Последний дебют (рассказ)

Материал из «Знание.Вики»
Последний дебют
Последний дебют
Жанр Рассказ
Автор Александр Куприн
Дата первой публикации 1889
Издательство Русский сатирический листок

«После́дний дебю́т» — рассказ Александра Ивановича Куприна. Впервые опубликован 3 декабря 1989 года в еженедельном московском журнале «Русский сатирический листок» (№ 48) за подписью «Ал. К—рин». Это было первое выступление 19-летнего Куприна в печати. Автор в ту пору учился в Александровском юнкерском училище[1].

Рассказ посвящён теме неразделённой любви, основан на реальных событиях. Прототипом героини послужила известная актриса XIX века Евлалия Кадмина, которой композитор Чайковский посвятил романс. К трагедии Евлалии Кадминой обращались Тургенев, Чехов и другие русские писатели, посвятив ей пьесы и повести[2].

Смысл названия

Название, на первый взгляд, кажется странным и нелепым. Молодой Куприн использует приём «сочетания несочетаемого», который создаёт неповторимый эффект, чтобы удержать внимание. Название представляет собой оксю́морон (или окси́морон) — образное сочетание противоречащих друг другу слов или понятий: горячий снег, сладкая горечь, живой мертвец, звонкая тишина[3].

Оксюмороны используются для того, чтобы привлечь внимание, заставить задуматься, заинтриговать. Противоречащие друг другу слова заставляют человека задуматься о том, что же стоит за этим необычным выражением. Позже Куприн ещё раз использует оксюморон в названии рассказа «Святая ложь». Смысл купринского названия «Последний дебют» отвечает сути рассказа: в театре давали премьеру спектакля (дебют), и это был последний выход на сцену в жизни актрисы[4].

История создания

Предшественники

За эффектным сюжетом о несчастной любви и самоубийстве актрисы во время спектакля стояла реальная трагедия, не забытая современниками и тревожившая их память на протяжении многих лет.

Журнал «Русский сатирический листок»

В ноябре 1881 года в Харьковском драматическом театре произошло трагическое событие: прямо на сцене во время спектакля покончила жизнь самоубийством, приняв яд, актриса Евлалия Кадмина. Загадочная, неожиданная смерть поразила современников. Её жизнь и эффектная смерть стали темой не только сплетен, сенсационных репортажей, но и темой литературных произведений — памяти незабываемой актрисы посвящали стихи, пьесы[5].

Уже в декабре 1881 года в киевской газете «Заря» напечатана драма «Я жду. Ещё есть время» профессора Харьковского университета П. Сокольского. В новом году С. Андреевский написал стихотворение «Певица». Эффектный сюжет привлёк не только безвестных начинающих авторов. Банальный, с точки зрения литераторов, сюжет вызвал всплеск внимания со стороны признанных писателей: маститый Иван Тургенев в 1882 году пишет «Клару Милич», последнюю в жизни повесть, которую Алексей Суворин назвал «перлом». В свою очередь повесть Тургенева вдохновила композитора А. Д. Кастальского на создание в 1909 году оперы «Клара Милич», в которой использованы и стихи Тургенева (поставлена в 1916 году в Москве). В 1884 году не разменивавшийся на броские штучки Николай Лесков создаёт рассказ «Театральный характер». Трагической смертью Евлалии Кадминой навеяна пьеса Алексея Суворина «Татьяна Репина», созданная в 1886 году — на сцене Малого театра роль главной героини исполняла Мария Ермолова. Находя, что Кадмина была «недюжинной натурой», Антон Чехов в 1888 году тоже сочиняет пьесу «Татьяна Репина», которую спустя 110 лет поставил Валерий Фокин. Мировая премьера — проект Московского ТЮЗа и Авиньонского фестиваля — стала событием. Итак, известные писатели, начинающий писатель-юнкер и знаменитый современный режиссёр обратились к одному сюжету, к судьбе одной необыкновенной личности — истории актрисы Евлалии Кадминой[4].

С этой женщиной, смертью своею подарившей восторг вдохновенья поэтам и писателям, связано первое выступление в печати 19-летнего Александра Куприна, когда 3 декабря 1889 года в журнале «Русский сатирический листок» появился мало кем замеченный «Последний дебют» за подписью «Ал. К—рин»[1].

