Кузнецов, Николай Герасимович

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Николай Герасимович Кузнецов
Nikolai Kuznetsov 3.jpg
20 июля 1951 года — 15 марта 1953 года
Девиз «Принимаю ответственность на себя»
Глава правительства Иосиф Виссарионович Сталин
Предшественник Иван Степанович Юмашев
Преемник должность упразднена;
Николай Александрович Булганин как министр обороны СССР

Рождение 11 (24) июля 1904 Медведки, (Великоустюжский уезд, Вологодская губерния, Российская империя; ныне — Котласский район, Архангельская область)
Смерть 6 декабря 1974 года Москва, СССР
Место погребения Новодевичье кладбище
Награды
Герой Советского Союза — 1945
Орден Ленина — 1937 Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1945 Орден Ленина — 1952
Орден Красного Знамени  — 1937 Орден Красного Знамени  — 1944 Орден Красного Знамени  — 1950 Орден Ушакова I степени
Орден Ушакова I степени — 22.7.1944 Орден Красной Звезды  — 1935 Медаль «За боевые заслуги» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За оборону Кавказа» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» SU Medal Twenty Years of Victory in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Медаль «За победу над Японией» SU Medal XX Years of the Workers' and Peasants' Red Army ribbon.svg SU Medal 30 Years of the Soviet Army and Navy ribbon.svg SU Medal 40 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg
SU Medal 50 Years of the Armed Forces of the USSR ribbon.svg

Знак Участнику Хасанских боёв
Именное оружие

Кавалер Рыцарского креста ордена Возрождения Польши Орден «Крест Грюнвальда» I степени Медаль «Победы и Свободы»
Order of the National liberation Rib.png Орден Партизанской звезды 1-й степени Медаль «За освобождение Кореи»
Военная служба
Годы службы 19191956
Принадлежность  СССР
Род войск Флаг Советского ВМФ ВМФ СССР
Звание Адмирал флота Советского Союза (1955—1956, с 1988) Вице-адмирал ВМФ СССР (1956—(1974)—1988)
Командовал ВМФ СССР
Сражения Гражданская война в Испании,
Хасанские бои (1938),
Великая Отечественная война
Советско-японская война

Никола́й Герасимови́ч Кузнецо́в — (11 (24) июля 1904, село Медведки, (Великоустюжский уезд, Вологодская губерния, Российская империя; ныне — Котласский район, Архангельская область) — 6 декабря 1974 года, Москва) выдающийся руководитель советского флота и государственный деятель Советского союза. Военно-морской атташе и главный военно-морской советник в Испании. Командующий Тихоокеанским флотом. Нарком ВМФ СССР. Главнокомандующий ВМС СССР. Член Государственного комитета Обороны и член Ставки Верховного Главнокомандования[1][2][3].

Участвовал в переговорах военных миссий трех держав СССР, Англия и Франция (1939), в переговорах СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии (1941), в Ялтенской и Потсдамской конференциях трёх союзных держав (1945). Заместитель Главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам. Командующий Тихоокеанским (пятым) военно-морским флотом. Военно-Морской министр СССР. Первый заместитель Министра Обороны СССР. Главнокомандующий ВМС СССР[1][2][3].

Член ЦК КПСС в 19391955 годах. Депутат Верховного Совета СССР первого, второго и четвёртого созывов[3].

Детство и юность

Николай Герасимович Кузнецов родился в семье крестьян 11 (24) июля 1904, село Медведки, (Великоустюжский уезд, Вологодская губерния. Его отец, Герасим Федорович Кузнецов, и мать, Анна Ивановна Кузнецова (в девичестве Пьянкова), были казенными крестьянами. В метрической книге за 1899 год есть запись о бракосочетании 7 февраля 1899 года Герасима Федоровича Кузнецова, 38-летнего казенного крестьянина из деревни Медведки, и Анны, 28-летней дочери крестьянина из деревни Осередки Ивана Пьянкова[4].

Имя Николай, данное будущему адмиралу при рождении, имеет глубокие исторические корни и связано с почитанием Святого Николая Угодника, также известного как Святой Николай Мирликийский или Святой Николай Чудотворец. Это имя было широко распространено среди русского народа, особенно среди моряков и рыбаков, поскольку Святой Николай считался их покровителем. Существует множество легенд и преданий о чудесах, совершенных Святым Николаем, включая спасение моряков от гибели в море и помощь нуждающимся. Именно поэтому многие родители называли своих детей в честь этого святого, надеясь, что его защита и благословение будут сопровождать ребёнка на протяжении всей жизни[4].

Николай Кузнецов учился в церковно-приходской школе с 1912 по 1915 год. Много читал, овладел основами грамотности и сформировал удивительно аккуратный почерк. Летом 1914 года он столкнулся с трагедией — смертью отца от чахотки, что стало серьёзным испытанием для него и его семьи. После смерти отца, Николая отдали «в люди» работать в чайную у речной пристани под руководством купца Попова. Однако работа там была нелегкой: его унижали, загружали работой сверх меры, и в целом его жизнь в уездном городе Котласе была полна трудностей.

Впоследствии Николая забрал его дядя Павел Фёдорович Кузнецов, Павел Фёдорович был купцом и владел буксиром. Это событие стало поворотным моментом в жизни Николая. Его дядя предложил ему работу на буксире и новые перспективы в Архангельске. Николай начал осваивать новую флотскую профессию — юнга[5].

У Николая было сильное желание стать самостоятельным и с самого начала он активно помогал в хозяйстве своим родственникам. Его высокий рост и мужественное выражение лица делали его старше своих лет. Дядя помог ему устроиться на работу в Управление работ по улучшению Архангельского порта в качестве рассыльного. Так в двенадцать лет он начал свою трудовую биографию[5].

Начало службы на военном флоте

Служба на Северо-Двинской военной флотилии

В 1918 году Николай находился в Медведках. В августе того же года в Архангельске произошел переворот, в результате которого на северном рубеже появились союзники — англичане, французы и американцы. Сформировав речную военную флотилию, они двинулись по Северной Двине в сторону Котласа. Николай Кузнецов осенью 1919 года вернулся в Котлас. Мать пыталась устроить его на работу в железнодорожное депо через своего брата, но Николай приписал себе два года и стал добровольцем Северо-Двинской флотилии под командованием Константина Ивановича Пронского. Поэтому до конца жизни Кузнецов во всех документах годом рождения указывал 1902 год. Первоначально Николай Кузнецов работал в штабе. В конце 1919 года он смог отпроситься служить в боевой экипаж на канонерской лодке[6].

Обучение в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе

21 февраля 1920 года Архангельск был освобождён советскими войсками от белогвардейцев и иностранных интервентов. Северо-Двинская военная флотилия успешно закончила выполнение поставленных задач и была расформирована. Николай Герасимович Кузнецов продолжал свою военно-морскую службу после участия в Северо-Двинской флотилии в Мурманске и Архангельске. Он был зачислен в Центральный флотский экипаж осенью 1920 года. Переехал в Петроград и учился с 6 декабря 1920 года по 20 мая 1922 года в подготовительной школе при училище. В 1921 году вступил в комсомол[7].

В 1922 году Николай Кузнецов был зачислен в училище командного состава флота (затем переименованное в Военно-морское училище имени М.В.Фрунзе). Это стало осуществлением его долгожданной мечты связать свою судьбу с флотом. Участвовал в похоронах Владимира Ильича Ленина в 1924 году. Участвовал в церемонии проводов в последний путь Наркомвоенмора Михаила Васильевича Фрунзе в 1925 году. Николай Герасимович Кузнецов вступил в ряды ВКП(б) в училище[7].

1 октября 1924 года Николай Кузнецов, в то время бывший курсантом, был допущен к исполнению обязанностей командира отделения. В характеристике на него отмечалось, что он обладает выше среднего развитием, легко усваивает курс, решителен, выдержан, говорит коротко и ясно, используя командирский язык, а также грамотно и сжато излагает мысли письменно. В октябре 1925 года он был назначен командиром взвода первого курса[7].

В мае-сентябре 1926 года Кузнецов принял участие в практическом плавании на линкоре «Парижская Коммуна». В характеристике на него отмечалось, что он очень способен, обладает хорошим развитием, выдержан, спокоен, инициативен, здоров, имеет хорошую выправку, отличную специальную подготовку и хорошую политическую подготовку, а также может стать хорошим артиллеристом[7].

Служба на Черноморском флоте

5 октября 1926 года Николай Кузнецов с отличием окончил военно-морское училище и получил звание командира РККФ с зачислением в средний строевой командирский состав ВМС РККА и с правом выбора флота. Он отказался от запроса служить при штабе морских сил Балтфлота и избрал местом будущей службы Черноморский флот и крейсер «Червона Украина». Кузнецов был назначен вахтенным начальником крейсера, а также исполнял обязанности командира первого плутонга и командира строевой роты. С августа 1927 года по 1 октября 1929 года Н. Г. Кузнецов занимал должность старшего вахтенного начальника на крейсере. Во время этого периода в его характеристики было сказано[7].

