С 1852 по 1860 год по про­ек­ту архитектора Константина Андреевича То­на воз­ве­дён но­вый со­бор Ро­ж­де­ст­ва Пресвятой Бо­го­ро­ди­цы, увенчанный пятью шат­ра­ми. В 1860 году со­ору­же­на увен­чан­ная шат­ром трех ярус­ная ко­ло­коль­ня с ча­са­ми. К 1862 году по­стро­ен трёхэтажный храм Всех Святых, а к 1875 году — клад­би­щен­ская церковь в честь Кур­ской Ко­рен­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри[1][7].

В мо­на­сты­ре ра­бо­та­ла ико­но­пис­ная мас­тер­ская, дей­ст­во­ва­ли боль­ни­ца и ап­те­ка. В 1878 году у его стен со­би­ра­лась Ко­рен­ная яр­мар­ка — од­на из круп­ней­ших в Рос­сии. Для неё в 17921812 годах по ука­зу императрицы Ека­те­ри­ны II воз­ве­дён ог­ром­ный гос­ти­ный двор, вмещавший до 50 тысяч человек. Архитектором был Джакомо Ква­ренги[1].

В 1924 году мо­на­стырь был за­крыт. В 19241926 годах взо­рван со­бор; раз­ру­ше­ны ко­ло­коль­ня, святые вра­та, сходы, клад­би­щен­ский храм и церковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Источник». Не­смот­ря на про­ти­во­дей­ст­вие вла­стей, па­лом­ни­че­ст­ва к свя­то­му ис­точ­ни­ку, где бы­ла об­ре­те­на ико­на, про­дол­жа­лись, по­это­му в 1959 году его за­ли­ли бе­то­ном; унич­то­же­но клад­би­ще. Мо­на­стырь воз­ро­ж­дён в 1990 году. В том же го­ду близ мо­на­сты­ря соз­дан Кур­ский об­ла­ст­ной ис­то­ри­ко-куль­тур­ный центр «Коренная пустынь», открыт был в 1991 году.

В 1994 году во­зоб­нов­лён кре­ст­ный ход со спи­ском ико­ны. В 1990-е годы вос­ста­нов­ле­ны: над­кла­дез­ная цер­ковь в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Жи­во­нос­ный Ис­точ­ник» (1995 год), цер­ковь в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, церковь Всех свя­тых, ко­ло­коль­ня, свя­тые вра­та, брат­ские кор­пу­са, скит в честь святого Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го[9].

В 2007 году на­ча­та ре­кон­ст­рук­ция со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы[1][10].

Настоятели монастыря

Первым настоятелем Коренной пустыни был Игумен Евфимий. Пострижен в монашество из священников Рыльска, настоящее имя Георгий. Упоминается в рукописном сказании о явлении чудотворной Иконы «Знамения» Божией Матери Курской в 1597 году[11].

В одном монастырском акте («Дело о принадлежании Коренной пустыне святому городу на реке Рати») 1622 года упоминается: «И что прежние игумены монастыря Пречистой Богородицы: Вассиан, Давид и Серапион, приходя из пустыни (на урочище, что при реке Рати), рыбу лавливали и всяким угодьем владели»[11].

В 1611-1613 годы упоминается Игумен Иосиф. В 1611 году монастырь в пустыни был разорен и сожжен крымскими татарами. Вскоре Иосиф принимал участие в строительстве деревянной церкви на разоренном месте. По акту 1617 года церковь была не освящена[11].

В период с 1618 по 1862 год, управляли иеромонахи (монахи, имеющие сан священника) монастыря, которые носили имя «строители». В последующие годы в истории упоминаются архимандриты (обладали высшим званием монашествующих священников, ранее именуемые как надзиратели за монастырями епархии, настоятели особо значимых монастырей).

Святые ворота

Особый вклад развитие Коренной пустыни внесли:

  1. Иеромонах Боголеп Сухочев из дворян: он построил в пустыньке в 1703 году первый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с постойкой трапезной во имя Святого Иоанна Предтечи и каменную шатровую колокольню. (Храм был разрушен в 1852 году)[11].
  2. Игумен Макарий Каменецкий, с 1799 по 1815 год, занимался развитием и благоустройством Коренной пустыни. Он направил прошение продлить срок пребывания в пустыни чудотворной Иконы, с правом пользоваться церковным сбором за все это время Коренной пустыни безраздельно. После смерти, обеспечил средствами пустынь на долгое время[11].
  3. Архимандрит Паисий управлял монастырём с 1831 по1841 годы. После игумена Макария это был один из наиболее потрудившихся в пользу Коренной пустыни её настоятелей. Он выделил средства и принимал участие в постройке каменных крытых сходов, ведущие от соборного храма к нижней церкви источника .
  4. Архимандрит Серафим (18541862 годы) был определён настоятелем этой пустыни и членом строительного комитета по постройке в ней соборного храма.
  5. Архимандрит Ювеналий (Половцев) Архимандрит Ювеналий, с 8 мая 1862 года, будучи настоятелем устроил две гостиницы, одну из них каменную большую двухэтажную, а другую с одним этажом, и каменный для братии двухэтажный корпус[11].

В сохранившихся архивных документах упоминаются и другие имена настоятелей, потрудившихся на благо обители. Каждый внёс свой вклад в развитие Коренной пустыни[11]. С 29 августа 2012 года Игумен Серафим (Котельников) и по сегодняшний день наместник монастыря[11].

Достопримечательности Коренной пустыни

Территория Коренной пустыни
Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Коренную пустынь местные жители и путешественники называют «Местом силы». В мужской монастырь осуществляются экскурсии. На территории, каждый сможет с пользой провести время, окунуться в купели, проникнуться атмосферой, выбрать сувениры и посетить местные достопримечательности.

Храмы Коренной пустыни

На территории расположено несколько храмов:

  • Главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
  • Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
  • Храм «Казанской» иконы Божией Матери.
  • Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник».
  • Храм великомученика Пантелеймона (Больничный корпус).
  • Храм преподобного Серафима Саровского на подворье монастыря.

Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах[12].

Частицы мощей

Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, особое место занимают святыни. В летнее время в монастырь из Знаменского монастыря города Курска крестным ходом приносится список чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной[13].

Список — копия из чудотворного образа почитаемых икон. Иногда копии бывают очень точными и не отличаются от оригинала.

В монастыре находится старый список с чудотворной иконы, написанный приблизительно в XIX веке на святой горе Афон. С ним совершаются Крестные ходы вокруг Собора Рождества Пресвятой Богородицы под воскресные службы[13].

В Казанском храме находятся икона Божией Матери «Избавительница», написанная в 1863 году на святой горе Афон, икона святого Николая (середина XIX веке) и икона Божией Матери «Скоропослушница» (конец XIX века), которая в дни празднования выносится из алтаря для богослужений и поклонения верующих[13].

Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной

В храме Рождества Пресвятой Богородицы находится икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей[13].

В монастыре в Соборном храме находится один большой мощевик с мощами преподобных Киево-Печерских и Оптинских старцев и два мощевика с мощами святителей, преподобных, праведных и мучеников[13].

Святые источники

На территории монастыря находятся святые источники. Считается, что святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей[14].

Святых источников в обители несколько:

  • Источник на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в 1295 году.
  • Источник святого Николая Чудотворца.
  • Источник преподобного Серафима Саровского.
  • Источник «Казанской» иконы Божьей Матери.
  • Источник великомученика Пантелеймона.
  • Источник преподобного Серафима Саровского (подворье).
Купель и вид на монастырь со стороны реки Тускарь

Также есть купели для омовения на месте явления чудотворной иконы и на источнике святого Николая Чудотворца[14].

Омовение — означает очищение, инициацию. В алхимическом Великом Опыте душа очищается через омовение, изменяя цвета от чёрного, через серый, до белого. В буддизме омовение в ходе инициации монаха означают смывание с себя мирского прошлого. В христианстве символизирует невинность. Омовение рук священнослужителем означает: Я умываю руки, я не виновен. В исламе омовение — важный ритуал возвращения человека к первоначальной чистоте[15].

Икона Божьей Матери «Знамение» Курско-Коренная

Иконы с таким изображением Божией Матери у греков назывались деисусами (молениями), а в России именуются Знаменскими, от слова — «знамение» или чудо[16]. Согласно преданию, известному с XVII—XVIII веков, икону нашли 8 сентября 1295 года. Однако некоторые исследователи, в частности, историк Алексей Раздорский, считают, что обретение иконы произошло к конце XV ― начале XVI века[17].

Доска, на которой изображена Богоматерь, представляет собой небольшой квадрат в длину и ширину, вставленный в таковой же формы деревянный оклад. На нём помещены изображения: сверху иконы — Господа Саваофа с исходящим из недр его Святым Духом, а по сторонам его — пророков, со свитками в руках и соответствующими из их писаний изречениями. Лики всех пророков обращены к изображению Богоматери и предвечного Младенца[16].

