Толстой, Алексей Николаевич

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Алексей Николаевич Толстой
Портрет
Портрет
Дата рождения 10 января 1883(1883-01-10)
Место рождения город Николаевск, Самарская губерния, Российская империя
Дата смерти 23 февраля 1945(1945-02-23) (62 года)
Место смерти Москва, СССР
Род деятельности писатель, поэт, драматург, журналист, сценарист, общественный деятель
Годы творчества 1907—1945
Направление социалистический реализм, реализм
Жанр проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение
Язык произведений русский
Премии
Сталинская премия 1-й степени — 1941 Сталинская премия 1-й степени — 1943 Сталинская премия 1-й степени — 1946 (посмертно)
Награды
Орден Ленина — 1938 Орден Трудового Красного Знамени — 1943 Орден «Знак Почёта»  — 1939 SU Medal For Valiant Labour in the Great Patriotic War 1941-1945 ribbon.svg
Автограф Автограф
Произведения на сайте Lib.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Александра Леонтьевна Толстая, мать Алексея.

Алексе́й Никола́евич Толсто́й (29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя — 23 февраля 1945, Москва, СССР) — русский и советский писатель из рода Толстых. Написал социально-психологические, исторические и научно-фантастические романы, повести и рассказы, публицистические произведения. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943; 1945 — посмертно).

Биография

Родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) года в городе Николаевск, Самарская губерния, Российская империя. Его отцом был граф Николай Толстой, мать – детская писательница Александра Бостром, урождённая Тургенева. К моменту рождения Алексея Толстого она ушла от мужа к Алексею Бострому, за которого официально выйти замуж не могла из-за определения духовной консистории[1]. Воспитывался в семье отчима, Бострома (по некоторым данным, он был отцом Толстого).

В 1905 году Толстой дебютировал как поэт, в 1907 году опубликовав свой сборник стихов «Лирика» в духе декадентской поэзии. Затем в свет вышел его первый рассказ – «Старая башня» (1908). В сборнике «Сорочьи сказки» (1910) и книга стихов «За синими реками» (1911) писатель проявил интерес к народному фольклору. В 1909–1911 годах ему пришла известность среди читателей, когда он напечатал произведения из жизни разоряющегося поместного дворянства, а также романы «Чудаки», «Две жизни» и «Хромой барин» (1912). В этих работах он обратился к реалистической манере письма.

С началом Первой мировой войны уехал на фронт военным корреспондентом издания «Русские ведомости». Фронтовой опыт и впечатления нашли отражение в рассказах «На горе», «Под водой», «Шарлотта» (все 1915) и другие. Приветствовал Февральскую революцию, однако Октябрьскую революцию не принял. В 1919 году уехал в эмиграции во Францию, затем жил в Германии. Там он начал работать в газете «Накануне», которая сочувственно относилась к Советской России. В эмиграции общался с Максимом Горьким, Алексеем Ремизовым, Андреем Белым, Виктором Шкловским и другими.

В эмигрантский период своей жизни написал автобиографическую повесть «Детство Никиты» (1919–1920), начал роман «Хождение по мукам». Также в эмиграции написал научно-фантастический роман «Аэлита» (1922–1923), опубликованный уже в СССР, куда писатель вернулся в 1923 году. В своих произведениях критиковал капитализм в рассказах «Чёрная пятница», «Мираж» (оба 1924), в романе «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927). В сатирическом романе «Похождения Невзорова, или Ибикус» разоблачению мещанство.

Особой темой в его творчестве стала тема Гражданская войны в России: были написаны рассказы «Голубые города» (1925), «Разговор на балконе» (1927), «Гадюка» (1928). В них писатель показал трагедию героев революционных лет, не сумевших приспособиться после войны к жизни в условиях НЭПа. События минувшей войны нашли отражение в монументальной трилогии «Хождение по мукам». В этом произведении Толстой обрисовал трудный путь интеллигенции в революции.

Роман «Пётр Первый», повествующий о переломной эпохе в истории России, стал одним из самых известных и значительных произведений писателя. Роман воссоздал широкую панораму русской жизни и тонко передавал колорит той эпохи, во многом благодаря языку, близкому к народной речи. Главной мыслью романа стала идея укрепления государственности во главе с сильным лидером. Эта книга стала образцовым произведением социалистического реализма. Толстой был наделён многогранным талантом, способный создать различные по теме произведения, в том числе и для детей. В 1936 году вышла в свет повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которую он создал по мотивам книги «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Эта повесть вошла в золотой фонд отечественной детской литературы. С 1936 по 1938 год был председателем Союза писателей СССР.

Во время Великой Отечественной войны Толстой писал патриотические статьи: «Родина» (1941) и другие. Цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942–1944) был посвящён героической борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчики. С 1941 по 1943 год писатель работал над драматической дилогией «Иван Грозный». В этом произведении создал идеализированный образ Ивана Грозного и оправдывал жестокость царя[2].

