Музыкально-компьютерные технологии (учебно-методическая лаборатория)

Материал из «Знание.Вики»
Учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии"
(Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена)
Год основания 2002
Руководитель Горбунова Ирина Борисовна
Бакалавриат 09.03.02 «Информационные технологии в музыке и саунд-дизайне»
Магистратура 09.04.02 «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне»
Аспирантура

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).

13.00.01 — общая педагогика (5.8.1 — общая педагогика, история педагогики и образования).

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (естественные и точные науки, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).

17.00.02 — музыкальное искусство (5.10.3 — виды искусства (с указанием конкретного искусства).

13.00.08 — теория и методика профессионального образования (5.8.7 — методология и технология профессионального образования).

05.25.05 — информационные системы и процессы (2.3.8 — информатика и информационные процессы).

05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (5.12.4 — когнитивное моделирование).

24.00.01 — теория и история культуры (5.10.1 — теория и история культуры, искусства).

13.00.03 — коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (5.8.3).
Преподаватели Белов Г. Г., Мезенцева С. В., Камерис А. И., Панкова А. А., Гончарова М. С., Бажукова Е. Н., Ясинская О. Л., Павлова Л. Э.
Юридический адрес Санкт-Петербург, наб. реки Мойка, д. 48, корпус 1, ауд. 239, телефон 8 (812) 571-96-02
Сайт http://muslab.spb.ru/

Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» (УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии») — разработчик ряда уникальных, перспективных направлений на стыке культуры, искусства, компьютерных наук и информационных технологий в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена[1][2]. Руководитель — Горбунова Ирина Борисовна[3].

История лаборатории

Лаборатория создана в 2002 году в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Основными задачами, поставленными перед лабораторией, стали:

  • разработка нового образовательного направления — музыкально-компьютерные технологии (МКТ) как новая образовательная и творческая среда в общем, профессиональном и специальном (инклюзивном) музыкальном образовании;
  • реализация методической системы музыкально-компьютерного педагогического образования на разных ступенях обучения, которые отражают содержание, формы и методы использования МКТ в профессиональном, общем и инклюзивном музыкальном образовании;
  • внедрение IT-технологий в музыкально-образовательный процесс.

В 2010 году лабораторию посетил президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев во время церемонии открытия Года учителя в России рамках работы первой Педагогической ассамблеи (21 января 2010 года)[4]. В лаборатории Дмитрий Анатольевич с помощью музыкально-компьютерных технологий наиграл аккомпанемент произведения П. И. Чайковского «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»[5][6].

Я помню уроки музыки, было одно пианино, на котором играл преподаватель. Играл он хорошо, а мы на это просто смотрели и слушали. Если бы у каждого был такой инструмент, может быть я научился играть на каком-нибудь из них.Медведев Д. А.

Направления деятельности УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»

  • МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей)[7].
  • МКТ в системе общего и дополнительного образовании (как одно из средств обучения)[8].
  • МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями[9].
  • МКТ как новое направление в подготовке специалистов гуманитарно-технологического профиля.
  • МКТ в сфере цифровых искусств[10].
  • МКТ как инструмент исследования семантического пространства музыки[11].
  • Разработка концепции «Музыкально-компьютерный постфольклоризм»[12].
  • Моделирование процесса музыкального творчества с использованием МКТ[13].
  • Формирование интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки, создание интонационного каталога музыки народов мира[14].

Образовательные программы, реализуемые в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»

2002 — программа профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях» (526 часов).

2004 — профиль подготовки бакалавров образования 050610 «Музыкально-компьютерные технологии».

2006 — программа магистерской подготовки 050610М «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».

2008 — для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики и тифлопедагогики) разработаны и введены в образовательный процесс ряд учебных программ, среди которых программа «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями зрения и слуха» и другие.

2010 — программа профессиональной переподготовки «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях» (502 часа).

2013 — программа профессиональной переподготовки «Преподавание электронных клавишных синтезаторов» (модульная); программа профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (модульная).

Д. А. Медведев в РГПУ им. А. И. Герцена

2014 — модуль программы бакалавриата «Информационные технологии в художественно-эстетическом образовании детей», дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии в дополнительном художественно-эстетическом образовании детей» и «Основы художественной информатики» (Институт детства РГПУ им. А. И. Герцена).

2017 — программа профессиональной переподготовки «Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании» (252 часа).

2019 — модуль магистерской программы «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи».

2019 — программа профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» (с выдачей диплома на право ведения профессиональной деятельности в сфере технологий создания и художественной обработки звуковой информации).

2020 — программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» (252 часа).

