Куприна, Ксения Александровна

Материал из «Знание.Вики»
Ксения Александровна Куприна
Фотография Ксении Куприной, сделанная в Париже в 1936 годуФотография Ксении Куприной, сделанная в Париже в 1936 году
Дата рождения 21 апреля 1908(1908-04-21)
Место рождения Петербург
Дата смерти 18 ноября 1981(1981-11-18) (73 года)
Место смерти Москва
Гражданство
  • СССР
Подданство
  • Российская империя
Род деятельности актриса, мемуаристка
Отец Александр Иванович Куприн
Мать Елизавета Морицевна Гейнрих

Ксе́ния Алекса́ндровна Куприна́ (21 апреля 1908, Петербург — 18 ноября 1981, Москва) — актриса, мемуаристка, переводчица, дочь писателя Александра Куприна от второго брака с Елизаветой Гейнрих[1].

Одна из любимых манекенщиц парижского кутюрье Поля Пуаре, актриса французского кинематографа, известная под псевдонимом Киса́ Куприна, дружившая с Эдит Пиаф, Жаном Маре, Антуаном де Сент-Экзюпери. Её жизнь началась счастливым детством в Гатчине и продолжилась в эмиграции, где Ксения с 11-летнего возраста прожила 40 лет. Красивая, уверенная, талантливая женщина нашла в себе силы вернуться на родину, создать музей отца и написать мемуары «Куприн — мой отец»[2].

Биография

Детство в России

Ксения Куприна родилась в 1908 году, до официального развода Александра Куприна с его первой женой Марией Карловной, поэтому, чтобы Ксения не считалась незаконнорожденной, её крестили уже в годовалом возрасте после венчания родителей, в тот же день 16 августа 1909 года, в селе Гуменик Житомирской губернии. Крестными родителями были друг семьи Фёдор Батюшков и сестра писателя Зинаида Нат. Если об отце — писателе Куприне — известно достаточно много, то о матери Ксении слагали легенды как о дочери венгерского графа. Елизавета Морицевна Гейнрих — дочь пермского фотографа, венгра по происхождению. Сестра милосердия, участница Русско-японской войны 1904—1905 годов, Елизавета была награждена медалями за самоотверженность[1].

Ксения Куприна с родителями. Гатчина.

И мать, и отец уделяли Ксении много внимания и любви. Детство Ксении с 3-летнего возраста прошло в Гатчине, где Куприны приобрели дом, завели сад, огород, живность, и Ксения на фотографиях всегда рядом с собакой, козой, курами. Аксинья, как любил называть её знаменитый отец, ни в чём не знала отказа, ей покупали лучшие игрушки (на одной из фотографий запечатлена на фоне дорогого кукольного дома). Если Куприн видел, что она скучала, он оставлял свою работу и нарочно начинал канючить: «Мне ску-у-у-у-чно…» — и они начинали играть[2].

Обожание и любовь, с какими Куприн относился к своей Аксинье, подтверждают и новые документы: открытки, отправленные Куприным дочери в 1914 году из Италии, где он лечился на курорте Сальцо-Маджиоре. Ксюше было на ту пору шесть лет. Каждый день папа специально подбирал какую-нибудь интересную красочную детскую открытку с забавным рисунком, чтобы маленькой дочке было интересно рассматривать, фантазировать. Почти каждую открыточку отец сопровождает смешным стихотворным посланием на сюжет картинки[3].

Ксения в своей детской комнате. Гатчина
Ксения с отцом в годы Первой мировой войны

Характер у девочки был сложный. Её детство прошло в окружении известных людей. К Куприну в Гатчину часто приезжали гости-писатели, и некоторые оставили заметки о его дочери. Саша Чёрный подарил книгу «Мрачной девочке Ксении». Фёдор Фидлер, педантичный немец, в своем дневнике записал: «неприятное четырёхлетнее существо»[4].

Ксения в домашнем госпитале. журнал «Огонёк». 1914 год.