Алексей Николаевич Толстой умер 23 февраля 1945 года от рака лёгкого. 24 февраля тело было кремировано. Прощание состоялось 26 февраля в Малом зале Дома Союзов, затем урна с прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[3][4]. Церемония завершилась прощальным салютом и Гимном Советского Союза.

О писательстве

Алексей Толстой пишет о том, как он работает следующее[5]:

Aquote1.png Черновики я набрасываю пером и сейчас же по этим отрывкам пишу на машинке. Машинка даёт мне текст, не связанный с индивидуальностью писания рукой, печать как бы нечто чужое, где я вижу все ошибки и правильную, какая будет в книге, расстановку слов и фраз. Я работаю на машинке с 1912 года. В редких случаях диктую, но диктовка всегда ниже качеством, чем писание. Удачно лишь выходит диктовка пьесы, когда она перед этим набросана в черновиках. <...> Я люблю процесс писания: чисто убранный стол. Изящные и удобные письменные принадлежности, хорошую бумагу. Каждый мастер должен любить орудия своего производства. Aquote2.png

Аналогичные соображения Толстой высказывает в разделе компедиума авангардистской поэтики «Как мы пишем» (1930): «Рукописный текст всегда неясен (неразборчивость почерка, индивидуальность его, малое – сравнительно с печатным – количество слов на странице), всё это мешает каждую минуту отрешаться от себя, взглядывать критически, как на чужое, на свою работу». У Алексея Толстого наблюдается практически фетишистская страсть по письменным принадлежностям: «Люблю письменные принадлежности – самопишущие перья, хорошую бумагу. Ах, писчебумажные магазины во Франции! Фантазия отказывается представить все эти вздорные и милые мелочи. Пограничники пусть так и знают: поеду за границу – под килем парохода привезу контрабандой мешок с писчебумажными принадлежностями». В разделе «Моё творчество» он пишет:

Aquote1.png Пишу на машинке, предварительно набрасывая черновики пером. Карандаши ненавижу. Самопишущие перья мог бы даже красть, — к ним особый психоз. Если бы я жил в буржуазной стране, то, наверное, под старость открыл бы лавочку самопишущих перьев и письменных принадлежностей.

Утверждаю, что на пишмашинке писать лучше, скорее, и, при наших условиях, когда не дают марать корректур, качественно совершеннее, чем рукой. В процессе писания (привыкнуть не замечать машинку можно в две недели) текст видишь голым, лишённым всех индивидуальных особенностей ручного писания, все ошибки видны. Всё это чрезвычайно важно. Машинный процесс писания интенсивнее и продуктивнее ручного более чем вдвое или втрое. Отдавать ручную рукопись в переписку уже не то: никогда правя переписанный (с ручного) текст, не внесёшь тех существенных поправок, какие бывают в горчке работы.

Aquote2.png
Алексей Толстой, Моё творчество, стр. 113

О романе «Хождение по мукам»

Трёхтомный роман «Хождение по мукам» Алексея Толстого — пример того, как изначальный, мощный и самодостаточный, замысел всё больше подчиняется идеологическим требованиям соцреализма: взявшись проследить историю нескольких людей в переломные годы. Толстой показывает сложность своих героев; если не сочувственно, то с пониманием изображает жизнь литературной богемы и внеположных ей «положительных» персонажей; передаёт эсхатологическое ощущение жизни между двух революций, разводит героев по разные стороны баррикад — чтобы в финале заставить их всех восхищаться красотой и логикой ленинских преобразований (и даже разглядеть и выделить в переполненном зале Сталина). Судьбы персонажей в «Хождении по мукам» во многом параллельны тому, что происходит в «Тихом Доне» — романе, который создаётся тогда же; логика «перековок», метаний между красными и белыми, оправдывается временем, хотя в реальности такой биографический бэкграунд, как у героев «Хождения по мукам», мог печально сказаться на их участи[6].

Семья

Первая жена (1901—1907) — Юлия Васильевна Рожанская (1881—1943). В браке в 1903 году родился сын Юрий, умер через пять лет.

Вторая жена (1907—1914) — Софья Исааковна Дымшиц (1884—1963), художница[7]. В 1911 году у них родилась дочь Марьяна, впоследствии доктор технических наук, профессор.

Третья жена (1914—1935) — Наталья Васильевна Крандиевская (1888—1963), поэтесса, стала прототипом Кати Рощиной из «Хождения по мукам». Приёмный сын от первого брака Крандиевской — Фёдор Волькенштейн (1908—1985). В этом браке родились сыновья: Никита (1917—1994), физик, и Дмитрий (1923—2003), композитор[8].

Четвёртая жена (с октября 1935 года) — Людмила Ильинична Крестинская-Баршева (1906 — 1982), секретарша А. Н. Толстого.

Библиография

Роман А.Н.Толстого "Пётр Первый".Москва,издательство Художественная литература,серия Библиотека классики.Советская литература.1981 год,портрет автора,иллюстрации.