Прототипы

Евлалия Кадмина, прототип рассказа Куприна «Последний дебют»

Перед писателем всегда стоит вопрос, в какой мере и каким путём художник может пользоваться действительностью как материалом для своего литературного творчества. Тургенева интересовал психологический факт, редкое психологическое явление: чувство посмертной влюблённости. Но и начинающий Куприн вовсе не протокольно зафиксировал жизненную историю и изобразил смерть несчастной Кадминой. Молодого автора привлекла в первую очередь горячая страстная сила, он увидел в героине сильный характер.

Евлалия Павловна Кадмина родилась в Калуге в 1853 году. В 19 лет впервые поднялась на подмостки и восемь лет царила на сцене, в 28 лет её уже не стало. От матери-цыганки, певшей в одном из московских цыганских хоров, Евлалия унаследовала страстную, эмоциональную натуру, независимый гордый характер. Она сама себя иногда называла «бешеной Кадминой». Окончив Московскую консерваторию, в которой она была стипендиаткой Николая Рубинштейна, 19-летняя Евлалия с большим успехом пела на сцене Большого театра, затем блистала на сцене Мариинского. Восторг слушателей вызывали спетые ею партии в операх «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Опричник» Чайковского, «Рогнеда» Серова. Кадмина потрясала, изумляла публику. Ярко сияла в те времена её красота и слава. Кадмина была не только красива, но блистательно умна и образованна. О степени образованности Евлалии, её начитанности, литературном даровании свидетельствуют написанные ею историческая повесть «Диана Эмбриако» и очерки, которые она создаёт на основе своих впечатлений от поездки за границу, где с успехом пела в театрах Милана, Флоренции, Неаполя[5].

Современников пленяла её грация, сила молодости, ума и таланта. Её называли царицей, богиней сцены. Композитор Пётр Ильич Чайковский, восхищённый этой женщиной и её артистическим талантом, посвятил ей страстный романс на свои же слова «Страшная минута». В произведении Чайковского был и настойчивый призыв, и мольба о взаимной любви[6]:

Иль нож ты мне в сердце вонзишь,

Иль рай мне откроешь.

Я приговор твой жду!

Я жду решенья.

Позже Куприн напишет рассказ о воздействии этого романса на другую свою героиню и рассказ так и озаглавит «Страшная минута».

Когда из-за изменений в голосе Евлалия Кадмина вынуждена была уйти из оперы на драматическую сцену, там её тоже сопровождал успех и восторженный приём зрителей. А трагедия уже приближалась: Кадмина со всею пылкостью полюбила гвардейского офицера, завсегдатая театра. Его измена была для неё катастрофой[7].

«Александр Петрович, представьте себе, — заговорила наконец Лидия Николаевна прерывающимся голосом, — представьте себе женщину, которая полюбила горячо и сильно — полюбила в первый раз в жизни»

— Александр Куприн

Кадмина была женщиной, неспособной к смирению, и торопилась уйти от унижения. Евлалия решила сыграть последний акт своей драмы, вылив горесть в эффектной сцене. Собравши силы, она вышла на сцену в роли гордой Василисы Мелентьевны в одноимённой пьесе Александра Островского[5].

«Суфлёр в изумлении захлопнул книгу, — в ней не было ни одного слова, похожего на эти, полные мрачной скорби слова… А она каким-то надорванным голосом рассказывала историю своей несчастной погибшей любви, — роптала на небо и просила у него смерти, молилась за человека, разбившего ей жизнь, и призывала на его голову проклятия. В зале царила гробовая тишина, — каждое слово было слышно с ужасной отчетливостью. …Он один из тысячи не понял её. Не разглядел за актрисой женщину»

— Александр Куприн

Гордая и бескомпромиссная Кадмина ушла из жизни без надежды на Воскресение. Но русские писатели даровали ей бессмертие. Среди них был и начинающий автор Куприн. В дальнейшей творческой биографии Куприн не включал своего «первенца» в собрание сочинений[8].

Художественные особенности

Жанр

Рассказ принадлежит беллетристике, к тому разряду художественных произведений, которые, обычно, создавались для развлечения, эстетического удовольствия. По жанровой принадлежности «Последний дебют» относится к рассказам и соответствует законам этого жанра: малый объём, изображение одного события, действие охватывает короткий промежуток времени — разворачивается во время первого представления пьесы в театре; в нём ограничено количество персонажей[8].