«Заслуживает продвижения во внеочередном порядке»

С 1 октября 1927 года по 4 мая 1932 года Н. Г. Кузнецов обучался во Военно-морской академии, где также успешно завершил обучение с отличием и правом выбора флота. В ходе своего обучения в академии, он получил крепкое оперативно-тактическое образование, углубленно изучил различные проблемы будущих морских войн и важность флота в обороне Родины. Николай Кузнецов также изучил немецкий и французский языки в академии. За успешное завершение обучения в академии он был награждён пистолетом с надписью Начальника Морских Сил РККА[7].

После окончания академии, Н. Г. Кузнецов вернулся в Чёрное море и стал старшим помощником на крейсере «Красный Кавказ». Руководство за короткий срок отметило превращение экипажа в сплоченный коллектив, способный действовать слаженно в любых ситуациях. Крейсер «Красный Кавказ» в 1933 году вошел в состав боевого ядра Черноморского флота. Николая Герасимовича при проверке похвалили за организацию службы на корабле. В его аттестации отмечалось в 1932 году его преданность и заботу о корабле, отличную выносливость в походных условиях. Предлагалось оставить его на должности старшего помощника для дальнейшего накопления опыта перед возможным повышением в должности[7].

Осенью 1934 года Н. Г. Кузнецов был удостоен ордена «Знак Почета» за успешные летние учения крейсера «Червона Украина». В ноябре 1933 года капитан второго ранга Николай Герасимович Кузнецов стал командиром крейсера «Червона Украина», воплощая свою давнюю мечту о командовании кораблем. В 1935 году крейсер «Червона Украина» стал лидером среди кораблей Морских сил СССР. В ноябре 1935 года Кузнецову было присвоено звание капитана перового ранга. Он стал самым молодым в мире капитаном первого ранга.[8]

«У Кузнецова особый характер и воля. Он умело руководит людьми, предоставляя помощникам большую самостоятельность, при этом поддерживая постоянный контроль. Кузнецов способен исправить ошибки, предложить ценный совет и принять обязательное решение»

— газета "Красная звезда" за 1935 год

В декабре 1935 года Н. Г. Кузнецов был удостоен ордена Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации подводных и надводных морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев, в частности, за первое место по всем видам боевой подготовки крейсера «Червона Украина»[7].

Война в Испании

Николай Герасимович Кузнецов участвовал в гражданской войне в Испании с августа 1936 года по июль 1937 года на стороне республиканцев, первоначально в качестве военно-морского атташе, а затем в качестве военно-морского советника. Он руководил действиями советских моряков-добровольцев и организовывал морские перевозки военных грузов и людей, а также выходил в море на кораблях республиканского флота в качестве волонтёра во время боевых действий. В сентябре 1936 года в порт Аликанте прибыли первые транспортные суда «Нева» и «Кубань» с грузом продовольствия и одежды, посланным советскими профсоюзами испанским женщинам и детям. Тогда же в Картахену начали приходить суда с оружием и боеприпасами[9][10].

В 1936 — 1937 годах вооружение и другие грузы доставлялись из советских портов на Чёрном море в испанские средиземноморские порты, прежде всего в Картахену, несмотря на все возможные попытки франкистов, а также фашистских Италии и Германии препятствовать этим сообщениям, обстреливая, бомбя, торпедируя и пытаясь захватывать в плен советские суда. Республиканский флот смог защитить коммуникации, и более двадцати крупных транспортов благополучно прошли из Советского Союза в Испанию до сентября 1937 года[9].

Одна из важнейших задач Николая Кузнецова заключалась в обеспечении морского сообщения между Испанией и СССР, включая организацию конвоев, встречу их в Картахене и быструю выгрузку боевой техники, оружия, боеприпасов и продовольствия[9]. Он не только выполнял свои обязанности военно-морского атташе и советника, но и выходил в море на кораблях республиканского флота в качестве волонтёра[10]. В апреле 1937 года Кузнецов с согласия своего руководства в Испании в качестве волонтёра на крейсере «Либертад» несколько раз выходил в море на поиски кораблей и подводных лодок мятежников, которые перехватывали советские транспорты, а также для обстрела побережья противника[11].

Опытный советский военный моряк сразу же обнаружил, что прикрытие военно-морской базы с воздуха очень слабое, и принял экстренные меры по укреплению её противовоздушной обороны, так как Картахену часто бомбили, особенно во время разгрузки и погрузки пароходов. В этот период он стал выстраивать межвойсковое взаимодействие[9].

В мае 1937 года Н. Г. Кузнецову, как главному военному советнику, пришлось выполнять необычное задание. Необходимо было в короткий срок отправить в Советский Союз оставшихся сиротами детей испанских защитников республики. Основная эвакуация проходила морем. Благодаря усилиям Николавя Кузнецова и других советских советников, эвакуация прошла успешно, без единого печального исхода. Все эвакуированные испанские дети прибыли в Советский Союз, который стал для них второй родиной[11].

В середине августа 1937 года Николай Герасимович получил из Москвы телеграмму с приказом прибыть в столицу, оставив вместо себя подготовленного заместителя. Эти обязанности он передал Владимир Антоновичу Алафузову, известному на крейсере «Либертад» как «капитан де-фрегата Хуан Риос», и отправился в Россию. Во время службы в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника, Н. Г. Кузнецов активно участвовал в разработке военных операций республиканского флота против военно-морских сил мятежников и в координации действий флота с сухопутными войсками и авиацией[11].

Кузнецов был одним из немногих советских флотских командиров, кто до начала войны с Германией получил значительный практический опыт планирования и проведения морских операций против интервентов — германских фашистов. Именно в Испании его флотоводческий талант получил дальнейшее развитие. Будущий нарком ВМФ осознал растущее значение военно-морского флота в войне, особенно морской авиации и подводных лодок[11].

После предложения наркома обороны Климента Ефремовича Ворошилова отдохнуть в Сочи, Кузнецов был вызван в Москву и назначен заместителем командующего Тихоокеанским флотом. 3 января 1937 года военно-морской советник Н. Г. Кузнецов постановлением ЦИК СССР «За активное участие в национально-революционной войне в Испании» был награждён орденом Ленина. 21 июня 1937 года он был удостоен второго ордена — ордена Красного Знамени «За участие в национально-революционной войне в Испании». Это были редкие награды того времени. Оба ордена — Ленина и Красного Знамени — были вручены в Москве 17 июля 1937 года[11].

Служба на Тихоокеанском флоте

Николай Герасимович Кузнецов занимал должность заместителя командующего Тихоокеанским флотом с августа 1937 года. С 10 января 1938 года по 28 марта 1939 года, он стал командующим этим флотом, достигнув звания флагмана второго ранга. В этот период Кузнецов уделял особое внимание усилению Тихоокеанского флота, улучшению его организационной структуры и повышению боевой готовности. Одним из важных достижений Кузнецова в этот период стала разработка и внедрение трехступенчатой системы боевой готовности флота[10].

Он также активно боролся против политических репрессий, защищая своих подчиненных. Во Феврале 1938 года на Тихоокеанском флоте произошла волна арестов командного состава без уведомления командующего. Николай Герасимович Кузнецов не остался в стороне от этого произвола и выразил свое недовольство, отправив телеграмму в ЦК ВКП(б). Несколько дней спустя начальник краевого НКВД Диметман посетил его кабинет и предупредил, что не всегда нужно уведомлять о арестах «врагов народа». На что Кузнецов отреагировал, указав, что его обращение было обращено не к нему лично, а к Центральному Комитету партии, что было не только его правом, но и обязанностью[12].

Во время вооруженного конфликта у озера Хасан, Кузнецов играл ключевую роль в организации взаимодействия между силами флота и армейскими подразделениями. Он обеспечивал быструю переброску войск и грузов морем, организовал транспортировку раненых и отдавал директивы кораблям и частям флота по оперативной готовности[10].

В период командования Николая Кузнецова Тихоокеанским флотом, ему пришлось столкнуться с рядом сложных задач, требующих оперативного решения. Одной из них стало открытие военно-морского училища во Владивостоке, которое требовало постоянного внимания и заботы со стороны командующего. Он также занимался вопросами укрепления Владивостока как базы флота, а также развитием противовоздушной обороны. Японские войска постоянно нарушали сухопутные и морские границы СССР, что вынуждало держать в повышенной готовности морскую авиацию и береговую артиллерию. Круглосуточное дежурство несли подводные лодки, готовые в любой момент отразить возможное нападение противника[12].

Более того, Кузнецов начал задумываться о необходимых преобразованиях в масштабах всего Военно-Морского Флота, которые могли бы существенно усилить его мощь. В апреле 1939 года на заседании Главного Военного совета Наркомата ВМФ Кузнецов представил ряд предложений по улучшению процесса подготовки флотских кадров, увеличению сроков службы рядового и младшего начальствующего состава, установлению процента сверхсрочнослужащих к штатам, а также повышению их денежного и вещевого довольствия[10].

В марте 1938 года Николай Герасимович Кузнецов был включён в состав Главного военного совета Военно-Морского Флота при Народном комиссариате Военно-Морского Флота, который был создан в декабре 1937 года[12].

