Самоходная гаубица 2С3 (Акация)

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

2С3 «Ака́ция» (индекс ГАБТУ — Объект 303) — это 152-мм самоходная артиллерийская система, специализирующаяся в нанесении ударов по вражеским артиллерийским батареям, разрушению оборонительных сооружений и подавлению пунктов управления. Её непревзойдённая огневая мощь позволяет уничтожать живую силу, огневые средства, а также вооружение и военную технику противника. «Акация» олицетворяет собой надёжность, эффективность и мощь в одном и том же изящном исполнении[1].

2С3
2S3 Akatsiya 3260.jpg
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 27,5
Компоновочная схема переднемоторная
Экипаж, чел. 4 чел.
История
Разработчик Уралтрансмаш, Завод № 9
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Россия
Годы разработки с 1967 год по 1971 год
Годы производства 1968 — наст. время (с модификацией):
2С3
с 1968 по 1975
2С3М
с 1975 по 1987
2С3М1
с 1987 по 1993
2С3М2
с 2006
Годы эксплуатации с 1971 год
Количество выпущенных, шт. около 4000 шт
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик Россия Украина
Белоруссия Казахстан СирияАрмения
Размеры
Длина корпуса, мм 6970
Длина с пушкой вперёд, мм 7765
Ширина, мм 3050
База, мм 4622
Колея, мм 2720
Клиренс, мм 450
Бронирование
Тип брони противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 30
Борт корпуса, мм/град. 15
Лоб башни, мм/град. 30
Борт башни, мм/град. 15
Вооружение
Калибр и марка пушки 152-мм 2А33
Тип пушки нарезная гаубица
Длина ствола, калибров 28
Боекомплект пушки 46
Углы ВН, град. −4...+60°
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км до 20,5
Прицелы ПГ-4, ОП5-38, ТКН-3А
Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ
Двигатель
В-59У
Общие данные
Производитель ЧТЗ
Тип дизельный
Производительность
Максимальная мощность 520 л. с., при 2000 об/мин
Максимальный крутящий момент 2059 Н·м, при 1200—1400 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V12
Объём 38 880 см3
Цилиндров 12
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 180 мм
Тактность (число тактов) 4
Питание
Рекомендованное топливо многотопливный
Охлаждение жидкостное
Расход топлива при смешанном цикле 180—220
Расход топлива на трассе 165
Подвижность
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25—30
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 19
Тип подвески индивидуальная, торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,6
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 3
Преодолеваемый брод, м 1

История

Проект самоходной гаубицы 2С3 «Акация» был задан заводу «Уралтрансмаш» с целью устранить отставание от НАТО в области самоходной артиллерии. Гаубица была разработана под руководством Г. С. Ефимова в ОКБ-3 Уральского завода транспортного машиностроения на базе шасси ЗРК «Круг». Главным конструктором орудия 2А33 был Ф. Ф. Петров. В 1971 году гаубица 2С3 «Акация» была принята на вооружение советской армией. Серийное производство гаубицы в различных модификациях продолжалось до 1989 года.

Гаубица 2С3 «Акация» калибра 152 мм предназначена для подавления и уничтожения живой силы, боевой техники противника и отражения ядерных нападений. Она поставлялась в артиллерийские полки танковых и мотострелковых дивизий.

Из основных характеристик гаубицы 2А33 калибра 152 мм стоит отметить наличие двухкамерного дульного тормоза и эжектора. Орудие размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Для «Акации» была разработана уникальная боеукладка, обеспечивающая высокий уровень механизации и автоматизации процессов заряжания. Запатентованная система укладки позволяет хранить, транспортировать и расходовать боеприпасы без их загрузки в укладки.

«Акация» обладает высокой проходимостью и простотой в эксплуатации. Эта самоходная гаубица не требует длительной подготовки для вступления в боевую готовность. Установку можно транспортировать на тяжёлых транспортных самолётах. Самолёт Ан-22 может доставить одновременно две самоходные гаубицы 2С3 «Акация» в необходимую точку.

Командирская башенка с пулемётом установлена на крыше самоходной установки. У САУ есть система самоокапывания, позволяющая за 20-40 минут отрыть окоп для укрытия установки. «Акация» также оборудована системой противоатомной защиты[2].

Описание конструкции

Боеприпасы

Боекомплект 2С3 «Акация» имеет осколочно-фугасные снаряды с дальностью стрельбы до 17 км, а также корректируемые боеприпасы «Сантиметр» и «Краснополь» для поражения бронетехники противника на расстоянии в 20 км.

Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами в 21 километр и корректируемыми «Краснополь» в 25 км, — достижима только для последнего варианта САУ 2С3М3.

Также, в боекомплекте гаубицы находится как правило 4 кумулятивных боеприпаса 53-БП-540, способных пробивать лобовую броню танка на расстоянии в 3 км. Эти снаряды предназначены для ближнего танкового боя.

Кроме этого, «Акация» способна вести огонь ядерными тактическими боеприпасами 3ВБ3 мощностью 1 кт и дальностью стрельбы 17,4 км[3].