Сюжет, композиция, герои

Действие рассказа происходит в театре. Перед премьерой спектакля в гримёрке актрисы Гольской между нею и директором театра Александром Петровичем, которого она любит, происходит объяснение. Любовник объявляет о прекращении их романа и снисходительно обещает обеспечить ребёнка, которого она ждёт. Как антрепренёр и по совместительству актёр, он упрекает её за якобы слабую игру в пьесе, где, по совпадению, она исполняет роль обманутой девушки, в то время как он играет её соблазнителя. В заключительном акте Гольская от лица своей героини обращается к Александру Петровичу с последней мольбой, но он не хочет понять, что слова обращены не к сценическому возлюбленному, а к нему. По сюжету пьесы Гольская принимает настоящий яд на виду у зрителей и умирает. Публика воспринимает происходящее как сценическое действо и выражает восторг аплодисментами[9].

Композиция рассказа очень динамично выстроена. К важному элементу композиции относится эпиграф, соответствующий содержанию. Его начинающий автор подбирает из лирики любимого поэта Гейне: «Я, раненный насмерть, играл, гладьяторов бой представляя».

Повествование открывается музыкальным экфрасисом — словесным описанием музыки, звучание которой слышит читатель. Динамичная музыка придаёт скорость всему действу. Композиция строится в двух планах — одновременно на сцене разворачивается похожее действие, где обманутая девушка осыпает возлюбленного упрёками и проклятиями, принимает яд и умирает. Ключевым моментом рассказа стала сцена, где Актриса Гольская играла себя и выражала свои чувства, молила о любви, отчаянно рыдала, ждала, что избранник поймёт её. Развязка произведения трагична, она усилена и тем, что публика в театре воспринимает происходящее за эффектную игру и вызывает актрису на поклон.

Действующих лиц в рассказе Куприна не много. Главная героиня — актриса Лидия Николаевна Гольская. Автор симпатизирует ей в портретной характеристике[9]:

«Лидия Николаевна Гольская была красавица. Трагик Анемподистов восклицал: «Богиня! Классическая богиня!» Тонкие правильные черты лица, классический профиль и будто мраморная прозрачно-матовая бледность лица Гольской позволяли дать ей это название»

— Александр Куприн

Александр Петрович, в которого влюблена героиня, антрепренёр и директор, который иногда выходит на сцену в амплуа героя-любовника. Несколькими деталями автор рисует его как отрицательного персонажа: холодные глаза, хлыст в руках.

Второстепенных лиц тоже мало: взволнованный капельмейстер, суетящийся декоратор-машинист, невозмутимый рабочий сцены — вот, пожалуй, и все персонажи. Но именно они придают естественность действию[1].

Тематика и идея

Куприн как приверженец сильных характеров показывает женщину, способную на поступок, когда она поставлена перед унижением — позже так поступит и купринская циркачка Нора в рассказе «Alllez!». Куприн выбрал кредо и был верен ему на протяжении всего творческого пути:[9]

«Меня влечёт к героическим сюжетам.

Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его»

— Александр Куприн

Яркие, сильные натуры прошли через все его художественные произведения, тяготеющие к психологическим этюдам: Нора, Олеся, рыбаки-листригоны, протодьякон Олимпий. Куприна всегда интересовала изнанка человеческой души, ему как писателю доставляло удовольствие «подержать в руках живое, горячее человеческое сердце и ощутить его биение». «Дебюту» ещё рано претендовать на это, но в первом рассказе ощущалось главное — внимание к характеру. За драмой, которую сочинила и сыграла сама Кадмина, молодой автор увидел личность, характер[4].

Рассказ в реминисценциях Куприна

Александр Куприн. 1890-е годы

На первый рассказ Куприна рецензий в печати не последовало. В дальнейшем литературоведы, изучавшие творчество писателя, отмечали, что рассказ явно не шедевр, а сюжет содержит стереотипы.