Народный комиссар ВМФ СССР

Назначение

Нарком ВМФ СССР Николай Герасимович Кузнецов. 1939 год

С апреля 1939 года по март 1946 года он служит Народным комиссаром ВМФ СССР и главнокомандующим ВМФ СССР. Николаею Герасимовичу Кузнецову в то время было немногим более 34 лет. Это был самый молодой нарком в Советском Союзе и первый нарком ВМФ — строевой моряк[7]. Одновременно с этим, с 1941 года, он занимает пост председателя Главного военного совета ВМФ[3].

Реформы

В период руководства Н. Г. Кузнецова Военно-морским флотом СССР в предвоенные годы были предприняты значительные усилия по модернизации и усилению флота. Были восстановлены офицерские кают-компании, улучшено обучение командиров, проведено несколько крупномасштабных учений флота. Кузнецов также добился переноса главной базы Балтийского флота в Таллин и учреждения ежегодного праздника — Дня Военно-Морского Флота СССР[10].

15 мая 1939 года Николай Кузнецов добился принятия важного постановления Центрального Комитета ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР под названием «О прохождении службы, увеличении окладов жалованья и улучшении дела подготовки рядового и младшего начальствующего состава Рабоче-крестьянской Красной Флотилии (РКВМФ)». В соответствии с данным документом, было установлено увеличение сроков службы на кораблях и в частях до пяти лет, а на береговой обороне — до четырёх лет. Были устранены ограничения на сроки сверхсрочной службы, улучшены оклады и продовольственные выплаты младшему начальствующему составу, а также приняты конкретные меры по обеспечению жильём семей военнослужащих, проходящих сверхсрочную службу. Эти изменения существенно повысили социальный статус и условия службы для членов Военно-морского флота[13].

Адмирал Николай Герасимович Кузнецов в феврале 1939 года

В ходе Советско-финской войны 1939-1940 годов Кузнецов организовал успешное взаимодействие Краснознаменного Балтийского флота с сухопутными войсками, что способствовало успешным десантным операциям на островах Гогланд, Сескар, Лавенсаари. После окончания войны он продолжил работу по созданию военно-морской базы на полуострове Ханко[10].

В июне 1940 года Кузнецову было присвоено воинское звание «адмирал». По его инициативе было открыто 7 морских спецшкол для подготовки командных кадров флота, впоследствии ставшие известными как Нахимовские училища. Это значительно повысило уровень образования и подготовки кадров для ВМФ. При активном участии наркома, были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ. Эти документы стандартизировали правила и нормы поведения, укрепляя дисциплину и порядок на военно-морском флоте[14]. Кузнецов также уделял особое внимание методам обучения и воспитания личного состава ВМФ, стремясь максимально использовать опыт современных войн[10].

В период с 1940 по 1941 год были активно переизданы и опубликованы работы русских и зарубежных военно-морских теоретиков и историков: Феодося Фёдорович Веселаго, Степана Осиповича Макарова, Альфреда Тайера Мэхэна, Джулиана Корбетта, а также исторические труды авторов, таких как Анатолий Владиславович Томашевич, Иван Степанович Исаков, Всеволод Евгеньевич Егорьев и других советских писателей[15].

По указу главного командования Военно-морского флота Центральная библиотека была передана под юрисдикцию Центрального военно-морского музея и переезжает из здания Главного адмиралтейства в здание бывшей фондовой биржи из-за неподходящих условий для работы, включая проблемы с кадрами, финансированием и помещениями[15].

Также, в 1939 году по поручению министра Военно-морского флота была основана Центральная поликлиника ВМФ и открыты морские госпитали, что значительно улучшило медицинское обслуживание военнослужащих морского флота и их семей[15].

Подготовка к войне

Одним из ключевых направлений деятельности Кузнецова было наращивание боевой мощи флота. Он энергично реализовывал кораблестроительную программу, стремясь усилить флот новыми кораблями и вооружением. С января 1941 года Кузнецов направлял донесения И. В. Сталину о подготовке Германии к войне, предупреждая о необходимости усиления боевой готовности флота[10].

В период перед Великой Отечественной войной Военно-морской флот СССР, как ключевая составляющая Вооруженных Сил страны, представлял собой высокоразвитую структуру, состоящую из различных видов войск.

Состав флота к июню 1941 года

Организационная структура

  • ВМФ СССР был организован в рамках четырёх высших оперативных объединений: Северный, Черноморский, Балтийский и Тихоокеанский флоты.
  • Кроме того, существовали отдельные военные флотилии: Амурская, Каспийская, Пинская[17]

Управление флотом

  • Народный комиссар Николай Герасимович Кузнецов возглавлял Военно-морской флот, а состав Главного военного совета ВМФ включал в себя ключевых руководителей флота и партии.
  • Одним из важных направлений работы была борьба за сокращение времени готовности флота к действиям в случае нападения врага[17].

Система мероприятий

11 ноября 1939 года адмирал Лев Михайлович Галлер утвердил первую инструкцию по оперативной готовности флота с целью предотвращения внезапных нападений. Этот важный документ включал в себя три уровня готовности

1. Оперативная готовность № 3:

  • Предусматривала шестичасовую подготовку всего личного состава.
  • Требовала наличие необходимого запаса топлива и боеприпасов на кораблях.

2. Оперативная готовность № 2:

  • Предусматривала трехчасовую готовность всех составных частей флота.
  • Обеспечивала возможность быть в повышенной боевой готовности длительное время.

3. Оперативная готовность № 1:

  • Предусматривала готовность к немедленному отмобилированию всех сил и частей флота.
  • Требовала усиление дозоров и запрещение вхождения в военно-морские базы.

После введения этой инструкции флоты начали проводить постоянные тренировки для доведения боеготовности до автоматизма. Эта активность сыграла важную роль в том, что Военно-морской флот был готов к страшной войне, встретил и прошел все испытания во всеоружии[13].

  • Строгие проверки и методы скрытного перевода в оперативную готовность готовности сил флота и его органов тыла были проведены по указанию Н. Г. Кузнецова, демонстрируя стремление к поддержанию высокого уровня боевой готовности[17].
  • 3 марта 1941 года он отдал приказ открывать огонь по иностранным самолётам, которые все чаще стали появляться над базами ВМФ. Однако, после вызова к И. В. Сталину, Кузнецов получил выговор и приказание отменить свои распоряжения.
  • В мае 1941 года по указанию народного комиссара ВМФ на флотах увеличили состав боевого ядра, усилили корабельные дозоры и разведку.
  • 19 июня 1941 года по его приказу все флоты перешли на оперативную готовность № 2. Было дано указание базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, было установлено оперативное дежурство. Весь личный состав оставался на кораблях. Была усилена политработа среди краснофлотцев, призывающая к постоянной готовности встретить и отразить врага.
  • 21 июня 1941 года после получения от наркома обороны около 23 часов предупреждения о возможном в эту ночь нападении на СССР фашистской Германии, нарком ВМФ в 23-50 шифртелеграммой приказал флотам и флотилиям немедленно перейти на боевую оперативную готовность № 1 с разрешением в случае нападения применять оружие. Ещё раньше до 23 часов по телефону флотам было передано то же распоряжение.

Благодаря созданной и отработанной на флоте накануне войны под руководством Кузнецова системе оперативных готовностей, флот не позволил застать себя врасплох и встретил удары авиации противника организованным огнем. На флотах в этот день не был потерян ни один корабль, ни один самолёт морской авиации, не была взята с моря ни одна база.

Великая Отечественная война

Начало войны

Стратегия флота на первом этапе войны

Кузнецов отмечал, что в случае нападения Германии на СССР, её флот и авиация могли нанести серьёзный ущерб советским военно-морским базам. Однако благодаря предпринятым мерам, 22 июня 1941 года, в день первого удара агрессора, флоты были полностью боеготовы и не потеряли ни одного корабля или самолёта. В соответствии с указаниями Наркома, флоты приступили к постановке минных полей, размещению подводных лодок на коммуникациях противника и подготовке сил для прикрытия флангов сухопутных войск и отражения морских высадок. Наркомат должен был обеспечивать флот всем необходимым для ведения военных действий. ВМФ была поручена важная задача — прикрывать с моря действия сухопутных войск. Готовность флота к выполнению этих задач стала очевидна уже в первые дни войны[17].

В связи со стремительным продвижением немцев вглубь страны, что привело к потере вначале передовых (Либава, Одесса), а затем и основных (Таллин, Севастополь) баз ВМФ, флоту на время пришлось отказаться от активных самостоятельных действий. 23 июня 1941 года был образован высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооруженных Сил — Ставка Верхновного командования. Как нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов входит в её состав[18]. Оперативно-стратегическое применение Военно-Морского Флота и характер его задач в годы Великой Отечественной войны определялись континентальным характером войны, конкретными условиями складывавшейся обстановки и общими задачами Советских Вооруженных Сил, возникавшими на том или ином этапе войны[7].

