На дне (пьеса)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
На дне
рус.
Издание
Сцена из спектакля. В роли Сатина К. С. Станиславский.
Жанр Пьеса
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1901
Дата первой публикации 1902
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«На дне́»пьеса русского советского писателя Максима Горького, написанная в декабре 1901сентябре 1902 года и впервые опубликованная в конце 1902 года в Мюнхене. Название, под которым впервые была опубликована пьеса — «На дне жизни»; идея окончательного варианта названия принадлежит Леониду Андрееву[1].

История создания

Идея пьесы «На дне» впервые пришла Горькому во время административной ссылки в Арзамасе. О городе он писал[2]:

Славный город. 36 церквей и — ни одной библиотеки. По улицам, мощённым огромными обломками каких-то серых скал, ходят свиньи, полицейские и обыватели, ходят медленно, имея вид существ, совершенно лишённых каких- либо активных намерений. Уличная жизнь очень развита — обыватели бьют жён своих на тротуарах. Представлялся мне один из местных помещиков — интересный парень, по его словам. Говорит, что «любит царя, кто б он ни был, склонен к дебошам, сорок раз падал с лошади и оттого несколько рассеян, а может быть, и просто глуп». […]Максим Горький

Одно из первых изданий пьесы «На дне»

Завершив написание пьесы в сентябре 1902 г., в присутствии журналистов, артистов и писателей литературного объединения «Среда» Горький прочитал свою пьесу на квартире у Леонида Андреева в Москве. В декабре этого же года пьеса была напечатана в издательстве Мархлевского в Мюнхене, а в январе 1903 года – в петербургском книгоиздательском товариществе «Знание». Спрос на неё был исключительно велик: в первые две недели в одном Петербурге было продано 40 тыс. экземпляров, весь первый тираж; к концу 1903 г.ода было продано более 75 тыс. экземпляров[3]. Уже в 1903 году пьеса была переведена на английский, немецкий, французский, эстонский, голландский, хорватский и чешский языки, в 1904 году – на финский, болгарский и румынский. Некоторое время после публикации пьесу было запрещено ставить в императорских театрах по соображениям цензуры[4].

Действующие лица

Главными героями пьесы становятся «бывшие люди» или «босяки», с прообразами которых Горький неоднократно сталкивался, странствуя «по Руси»[5].

  • Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежки, 54 года, лицемерный, жадный и вздорный человек. Явный ханжа, цинично использующий нормы религиозной этики в своих интересах[6]. Постоянно бранится с жителями ночлежки, с женой Василисой и её сестрой Наташей, в спорах быстро опускается до оскорблений. Подозревает, что жена изменяет ему с вором Пеплом, но, несмотря на это, помогает ему с «промыслом», указывая места для краж и впоследствии скупая украденное.
  • Василиса Карповнажена Костылёва, 26 лет. Суровая и жестокая женщина, следит за порядком и нередко, находясь в дурном расположении духа, не упускает возможности обругать жителей ночлежки. Влюблена в Пепла и сильно ревнует его к своей сестре Наташе. Будучи почти на тридцать лет младше мужа, Василиса страдает в браке и поэтому пытается уговорить Пепла убить Костылёва.
  • Наташасестра Василисы, 20 лет. Отзывчива, сострадательна и склонна к меланхолии. Наташа терпит издевательства и избиения со стороны сестры и зятя, но понимает, что ей некуда идти, а поэтому бездействует. Проводит много времени с жителями ночлежки и относится ко всем без злобы, ближе всего, вероятно, общаясь с Настей. В начале пьесы Наташа холодно реагирует на ухаживания Пепла, но вскоре признаёт, что неравнодушна к нему, пусть и не соглашается вступать в отношения.
  • Медведевдядя Василисы и Наташи, полицейский, 50 лет. Падок на лесть, глуп и часто суёт нос не в своё дело. Знает о том, как Костылёвы обращаются с Наташей, но ничего не предпринимает. По вечерам играет в нарды с жителями ночлежки. Ухаживает за торговкой пельменями Квашнёй.
  • Васька Пепелвор, 28 лет. Прослыл преступником ещё в раннем детстве из-за дурной славы отца. Находится в отношениях с Василисой, хотя признаётся, что не любит её и что женщина кажется ему жестокой и жадной до денег. По совету Луки Васька планирует бросить воровство и уехать в Сибирь вместе с Наташей, которая нравится ему своей добротой и надёжностью.
  • Клещ, Андрей Митричслесарь, 40 лет. Являясь одним из немногих «работящих людей» в ночлежке, презирает соседей и чрезмерно гордится собой. Мечтает выбраться из мира «бывших людей». Винит жену и её болезни в их бедности.
  • Анна — жена Клеща, кроткая, незлопамятная женщина, сломленная тяготами нищего существования, 30 лет. Сильно больна, непрерывно кашляет, чем вызывает раздражение жителей ночлежки. Отказывается от еды, которой с ней делятся соседи, и отдаёт её мужу. При смерти винит мужа в своей болезни и признаётся, что в браке с ним не знала ничего, кроме побоев и оскорблений.
  • Настя — девица, 24 года. Мечтательная и впечатлительная девушка. На досуге Настя читает любовные романы и придумывает истории о любви, которые с ней якобы произошли, из-за чего часто становится объектом издевательств соседей. Нередко грозится уйти из ночлежки. Плачет из-за прилива эмоций при чтении.
  • Квашня — добродушная торговка пельменями, под 40 лет. Сочувствует Анне и откладывает ей еду на обед. Восемь лет прожила с мужчиной, который бил её, и в начале пьесы напрочь отказывается вновь выходить замуж, несмотря на ухаживания Медведева.
  • Бубновкартузник, 45 лет. Беспечный, не обременяющийся философскими вопросами человек. В прошлом был хозяином в меховой мастерской, которая была записана на жену. Когда супруга завела любовника, Бубнов сначала бил её, за что получал в ответ от кавалера, а потом, не решившись на убийство, ушёл от жены, потеряв собственность. Бубнов однако не слишком омрачён этим, так как считает, что всё равно бы пропил мастерскую в ближайшем будущем.
  • Барон — пьяница, дворянин по происхождению, 33 года. Постоянно живёт прошлым, вспоминая историю своего рода и свою молодость. Раньше служил чиновником в казённой палате, но попался на краже денег и был отправлен в тюрьму. Издевается над теми, кто слабее его, но не терпит, когда смеются над ним. Помогает Квашне с торговлей на базаре.
  • Сатин — пьяница, бывший телеграфист, шулер, 40 лет. Неглупый и образованный человек. По сравнению с другими жителями ночлежки, Сатин кажется довольным своей жизнью. Он привык рассчитывать на шулерство как метод получения средств существования и не хочет жить честно. Сатин научился играть в карты в тюрьме, куда попал после того, как по неосторожности убил в драке обидчика своей сестры. Сатин вступает в «мудрую беседу» с героями, произносит запоминающиеся, афористически броские фразы, однако действенного участия в событиях жизни ночлежников не принимает[7].
  • Актёр — пьяница, 40 лет. Раньше играл в театре, но потом пристрастился к выпивке и обеднел. После появления Луки перестаёт пить и начинает копить деньги на дорогу к больнице, где лечат от алкоголизма. Актёр — натура художественная, увлекающаяся и оттого он так быстро откликается на сказку о лечебнице[8].
  • Лука — странник, 60 лет. Искренне хочет помочь ближним и врёт из жалости к ним. Поселившись в ночлежке, Лука утешает умирающую Анну, даёт надежду на будущее Насте и Актёру и пытается помочь Ваське сосватать Наташу. Нередко рассказывает поучительные истории, чтобы развлечь жителей ночлежки.
  • Алёшка — сапожник, 20 лет. Болтун и пьяница. От него Василиса узнаёт, что Пеплу приглянулась Наташа.
  • Кривой Зоб, Татаринкрючники, играющие в карты вместе с Бароном и Сатиным.
  • Несколько босяков без имён и речей.

Сюжет

Сцена из спектакля «На дне»

Действие пьесы происходит в ночлежном доме, где находят приют нищие и бездомные люди: проститутки, воры, чернорабочие. Предваряющая первое действие ремарка описывает общую спальню ночлежки — подвал с тяжёлыми, каменными потолками. Неосвещённое помещение во многом сравнивается с адом[9]: ночлежка располагается ниже уровня земли, люди в неё лишены солнца, свет из единственного окна падает «сверху вниз», главные герои называют себя «мертвецами», «грешниками», «убитыми» обществом.