Уже в эмиграции Иван Бунин в письме Куприну отметит её характер и поведение: «Привет жене и дерзкой дочке». Она постоянно находилась в центре внимания. В годы Первой мировой войны, когда отец отдал дом под госпиталь, и мать ухаживает за ранеными, для 6-летней Ксении сшили форму сестры милосердия, она читает раненым солдатам книжки. В это время журналы «Огонёк» и «Аргус» печатают на своих страницах фотографии Ксении с отцом, с солдатами. Куприн в письме к сестре Софье Ивановне Можаровой от 1 декабря 1916 года дает подробную характеристику Ксении, описывает её занятия, поражается легкости, с какой она всё схватывает[5]:

«Она способна расшивать шелками чайные салфеточки <…> Она со вкусом шьёт на кукол пальто и шляпы, готовит на своей полуигрушечной плите совсем добропорядочные щи, котлеты, пирожки, кисели <…> Аккуратно стирает тонкое бельё, ловко и быстрее подметает комнату, чем Дуня. Чисто штопает свои чулки <…> Но бывают и чёрные дни, когда в ней просыпаются сразу и упрямый Саша, и эгоистка Соня и вспыльчивая Зина и несправедливая бабушка»

— Александр Куприн

Ксения с отцом и собакой Сапсан. 1916 год

Эти навыки Ксения сохранит на всю жизнь, она сама шила себе наряды, выглядела всегда элегантной, благородной, красивой даже в старости. Счастливое детство переменилось в 1917 году. Наступило голодное время, девочка в меру сил помогала отцу, выращивавшему овощи для пропитания семьи. Последнее, что помнила Ксения из жизни в России — голод, быстрые сборы в дорогу на встречу с отцом, оставление дома и всего, что в нём было: мебель, одежда, игрушки, книги, архив отца. Жизнь её окончательно перевернулась и прежней уже не станет. В 1919 году маленькая Ксения с мамой будет скитаться в Ямбурге в поисках отца, который как редактор фронтовой газеты «Приневский край» отступил вместе с Северо-Западной армией Юденича. Генерал Пётр Краснов позже в письме Куприну восхищался подвигом двух хрупких женских душ, которые в обозе откатывавшейся Северо-Западной Армии, в грозе и буре «кротко и безропотно» переносили все тяготы и следовали за мужем и отцом[6].

Жизнь в эмиграции

На долю 11-летней девочки выпала судьба эмигрантки: теперь почти 40 лет она проведёт вдали от родины. В 1920 году Ксению устроили в закрытый католический пансион при монастыре под Парижем. Девочка впервые оказалась оторванной от родителей, в чужой и строгой среде. Она очень тосковала и по родителям, и по оставленной Гатчине: «По ночам я молюсь за Россию, золотую нашу». Мать и отец писали ласковые письма, которые начинались с ласковых прозвищ: «мопсик», «воробушек»[7]:

«Мой идол, с разбега и с размаха целую в милую мордашку, наугад… Один добрый, старый папа»

— Александр Куприн

Постепенно Ксения привыкает к новой обстановке, обживается среди французских детей, свободно говорит на французском языке, мечтает о подвигах. Однажды, когда воспитанниц повезли в Домреми, на родину Жанны д' Арк, Ксения напишет в книге отзывов: «Милая Жанна, как бы я хотела быть такой как ты. Киса Куприна»[2].

При этом Ксения не забывала родной язык, говорила чистым литературным языком, проявляла литературные способности. Её письма радовали отца слогом и умением выражать мысли, но сокрушали неграмотностью: «Я получил от неё очень милое, остренькое письмо. Но грамота! Грамота!»[3]

Портрет 16-летней Ксении и Александра Куприна. Художник Ф. Малявин. Париж. 1924 год.

Писатель обожал свою дочь, заботился о её воспитании, очень гордился её успехами. Когда она тяжело заболела и потребовались крупные деньги на её лечение, писатель расстался с самыми дорогими для себя вещами: подаренным портретом Льва Толстого и рисунком Ильи Репина с их автографами. После её продолжительной болезни и лечения в санатории отец так описывал Ксению в письме своему другу Ивану Заикину[8]:

«Выросла, похудела, забронзовела. Все говорят, что хороша собой. Но ангел небесный! Какой же в этом толк, если нет в виду американца (не знаешь ли ты, где их достают?) Научилась дурочка краситься, и ничем её не убедишь, что к её, хотя и тонкой, но очень русской лупетке, это вовсе не идёт»

— Александр Куприн

Заметив у дочери хорошие способности к рисованию, Куприн определил её в художественную школу. Но своенравная Ксения настаивала на школе танцев. Она хотела блистать на сцене[8].