Атакующие действия флота

После начала Великой Отечественной войны нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приступил к реализации довоенных планов использования сил флота в войне. 22 — 25 июня 1941 года авиация и корабли Черноморского флота нанесли удары по Констанце, авиация Балтийского флота — по порту Мемель. 30 июня адмирал Николай Герасимович Кузнецов приказал уничтожить силами авиации Черноморского флота объекты нефтепромышленности в Плоешти. В конце июля совместно с Генеральным штабом Н. Г. Кузнецов разрабатывает план нанесения авиацией Балтийского флота бомбовых ударов по Берлину. Кузнецов лично его организовывал, контролировал и отвечал перед Ставкой за его выполнение[7]. В августе 1941 года советская морская дальняя авиация 10 раз бомбила Берлин[19].

Использование минных заграждений

22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов приказал всем флотам немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия. Морская авиация Краснознаменного Балтийского флота произвела минные постановки у финских баз и портов и на коммуникациях в шхерном районе. В течение июня — июля авиация поставила несколько заграждений из 105 неконтактных мин на фарватерах в районе Аландских шхер и на подходах к Турку. Сторожевые корабли, тральщики и торпедные катера выставили ещё 128 контактных мин на выходах из шхер у островов Утэ и Эре[20].

Минные заграждения показали свою эффективность уже в сентябре 1941 года, когда в районе Аландских шхер подорвался и затонул финский броненосец береговой обороны «Ильмарине». Эффективность минных заграждений была признана позднее главкомом немецко-фашистского флота гросс-адмиралом Редером, отмечавшим, что «много судов нарвалось на мины на южном краю заграждений в Балтийском море, что повлекло за собой большие потери в людях и технике». Минные заграждения, установленные по приказу наркома ВМФ Николая Кузнецова, сыграли важную роль в прикрытии советских морских границ и нанесении урона противнику в первые месяцы Великой Отечественной войны[20].

Начальный период войны

Континентальный характер войны

Флот стал выполнять необходимую подчиненную сухопутным войскам работу: корабли, авиация, береговая оборона и части морской пехоты, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывали фронтам посильную помощь на приморских направлениях. Морскую авиацию перенацелили против танковых группировок противника и вражеских самолётов, надводные корабли были привлечены огнем поддерживать приморские фланги группировок Красной Армии. Флот перевозил миллионы людей, миллионы тонн различных грузов. В октябре 1941 года на флотах и флотилиях было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву и затем во всех боях и наступлениях наших войск до самого Берлина[7].

Действующие флоты в оперативном отношении в начале войны были подчинены фронтам. Руководящая роль наркома ВМФ флотами оказалась сложной, так как задачи перед ними ставило фронтовое командование и реже Ставка. Но чисто морские задачи, помимо решаемых флотами на суше, тоже имелись. Главная задача Николая Кузнецова в этот период заключалась в обеспечении взаимодействия армии и флота на приморских направлениях. Адмирал Николай Герасимович Кузнецов как представитель Ставки выезжал на флоты и фронты, чтобы лично руководить наиболее ответственными операциями. Взаимодействие между приморскими частями армий и силами ВМФ приходилось отрабатывать буквально в ходе боев[7].

Действия советского ВМФ в этот период получили высокую оценку союзников. Английский историк Брайан Тонстолл писал в 1942 году[2]:

«В ходе нынешней войны морская стратегия России планировалась и осуществлялась весьма трезво; кроме того, она в гораздо большей степени содействовала успехам Красной Армии, чем это хорошо известно. На Черном море эта стратегия помешала вторжению на Кавказ с моря; в то же время русский флот беспокоил неприятельские морские коммуникации у берегов Болгарии и Румынии».

Проводки по ленд-лизу

Важным направлением деятельности наркома ВМФ в годы войны была организация проводки союзных конвоев, осуществляющих поставки по ленд-лизу в северные порты СССР. Адмирал Кузнецов лично координировал действия Северного флота, авиации ПВО и резерва Ставки по обеспечению защиты конвоев от ударов противника. Эта стратегическая работа была важным элементом обеспечения поставок материальных ресурсов в условиях военных действий[7].

Развитие флотилий

В самом начале войны Наркомат ВМФ приступил к формированию Ладожской военной флотилии, которая будет обеспечивать прикрытие «дороги жизни» огнем, усилит Чудскую и Днепровскую флотилии, вновь создаст Ильменскую озерную флотилию, воссоздаст Азовскую флотилию, за ней Беломорскую и Дунайскую. Все русские реки и озера станут частью войны. Флотилии будут играть важную роль в обеспечении безопасности водных путей, перевозке войск и военных грузов, а также в борьбе с противником на водных коммуникациях. Флотилии будут действовать в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, оказывая им огневую поддержку и содействуя выполнению боевых задач[21].

Научная деятельность во время войны

В ходе войны советское военно-стратегическое планирование и оперативно-тактическое искусство постоянно совершенствовалось. Достигнутые успехи в значительной мере явились следствием огромного внимания Н. Г. Кузнецова к изучению и усвоению на флотах боевого опыта. В январе 1943 года в составе Генерального штаба создается отдел по изучению и обобщению опыта войны. Фактически наркомом ВМФ была создана система учёта боевого опыта и проведения на его основе боевой подготовки сил флота[7].

Николай Герасимович Кузнецов пишет[21]:

«Опытом минувшего освещается настоящее и будущее».

— Николай Кузнецов

Строительство флота

Продолжалось строительство флота. 10 июля 1941 года, после доклада наркома ВМФ Николая Кузнецова, Государственный Комитет Обороны утвердил первый военный план строительства кораблей на второе полугодие и третий квартал 1941 года. В соответствии с планом, работы по строительству линкоров и тяжелых крейсеров были прекращены, а усилия заводов были сосредоточены на постройке эсминцев, тральщиков, подводных лодок и катеров, которые должны были быть сданы в ближайшее время. В результате, до конца 1941 года флот получил 14 эсминцев, тральщик, 2 больших охотника, 23 подводные лодки и 97 катеров. Эти корабли сыграли важную роль в защите морских границ СССР и обеспечении безопасности морских коммуникаций. Это решение Н. Г. Кузнецова и Государственного Комитета Обороны позволило сосредоточить усилия на постройке более маневренных и менее затратных кораблей, которые могли быть быстро построены и введены в строй. Это способствовало усилению Военно-морского флота СССР в условиях войны[20].

Подготовка кадров

В июле 1942 года на советском флоте было введено воинское звание «юнга». Приказом Народного комиссара Военно-Морского флота СССР, адмирала Николая Герасимовича Кузнецова, от 25 мая 1942 года № 108 было утверждено Положение о юнгах ВМФ. Согласно этому положению, была сформирована школа юнг ВМФ при учебном отделе Северного флота, дислоцированная на Соловецких островах. Плановые занятия в школе начались 1 сентября 1942 года. Школа была подчинена командиру учебного отряда Северного флота[19].

Школа укомплектовывалась юношами в возрасте 15 — 16 лет, имеющими образование в объёме 6 — 7 классов, исключительно добровольцами. Прохождение службы юнга включало в себя обучение в специальной школе юнгов продолжительностью 12 месяцев и практическое плавание на кораблях флота до достижения призывного возраста. Вступили в силу «Положение о юнгах ВМФ СССР» и «Правила приема в школу юнг ВМФ». Эти меры были приняты с целью создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения и практического плавания на кораблях ВМФ[19].

За время войны школа подготовила более четырёх тысяч юнгов, которые прошли обучение и практическое плавание на кораблях флота. Из них около тысячи погибло в боях. Школа юнг ВМФ сыграла важную роль в подготовке кадров для флота в годы войны. Её выпускники стали высококвалифицированными специалистами, многие из них продолжили службу на флоте после войны. Школа стала настоящей кузницей кадров, воспитавшей целую плеяду героев-моряков. Николай Герасимович Кузнецов писал[19]:

«Юнги, это особый народ. Они являются наглядным примером для молодежи, примером мужества, преданности и любви к Родине»

Окончание Великой Отечественной войны

Изменение стратегического руководства

В 1944 году, в связи с изменением обстановки на фронтах, характер морских операций претерпел значительные изменения. Их основной целью стало участие в освобождении побережья и приморских городов. Это потребовало радикальных изменений в организации управления флотом. 31 марта 1944 года была издана директива Ставки о назначении наркома ВМФ Адмирала флота Николая. Кузнецова Главнокомандующим ВМС с прямым подчинением ему флотов и флотилий. Значительно возросла роль командования ВМФ в стратегическом планировании. Нарком ВМФ и Генеральный штаб непосредственно разрабатывали крупные флотские операции, согласовывали их с командующими фронтами и полностью отвечали за их проведение. Это позволило флоту играть более активную роль в общей стратегии войны[7].

В феврале 1944 года Н.год. Кузнецову было присвоено высшее воинское звание на флоте «Адмирал флота», а 31 мая 1944 года — звание «Адмирал флота» с маршальскими звездами на погонах, приравненное к званию Маршала Советского Союза. Он был дважды награждён полководческим орденом Ушакова 1 степени за № 5 и 17[7].

Морская авиация

Николай Герасимович Кузнецов ещё по опыту Испанской войны придавал большое значение авиации в развитии ВМФ. Морская авиация СССР в начальный период Великой Отечественной войны столкнулась с большими потерями в борьбе с превосходящими силами противника, который был лучше вооружен и более опытен. Однако с 1943 года на вооружении действующих флотов появились современные самолёты, такие как Ил-4, Ту-2, Пе-2, Ил-2, Ил-10, Як-3, Як-9, Ла-5. Летно-тактические характеристики этих самолётов не уступали зарубежным образцам[22].