2021 — программа профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» — с присвоением квалификации «Звукорежиссёр» (252 часа)[15].

2022 — разработана программа магистерской подготовки 09.04.02 «Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне» для внедрения в образовательный процесс в 2022 ученом году[16].

2022 — разработана дополнительная общеразвивающая программа «Информационные технологии в музыке» (1080 часов).

2022 — разработана программа бакалаврской подготовки 09.03.02 «Информационные технологии в музыке и саунд-дизайне» для внедрения в образовательный процесс в 2023 учебном году[17].

Профессиональная переподготовка

В настоящий момент на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработаны и реализуются следующие программы профессиональной переподготовки, имеющие дистанционную поддержку в системе Moodle[18]:

  1. Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий (256 часов)[19].
  2. Преподавание электронного клавишного синтезатора (252 часа)[20].
  3. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании (252 часа).
  4. Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании (252 часа).
  5. Технологии создания и художественной обработки звуковой информации — с присвоением квалификации «Звукорежиссёр» (252 часа).

Повышение квалификации

В настоящий момент на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработаны и реализуются следующие программы повышения квалификации, имеющие дистанционную поддержку в системе Moodle:

  1. «Музыкально-компьютерные технологии» (72 часа)[21].
  2. «Компьютерное музыкальное творчество» (72 часа)[22].
  3. «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (72 часа)[23].
  4. «Электронный музыкальный синтезатор» (72 часа)[24].
  5. «Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе» (72 часа)[25].
  6. «Информационные технологии в музыкальном образовании» (72 часа).
  7. «Планшетные и облачно-ориентированные технологии в музыкальном образовании» (36 часов)[26].[27]
  8. «Интерактивные сетевые технологии обучения музыки (программа Soft Way to Mozart)» (24 часа)[28].
  9. «Музыкальная звукорежиссура» (72 часа).
  10. «Технологии создания аудиовизуальных проектов» (72 ч.).
  11. «Цифровые технологии в современной концертной практике» (72 часа).
  12. «Музыкальная информатика» (36 часов)[29].
  13. «Дистанционные технологии в музыкальном образовании» (16 часов)[27].
  14. «Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании» (72 часа)[27].
  15. «Создание аудиовизуального контента в системе дистанционного музыкального образования» (24 часа)[27].
  16. «Создание электронной образовательной среды для дистанционного музыкального обучения» (32 часа)[27].
  17. «Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения» (72 часа).
  18. «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (72 часа).
  19. «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (72 часа)[30].
  20. «Создание цифрового образовательного контента в условиях реализации дистанционного обучения» (72 часа).
  21. «Методика преподавания музыкальных дисциплин с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения» (72 часа).

Подготовка кадров высшей квалификации

Подготовка кадров высшей квалификации в области функционирования МКТ в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационных технологий в музыке и компьютерного моделирования элементов музыкального творчества осуществляется в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» по следующим научным направлениям, посвящённым функционированию МКТ и созданию новых форм этих технологий:

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).

13.00.01 — общая педагогика (5.8.1 — общая педагогика, история педагогики и образования).

13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (естественные и точные науки, уровни общего и профессионального образования) (5.8.2).

17.00.02 — музыкальное искусство (5.10.3 — виды искусства (с указанием конкретного искусства).

13.00.08 — теория и методика профессионального образования (5.8.7 — методология и технология профессионального образования).

05.25.05 — информационные системы и процессы (2.3.8 — информатика и информационные процессы).

05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ (5.12.4 — когнитивное моделирование).

24.00.01 — теория и история культуры (5.10.1 — теория и история культуры, искусства).

13.00.03 — коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (5.8.3).

Развитие системы инклюзивного музыкального образования на основе использования МКТ

На базе лаборатории разработана методическая система, определяющая равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Она опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной), и на возможности МКТ, не имеющие аналога в прошлом.

Отсутствие одного из них, хотя и затрудняет «путь к музицированию» (Бергер Н. А.), но позволяет компенсировать недостающее слагаемое (в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости), что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании[31].

Данные положения подтверждает многолетний опыт преподавания по разработанной методике в школе № 33 г. Санкт-Петербурга для слабослышащих детей, в школе для слабослышащих детей «СПб Ардис» (Яцентковская Н. А.)[32], в Интернате № 1 г. Санкт-Петербурга для слабовидящих детей, в ГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» г. Санкт-Петербурга (Воронов А. М.)[33], в Музыкальных классах Охтинского лицея г. Санкт-Петербурга (Говорова А. А.)[9], в Курском музыкальном колледже-интернате слепых (Морозов С. А., Договор о сотрудничестве между РГПУ им. А. И. Герцена и федеральным казенным профессиональным образовательным учреждением «Курский музыкальный колледж-интернат слепых» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации)[34] и другие.