Начало карьеры киноактрисы

Ксения Куприна — манекенщица в доме моделей Поля Пуаре. 1920-е годы. Париж

Её карьера началась в 1925 году, в неполные 18 лет, со службы манекенщицей в модном доме «Поль Пуаро». Вскоре красивую девушку заметил будущий известный режиссёр Марсель Л' Эрбье и в 1926 году пригласил сниматься в кино. У этого режиссёра она сыграет в фильмах: «Дьявол в сердце», «Тайна жёлтой комнаты», «Духи́ дамы в чёрном», «Императорская дорога» и «Авантюрист». Ксения была знакома и снималась на одной площадке с молодыми, тогда ещё никому не известными Жаном Маре, Жаном Габеном, Николь Курсель, которая в 1956 году сыграет одну из главных ролей в фильме «Колдунья» по мотивам «Олеси» Куприна. В Париже Ксения познакомилась с Антуаном де Сент-Экзюпери, дружила с молодой и ещё незнаменитой Эдит Пиаф (о ней Ксения написала книгу). В 1926 году приняла участие в конкурсе красоты «Мисс Россия», который в эмиграции проводил журнал «Иллюстрированная Россия». Редактор М. Миронов уговорил Куприных, чтобы Ксения тоже участвовала. Но выбор заранее был предрешен, и Ксения, по собственному признанию, была расстроена до обморока. Когда в 1926 году Куприн послал Репину фотографии, свою и Ксении, то восторгов художника не было предела. Он повесил карточки в столовой и признавался, что подолгу их рассматривает и любуется. Вот что писал Илья Ефимович Репин в ответ 8 февраля 1926 года[2]:

«Дивные фотографии… Весь итальянский Ренессанс… Невообразимой красоты образ!»

— Илья Репин

Ксения Куприна. Фотопортрет, подаренный Александром Куприным Илье Репину

Свои впечатления о начинающей актрисе оставил молодой Владимир Набоков, побывавший в гостях у «прелестного» Куприна[9]:

«Дочь Киса – довольно противная, фильмовая актрисочка, с глазами, ее уральские камни»

— Владимир Набоков

Фильмография

Куприн в письме своему другу Ивану Заикину делился своими переживаниями и мыслями о карьере Ксении в кино, её неудачах[10]:

«Чёрт бы побрал этот кинематограф. Никогда я его не любил, не люблю и любить не буду. Он для нас всех источник терзаний. Вот покрутилась Ксения в одной пьесе «Дьявол в сердце». Ролишка была маленькая, эпизод. Но сумела так показаться, что обратила на себя внимание специалистов. Пошли предложения. Не то чтобы на главнейшие роли, но все-таки на настоящие. И вот, неудачи за неудачей. То жена владельца и директора посылает какую-то свою приятельницу на эту роль, даму кривобокую и некрасивую. То министр внутренних дел посылает к режиссеру свою амишку, ну, штучку, прямо с улицы, и т. д. То вдруг Ксению оттесняет сестра знаменитой звезды и т. д. Ксения нервничает, худеет, теряет аппетит, изводит нас. Я не виню её.

Театр и кино — это самые жесточайшие отравы, хуже табака, алкоголя, кокаина, морфия… Там, чтобы пробиться, нужно верблюжье здоровье, слоновые нервы, а гордости не больше, чем у голодного бродячего пса. Я с самого начала это предсказывал и против этого восставал. Но… женщины!»

— Александр Куприн

Блистательная внешность, прирождённый артистизм вскоре принесли ей успех в кинематографе. Ксения стала довольно известна под артистическим псевдонимом Киса Куприна. Куприн любил рассказывать о её популярности[10]:

«Куприн всем рассказывал, как однажды шофер такси, услышав имя Куприна, спросил:

— Вы не отец ли знаменитой Кисы Куприной? Вернувшись домой, Александр Иванович возмущался: — До чего я дожил! Стал всего лишь отцом «знаменитой» дочери…»

— Ксения Куприна

Ксения становилась взрослой, и увеличивались расходы, но мать Елизавета Морицевна умела шить, и это помогало справляться с трудностями. Она и дочь приучила шить и вышивать. Куприн в 1927 году в одном из писем к другу Ивану Заикину открыл семейный секрет[2]:

«Мои дамы высмотрят в шикарном магазине мод дорогое, так тысячи на две платье, купят материю и сами сошьют, и обойдется франков в 150»

— Александр Куприн

Куприн не переставал восхищаться своей красавицей и, хотя денег не было, он мог только подарить розу и на визитке написать восхитительный экспромт[11]:

«Ах! Нет другого мнения, всех краше в мире Ксения — твердят кинематографы и разные фотографы…»[11]

До 1936 года Ксения Куприна снялась в нескольких фильмах:

Фильмы Годы Роль
Дьявол в сердце 1928 Таня
Жемчужина 1929 Похитительница
Тайна жёлтой комнаты 1930 Мари
Духи́ дамы в чёрном 1931 Мари
Лоретта, или Красная печать 1931 Имя персонажа не указано
Туманы Парижа 1932 Имя персонажа не указано
Последняя ночь 1933 Имя персонажа не указано
Малыш, или Baby 1933 Сюзанна Бьенфе
Авантюрист 1934 Мадам Немо
Убийца среди нас 1934 Имя персонажа не указано
Императорская дорога 1935 Алия
Женский клуб 1936 Люсиль

По собственному признанию, Ксения Александровна мало интересовалась жизнью родителей, вращалась в шумных компаниях артистов и богатых покровителей, не понимала значение и талант своего отца, его тоску по родине. Когда Куприны решили в 1937 году возвратиться в Россию, 29-летняя Ксения не поехала с ними, по официальной версии из-за того, что у неё были контракты и обязательства по работе в кино, и была надежда на предложение руки и сердца от своего богатого поклонника. По неофициальным сведениям, советский посол Владимир Потёмкин не рекомендовал ей пока возвращаться[12].

Обложка журнала «Иллюстрированная Россия». Париж. 1938. 10 сентября. Номер вышел после известия о смерти Куприна и посвящён его памяти

29 мая 1937 года Ксения провожала своих родителей, стараясь сдерживать слёзы. Она ещё не знает, что больше никогда не увидят друг друга. Через год в Ленинграде умрёт от рака пищевода прославленный русский писатель, автор «Поединка» и «Гранатового браслета», а для неё просто «мой бедный старенький папа», «папашка», «папиндир», как весело она называла его в письмах. В 1943 году в блокадном Ленинграде от тоски и отчаяния покончит жизнь самоубийством мать, получив ошибочное известие о гибели Ксении[13].

Из довоенной переписки с матерью известно, что Ксения Александровна пытается устроить личную жизнь, ездит с друзьями отдыхать на модный курорт, ходит на кинопробы, надеется получить роль в фильме «Катя» о любви русского императора Александра II и Екатерины Долгорукой[14].

К концу 1930-х годов с приходом звукового кино Ксению перестали снимать, она работала в театре, одно время вместе с подругой, певицей Людмилой Лопатой выступала в русском ресторане. Связи с русской эмиграцией в Париже, большая часть которой считала возвращение писателя в советскую Россию предательством, она оборвала. Личная жизнь Ксении не сложилась, замуж она не вышла, детей у неё не было. Своего жилья в Париже не приобрела, по традиции она снимала квартиру или жила в гостиницах. В годы II мировой войны, когда Париж оккупировали немцы, Ксения спасалась в Провансе. В это время оборвалась её переписка с матерью Елизаветой Морицевной, проживавшей в Ленинграде. После войны Ксения Александровна жила в Париже, работала переводчицей. Иногда советское посольство просило показать город советским делегациям, например, прибывшим в Париж советским писателям во главе с Константином Симоновым. После этой встречи Ксения стала обдумывать возвращение в Россию. Надвигались бедность и одиночество. Она так и не обрела полного слияния с Францией, о чём с горечью поведала в воспоминаниях[15]:

«Так, прожив 38 лет в Париже, я считалась иностранкой. У меня не было паспорта, а только удостоверение личности, оно же и вид на жительство, в котором, как клеймо, стояло слово «Apatride» (без родины)»

— Ксения Куприна

Возвращение домой

Свою родину, покинутую по воле судьбы в детском возрасте, Ксения Куприна вновь обрела почти через 40 лет, вернувшись в Советский Союз в 1958 году. К этому времени ей было 50 лет. Ксения имела смутные представления о жизни в СССР. Она рассчитывала получать проценты с переизданий произведений отца, но в России такого права, существовавшего в Европе, не было. Первое время она жила в московской гостинице «Метрополь». Участие в её судьбе принимал Корней Иванович Чуковский, в молодости друживший с Куприным. С трудом удалось через Союз писателей получить маленькую квартиру в центре столицы и устроиться на службу в Драматический театр имени А. С. Пушкина[16].

