Пахомов, Алексей Фёдорович

Материал из «Знание.Вики»
Алексей Фёдорович Пахомов
Портрет
Дата рождения 19 сентября (2 октября) 1900(1900-10-02)
Место рождения деревня Варламово,
Кадниковский уезд,
Вологодская губерния,
Российская империя
Дата смерти 14 апреля 1973(1973-04-14) (72 года)
Место смерти Ленинград, РСФСР, СССР
Гражданство  Российская империя
 СССР
Жанр иллюстрация
Учёба Училище рисования барона А. Штиглица
Стиль карандашный рисунок
Награды
Медаль «За оборону Ленинграда» SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg SU Medal In Commemoration of the 250th Anniversary of Leningrad ribbon.svg Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Звания
Народный художник СССР — 1971 Народный художник РСФСР — 1963 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1945
Премии
Сталинская премия 2-й степени — 1946 Государственная премия СССР — 1973 — посмертно
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Алексей Фёдорович Пахо́мов (19 сентября [2 октября1900 — 14 апреля 1973) — советский художник-живописец, график, педагог; Народный художник СССР (1971).

Биография

Родился 19 сентября (2 октября1900 года в деревне Варламово[1] (ныне — в Харовском районе Вологодской области).

С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых) был направлен в Начальное училище в Кадников, а в 1915 году — в Петроград, в Центральное училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). В училище попал в мастерскую Николая Андреевича Тырсы, а после службы в армии перешёл в мастерскую Владимира Васильевича Лебедева. Работал учителем рисования в школе Кадникова (1918). В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАС в Петрограде. Его учителями были Александр Иванович Савинов, Сергей Васильевич Чехонин и Василий Иванович Шухаев.

Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. По воспоминаниям художника, Н. Тырса часто доказывал, что ученик А. Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем своё прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого». Пройдя через увлечения современными течениями в искусстве, он, тем не менее, неизменно обращался к работе с натуры, выполняя многочисленные наброски и зарисовки. Карандашные наброски не ценил, считая их вспомогательным материалом для будущих серьёзных работ. Однако Н. Тырса и В. Лебедев убедили его, что такого рода рисунки, выполненные выразительно, с чувством и знанием предмета изображения, могут являться произведениями самостоятельной художественной значимости. Советы учителей сыграли важную роль в формировании собственного стиля и творческого мировоззрения художника.

Творчество

В конце 1920-х Годов начал работу в книжной графике, у своего учителя Владимира Васильевича Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. Как мастер В. Лебедев привносил немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Самуила Яковлевича Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж». За время работы с В. Лебедевым у художника сложился в эти годы свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. Занимал одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920-х—1940-х годов.

Член «Объединения новых течений в искусстве» (1922—1923), художественного объединения «Круг художников» (1926—1932), член правления ЛОСХ (1932—1949).

Как живописец создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства XX века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).

Историки ленинградского искусства отмечают принадлежность художника к ленинградской школе пейзажной живописи, мастера которой далеко не ограничивались одним только пейзажным жанром.

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод „живописным реализмом“, понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из неё черпая свои темы и образы… опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать „графическим реализмом“ творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством Владимира Васильевича Лебедева, Николая Андреевича Тырсы и Николая Фёдоровича Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата».

Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.

Войну художник пережил в блокадном Ленинграде, автор драматической серии литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (Владимир Михайлович Конашевич, Вячеслав Владимирович Пакулин, Алексей Фёдорович Пахомов, Константин Иванович Рудаков и Александр Алексеевич Стрекавин). Позднее, в феврале 1945 года, они экспонировались в Москве.

Преподавательская деятельность

Могила на Богословском кладбище

С 1942 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина1949 — профессор). Руководил персональной мастерской станковой графики.

К началу 1960-х годов, несмотря на известность и официальное признание, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ его юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали его ранние цветные иллюстрации. Он решил вновь использовать в иллюстрации цвет, возвратился к собственным, разработанным ещё в 1920-е годы, приёмам. В результате появились книги с цветными иллюстрациями: «Липунюшка» Льва Николаевича Толстого (цв. карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.

Известны живописные и графические портреты художника, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Пеном Варленом[3] (1963).

Действительный член АХ СССР (1964). Член Союза художников СССР. Автор книги: «Про свою работу» (Л., 1971).

Умер 14 апреля 1973 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище города.

Семья

Сын Андрей Алексеевич Пахомов (1947—2015) — художник-график, член-корреспондент Российской академии художеств.

Дочь Елена Алексеевна Пахомова.

Память

Мемориальная доска
  • Похоронен на Богословском кладбище.
  • Мемориальная доска с горельефом А. Ф. Пахомову установлена на д. 14 по Каменноостровскому проспекту.
  • Выставка «Жизнь. Любовь. Работа» (Санкт-Петербург, Белый зал Детской библиотеки истории и культуры Петербурга, декабрь 2021 г.)

Награды и звания

Примечания

  1. Пахомов Алексей Фёдорович (1900—1973)
  2. Памятные дни и годы. Записки художника. — СПб.: Арсис, 1994. — С. 201—205.
  3. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — С. 26.

Ссылки