Вместе с совершенствованием техники развивались и средства поражения. Штурмовая авиация стала играть все более важную роль в войне на море. В 1943 году на Балтике была сформирована штурмовая авиация, а в мае 1944 года на этот флот была переброшена ещё одна штурмовая дивизия, прославившаяся на Чёрном море. В составе этой дивизии был и лётчик-штурмовик старший лейтенант Георгий Андреевич Кузнецов, который впоследствии стал Героем Советского Союза и командующим авиацией ВМФ в 1982 — 1988 годах[22].

В годы Великой Отечественной войны флотская авиация стала главной ударной силой Военно-морского флота СССР. На долю морской авиации приходится более половины общего тоннажа потопленных боевых и вспомогательных кораблей противника, его транспортных средств. За время войны авиация Военно-морского флота произвела 384 тысячи боевых вылетов и уничтожила 5,5 тысячи самолётов противника, потоплено 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами[22].

Симферополь. Центральный флотский аэродром. Главком ВМС СССР адмирал флота Н. Г. Кузнецов встречает Президента США Франклина Рузвельта, прибывшего на Ялтинскую конференцию

Именно в ходе Великой Отечественной войны морская авиация обрела статус и славу одной из главных сил ВМФ, внесла существенный вклад в завоевание Великой Победы. Родина высоко оценила её боевую деятельность: 57 государственных наград украсили знамена полков и дивизий, 262 морских лётчика удостоены звания Героя Советского Союза, а пятеро из них дважды. Дальнешее развитие военно-морского флота подтвердило правоту командующего[22].

Политическая деятельность

Командующий ВМС СССР адмирал флота Н. Г. Кузнецов встречает премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, прибывшего на Ялтинскую конферению

Особой страницей деятельности Николая Кузнецова в годы войны было его участие в переговорах с военно-морскими миссиями союзников в 1941—1945 годах, а также в качестве члена советской делегации — в конференциях глав государств в Ялте и Потсдаме. Он проявил незаурядное дипломатическое мастерство, решая один из самых болезненных вопросов — раздел германского флота. В итоге Советский Союз получил 150 боевых и более 420 вспомогательных кораблей[7].

Результаты морских операций

Наступила долгожданная Победа. В период Великой Отечественной войны советский флот смог не только отразить внезапное нападение врага, но и перейти к решительным действиям на всех военно-морских театрах. Из девяти крупнейших стратегических наступательных операций Советских Вооруженных Сил в войне в шести принимали участие флоты и флотилии ВМФ. Содействуя Красной Армии, моряки воевали, оставаясь на кораблях, боролись с вражеским флотом на коммуникациях, совершали набеговые операции. Но и на сухопутные фронты с флота было направленно около 500 тысяч морских пехотинцев, высажено 113 морских десантов численностью около 330 тысяч человек. В десантных операциях участвовало до 2000 боевых кораблей и несколько тысяч вспомогательных судов. По морским коммуникациям было переправлено более 100 млн. т. грузов, около 10 млн человек. Силами флота было уничтожено свыше 1285 боевых кораблей и вспомогательных судов, около 1300 транспортов противника водоизмещением свыше 3 млн. т. Все наши флоты и почти все флотилии стали краснознаменными[7].

14 сентября 1945 года Николай Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза за образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов. Этой высокой награды он был удостоен за его выдающийся вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне[14].

Первые послевоенные годы

Главком ВМС СССР адмирал флота Н. Г. Кузнецов на Северном флоте

После окончания войны Николай Герасимович Кузнецов был заинтересован строительством современного флота, определением его места в системе Вооруженных Сил страны. Под его руководством был разработан проект 10-летней программы строительства флота, который включал в себя создание авианосцев[23].

В феврале 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был распущен и включен в состав объединённого Наркомата Вооруженных Сил СССР. С марта 1946 года Николай Герасимович Кузнецов занимал должность заместителя Министра Вооруженных Сил СССР и Главнокомандующего ВМФ СССР[21].

30 сентября 1946 года Николай Герасимович направил письмо И. В. Сталину, отмечая, что ВМФ работает над методами защиты от атомной бомбы и пердположительно параллельно проводятся соответствующие исследования в Академии наук СССР и других видах Вооруженных Сил. Он предлагал создать специальный единый руководящий орган в Министерстве Вооруженных Сил, обращая внимание на важность исследований в области ядерной энергии для флотов[21].

14 октября на совещании конструкторов Николай Герасимович акцентировал внимание на необходимости разработки новых проектов кораблей для ВМФ с использованием последних достижений в науке и технике, включая кибернетику, электронику и атомную энергию. 23 октября В своем заключительном слове на совещании конструкторов он высказал идею создания при главкоме ВМС управления со специальными подразделениями — «атомные» группы[21].

7 ноября Николай Герасимович принял участие в совещании ВВС ВМФ, где обсуждались вопросы коренного улучшения организации работы на флоте после войны, с учётом будущего развития. В 1947 году Николай Герасимович возглавил Управление военных учебных заведений в Ленинграде и был избран депутатом Ленгорсовета второго созыва[21].

8 ноября 1947 года Кузнецов был отозван в Москву в связи с обвинениями в незаконной передаче союзникам секретной документации на парашютную торпеду во время войны. 11 декабря На совещании у маршала Николая Александровича Булганина было принято решение судить Николая Кузнецова и ещё троих адмиралов «судом чести». В январе 1948 года состоялся «суд чести» над адмиралами, в результате которого Николаю Герасимовичу было снижено воинское звание до контр-адмирала (позднее это постановление было отменено). В связи с заслугами во время Великой Отечественной войны было принято решение не применять уголовное наказание. Остальные адмиралы были осуждены на различные сроки заключения[3].

В марте-июне 1948 года он находился в распоряжении Министра Вооруженных Сил СССР, а в июне 1948 года был назначен заместителем Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по Военно-морским силам. Три года спустя в 1951 году ему было присвоено звание вице-адмирала за выслугу лет на общих основаниях[3].

Пятидесятые годы

Н. Г. Кузнецов был назначен командующим пятым военно-морским флотом (Тихий океан) в феврале 1950 года, а уже в июле 1951 года он занял пост Военно-морского министра СССР. В марте 1953 года Кузнецов стал первым заместителем Министра обороны СССР — Главнокомандующим ВМФ СССР[3].

На церемонии вручения маршальских звёзд в Кремле. Слева направо: сидят И. Х. Баграмян, Н. Г. Кузнецов, Н. М. Пегов, К. Е. Ворошилов, В. И. Чуйков, А. И. Еременко; стоят: С. И. Руденко, В. И. Казаков, В. А. Судец, С. С. Варенцов, К. С. Москаленко, И. С. Исаков

После смерти И. В. Сталина все обвиняемые по «адмиральскому делу» были полностью оправданы, и 11 мая 1953 года был отменён приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 3 февраля 1948 года. Кузнецов был восстановлен в звании «адмирал флота» 13 мая 1953 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 года высшее звание в советском Военно-Морском Флоте, введённое в 1940 году, было переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза». 3 марта 1955 года Н. Г. Кузнецову было присвоено это воинское звание с вручением знака «Маршальская звезда»[3].

В 1954 году Николай Герасимович Кузнецов, Вячеслав Александрович Малышев и Авраамий Павлович Завенягин рассмотрели проекты атомной подводной лодки и утвердили первый проект. После этого началось строительство первой атомной подводной лодки. Кузнецов сыграл важную роль в развитии советского подводного флота и внедрении новых технологий, таких как атомная энергетическая установка. Так было заложено начало созданию одноё из важнейших составляющих атомной триады нашей Родины[24].

После неудачных попыток Николая Герасимовича добиться положительного решения Правительства СССР по кораблестроительной программе, в апреле 1955 года на заседании Президиума ЦК КПСС он вновь докладывает о необходимости утверждения программы кораблестроения. Однако, первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев выступает против. В ответ, главком ВМФ Н. Г. Кузнецов открыто высказывает свое возмущение безответственным отношением к вопросам строительства флота. Резкое выступление главкома ВМФ расценивается Хрущевым как посягательство на его авторитет руководителя страны и лидера партии[10].

Обстановка, в которой работал Кузнецов, ухудшалась. Переживания по поводу сложившейся ситуации сказались на здоровье — в мае 1955 года он переносит второй инфаркт. В конце мая Н. Г. Кузнецов обращается с письменной просьбой об освобождении его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Просьба остается без ответа. Временное исполнение обязанностей главкома ВМФ возлагается на его заместителя. Несмотря на сложности, Николай Герасимович продолжал работать над развитием советского флота. Именно при нём была принята программа строительства сбалансированного флота, заложен фундамент создания ракетно-ядерного флота, ставшего важнейшей составляющей надёжной обороны страны[10].

