Руссо, Анри

Материал из «Знание.Вики»
Анри Руссо
А. Руссо в 1907 году
А. Руссо в 1907 году
Имя при рождении Анри Жюльен Фелис Руссо
Прозвище Таможенник
Место рождения Лаваль, Франция
Место смерти Париж, Франция
Гражданство  Франция
Жанр живопись
Стиль примитивизм,
наивное искусство,
постимпрессионизм
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Анри́ Руссо́ (полное имя Анри́ Жюлье́н Фели́с Руссо́, фр. Henri Julien Félix Rousseau по прозвищу Le Douanier («Таможенник»); 21 мая 1844, Лаваль, Майен — 2 сентября 1910, Париж) — французский художник, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.

Биография

Родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майен), в семье жестянщика. Не окончив среднюю школу, поступил на военную службу, на которой провёл четыре года. Был освобождён от дальнейшей службы после смерти отца, чтобы иметь возможность материально поддерживать овдовевшую мать[1].

В 1868 году поселился в Париже, где получил место на государственной службе. На следующий год женился на Клеманс Буатар, дочери столяра[1]. С 1871 года служил налоговым инспектором в акцизном управлении Парижа, за что получил прозвище «Таможенник»[2].

Живописью стал заниматься самостоятельно уже в зрелом возрасте, около 1880 года[2]. В 1884 году получил официальное разрешение копировать картины в Лувре. Собственные работы впервые показал широкой публике в 1886 году, участвуя в «Салоне независимых», где выставлялись начинающие авторы, не соответствующие требованиям стиля и тематики официального парижского Салона. В течение следующих семи лет Руссо, деливший своё время между службой, семьёй и занятиями живописью, выставил в Салоне независимых около 20 картин. Однако его творчество в это время оставалось во многим незамеченным публикой, а у критиков вызывало лишь постоянные насмешки[1].

Жена Руссо, Клеманс, умерла в 1888 году после продолжительной болезни, и в следующие несколько лет он потерял и всю остальную семью, за исключением одной дочери, которую отослал жить к родственникам. В 1893 году оставил государственную службу, полностью сосредоточившись на творческой работе. Вскоре после этого Руссо познакомился с Альфредом Жарри, молодым талантливым поэтом, который был поражён необычностью его работ и свёл его с кругом интеллектуалов, связанных с авангардистским журналом Mercure de France. Именно на страницах этого издания появилась первая положительная рецензия на творчество Руссо[1].

В 1899 году вступил во второй брак, но вновь овдовел уже в 1903 году. Вёл скромный образ жизни в недорогом аррондисмане Парижа, давая на дому уроки рисования. Перелом в отношении к работам Руссо со стороны массовой критики наступил позже, в 1905 году, после того как его полотно «Голодный лев» было выставлено на Осеннем салоне вместе с картинами фовистов Матисса, Вламинка и Дерена. Вслед за этим несколько произведений Руссо приобрёл ведущий торговец произведениями современного искусства во Франции Амбруаз Воллар. О растущей популярности живописца свидетельствует банкет, данный в его честь Пабло Пикассо в 1908 году при участии большинства ведущих художников и критиков[1].

Руссо умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (Hôpital Necker-Enfants malades) после того, как поранил себе ногу. Был похоронен в общей могиле на кладбище Баньё. После смерти художника, в 1911 году, в Салоне независимых прошла ретроспектива его работ[1].

12 октября 1947 года по инициативе Ассоциации друзей Анри Руссо останки художника были перенесены в его родной город и захоронены в общественном саду Перрин (Jardín botánico de la Perrine). Надгробный барельеф выполнил французский скульптор румынского происхождения Константин Брынкуши[3].

Творчество

Автопортрет, 1890 год

В годы военной службы Руссо часто общался с солдатами, участвовавшими во французской интервенции 1862—1865 годов в Мексике. Их рассказы об этой стране стали в дальнейшем источником вдохновения для экзотических пейзажей, занимавших значительное место в творческом наследии художника. Возможно, на него повлияла также Всемирная выставка 1889 года, где в разных павильонах были воспроизведены сенегальские, тонкинские и таитянские виды. Эта экспозиция произвела на Руссо такое впечатление, что он написал водевиль «Визит на Выставку 1889 года», который так никогда и не был поставлен на сцене[1]. Заметное место в ряду источников вдохновения художника занимала культура городских низов — трактирные вывески, ярмарочные афиши, лубочные иллюстрации. Руссо часто перерисовывал фигуры с журнальных иллюстраций и открыток[2].

Уже первая работа Руссо, выставленная в Салоне независимых 1886 года, «Карнавальный вечер», представляла собой образец наивного искусства — стиля, который характеризует всё дальнейшее творчество художника. Каждая деталь картины подчёркнуто прорисована, нюансам костюмов персонажей уделено больше внимания, чем самим персонажам, ветви деревьев обведены, облака осязаемо плотны. Тем не менее полотно отличает поэтичность, тонко уловлены вечерние краски и настроение[1]. Начиная с этой работы Руссо составил себе репутацию одарённого колориста[2].

