Корепанов, Герман Афанасьевич

Материал из «Знание.Вики»
Герман Афанасьевич Корепанов
Портрет
Дата рождения 30 июля 1924(1924-07-30)
Место рождения Селты,
Вотская автономная область,
СССР
Дата смерти 13 апреля 1985(1985-04-13) (60 лет)
Место смерти Устинов,
Удмуртская АССР,
СССР
Страна  СССР
Профессии композитор, дирижёр, педагог
Инструменты фортепиано
Жанры опера, камерная музыка, симфония, песня
Награды

Ге́рман Афана́сьевич Коре́панов (30 июля 1924, Селты, Вотская автономная область — 13 апреля 1985, Устинов, Удмуртская АССР) — удмуртский композитор, дирижёр, публицист, педагог, общественный деятель, основоположник национальной профессиональной музыки. Германа Афанасьевича можно считать классиком удмуртской музыки[1].

Началом своей композиторской деятельности Г. А. Корепанов считал 1947 год, а с 1954 года целиком посвятил себя музыке[2]. Именно его творчеству принадлежит первая удмуртская опера «Наталь» и первая в удмуртская симфония[3].

Творчество Германа Афанасьевича Корепанова представляет собой ценный вклад в развитие удмуртской музыкальной культуры. Созданные им произведения пользуются широкой популярностью в Удмуртии[1].

Биография

Герман Афанасьевич Корепанов родился в небольшом селе Селты в удмуртской семье. Его мать — Варвара Матвеевна Корепанова (Малых) (23 ноября 1903, Дебёсы Сарапульский уезд Вятской губернии — 24 июня 1977) — посвятила свою жизнь воспитанию детей. Отец — Афанасий Фёдорович Корепанов (1893, Итадур Большепургинская волость Сарапульский уезд Вятской губернии (ныне Игринский район Удмуртской Республики) — 18 января 1939) — партийный работник[4].

Герман Афанасьевич с теплом вспоминает своих родителей. В их доме всегда звучала музыка. Отец, Афанасий Фёдорович, неплохо играл на балалайке. Видя увлечение детей музыкой — кроме Германа в семье была ещё дочь Зелида и сын Виталий[4] — отец покупает им гитару. Герман Афанасьевич быстро осваивает игру на гитаре по самоучителю А. С. Илюхина, проявляя музыкальную одарённость[5].

Позже Герман Афанасьевич начинает заниматься музыкой с педагогом в Доме художественного воспитания детей, обучаясь игре на фортепиано. Разглядев талант и музыкальные способности Германа, педагог рекомендовала ему заниматься сочинением музыки. Первый свой фортепианный концерт Герман Афанасьевич написал в мае 1941 года и исполнил его на мандолине своей маме — Вере Матвеевне. Одновременно с музыкой он занимается и литературой, сочиняя стихи, рассказы, повести и, принимая участие в различных литературных конкурсах. Ещё обучаясь в школе, Герман Афанасьевич являлся автором, редактором и составителем литературного журнала «Аллигатор». Два его рассказа «Под утро» и «Шпион» были опубликованы в журнале «Молот» в 1940 году, а стихи периодически издавались в центральной газете «Пионерская правда»[2].

Трудовая деятельность

В 1942 году Герман Афанасьевич после окончания средней школы № 24 города Ижевска устраивается работать диспетчером на Механическом заводе. В этом же году его призывают в армию и зачисляют курсантом в Ленинградское Краснознамённое артиллерийско-техническое училище. В это время оно находилось в Ижевске.

В апреле 1943 года Германа Афанасьевича направляют на Дальний Восток, где он служит в звании младшего техника-лейтенанта в 342-м стрелковом полку и 72-м отдельном артиллерийско-техническом дивизионе артиллерийским техником. В августе этого же года его назначают начальником бригадной оружейно-артиллерийской мастерской в 72-ой механизированной бригаде.

В августе 1945 года он принимает участие в войне с Японией, за что награждается медалью «За победу над Японией». С сентября 1945 года по январь 1947 года проходит службу в Северной Корее (город Пхеньян) вместе со своей частью, капельмейстером полкового духового оркестра.

В 1947 году демобилизовавшись Герман Афанасьевич возвращается в Ижевск и начинает свою трудовую деятельность в хоре Удмуртского радио артистом хора. Осенью 1947 года Герман Афанасьевич поступает на второй курс дирижёрско-хорового отделения Ижевского музыкального училища. Именно этот год Герман Афанасьевич считает началом своего композиторского пути. В декабре 1947 года он заключает брак с Козловой Людмилой Николаевной. Вместе с женой, Людмилой Николаевной, Герман Афанасьевич вырастил сына Александра, который продолжил композиторский путь отца, и двух дочерей, Татьяну и Наталью.