Царь и пророк Соломон изображен на правой стороне иконы, держащим в правой руке свиток с изречением: «премудрость созда себе дом». За ним в нисходящем порядке изображены пророки: Даниил, в левой руке которого находится свиток с изречением: «аз видех гору каменную»; Иеремия со свитком в левой руке, на котором написано: «се дние грядут, глаголет Господь…»; и пророк Илия со свитком в обеих руках, с изречением — «ревнуя поревновах о Господе»[16].

На левой стороне иконы, в таком же нисходящем порядке, изображены: царь и пророк Давид со свитком в левой руке и изречением на нём: «воскресни, Господи, в покой Твой», пророк Моисей со свитком в обеих руках и надписанием: «аз видех купину огненную»; пророк Исайя со свитком в правой руке и изречением — «се Дева во чреве примет»; судия Гедеон со свитком в левой руке, на коем написано — «сниде яко дождь на руно»[16].

Ряд пророческих ликов на иконе внизу заключается изображением пророка Аввакума, с надписью на свитке в обеих его руках — «Бог от юга приидет». Так как на иконе Знамения изображено величайшее в мире событие — Воплощение Сына Божия (Эммануила во чреве Богоматери), предсказанное вышепоименованными пророками, поэтому они изображены на ней со свитками и мессианскими изречениями[16].

Все изображения на иконе окаймлены драгоценной из жемчуга ризой и жемчужным окладом. Свободные от изображений поля оклада покрыты бархатом, с вышитыми на нём золотыми цветами и небольшими разводами травами. Украшены разноцветными камнями, придающими ей большую художественную красоту[16].

Современные иконы Божией Матери пишутся по старинному канону православной церкви.

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Курская Коренная пустынь. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 18 июля 2023.
  2. 2,0 2,1 Мурашова Ю.А. Православное паломничество в провинциальной России в условиях общественно-политических и культурных трансформаций 1861-1991 гг. : (на примере Курской Коренной пустыни) // Автореферат. — 2018. — № Шифр хранения: OD 9 18-7/191. — С. 4.
  3. Историческое описание коренной Рождество-Богородицкой пустыни. — Санкт-Перетбург: тип. М. Эттингера, 1865. — 244 с.
  4. Четыркин Ф. Курская святыня. Курско-Коренная Чудотворная икона Богоматери и места пребывания св. иконы. Знаменский монастырь и Коренная пустынь. — СПб., 1899, 1995. — 12 с.
  5. 5,0 5,1 Арцыбашева Т.Н. Православный Курский край: Пособие по региональной культуре. — Курск, 2004. — 164 с.
  6. Лысых В.Н. Курская - Коренная икона Божией Матери «Знамение» «Коренная пустынь». Лавра Курского края. — Курск: Международный Центр Культуры, Искусства и Духовного Возрождения «Русский Ренессанс», 2007. — 168 с.
  7. 7,0 7,1 Реутов В. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность. — Курск: КГПУ, 2001. — 205 с.
  8. 8,0 8,1 Возрождение пустыни. Официальный сайт монастыря Коренная пустынь. Дата обращения: 19 июля 2023.
  9. Владимир Кулагин. Кто светел, тот и свят. 2019-05-18. Дата обращения: 30 августа 2020. Архивировано 16 декабря 2019 года.
  10. В храме иконы Божией Матери «Живоносной Источник» устанавливают уникальный фаянсовый иконостас. Дата обращения: 5 сентября 2012. Архивировано 5 сентября 2012 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Наместники монастыря. Официальный сайт монастыря Коренная пустынь. Дата обращения: 20 июля 2023.
  12. Храмы обители. Официальный сайт монастыря Коренная пустынь. Дата обращения: 20 июля 2023.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 Частицы мощей. Официальный сайт монастыря Коренная пустынь. Дата обращения: 20 июля 2023.
  14. 14,0 14,1 Источники. Официальный сайт монастыря Коренная пустынь. Дата обращения: 20 июля 2023.
  15. Омовение. Словарь смыслов. Дата обращения: 21 июля 2023.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Иконы Божьей Матери «Знамение». Официальный сайт монастыря Коренная пустынь. Дата обращения: 20 июля 2023.
  17. Курская-Коренная икона Божией Матери Знамение // Православная энциклопедия. — М., 2015. — Т. XXXIX : «Крисп — Лангадасская, Литийская и Рентинская митрополия». — С. 453―464. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!