У Кузнецова сложились неприязненые отношения с первым секретарём партии Никитой Хрущёвым. Впоследстии, в результате конфликта с Министром обороны СССР Маршалом Сове

тского Союза Георгием Константиновичем Жуковым, Кузнецов был снят с должности первого заместителя министра обороны СССР и Главнокомандующего ВМФ СССР Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1955 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1956 года он был понижен в звании до вице-адмирала, с формулировкой «за крупные недостатки в руководстве флотами», Ему было поставлено в вину взрыв линкора «Новороссийск». Кузнецов был уволен в отставку по приказу министра обороны СССР Маршала Советского Союза Г. К. Жукова от 18 февраля 1956 года[3][25].

После отставки

После увольнения с военной службы Николай Кузнецов посвятил себя литературному труду. Он строго распределил свое рабочее время и работал ежедневно по 5 — 6 часов. Несмотря на преклонный возраст и бессонницу, он не делал скидок на здоровье и усердно трудился над своими произведениями.

Темой, которой он посвятил свой первый очерк, была война в Испании. Кузнецов вспомнил всех моряков-добровольцев, которые участвовали в войне, и начал собирать информацию о них. Он обратился в архив Генерального штаба Министерства Обороны, но не получил никаких документов. Тогда Кузнецов решил полагаться на свою собственную память, которая была отличной[21].

Очерк был написан, и тут творческую деятельность Кузнецова поддержал академик Иван Михайлович Майский. Майский прочитал рукопись и хвалил её как первый и единственный очерк очевидца и участника войны на посту руководителя столь высокого ранга. Однако, он был уверен, что под фамилией Кузнецов не опубликуют, и предложил печататься под псевдонимом. Кузнецов согласился, и очерк был напечатан под фамилией Н. Николаев в сборнике статей издательства АН СССР в 1959 году. Это подбодрило Кузнецова и он продолжил свой литературный труд. Николай Кузнецов является автором ряда книг, посвященных истории советского Военно-морского флота. В 1966 году вышли две его книги: «На далеком меридиане» и «Накануне». В 1971 году была выпущена книга «На флотах боевая тревога»[21].

300-летие Российского флот

После выступления Леонида Ильича Брежнева, в котором он назвал Николая Герасимовича Кузнецова среди выдающихся военачальников Великой Отечественной войны, Николай Герасимович стал постепенно входить в общественную жизнь. Его приглашали выступать на читательских конференциях, в общественные и государственные учреждения[10].

За 18 лет творческой жизни Николай Герасимович Кузнецов написал 5 книг-мемуаров, около ста статей на военно-морскую тематику и мемуарного жанра. Он также перевел 3 книги и несколько работ зарубежных авторов по истории, стратегии и тактике военно-морских флотов ведущих мировых держав. Николай Герасимович Кузнецов внес значительный вклад в развитие советского флота и военно-морской науки. Его мемуары и статьи являются ценным источником информации для изучения истории ВМФ СССР[10].

Н. Г. Кузнецов скончался 6 декабря 1974 года в возрасте 70 лет. 28 января 1977 года в Центральном доме литераторов в Москве военная секция Союза писателей провела вечер памяти в связи с 75-летием со дня рожденияНиколай Герасимович Кузнецова[24].

26 июля 1988 года Николай Герасимович Кузнецов был посмертно восстановлен в звании «Адмирал Флота Советского Союза». В 1989 году вступившему в строй тяжелому авианесущему крейсеру присвоено имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»[24].

Кузнецов Николай Герасимович — выдающийся советский военно-морской деятель, внесший значительный вклад в развитие и укрепление советского Военно-морского флота. Его имя навсегда останется в истории отечественного флота.

«Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля — большого или малого — и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно, в силу ряда причин, то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды — вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте — Адмирала Флота Советского Союза»

— Н. Г. Кузнецов

Членство в партийных и советских органах

Семья

Николай Герасимович Кузнецов был женат два раза. Его первый брак с Натальей Севостьяновой закончился разводом[26]. От первого брака в 1932 году родился сын Виктор. Во втором браке его супругой была Вера Николаевна (в девичестве Шетохина) (1916 — 2003). У них родились двое детей: Николай (1940 — 2005) и Владимир (1946 — 2016). Все они похоронены вместе с Николаем Герасимович Кузнецовым на Новодевичьем кладбище в Москве[27].

Библиографический указатель работ Николая Герасимовича Кузнецова

Материал собран Кузнецовой Раисой Васильевной. Автор библиографии Н. Г. Кузнецова[21].