Ксения Александровна Куприна в московской квартире. 1960-е годы

Работа в театре

Но на сцене она появлялась только в массовке, ролей для неё в советском репертуаре театра не было, в её речи, грамотной и красивой, слышался акцент. Она с грустью говорила: «Я актриса без ролей». Ксения Куприна, хорошо владевшая французским языком, сделала перевод пьесы Жана Сармана «Мамуре», поставленной в Малом театре и имевшей огромный успех. Пьеса ставилась в бенефис Народной артистки СССР Елены Гоголевой, которая отметила: «Перевод Куприной лучше самой пьесы». Но на финальных поклонах Ксению как автора перевода на сцену не пригласили, что её очень обидело. Её жизнь была одинокой. И только семь кошек, о которых она заботилась, составляли её семейство. Уже после смерти Ксении литературовед-писатель Олег Михайлов опубликовал о стареющей актрисе и её замкнутой жизни рассказ «Дочь писателя», который был воспринят как пасквиль и осуждён литературной общественностью[17].

Работа над мемуарами

Мемуарная книга. Ксения Куприна. Куприн — мой отец.
Ксения Александровна Куприна. Москва. 1960-е годы

В 1960—1970-е годы Ксения Александровна стала заниматься мемуарами, публикацией документов из семейного архива. Опубликовала в журнале «Новый мир» переписку Куприна с художником Репиным, снабдив их научными комментариями, печатала статьи-воспоминания в журнале «Театральная жизнь» и в газете «Литературная Россия». Она выступила соавтором сценария художественного телевизионного фильма о Куприне «Мне нельзя без России», где сыграла саму себя[18].

Главным литературным трудом Ксении Куприной стала мемуарная книга «Куприн — мой отец», выдержавшая два издания — в 1970 и 1979 годах. Книга содержит сведения о семье, жизни в Гатчине, об эмигрантском периоде жизни писателя, о котором никто, кроме неё, достоверно не знал. В книге автором собран большой и многообразный документальный материал, подкрепляющий личные воспоминания и добавляющий новые, интересные штрихи к характеристике Куприна-человека и Куприна-писателя. Дочь сохранила и оставила свидетельства о Куприне как любящем отце — трогательные открытки и нежные письма Куприна к дочери. О своих отношениях с отцом Ксения рассказала незадолго до смерти в документальном фильме «Ксения Куприна рассказывает», снятом по заказу Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области[18].

Сохранение наследия

Ксения Куприна на открытии музея своего отца в Наровчате Пензенской области. 1981

Безусловной заслугой Ксении Александровны является возвращение в Россию ценного семейного архива. Ныне переданные ею материалы хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), а оставшиеся после её смерти документы поступили в Объединение литературно-мемориальных музеев Пензенской области (ОГЛММ)[19].

Открытие музея Куприна

Ксения Куприна поддержала идею пензенцев и наровчатцев создать музей Куприна на его родине в Наровчате. Передала туда мемориальные вещи отца и матери (венчальное кольцо, серебряную фляжку, кофеварку), книги, документы, письма отца и матери к ней — «милому воробушку», «милому зайчику», «милой девочке». Эти дары стали основой и самой ценной частью купринской коллекции музея. Она держалась уже из последних сил. Будучи тяжело больной, Ксения Александровна приехала в сентябре 1981 года на открытие музея Куприна в Наровчате. И словно выполнив свой долг перед отцом, Ксения Куприна спустя два месяца умерла в Москве. Тело её было кремировано, и прах похоронен рядом с отцом и матерью на Волковском кладбище в Петербурге.

Память о Ксении Куприной

Ах! Нет другого мнения,

Всех краше в мире Ксения,

Твердят кинематографы

И всякие фотографы,

А также господин

А. Куприн

Дочь писателя осталась в его книгах: о маленькой девочке, дочке хозяина, рассказано в произведениях Куприна «Сапсан» и «Ю-Ю», в документальной повести «Купол св. Исаакия Далматского», описывающей 1919 год в Гатчине. В очерке «Мыс Гурон» Куприн рисует образ повзрослевшей красивой самостоятельной девушки, начинающей путь актрисы.

О Ксении Куприной созданы телефильмы: «Ксения Куприна», «Ксения, дочь Куприна»[20].

В Москве близким другом Ксении Александровны был писатель, историк Владимир Оболенский, который всегда поддерживал её, сделал о ней телефильм, написал о ней в своей книге[21]. Во многом благодаря ему — имя Ксении Куприной не забыто. В прессе часто публикуются статьи о дочери Куприна[22][23].