Первыми, кто откликнулся на литературный дебют юнкера, были его товарищи и училищное начальство. Успех среди юнкеров был «бешеный, сравнимый разве только со славой мэтра»[6]. Но ротный командир в гневе разорвал номер «Листка» и, отправляя юношу на гауптвахту, пригрозил: «Смотрите, чтобы впредь не было подобных глупостей». Двое суток карцера последовало за самовольство, так как юнкер не поставил в известность своё начальство, не спросил разрешения на публикацию[1].

История с публикацией первого рассказа оставила след в литературном творчестве Куприна. Он не раз воспроизводил её в своих поздних произведениях Например, реминисценции звучат в рассказе «Первенец» (1897), в котором он лишь изменил название журнала и имя своего наставника Лиодора Пальмина на Ивана Лиодорыча Венкова. Куприн вспоминал своё вхождение в литературу в рассказе «Типографская краска» (1929) и в автобиографическом романе «Юнкера» (1932).

Сам Александр Иванович не жаловал «Последний дебют» и не включал его в прижизненные собрания сочинений. Впервые рассказ «Последний дебют» был переиздан после смерти писателя в 1939 году, в июльском и августовском номерах советского журнала «Литературный современник». Позже включён в собрание сочинений А. И. Куприна в шести томах, которое вышло в издательстве «Художественная литература» в 1957 — 1958 годах. В Полном собрании сочинений Куприна, вышедшем в 20062007 годах в московском издательстве «Воскресенье», «Последний дебют» введён во второй том. Так увенчалась история первого произведения Александра Куприна — признанного короля беллетристики[9].

Литература

  • Куприн А. И. Последний дебют. / Куприн А. И. Полное собрание сочинений в 10 томах. — М.: Воскресенье. Т. 2. С. 358—364.
  • Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна. 1983—1907. Минск, 1983.
  • Яголим Б. С. Комета дивной красоты: Жизнь и творчество Е. Кадминой. — М.: Искусство, 1970. 168 с.
  • Огороднова В. Роковая любовь. // Санкт-Петербургские ведомости. 2020. 14 февраля.
  • Алчевский Н. А. Мемуары о Кадминой: биографический очерк. Рукопись // РГБ. ОR Ф. 178. 1 к. 11239. ед. 1.
  • Кайманова Т. А. Дарующие бессмертие: к 115-летию публикации первого рассказа Куприна «Последний дебют». // Сура, 2004, № 4
  • Спашил. О. Трагедия Евлалии Кадминой в творческом преломлении И. С. Тургенева и А. П. Чехова: «Клара Милич. После смерти» и «Татьяна Репина» // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: сборник материалов Международной научной конференции. VI Скафтымовские чтения. 2018. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020. С. 167—180.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Кулешов Ф. И. . Творческий путь А. И. Куприна. 1983—1907. — . Минск, 1983.
  2. Спашил О. Трагедия Евлалии Кадминой в творческом преломлении И. С. Тургенева и А. П. Чехова: «Клара Милич. После смерти» и «Татьяна Репина» // А. П. Чехов и И. С. Тургенев: материалы Международной научной конференции. VI Скафтымовские чтения. 2018. : сборник. — М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2020. — С. 167—180.
  3. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева. — М.: Просвещение, 1974. — 574 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 Кайманова Т. А. Дарующие бессмертие: к 115-летию публикации первого рассказа Куприна «Последний дебют» // Сура : журнал. — 2004. — № 4.
  5. 5,0 5,1 5,2 Яголим Б. С. . Комета дивной красоты: Жизнь и творчество Е. Кадминой. — М.: Искусство, 1970. — 168 с.
  6. 6,0 6,1 Куприн А. И. Страшная минута // Полное собрание сочинений в 10 томах. — М.: Воскресенье, 2007.
  7. Алчевский Н. А.  Мемуары о Кадминой: биографический очерк. Рукопись // РГБ. ОR Ф. 178. 1 к. 11239. ед. 1. // РГБ. ОR Ф. 178. 1 к. 11239. ед. 1..
  8. 8,0 8,1 Ротштейн Э. Примечания и комментарии // Произведения А. И. Куприна в 9 томах : собрание сочинений. — М., 1964. — Т. 1. — С. 488.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Куприн А. И. Последний дебют // Полное собрание сочинений в 10 томах. Том 1. — М.: Воскресенье, 2007.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!