Двигатель и трансмиссия

Описание двигателя:

  • Двигатель установлен в автомобиль модели 2с3.
  • Это в-образный 12-цилиндровый, четырёхтактный дизельный двигатель.
  • Это модификация двигателя из семейства в-46.
  • Он работает на дизельном топливе и также может работать на керосине марок тс-1, т-1 и т-2.
  • Охлаждение двигателя происходит жидкостным охлаждением с использованием инерционного наддува.
  • Мощность двигателя составляет 520 л. с[4].

Описание трансмиссии:

  • Трансмиссия механическая, двухпоточная и имеет планетарный механизм поворота.
  • Она обеспечивает шесть передних и две задних передачи.
  • Максимальная теоретическая скорость на шестой передаче составляет 60 км/ч.
  • На второй задней передаче достигается скорость до 14 км/ч[4].

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, а также для стрельбы из пулемёта, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3А с прожектором ОУ-3ГК. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-38 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика-водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляются через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С3 представляет собой модифицированное шасси СПТП СУ-100П. Ходовая часть состоит из шести пар обрезиненных опорных колёс и четырёх пар поддерживающих катков. Направляющие колёса находятся в задней части машины, а ведущие — в передней.

Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами цевочного зацепления. Ширина каждого трака составляет 484 мм, а шаг — 125 мм.

Подвеска ходовой части 2С3 осуществляется с помощью индивидуальной торсионной подвески. На первом и шестом опорных катках установлены двухсторонние гидроамортизаторы[4].

Для обеспечения заданных параметров ходовой части, конструкция ходовой САУ СУ-100П была усилена. Опорные катки и система подвески были усилены, а также система охлаждения была изменена[5].

Модификации САУ «Акация»

Базовая версия 2С3 «Акация» была разработана в 1971 году и стала основой для последующих модификаций. Это самоходная гаубица, которая имеет впечатляющую боевую массу в 27,5 тонн и может быть вооружена 40 единицами боеприпасов. Главной особенностью этой гаубицы является её максимальная дальность поражения цели с помощью осколочно-фугасных снарядов, которая составляет 17 км. Кроме того, она может использовать корректируемые снаряды «Краснополя» с дальностью поражения целей до 20 км.

Первый модернизированный вариант 2С3М был разработан в 1975 году: была выпущена вторая модернизированная версия 2С3М, которая отличалась от предыдущей увеличенным возимым боезапасом на 46 выстрелов. Кроме того, в этой версии была внедрена механизированная подача снарядов с грунта и заменена радиостанция.

Второй модернизированный вариант САУ 2С3М1 начал выпускаться с 1987 года, артиллерия имела ряд улучшений и дополнительных функций. Основные изменения включали установку панорамного прицела и аппаратуры для приёма команд с машины управления батареей.

Российская модификация САУ 2С3М2 была впервые представлена в 2006 году. Она оснащена автоматизированной системой управления огнём и наведения «Механизатор-М», что повышает эффективность боевых операций. Также в модификацию была добавлена система дымовой завесы, которая обеспечивает защиту от визуального обнаружения и наведения огня противником. На основе варианта 2С3М2 «Акация-С» была разработана экспортная модификация под названием 2С3М2-155. Она имеет изменённый калибр орудия, соответствующий стандартам НАТО, и составляет 155 мм.

2С3М3 «Акация» имеет возможность стрелять на расстояние до 21 км. Кроме того, она может использовать выстрелы от САУ «Мста-С», включая управляемые снаряды «Краснополь М2» с дальностью до 25 км. Эти новые функции делают «Акацию» более мощной и эффективной артиллерийской пушкой. Производство обновлённой версии «Акации» началось в 2020 году[3].

Применение

Самоходная гаубица применялась в боевых действиях в Афганистане и Чечне. Состоит на вооружении стран СНГ. Поставлялась на экспорт в Алжир, Ирак, Ливию, ГДР и Сирию[2].

Где можно увидеть

2С3 в музеях

Технический музей имени К. Г. Сахарова в Тольятти
2С3 «Акация» в историко-культурном комплексе «Линия Сталина», в д. Лошаны
2С3 «Акация» в Национальном военно-историческом музее Болгарии, в Софии

Галерея

Примечания

  1. 152-мм самоходная гаубица «Акация». Звезда (5 декабря 2011). Дата обращения: 9 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Самоходная гаубица 2С3 «Акация». Парк «Патриот». Дата обращения: 9 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 Сергей Н. Российская самоходная дивизионная гаубица 2С3 “Акация”: модификации и дальность поражение цели. Amalnews военный (22 июля 2023). Дата обращения: 9 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 Книга 1 // 2С3М1.ТО. Изделие 2С3М1. Техническое описание для расчёта. — Свердловск: ЦКБ «Трансмаш», 1987. — С. 16. — 202 с.
  5. Белоусов Ю. Возрождены, чтоб цели делать пылью. Красная звезда (2 марта 2011). Дата обращения: 9 марта 2024.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!