Мальчик Новый год

Материал из «Знание.Вики»
Мальчик Новый год
Файл:Мальчик Новый Год.jpg
парнишка (2-х — 10-ти лет) в красном или голубом/синем костюме, иногда в красных штанах и тулупчике, в шапке, иногда в скафандре, часто на лыжах, на груди — нашивка с указанием приходящего года
Мифология фольклор
Толкование имени олицетворение нового года
Пол мужской
Связанные персонажи Снегурочка, Дед Мороз, Девочка Новый год
Связанные понятия новогодняя ёлка, подарки
Связанные события Новый год
В иных культурах см. подобные персонажи

Мальчик Новый год — сказочный персонаж на празднике на празднике Нового года, олицетворение приходящего года. Другое имя — Новогодик. В середине XX в. принимал обязательное участие в новогодних представлениях, изображался на почтовых карточках. В сценариях новогодних представлений, чаще всего, присутствовал эпизод встречи символа старого года — Деда Мороза и нового года — Новогодика. После встречи считалось, что Новый год наступил.

История

IX—XIX вв.

Истоки персонажа можно найти в русских фольклорных традициях. Обязательным было участие детей в святочной и новогодней обрядности.

Зворыкин Рождественская-открытка.jpg

На Рождество дети обходили все дома в деревне или на селе, исполняли колядки[1], поздравляли хозяев с праздником, желали благополучие в семье и хозяйстве. Взрослые готовились к колядкам — специально пекли печенье в виде плуга или животных.

Дети ходили с вертепом[2] и разыгрывали драму о появлении на свет Иисуса Христа, о поклонении ему волхвов, о судьбе Ирода и др. Если представление разыгрывали взрослые, то дети рассказывали сопровождавшие спектакль стихи или являлись зрителями. Присутствие детей — был обязательным.

В XIX в. в канун Нового года в Псковской губернии разыгрывалась сценка:

Перед полночью один из парней или молодых мужиков наряжался стариком, другой — обычно мальчишка — надевал красную рубашку и белую шапку.

Старик — уходящий год садился на стул посреди избы. В полночь в избу радостно вбегал мальчик — Новый год, сталкивал со стула своего предшественника и садился на его место. Старый год при общих криках, насмешках, погоняемый веником, выталкивался вон из избы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и желали здоровья и добра. Дети, приплясывая, выкрикивали:

Новый год пришел.

Старый угнал.

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать.

Мороз прогонять!
[3]

XX век

Ded Moroz Snegurochka Christmas card.jpg

В начале XX вв. появились открытки, на которых вместе с Дедом Морозом изображался мальчик, олицетворявший новый год.

Если деда изображали в красной шубе, то мальчика — в голубом костюме. Эта традиция повлияла на цвета костюмов новогодних персонажей, появившихся во второй половине 30-х гг. XX в.: Деда Мороза сопровождала Снегурочка в шубке голубого цвета.

На открытках военных лет Мальчик Новый год предстаёт в виде юноши, получающего эстафету от Старого года (на открытках, это совсем не дед) — винтовку для защиты Родины.

«Зимняя сказка»
«Новогодняя ночь»

В 1940-е гг. появились два мультипликационных фильма: «Зимняя сказка» и «Новогодняя ночь».

В «Зимней сказке» (1945 г.) Дед Мороз организовал ёлку для лесных обитателей, на которую в двенадцать часов ночи примчался Новый год в образе мальчика 7-8 лет, приезжающего на тройке лошадей. Мальчишка в этом мультфильме одет в серебристый тулуп, валенки и рукавицы. Под «Русский танец» из балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» парнишка пустился в задорный пляс. Именно этот мультипликационный фильм познакомил население СССР с Новогодиком.

В «Новогодней ночи» 1948 г. Дед Мороз обращается к мальчику как к внуку. Парнишка одет в лётный комбинезон и шлем, перемещается в самолёте и в нём же перевозит Деда Мороза с ёлкой, подарками и зверями.

В 1950-е гг. окончательно оформилась мифология персонажа. Мальчик Новый год никогда не замещал Деда Мороза, никогда не дарил подарки. Дед Мороз всегда радушно встречал Новогодика и представлял его детям.

Образ Новогодика раскрывается в виде:

  • живого персонажа на новогоднем празднике,
  • популярного открыточного образа,
  • ребёнка в костюме на семейных фотографиях,
  • в качестве героя песен, сказок, воспоминаний и пр. литературных произведений.