  1. Выступление на XVIII съезде ВКП(б) 17 марта 1939 г. / Стенографический отчет XVIII съезда ВКП(б). М.: Госиздат политической литературы, 1939.
  2. То же // Морской сборник. М., 1939. № 4-5.
  3. Строительство могучего Военно-Морского Флота — кровное дело всего советского народа: Доклад на торжественном заседании общественности г. Москвы в Зелёном театре ЦПКиО им. Горького 24 июля 1939 г. // Морской сборник. М., 1939.
  4. Учения Краснознаменного Балтийского флота: Выступление на разборе учений 8 сентября 1940 г. // Морской сборник. М., 1940. № 10.
  5. То же. Красный флот. 8 сентября
  6. Военно-Морской Флот Советского Союза. М. — Л., 1941.
  7. Военно-Морской Флот в Отечественной войне // Морской сборник. М., 1944. № 7.
  8. О стратегических задачах флотов и флотилий в ходе войны// Там же.
  9. Речь на предвыборном митинге в Севастополе // Красный черноморец. 7 февраля
  10. То же. Красный флот. 1946. 9 февраля
  11. Советский Военно-Морской Флот // Красный флот. 1946. 28 июля.
  12. Военно-Морской Флот советской державы // Правда. 1953.24 июля.
  13. Боевое содружество Армии и Флота // Известия. 1954. 23 февраля
  14. То же // На вахте. 1954. 23 февраля
  15. Верный страж морских рубежей // Правда. 1954. 25 июля.
  16. Советский моряк М., 1954. № 1.
  17. Славный подвиг советских моряков // Правда. 1954. 9 февраля
  18. То же // Красная звезда. 1954. 9 февраля
  19. Испанский флот в национально-революционной войне 1936—1939 гг.: Из истории освободительной борьбы испанского народа. // Сб. ст. М.: Изд-во АН СССР. 1959. (Под псевдонимом: Н. Николаев).
  20. Будущее гидросамолета / Пер. с английского // Военный зарубежник. 1961. № 12.
  21. Освоение Арктики / Пер. с английского // Военный зарубежник. 1962. № 3.
  22. Являются ли подводные лодки-ракетоносцы полноценным оружием устрашения / Пер. с английского // Военный зарубежник. 1962. № 10.
  23. Подо льдом к полюсу / Пер. с английского кн. Джеймса Каль-верта. М.: Воениздат, 1962.
  24. Испанский флот в борьбе за республику // Военно-исторический журнал. 1962. № 3.
  25. В Картахене (Из воспоминаний советского моряка) // Испанский народ против фашизма (1936—1939). // Сб. ст. М.: Изд-во АН СССР. 1963.
  26. Вся жизнь флоту: Об адмирале Л. М. Галере //Военно-исторический журнал. 1963. № 3.
  27. Встречи с маршалом Блюхером// Октябрь. 1964. № 11. Флагман флота 2 ранга: О И. К. Кожанове // Военно-исторический журнал. 1964. № 8.
  28. Во дворце Бабельсберг// Нева, 1965. № 5.
  29. Военно-Морской Флот накануне Великой Отечественной войны// Военно-исторический журнал, 1965. № 9.
  30. Война на море (1939—1945) / Перевод с английского книги Ч. Нимица и Э. Поттера. М.: Воениздат, 1965.
  31. Дни незабываемые и прекрасные: О М. Кольцове // Литературная Россия. 1965. 13 октября
  32. Михаил Кольцов, каким он был // Советский писатель. М., 1965. С. 297—302.
  33. Осажденный Ленинград и Балтийский флот // Вопросы истории. 1965. № 8.
  34. Патриотизм и культура: Интервью // Советская культура. 1965. 4 декабря
  35. Первый налет на Берлин // Литературная Россия. 1965. 4 марта.
  36. Перед войной // Октябрь. 1965. № 8, 9, 11.
  37. То же // Helsingin Sanomat (на финском языке) 1965.
  38. То же // Вечерний Ленинград. 1965. 16 октября (отр. из кн.).
  39. Перед войной. (Враг у самых ворот) // Боевая вахта КТОФ. 1965. 24 сентября
  40. Перед великим испытанием // Нева, 1965. № 11.
  41. Потсдам, 1945 // Новое время. 1965. № 30. 23 июля (на английского, нем., исп., чеш. и польском языкеыках).
  42. С испанскими моряками в национально-революционной войне. В кн.: Под знаменем испанской республики 1936—1939: Воспоминания советских добровольцев — участников национально-революционной борьбы в Испании. М.: Наука, 1965. С. 191-
  43. Страницы былого // Вопросы истории. 1965. № 4, 5.
  44. Флагман флота 1 ранга: О В. М. Орлове // Военно-исторический журнал. 1965. № 6.
  45. Ялта — Потсдам // Вопросы истории. 1965. № 5.
  46. То же (на финском языке) // Kansan Uniset — 1965 (Перевод из журнала «Вопросы истории». 1965. № 4, 5.)
  47. Компаньеро русо // Нева, 1966. № 7.
  48. Легендарные дни Испании//Труд. 1966. 17, 19 июля.
  49. Моряки на защите столицы // Нева, 1966. № 12.
  50. Моряки в обороне столицы // Провал гитлеровского наступления на Москву. Сб. ст. М.: Наука, 1966.
  51. На далеком меридиане. М.: Наука, 1966.
  52. Накануне. М.: Воениздат, 1966.
  53. Перед войной // Международная жизнь. 1966. № 5—12 (на английском языке).
  54. С испанскими моряками против фашизма // Вопросы истории. 1966. № 5, 6.
  55. Трудная и героическая пора // Вышли мы все из народа. М.: Политиздат, 1966.
  56. Человек с горячим сердцем: О Р. А. Муклевиче // Октябрь. 1966. № 1.
  57. Шли в бой моряки // Труд. 1966. 25 октября
  58. Война // Международная жизнь. 1967. № 4—12.
  59. Перед войной // Международная жизнь. 1967. № 1-3 (на английском языке).
  60. Под знаменем Испанской республики. Варшава. 1967 (на польском языке.).
  61. То же. М.: Прогресс, 1967 (на испанском языке).
  62. Атакует С-13 // Нева, 1968. № 7.
  63. Военные моряки в Сталинградской битве // Сталинградская эпопея. М.: Наука, 1968.
  64. Война // Международная жизнь. 1968. № 1 — 12.
  65. Годы войны // Октябрь. 1968. № 8, 9, 12.
  66. Моряки защищают Волгу // Нева, 1968. № 2.
  67. Моряки в Сталинградской битве // Вопросы истории. 1968. № 2.
  68. Об обороне Ленинграда // Оборона Ленинграда. 1941—1944. Сб. ст. Л.: Наука, 1968.
  69. Видный политработник армии и флота: О И. В. Рогове // Военно-исторический журнал. 1969. № 8.
  70. Война // Международная жизнь. 1969. № 1-3.
  71. День Военно-Морского Флота в СССР // Вопросы истории. 1969. № 6.
  72. Накануне. 2-е изд. М.: Воениздат, 1969.
  73. Перед войной. София, 1969 (на болгарском языке).
  74. Предисловие // Ладога родная. Л., 1969.
  75. Упущенные возможности: О переговорах военных миссий СССР, Англии, Франции в августе 1939 г. // Новая и новейшая история. 1969. № 6.
  76. Накануне // Отрыв, из кн. Прага. 1970 (на чешском языке).
  77. О Дне Победы // Военно-исторический журнал. 1970. № 5.
  78. Операции на море // США. 1970. № 5.
  79. От Ялты до Потсдама // Сб. ст. 9 мая 1945 г. М.: Наука, 1970.
  80. То же // Литературная Грузия. 1970. № 3.
  81. Победная весна 1945 года // Новая и новейшая история. 1970. № 1.
  82. Потсдам: Страницы воспоминаний // Литературная газета. 1970. 29 июля.
  83. Разгром милитаристской Японии // Новое время. 1970. № 36.
  84. Ялта, февраль 1945 г. // Новое время. 1970. 5 февраля
  85. Ялта — 25 лет спустя // Днес и утре. 1970. № 3; Аурора. 1970. № 4, 5 (на болгарском языке).
  86. Четверть века спустя // Литературная Грузия. 1970. № 5.
  87. Крах конвоя PQ-17. Предисловие к кн. Д. Ирвинга и её редакция М.: Воениздат. 1971.
  88. Крах конвоя PQ-17. Рецензия на кн. Д. Ирвинга // Вопросы истории. 1971. № 5.
  89. На далеком меридиане. 2-е изд. М.: Наука, 1971.
  90. Накануне. Прага, 1971 (на чешском языке).
  91. На северных морских дорогах//Новая и новейшая история. 1971. № 2.
  92. На флотах боевая тревога. М.: Воениздат, 1971.
  93. От Ялты до Потсдама // Литературная Грузия. 1971. № 6 (окончание, начало в № 3 за 1970 год).
  94. Боевые вымпелы над Онегой: Предисловие к кн. // Карелия: Петрозаводск, 1972.
  95. В конце второй мировой войны // Новая и новейшая история. 1972. № 5.
  96. На флотах боевая тревога. Прага, 1972 (на чешском языке).
  97. От Ялты до Потсдама. В кн.: 9 мая 1945 года. М.: Наука, 1972. С. 215—238.
  98. Памятные дни 1945 года // Военно-исторический журнал. 1972. № 8, 9.
  99. Шефство комсомола над ВМФ //Комсомольская правда. 1972. 12 сентября
  100. Юный возраст флота // Комсомольская правда. 17 сентября
  101. День Военно-Морского Флота // Архангельский комсомол — Военно-Морскому Флоту. Сб. ст. Северо-Западное кн. изд-во, 1973 год.
  102. Накануне. Берлин, 1973 (на немецком языке).
  103. На флотах боевая тревога. София, 1973 (на болгарском языке).
  104. Тихий океан: О становлении Тихоокеанского флота. В кн.: Форпост героев: Героические повествования о подвигах дальневосточников. Хабаровск, 1973. С. 35—381.
  105. Воспоминания о Б. М. Шапошникове. Вместо предисловия // Воспоминания Шапошникова Б.М. М.: Воен-издат, 1974.
  106. То же. Новая и новейшая история. 1974. № 1.
  107. Главным курсом // Октябрь. 1974. № 1, 2.
  108. День первый и день последний // История СССР. 1974. № 5.
  109. Керченско-Эльтигенская десантная операция // Военно-исторический журнал. 1974. № 8.
  110. Награды моряков: К 30-летию учреждения орденов и медалей Ушакова и Нахимова // Военно-исторический журнал. 1974. № 3.
  111. Суровые были войны. Пред. // Гангут. Сб. ст. Л., 1974. На флотах боевая тревога. Берлин, 1974 (на немецком языке). То же. М.: Прогресс, 1974 (на франц. яз.).
  112. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1975. Накануне. Будапешт, 1975 (на венгерском языке).
  113. Некоторые вопросы океанско-морских операций английского и американского флотов в годы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 1975. № 4.
  114. Некоторые вопросы организации флотов и руководства ими в Великую Отечественную войну // Морской сборник. 1975. № 7, 8.
  115. Так кончилась война // Спутник, 1975. № 4.
  116. Накануне. Будапешт, 1975 (на венгерском языке).
  117. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1976. На флотах боевая тревога. Будапешт, 1976 (на венгерском языке). На флотах боевая тревога. Прага, 1976 (на чешском языке). На флотах боевая тревога. София, 1976 (на болгарском языке).
  118. Курсом к победе. Варшава, 1978 (на польском языке.).
  119. Курсом к победе. Берлин, 1979 (на немецком языке).
  120. На флотах боевая тревога. Берлин, 1979 (на немецком языке).
  121. Советский флот в войне 1941—1945 гг. М.: Прогресс, 1979 (на испанском языке).
  122. Адмирал Красного Флота. Записки из личного архива // Наука и жизнь. 1982. № 9 (публикация Н. Кудряшова при участии В. Н. и Р. В. Кузнецовых).
  123. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1987.
  124. Из воспоминаний о военных годах: Г. К. Жуков, Н. Г. Кузнецов, А. И. Микоян. Политика и образование. № 9.
  125. Крутые повороты // Правда. 1988. 29 июля (публикация Р. В. Кузнецовой).
  126. Курсом к победе. Берлин, 1988 (на немецком языке).
  127. На далеком меридиане. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1988.
  128. Накануне: Неопубликованные страницы глав книги. (Организация — ключ к победе и др.) // Москва, 1988. № 5.
  129. На флотах боевая тревога. Берлин, 1988 (на немецком языке).
  130. Победа обошлась нам очень дорого: (интервью с докт. ист. наук, проф. Г. А. Куманеевым) // Советская Россия. 1988. 29 июля (публикация Г. А. Куманеева).
  131. Слово о друге: Флотоводец: (об адмирале Л. А. Владимирском) // Советская Россия. 1988. 25 сентября (публикация Р. В. Кузнецовой и А. Дятлова).
  132. Чему учила война // Красная звезда. 1988. 29 июля (публикация Р. В. Кузнецовой).
  133. Курсом к победе. 3-е изд., доп. М.: Воениздат, 1989.
  134. Накануне. М.: Воениздат, 1989.
  135. Найти виновных… Морской сборник. 1989. № 6.
  136. Прозрение: Запрещенная глава мемуаров. В мире книг. 1989. № 5.
  137. Крутые повороты: из записок Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. Первые испытания. «Что скажет хозяин?» «Как варится кухня…» «Смерть Сталина» // Вождь, хозяин, диктатор. М.: Патриот, 1990. С. 401—416.
  138. Министр флота вспоминает. Memoirs of Warteeme ministers of the Waby//M.: Прогресс, 1990. 407 с.
  139. Накануне. Курсом к победе. М.: Воениздат, 1991.
  140. Начало войны не было «громом с ясного неба»: Из записок Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова) // Правда. 1991. 20 июля (публикация Р. В. Кузнецовой).
  141. Законность нужна не только мне: мемуары без ретуши // Красная Звезда. 1992. 11 нояб. (публикация Р. В. Кузнецовой).
  142. Крутые повороты: Из записок адмирала (сокр. вариант) // Военно-исторический журнал. № 12 (публикация Р. В. Кузнецовой и В. Н. Кузнецовой).
  143. Наши отношения с Жуковым стали поистине драматическими // Военно-исторический журнал. 1992. № 1.
  144. Крутые повороты: Из записок адмирала // Военно-исторический журнал. 1993. № 1-4, 6, 7, 10. (публикация Р. В. Кузнецовой и В. Н. Кузнецовой).
  145. Крутые повороты: Из записок адмирала. М.: Молодая гвардия, 1995. Состав. Р. В. Кузнецова. Подготовка текста, комментарии, хронология и библиография Р.В. и В. Н. Кузнецовы. 254 с.
  146. Приказы и директивы народного комиссара ВМФ в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 // Русский архив: Великая Отечественная /Состав. Н. Усенко, Н. Бородин. М.: ТЕРРА. 484 док.
  147. Крутые повороты. Сокращенный вариант книги Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова /Под ред. и публикация Р. В. Кузнецовой. Слово, 1996. № 12. 1997. № 1-8.
  148. Хроникально-документальные, видео- и фотоматериалы из личного архива Н. Г. Кузнецова и его семьи в телефильме «Трагедия Главкома» реж. Л. Бродского /Подбор, аннотирование, научное консультирование Р.В. и Н. Н. Кузнецовых// М.: Студия художеств, телепрограмм «ЛАД». 1997.
  149. Флотоводец. Материалы о жизни и деятельности Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова / Авторы-составители Р. В. Кузнецова и В. Н. Кузнецова // Серия «Библиотека Общероссийского Движения Поддержки Флота». М.: Петровский двор, 1999. 144 с.
  150. Хроникально-документальные, видео- и фотоматериалы из личного архива Н. Г. Кузнецова и его семьи в телефильме Я. Голованова и Ю. Соколова «Готовность № 1» / Поиск, подбор, аннотирование, научное консультирование Р.В. и Н. Н. Кузнецовых// Телекомпания «Тайны забытых побед». М., 1999.
  151. Хроникально-документальные, видео- и фотоматериалы из личного архива Н. Г. Кузнецова и его семьи в телефильме «Флагман» (реж. Б. Смирнова и К. Орозалиева, авт. сценария Я. Голованов и Г. Дмитриева) /Поиск, подбор, аннотирование и научное консультирование Р.В. и Н. Н. Кузнецовых// Студия «Народное кино». М., 2000.
  152. Адмирал Кузнецов: Москва в жизни и судьбе флотоводца. Док. сб. / Документы, фотографии и воспоминания из личного архива Н. Г. Кузнецова/ Автор-состав. Р. В. Кузнецова и др./ Под ред. Р. В. Кузнецовой, М. М. Горинова и др. М.: Мосгорархив, 2000. 544 с.
  153. Награды, форма, оружие Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова. В кн.: А. Куценко «Маршалы и Адмиралы Флота Советского Союза. Форма. Награды. Оружие». (Аннотирование и консультирование Р. В. Кузнецовой) // Изд-во Аспект, 2001.С. 200—207.
  154. Накануне, Курсом к победе, Крутые повороты, — сокращенный вариант книг Н. Г. Кузнецова. Ред. составл., прим. Р. В. Кузнецовой. В кн.: Адмирал Флота. Героические и драматические страницы жизни Н. Г. Кузнецова // М.: ЗАО «Унипринт», 2002. 383 с.
  155. Курсом к победе. / Под ред. Р. В. Кузнецовой. М.: Олма-пресс, 2003. 510 с.
  156. Накануне. ACT. M., 2003. 574 с. Курсом к победе. ACT. M., 2003. 634 с.