В музее Александра Куприна ей посвящен раздел в экспозиции, наполненный редкими фотографиями из семейного архива[19].

Литература

  • Кайманова Т. А. Мой идол! (Неизвестные письма. Куприна к дочери 1914 г и 1917 гг.) // Пензенское краеведение, 2018, № 3-4.
  • Куприна К. А. Куприн — мой отец. — Москва: Художественная литература, 1979. — 287 с.
  • «Милые мои родители…» (неизвестные письма Ксении Куприной 1937—1940 годов). // Кайманова Т. А. Куприн без шелухи. — Пенза, 2023. — С. 420—480.
  • Слово о Куприне / Составитель О. М. Савин. — Пенза: Департамент культуры Пензенской области, 1995
  • Фролов П. А. А. И. Куприн и Пензенский край. — Саратов: Приволжское книжное издательство. Пензенское отделение, 1984. — 151 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Туркин В. Т. Семья Морица Гейнриха: Легенды и факты // А. И. Куприн без времени и границ: Материалы Международной научно-практической конференции : сборник. — 2020. — С. 27—37. — ISSN 978-5-907364-54-7.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Куприна К. А. Куприн — мой отец. — .М: Художественная литература, 1979.
  3. 3,0 3,1 Кайманова Т. А. Мой идол! Неизвестные письма Куприна к дочери Ксении (2018). Дата обращения: 4 февраля 2024.
  4. Фидлер Ф. Ф. Из мира литераторов. Характеры и суждения. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 861 с. — ISBN 978-5-86793-544-3.
  5. Письмо Куприна к сестре Соне от  1 декабря 1916 года. — РГАЛИ. Ф. 240. оп.1. ед. хр.141.
  6. Краснов П. Н. Письма П. Н. Краснова к Куприну // Врут как зеленые лошади: Куприн в воспоминаниях, письмах, документах : сборник. — Пенза: Областной издательский центр, 2020. — С. 803. — ISSN 978-5-906589-20-0..
  7. Куприн А.И. Письма А. И. Куприна к дочери. — ОГЛММ. Ф.4. Купринская коллекция, 1920.
  8. 8,0 8,1 Заикин И. М. В воздухе и на арене / Под редакцией В. Кирюшкина. — Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1965. — 184 с.
  9. Набоков В. В. Письма к Вере. — СПб.: Азбука, 2012. — С. 232.
  10. 10,0 10,1 Куприна Ксения: Куприн - мой отец. Глава XXV. Моя юность. Дата обращения: 1 февраля 2024.
  11. 11,0 11,1 Куприн А. И. Визитка А. И. Куприна. — ОГЛММ Пензенской области. Купринская коллекция. Ф. 4..
  12. Фролов П. А. Куприн и пензенский край. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1984. — 151 с.
  13. Смирина-Леонтьева С. Письма из Академии художеств // Русский инвалид : журнал. — 2003. — № 1.
  14. Кайманова Т.А. «Милые мои родители…» (неизвестные письма Ксении Куприной 1937—1940 годов) // Куприн без шелухи : сборник. — Пенза, 2023. — С. 420—480.. — ISSN 978-5-907666-58-0.
  15. Куприна К. А. Куприн — мой отец. — М.: Художественная литература, 1979.
  16. Поляновский М. Ксения Куприна на родине // Огонёк : журнал. — 1959. — № 21. — С. 28.
  17. Михайлов О. Н. Дочь писателя // Наш современник : журнал. — 1983. — № 2.
  18. 18,0 18,1 В Литературном музее состоялся показ документального фильма «Ксения Куприна рассказывает..». Пенза - Без Формата (2015). Дата обращения: 6 февраля 2024.
  19. 19,0 19,1 Музей А. И. Куприна. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  20. Ксения, дочь Куприна. Документальный фильм. Дата обращения: 6 февраля 2024.
  21. Владимир Оболенский. Ксения Куприна в моей жизни. Глава из книги «Корнет Оболенский». Дата обращения: 7 февраля 2024.
  22. Рощина Е. Прекрасная Киса // Вечерняя Москва : газета. — 2020. — 27 августа (№ 33). — С. 22.
  23. Попов Е. С. Дочь Куприна была знаменитой моделью и актрисой в Париже // Пензенская правда : газета. — 2016. — 6 сентября.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!