Наиболее заметной работой Руссо в период личных потерь (конец 1880-х — начало 1890-х годов) стал его автопортрет 1890 года. На картине художник изображён на переднем плане с палитрой в руке на фоне парижского пейзажа, переданного с большой точностью. Несмотря на специфичность стиля, эта тщательно продуманная и выполненная картина явно создана в продолжение академической традиции портретов художника[1].

Начало широкой известности Руссо как живописца положила картина «Война», представленная в Салоне независимых 1894 года и удостоившаяся хвалебного отзыва в Mercure de France. Мощный аллегорический посыл картины убедил многих ценителей живописи в том, что Руссо не просто рядовой пейзажист[1].

Следующей ключевой работой художника стала «Спящая цыганка» (1897). Картину, изображающую спящую в залитой лунным светом пустыне женщину и застывшего над ней огромного льва, отличает лаконичность изобразительного ряда. Монотонность пустынного ландшафта на переднем плане нарушают только кувшин и мандолина рядом с лежащей женской фигурой. Стиль картины подчёркнуто примитивен, улыбающееся лицо спящей напоминает детские рисунки, полосы на её одежде и волоски в гриве льва прорисованы с декоративной тщательностью, а кончик хвоста хищника прихотливо изогнут. Скупость деталей и наивность изображения, однако, не умаляют выразительности изображения: картина сочетает в себе чувства покоя и угрозы, торжественной загадочности и прихотливой фантазии. Руссо, на этом этапе уже пользовавшийся успехом у деятелей авангардного искусства, не отдавал себе отчёта в том, что его художественная техника резко отличается от общепринятой. Полагая себя наследником академической традиции, он предложил приобрести это полотно мэру своего родного Лаваля, но тот с насмешкой отказался[1].

«Сон», 1910

Экзотическая тема в творчестве Руссо, никогда не покидавшего пределов Франции, стала особенно заметной после 1905 года[2]. На полотнах этого периода выделяется тщательная проработка деталей экзотических растений: каждый лист прорисован отдельно, но с учётом общего дизайна целой ветви. Для лучшего знакомства с натурой, в том числе формой листьев, Руссо изучал растения в Ботаническом саду Парижа. Среди ветвей порхают ярко окрашенные птицы, а в центре полотна разворачивается обычно драматичный сюжет — часто это хищник, атакующий жертву. Заметным образцом этой тематики стало полотно «Голодный лев», выставленное на Осеннем салоне того же года[1]. Другие известные работы в этом же направлении — «В тропическом лесу. Битва тигра и быка» (1908) и «Нападение ягуара на лошадь» (1910)[2]. Незадолго до смерти художника было создано наиболее смелое полотно из этой серии — «Сон». Картина изображает обнажённую женщину, возлежащую на красном плюшевом викторианском диване в окружении густых джунглей, из которых выглядывают слон и два льва. На заднем плане видна тёмная фигура флейтистки. Сам Руссо трактовал этот сюжет как сон главной героини[1].

Помимо живописных работ, Руссо также сочинял драматические произведения, в которых тенденции наивного искусства проявлялись ещё сильней, чем в его картинах. Он пробовал свои силы и в музыке, но по-настоящему преуспел только как художник[1]. «Гал­лю­ци­на­тор­ная» реалистичность картин Руссо впоследствии стала источником вдохновения для сюрреалистов[2] (в том числе Поля Дельво и Макса Эрнста), о его творчестве в 1912 году с похвалой отзывался также экспрессионист Василий Кандинский[2].

Литература

  • Бессонова М. А. Избранные труды. — М., 2004. — 336 с. — ISBN 5-901439-17-1.
  • Руссо, Анри : [арх. 3 января 2023] / Крючкова В. А. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 99—100. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
  • Великие художники: их жизнь, вдохновение, творчество, Киев, 2003 г.
  • Henri Rousseau dit Le Douanier, par André Salmon, Ed. Georges Crès, 1927
  • Henri Rousseau, sa vie, son œuvre. Librairie de France. 1927. par A.Basler
  • Henri Rousseau, le Douanier par Pierre Courthion. éditions Albert Skira. Cette édition de 1944 comporte quelques erreurs dans la biographie du Douanier.
  • La vengeance d’une orpheline canadienne. Drame en 5 actes et 19 tableaux. Genève, Cailler, 1947
  • Cinq maîtres primitifs — Rousseau — Louis Vivin — Camille Bombois — André Bauchant — Séraphine de Senlis, traduction de l’allemand par Mlle A. Ponchont. Préface de Henri-Bing-Bodmer. Librairie Palmes — Philippe Daudy, éditeur, 1949. de Wilhem Uhde.
  • Henri Rousseau dit «„Le Douanier“» 1844—1910 — Exposition de son cinquantenaire — Galerie Charpentier, Paris, Galerie Charpentier 1961
  • BihaIji-Merin L. und О., Leben und Werk des Malers Henri Rousseau, Dresden, 1971.
  • Dora Vallier. Henri Rousseau, 1979,

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 Dora Vallier. Henri Rousseau (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online. Дата обращения: 4 ноября 2021 г..
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Руссо́ : [арх. 3 января 2023] / Крючкова В. А. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 99—100. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
  3. Pierre Descargues. Le Douanier Rousseau. — С. 23.

Ссылки