Между жителями ночлежки постоянно вспыхивают конфликты. С самых первых строчек произведения шулер Сатин страдает от полученных им во время игры в карты побоев, Настя становится объектом насмешек Барона, и Клещ, проживший в ночлежке всего полгода, ввязывается в споры с Квашнёй и Пеплом и винит свою тяжело больную жену Анну в их бедности. Появление хозяина дома, Костылёва, только накаляет обстановку. Мужчина приходит в ночлежку, чтоб собрать оплату с жильцов и купить краденное у вора Васьки Пепла. Часто посещает ночлежку и родня хозяина: молодая жена Василиса, ищущая спасение от деспотичного мужа в Пепле, её сестра Наташа, тоже неравнодушная к молодому вору, и их дядя, полицейский Медведев, навещающий своего приятеля Бубнова. Между сёстрами нередко возникают конфликты из-за их чувств к Ваське Пеплу, во время которых Василиса избивает Наташу.

Однажды в ночлежный дом заселяется странник Лука. Старик жалеет обездоленных и успокаивает их своей «ложью». В вечер смерти Анны Лука сидит рядом с ней и утешает её, рассказывая про рай и покой после смерти. Теряющему память Актёру Лука говорит о клинике, где бесплатно лечат от алкоголизма. Подслушав, как Василиса подговаривает Ваську Пепла на убийство Костылёва, Лука советует мужчине уехать с Наташей в Сибирь на поиски счастья. Когда жители ночлежки в очередной раз смеются над Настиными выдумками о любви, Лука вступается за девушку.

Сцена из спектакля «На дня»

Назревающий спор в доме Костылевых заканчивается семейной ссорой, в ходе которой супруги Костылёвы избивают Наташу и, опрокидывая самовар, обжигают ей ноги кипятком. Пока жители ночлежки зовут полицию, Васька Пепел нечаянно убивает Костылёва, ударив его по голове. Его и Василису арестовывают. Лука, ещё до этого решивший покинуть ночлежку, исчезает, оставляя неизгладимый след в душах «бывших людей». После побега старика часть жителей ночлежки пребывает в мрачном настроении: одни — как, например: Настя, Актёр и Татарин — скучают по нему и злятся на своих соседей за чёрствость и невежество, другие ругают Луку и обвиняют в шарлатанстве. Сатин же произносит монолог:

Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!

Речь Сатина не слишком впечатляет его собутыльников. Они поют песню, когда дверь в комнату распахивается и вбегает Барон, сообщая, что Актёр повесился на пустыре за ночлежкой. Сатин говорит: «Эх... испортил песню... дурак!»

Примечания

  1. Бунин И. А. Заметки (о современниках) // Последние новости : газета. — 1932. — 7 января (№ 3942). — С. 2.
  2. «Вот я и в Арзамасе…» А. М. Горький об Арзамасе в переписке 1902 года. Централизованная библиотечная система г. Арзамаса (8 марта 2018). Дата обращения: 21 мая 2024.
  3. Жулькова К. А. Театральные интерпертации пьесы М. Горького «На дне» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. — 2019. — Декабрь. — С. 138–142.
  4. Горький Максим. История.рф (14 ноября 2022). Дата обращения: 20 мая 2024.
  5. Болдырева Е. М. Философия босячества в раннем творчестве М. Горького // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2018. — № 5. — С. 323.
  6. Ханов В. А. Символика инфернального в создании образа «дна» в драме М. Горького «На дне» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки : журнал. — 2007. — № 3. — С. 118—123.
  7. Богданова О. В. Концептуальные основы образа актёра в пьесе М. Горького «На дне» // Вестник Череповецкого государственного университета : журнал. — 2016. — С. 54—58.
  8. Лейдерман Н. Л., Сапир А. М. Лекарь и болящие (анализ второго акта пьесы «На дне») // Филологический класс : журнал. — 2005. — С. 61—65.
  9. Роговер Е. С. Русская литература XX века. — Санкт-Петербург: САГА — ФОРУМ, 2011. — С. 115. — 496 с.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!