Мальчик Новый год стал считаться преемником Старого Нового года, который ровно год назад был молодым, а спустя 12 месяцев постарел. Это видно по поздравительным открыткам, авторы которых прибегают к антитезе, изображая в одном сюжете Новый год и Старый Новый год.

К 1954 г. была напечатана открытка с изображением Новогодика (автор Л.Рябченков), которая на данный момент считается первой советской открыткой с изображением Новогодика. Так зародилась сквозная тема поздравительной открытки 1950-х — середины 1980-х гг.

В 1957 г. свет увидела открытка с Новогодиком, летящим на спутнике. В этот год в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а благодаря творчеству художника Игоря Александровича Коминарца Мальчик Новый год вылетел в космос раньше первого космонавта планеты — Юрия Алексеевича Гагарина.

На новогодних представлениях и ёлочных праздниках появилась сюжетная линия — похищение Новогодика злыми фольклорными персонажами (Бабой Ягой, Лешим, Кощеем и др.), его поиски и спасение добрыми героями. В это время Мальчик Новый год стал обязательным участником событий на кремлёвских ёлках, сценарии к которым писали Лев Абрамович Кассиль и Сергей Владимирович Михалков.

С 1980-х гг., затем популярность этого зимнего фольклорного персонажа стала снижаться. Тем не менее к этому времени относится стихотворение Виктора Яковлевича Фета[4]:

Раз, два, три, четыре…

Открывайте рты пошире —

Славный Мальчик — Новый год

С вещмешком уже идет.

В том мешке подарков много —

Цены новые растут;

С дисциплиной нынче строго:

Чуть не то — и заметут.

XXI век

В XXI в. интерес к Новогодику стал возрождаться. Большую роль с этом сыграла Студия подарков «DEDMOROZ.ru», которая стала подготавливать к печати новые дизайны новогодних открыток с изображениями Новогодика. Но эти дизайны — повторение советских открыток.

В 2007 г. в приложении к газете «Коммерсантъ» был опубликован рассказ «Мальчик Новый год»[5] Людмилы Стефановны Петрушевской. Рассказ написан в жанре рождественской истории и описывает судьбы сразу нескольких человек:

  • Снегурочки Арины, потерявшей когда-то любимого человека и нерождённого ребёнка;
  • Деда Мороза Сени, заботящегося о неходячей маме и коте Миньке;
  • бывшего хирурга, ставшего ветеринаром Игоря, потерявшего работу и отсидевшего в тюрьме за врачебную ошибку и его жены Аллы, потерявшей работу педагога из-за борьбы за освобождение Игоря и ставшей няней у «богатого школьника»;
  • маленького мальчика Никиты, мама которого сказала ему, что умирает и отправила в милицию;
  • многих других — детей и их бабушек, а также сочувствующих и мимо проходящих.

Общими усилиями Игорь, Алла, Сеня и Арина спасли маму малыша. Сказка завершается позитивным моментом:

… Двое людей той ночью с надеждой смотрели в окна, где сверкало и грохотал фейерверк, — мальчик Новый год и его мама

В 2010 г. композитор Дмитрий Николаевич Дунаев написал песню «Мальчик Новый год»[6], в которой описывается встреча Старого года с Новым:

Лесные закоулки, снежинок звездопад,

Хрустальные сосульки серёжками висят.

Среди могучих елей, ведущих хоровод,

Плетётся еле-еле ушедший Старый Год.

А ему навстречу радостно идёт

Через поздний вечер мальчик Новый год.

Через лес и поле держит он свой путь.

Жалко тебе что-ли? Поспеши чуть-чуть!

Девочка Новый год

В 1963 г. на поздравительных открытках наряду с мальчиком изображали Девочку Новый год. Автором открытки стала Аста Юлиусовна Вердер, почтовая карточка была посвящена Валентине Владимировне Терешковой, а открытка издана в год первого полёта женщины в космос. Образ Девочки Нового года в шлеме космонавта — это аллюзия на известное событие.

Литература

Фильмы и мультфильмы

Примечания

  1. Колядки (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании).
  2. Вертеп — в данном контексте воспроизведение сцены Рождества средствами искусства (театр, скульптура и т. п.).
  3. Некрылова А.Ф. Уроки воспитания сквозь призму истории: традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX - начале XX в. - СПб: Об-во "Знание" России, Санкт-Петербургская организация, 1992. - 29 с.
  4. Колганов А. А был ли Мальчик? // Байкал инфо — 29 декабря 2006 г.
  5. Петрушевская Л. С. «Мальчик Новый год» // Коммерсантъ — 20.12.2007
  6. Дунаев Д. Н. «Мальчик Новый год»: текст песни