В 1948 году Германа Афанасьевича назначают на должность хормейстера хора Удмуртского радио, артистом которого являлся ранее. В этой должности он проработал до 1952 года.

В 1949 году Г. А. Корепанов поступает в Казанскую государственную консерваторию на теоретико-композиторский факультет по классу композиции к Г. И. Литинскому, но в связи с малообеспеченностью и слабым состоянием здоровья он оставляет учёбу. С 1953 по 1954 год Г. А. Корепанов работает художественным руководителем ансамбля песни и танца УАССР и руководителем Удмуртской государственной филармонии. А в 1958 году Г. А. Корепанов становится председателем оргкомитета, а затем и первым председателем Удмуртского отделения Всероссийского хорового общества.

С 1960 по 1973 год Г. А. Корепанова назначается председателем художественного совета Министерства культуры УАССР. В эти годы его неоднократно выбирали членом комиссии по республиканским премиям в области литературы и искусства. Благодаря общественной деятельности, которую вёл Герман Афанасьевич, многие самодеятельные авторы получили свою известность и признательность.

С 1962 по 1973 год Г. А. Корепанов также был членом комиссии по присуждению Государственных премий РСФСР имени Глинки, за что был отмечен благодарностью Совета Министров РСФСР. В эти же годы Герман Афанасьевич являлся и членом правления Союза композиторов РСФСР[4]. 13 апреля 1985 года Германа Афанасьевича Корепанова не стало[2].

Спустя тридцать лет после смерти композитора, в 2015 году на фасаде дома № 15 по улице Советской города Ижевска, была установлена мемориальная доска. Детская школа искусств № 1 города Ижевска также носит имя Германа Афанасьевича Корепанова[6].

Творческая деятельность

Свой музыкальный путь Герман Афанасьевич начал как композитор-песенник. В конце 1940-х годов он пишет для Удмуртского театра музыку к двум спектаклям «Волшебная борода» и «Волнуется синее море». Хоровые сочинения занимают большую часть его музыкальных произведений, которые Герман Афанасьевич написал в послевоенное время. Среди самых ярких хоровых сочинений выделяют хоровую сюиту «Наша молодость», кантаты «Солнце Октября», «Здравица» на слова Г. С. Сабитова. Хоры Германа Корепанова «Зарни сизъыл» («Золотая осень») на слова С. Широбокова, цикл поэм «Слава тебе, солдат», включающий хор «Осенняя песня», по праву считаются золотым фондом удмуртской классики[4].

Творческим успехом композитора считается первая удмуртская опера «Наталь», написанная в 1961 году, на премьере которой были композиторы Арам Хачатурян и Тихон Хренников и высоко оценившие данное произведение[5]. А в 1964 году композитор сочинил Первую симфонию, которая также получила высокую оценку музыкальной общественности. В 1967 году Г. А. Корепанов награждается Государственной премией УАССР за оперу «Наталь», первую удмуртскую симфонию, и песни «Удмуртия», «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Мы — железный народ»[4].

Вокальная музыка, представленная романсами и песнями, занимает особое место в творчестве Г. А. Корепанова. Среди ярких вокальных произведений выделяют романсы «На холмах Грузии», «Лысву» («Роса»), «Ум вунэтэ» («Не забудем»), «Ти вералэ» («Скажите мне»).

Герман Афанасьевич не обошёл стороной и инструментальное творчество. Среди сочинений инструментальной музыки можно выделить две симфонии, увертюру, балетную сюиту, концерт для скрипки с оркестром, а также произведения для фортепиано[5].

В 1970—1980-х годах Г. А. Корепанов снова обращается к оперному жанру и в сотворчестве с сыном, композитором А. Г. Корепановым, создаётся вторая опера «Мятеж», которая посвящается событиям гражданской войны в Удмуртии. Автором либретто данной оперы была супруга Г. А. Корепанова — Корепанова Людмила Николаевна. Премьера оперы состоялась в апреле 1980 года в Удмуртском музыкальном театре[4].

Мелодия песни Германа Афанасьевича Корепанова «Родной Кам шурмы» («Родная Кама-река»), написанная в 1952 году, имела в своё время большую популярность. Она по праву получила народную признательность и спустя 40 лет после её создания, в обработке и инструментовке А. Г. Корепанова, сына композитора, легла в основу Государственного гимна Удмуртской Республики[5][6]. Первое исполнение Государственного Гимна Удмуртии состоялось 4 ноября 1993 года, в Театре оперы и балета[2].