Мероприятия УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии»

  • Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование: творчество, наука, технологии», проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н. А. Римского-Корсакова — с 2002 года[35]
  • Ежегодная Международная научно-практическая конференция «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования», которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга — с 2008 года.
  • Ежегодная Международная конференция «Междисциплинарный дискурс Восток-Запад: XXI век. Инновации, наука, технологии, образование», проводимая совместно с Бакинской музыкальной академией им. У. Гаджибейли — с 2019 года[36].
  • Постоянно действующий городской семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», в рамках которого с докладами выступили композиторы, а также учёные из ряда университетов России и мира).
  • Аспирантские семинары.

Примечания

  1. Официальный сайт УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии. Дата обращения: 2023.05.23.
  2. Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена.
  3. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория // Электронный научный журнал "Медиамузыка". — 2012. — № 1.
  4. Дмитрий Медведев открыл Год учителя в России. Президент России.
  5. Открытие Года учителя: Дмитрий Медведев за трибуной и клавиатурой. РИА Новости.
  6. elmus.spb.ru - открытие года Учителя в РГПУ им. А.И. Герцена.
  7. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2007. — № 1. — С. 47—51.
  8. Гончарова М. С., Горбунова И. Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании // ЭНЖ "Медиамузыка". — 2016. — № 6.
  9. 9,0 9,1 Говорова А.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении музыке учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: некоторые проблемы и перспективы применения // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — Т. 60, № 5. — С. 109—111.
  10. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе digital Humanities // Общество: философия, история, культура. — 2015. — № 3. — С. 44—47.
  11. Горбунова И. Б. Формирование комплексной модели семантического пространства музыки и музыкально-компьютерные технологии: актуальное значение и перспективы развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2014. — № 4 (33). — С. 96—100.
  12. Горбунова И. Б., Мезенцева С. В. Разработка концепции «Музыкально-компьютерный постфольклоризм // ЭНЖ "Медиамузыка". — 2021. — № 12.
  13. Горбунова И. Б., Романенко Л. Ю., Чибирев С. В. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий // Вестник ИрГТУ. — 2013. — № 4 (75).
  14. Горбунова И. Б. , Алиева И. Г. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира // Общество: философия, история, культура.. — 2016. — № 9.
  15. Технологии создания и художественной обработки звуковой информации. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
  16. Магистратура: 09.04.02 Цифровые технологии в музыке и саунд-дизайне. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
  17. Программы бакалавриата: 09.03.02 Информационные технологии в музыке и саунд-дизайне. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
  18. Профессиональная переподготовка. Официальный сайт РГПУ им. А. И. Герцена.
  19. Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий. Дата обращения: 13 июня 2023.
  20. Преподавание электронного музыкального инструмента в средних профессиональных образовательных учреждениях.
  21. Музыкально-компьютерные технологии.
  22. Компьютерное музыкальное творчество.
  23. Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий.
  24. Электронный музыкальный синтезатор.
  25. Искусство исполнительского мастерства и аранжировки на клавишном синтезаторе.
  26. Планшетные и облачно-ориентированные технологии в музыкальном образовании.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 Дистанционные технологии и электронное обучение в музыкальном образовании.
  28. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке (Программа «Soft way to Mozart»).
  29. Музыкальная информатика.
  30. Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий.
  31. Бергер Н. А. Музыкально-компьютерные технологии в инклюзивном образовании : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "050700 - Педагогика". — Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 79 с.
  32. Яцентковская Н. А. Интеграция образовательной области «технология» и дисциплин художественно-эстетического цикла для развития деятельностных и коммуникативных умений у детей с нарушением слуха (на базе музыкально-компьютерных технологий) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2008. — № 61. — С. 495—498.
  33. Воронов А.М., Криводонова Ю.Е. Обучение музыкально-компьютерным технологиям людей с нарушением зрения // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 5 (60). — С. 106—109.
  34. Морозов С.А. Музыкально-компьютерные технологии в обучении студентов-инвалидов по зрению в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 3 (64). — С. 178—180.
  35. Официальный сайт Международной научно-практической конференции "Современное музыкальное образование - 2022: творчество, наука, технологии". Дата обращения: 2023.05.23.
  36. Международная конференция МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ДИСКУРС ВОСТОК-ЗАПАД: XXI ВЕК. ИННОВАЦИИ, НАУКА, ТЕХНОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИЕ.

Ссылки