Награды

Награды СССР

Наградное оружие

  • 1932 год Пистолет системы Коровина
  • 1942 год Пистолет «Браунинг-Ш» № 1839 с кобурой и ремнем (с металлической накладкой и гравировкой: «Наркому ВМФ Адмиралу Кузнецову Н. Г. от эскадры КБФ».
  • 1942 год Пистолет системы «Парабеллум-Ш» № 5558 (с металлической накладкой и гравировкой: «Наркому ВМФ Адмиралу Кузнецову Н. Г. от моряков 3-й Гвардейской бригады 1941—1942»).
  • 1944 год Кортик от трудящихся города Златоуста.
  • 1945 год Пистолет (опытный образец) «Балтиец» № 2 с металлической накладкой и надписью: «Наркому ВМФ Адмиралу флота Кузнецову Н. Г. от коллектива Завода № 1811».
  • 1945 год Пистолет «Браунинг» — Бельгия (№ 1080051)[21].

Иностранные награды

Памятные места

  • Мемориальная доска в Санкт-Петербурге.
  • Мемориальная доска в деревне Медведки.
  • Бюст в Севастополе.
  • Бюст на Центральном командном пункте ВМФ РФ в Москве.
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (Краснознамённый Северный флот).
  • Надгробный памятник на Новодевечьем кладбище.
  • Бюст в городе Тара Омской области.
  • Мемориальная доска в Москве.
  • Памятник в Архангельске.
  • Памятник в Архангельске.
  • Памятник в Архангельске.
  • Бюст в городе Котлас.
  • Мемориальная доска в Санкт-Петербурге.
  • Бюст во Владивостоке.
  • Памятная доска в Москве.
  • Мемориальный стенд.
  • Военно-морская академия в Санкт-Петербурге[3].

Портрет Н. Г. Кузнецова был включен в галерею флотоводцев Российского государственного морского историко-культурного центра при Правительстве РФ.

В 1997 году был создан общественный Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Приказом министра обороны РФ от 27 января 2003 года была учреждена ведомственная медаль Министерства обороны РФ «Адмирал Кузнецов»[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ташлыков С. Л. Кузнецов Николай Герасимович // Большая российская энциклопедия : сайт. — ISSN 5-85270-320-6.
  2. 2,0 2,1 2,2 Кузнецов Н. Г. Курсом к победе. Военная литература. Дата обращения: 4 мая 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Уфаркин Н. В. Герой Советского Союза Кузнецов Николай Герасимович. Герои страны. Дата обращения: 2 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 11. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  5. 5,0 5,1 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая Гвардия, 2006. — С. 13. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  6. Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая Гвардия, 2006. — С. 15. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 7,12 7,13 7,14 7,15 7,16 7,17 7,18 Биография Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича. Korabel.ru (28 января 2004). Дата обращения: 30 апреля 2024.
  8. Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 22. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 23. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  10. 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 10,12 Роман Юров. К 110-летию со дня рождения Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова (1904 — 1974 гг.). Министерство обороны Российской Федерации. Дата обращения: 1 мая 2024.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая Гвардия, 2006. — С. 27. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  12. 12,0 12,1 12,2 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 29. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  13. 13,0 13,1 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 35. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  14. 14,0 14,1 Николай Герасимович Кузнецов. Биографическая справка. РИА Новости (24 июля 2009). Дата обращения: 3 мая 2024.
  15. 15,0 15,1 15,2 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 38. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  16. Золотов Н. П., Попов Н. М., Исаев С. И., Щеглов Н. Н., Щеглова Е. Ф., Жуматий В. И., Филиннов В. В,. Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).. — М.: ИВИ МО РФ, 1994. — С. 61—63. — ISBN 5-201-01055-5.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 17,4 Щербатов, Д. С. [moluch.ru/archive/455/100230 Деятельность наркома ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова в годы войны] // Молодой ученый : журнал. — 2023. — № 8 (455). — С. 215—218. — ISSN 2072-0297.
  18. Редакция военной истории. Ставка Верховного Главнокомандования. Большая российская энциклопедия (24 мая 2022). Дата обращения: 4 мая 2024.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 Филатов В.В. История Соловецкой школы юнг : учеб -метод. пособие : 7 класс. — Архангельск: АО ИОО, 2015. — 98 с.
  20. 20,0 20,1 20,2 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 40. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  21. 21,00 21,01 21,02 21,03 21,04 21,05 21,06 21,07 21,08 21,09 21,10 Кузнецова Р. В. Флотоводец. — М.: Садовое кольцо, 2004. — ISBN 5-89-633-004-9.
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 42. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  23. Дурандина Т. С. Флотоводческая деятельность Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова // Символ науки : журнал. — 2017. — № 04—3. — С. 54—56. — ISSN 2410-700X.
  24. 24,0 24,1 24,2 Булатов В. Н. Адмирал Кузнецов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — С. 106. — 106 с. — ISBN 5-235-02871-6.
  25. Кочуков А. Русский характер // Красная звезда : газета. — 2001. — 28 августа. — ISSN 0023-4559.
  26. Георгий Харюнин. "Адмирал Кузнецов": кто есть кто в новом сериале. Смотрим (15 марта 2024). Дата обращения: 7 мая 2024.
  27. Евгений Стариков. Минобороны опубликовало редкие фото жен Ивана Конева и Николая Кузнецова. Вологда Регион (7 марта 2020). Дата обращения: 7 мая 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!