Произведения

Оперы

  • «Наталь» Либретто А. Симонова по повести Ф. Кедрова «Катя» (1961).
  • «Мятеж» (В соавторстве с А. Корепановым) Либретто Л. Корепановой, стихи О. Поскрёбышева (1980).

Вокально―симфонические и хоровые произведения

Кантаты

  • «Вордскем лудъёс» (Родные поля) (1951).
  • «Асьмелэн егит дырмы» (Наша молодость) (1952).
  • «Октябрьлэн шундыез» (Солнце Октября) (1957).
  • «Дано егит дыр» (Славная молодость) (1958).
  • «Здравица» (1980).

Хоры без сопровождения

  • «Осенняя песня».
  • «Слава тебе, солдат!».

Симфонические произведения

  • Симфония № 1 (1964).
  • Симфония № 2 (1983).
  • Увертюра (1958).
  • Балетная сюита (1972).
  • Концерт для скрипки с оркестром (1953).
  • Анданте для скрипки с оркестром (1955).

Камерно―инструментальные произведения

Для фортепиано

Для скрипки и фортепиано

  • Сюита в 5 частях.
  • Танец.
  • Скерцо.

Для валторны и фортепиано

Для флейты и фортепиано

  • Скерцо.

Для кларнета и фортепиано

  • Мелодия.

Для ксилофона и фортепиано

  • Ручеёк.

Романсы и песни

Романсы

  • «На холмах Грузии», сл. А. С. Пушкина.
  • «Лысву» (Роса), сл. М. Покчи-Петрова.
  • «Мынэсьтым эшъёсы юало» (Если спросят подружки), сл. В. Садовникова.
  • «Жыт садын» (В вечернем саду), сл. Г. Сабитова.
  • «Апрель», сл. В. Семакина и др.

Песни (Более 200), среди них

  • «Мон тодам ваисько» (Я вспоминаю тебя), сл. Ашальчи Оки.
  • «Зарни нянь» (Золотой хлеб), сл. А. Лужанина.
  • «Паймод, эке» (Удивишься, брат), сл. Г. Сабитова.
  • «Удмуртия», сл. И. Токарева.
  • «Зарни сизьыл» (Золотая осень), сл. С. Широбокова.
  • «Ой быгаты вунэтыны» (Не смог забыть), сл. С. Широбокова.
  • «Мы — железный народ», сл. О. Поскрёбышева.
  • Обработки удмуртских народных песен, песни и хоры для детей.

Музыка к драматическим спектаклям

  • «Портмаськись туш» (Волшебная борода), Пьеса В. Садовникова (1948).
  • «Тулкымъяське лыз зарезь» (Волнуется синее море), Пьеса В. Садовникова, И. М. Тронина (1950).
  • «Вормон сюрес» (Дорога Победы) Пьеса Л. Перевощикова (1951).
  • «Меч яр дурын» (На крутом берегу) Пьеса В. Садовникова (1954).
  • «Кионлэн аслаз сюресэз» (У волка своя тропа), Пьеса С. Широбокова (1960).
  • «Тулыс зор» (Весенний дождь), Пьеса Е. Загребина (1961).
  • «Интервенция», Пьеса Л. Славина (1963).
  • «Мамаша Кураж и её дети», Пьеса Б. Брехта (1966) и др.[5]

Звания

Медали

Литература

  1. Голубкова А. Н., Корепанов А. Г. Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века: Учебное пособие. Ижевск, 2008, 138 с.
  2. Корепанов Г. А. // Удмуртская Республика: энциклопедия. — Ижевск, 2008. — 411—412 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Голубкова А. Н. Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века: Учебное пособие / Корепанов А. Г.. — Ижевск, 2008. — 138 с.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Герман Афанасьевич Корепанов. Детская школа искусств № 1 им. Г. А. Корепанова. Дата обращения: 3 июня 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 Федорова В. Письма с японского фронта классика удмуртской музыки Германа Корепанова. Общероссийское общественное движение по возрождению традиций народов России «Всероссийское созидательное движение «Русский Лад» (8 августа 2023). Дата обращения: 3 июня 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Семья удмуртских композиторов Корепановых. Государственное казенное учреждение "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" (2014). Дата обращения: 27 мая 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Сочинения Г. А. Корепанова. Образовательные и межкультурные программы «Финно-Угорский мир». Дата обращения: 2 июня 2024.
  6. 6,0 6,1 Корепанов Герман Афанасьевич. Календарь. Дата обращения: 6 июня 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!


Ссылки