Романы

Повести и рассказы

  • Старая башня (1908)
  • Архип (1909)
  • Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
  • Сватовство (1910)
  • Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
  • Актриса (Два друга) (1910)
  • Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
  • Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
  • Харитоновское золото (1911)
  • Приключения Растёгина (1913)
  • Любовь (1916)
  • Прекрасная дама (1916)
  • Обыкновенный человек (1917)
  • День Петра (1918)
  • Простая душа (1919)
  • Четыре века (1920)
  • В Париже (1921)
  • Граф Калиостро (1921)
  • Детство Никиты (1922)
  • Повесть Смутного времени (1922)
  • Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
  • Василий Сучков (1927)
  • Бывалый человек (1927)
  • Великосветские бандиты (1927)
  • Морозная ночь (1928)
  • Гадюка (1928)
  • Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
  • Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
  • Русский характер (1944)
  • Странная история (1944)
  • Древний путь
  • Чёрная пятница (1924)
  • На острове Халки (1922)
  • Рукопись, найденная под кроватью (1923)
  • В снегах
  • Мираж
  • Убийство Антуана Риво (1924)
  • На рыбной ловле

Незавершённые произведения

  • Егор Абозов (1915)
  • Пётр I (3-й том)

Сказки

  • Русалочьи сказки:
  • Русалка (Неугомонное сердце, 1910)
  • Иван да Марья (1910)
  • Ведьмак (1910)
  • Водяной (1910)
  • Кикимора (1910)
  • Дикий кур (1910)
  • Полевик (1909)
  • Иван-царевич и Алая-Алица (1910)
  • Соломенный жених (1910)
  • Странник и змей (1910)
  • Проклятая десятина (1910)
  • Звериный царь (1910)
  • Хозяин (1909)
  • Синица (1918)
  • Сорочьи сказки:
    • Сорока (1909)
    • Мышка (1909)
    • Козёл (1909)
    • Ёж (Ёж-богатырь, 1909)
    • Лиса (1910)
    • Заяц (1909)
    • Кот Васька (1910)
    • Сова и кот (1910)
    • Мудрец (1909)
    • Гусак (1910)
    • Рачья свадьба (1910)
    • Порточки (1910)
    • Муравей (1910)
    • Петушки (1910)
    • Мерин (1910)
    • Верблюд (1909)
    • Горшок (Маленький фельетон, 1909)
    • Куриный бог (1910)
    • Картина (1909)
    • Маша и мышки (1910)
    • Рысь, мужик и медведь (1910)
    • Великан (1910)
    • Мишка и леший (1910)
    • Башкирии (1910)
    • Серебряная дудочка (1910)
    • Смирный муж (1910)
    • Богатырь Сидор (1910)
  • Сказки и рассказы для детей
    • Полкан (1909)
    • Топор (1909)
    • Воробей (1911)
    • Жар-птица (1911)
    • Прожорливый башмак (1911)

    Пьесы

    • «Путешествие на Северный полюс» (1900)
    • «О еже, или Наказанное любопытство» (1900-е)
    • «Дьявольский маскарад, или Коварство Аполлона» (1900-е)
    • «Муха в кофее (Сплетни, которые кончаются плохо)» (1900-е)
    • «Дуэль» (1900-е)
    • «Опасный путь, или Геката» (1900-е)
    • «Спасательный круг эстетизму» (1900-е)
    • «Дочь колдуна и заколдованный королевич» (1908)
    • «Нечаянная удача» (1911)
    • «День Ряполовского» (1912)
    • «Насильники» («Лентяй», 1912)
    • «Молодой писатель» (1913)
    • «Кукушкины слёзы» (1913)
    • «День битвы» (1914)
    • «Нечистая сила» (1916, 2 ред. 1942)
    • «Касатка» (1916)
    • «Ракета» (1916)
    • «Мракобесы» (1917 — под назв. «Горький цвет», 2 ред. — 1929 — с тем же назв., 3 ред. — 1935 — под назв. «Акила», 4 ред. — 1940 — под назв. «Мракобесы», в черновиках 4 ред. также фигурирует название «Изгнание блудного беса»)
    • «Любовь — книга золотая» (1918, 2 ред. — 1940)
    • «Смерть Дантона» (1919, обработка пьесы Г. Бюхнера)
    • «Бунт машин» (1924, обработка пьесы «РУР» К. Чапека)
    • «Заговор императрицы» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
    • «Азеф» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
    • «Полина Гебль» (1925, совм. с П. Е. Щёголевым)
    • «Чудеса в решете…» (1926)
    • «На дыбе» (1929, позже частично переработана в пьесу «Пётр I»)
    • «Это будет» (1931, совм. с П. С. Сухотиным)
    • «Оранго» (1932, либретто оперы Д. Д. Шостаковича, совм. с А. О. Старчаковым)
    • «Патент № 117» (1933, совм. с А. О. Старчаковым)
    • «Пётр I» (промежуточная редакция 1935 года — преимущественно переработка более ранней пьесы «На дыбе»; окончательная редакция 1938 года — лишь в очень малой степени использующая материал пьесы «На дыбе»)
    • «Путь к победе» (1938)
    • «Чортов мост» (1938; второе действие пьесы позже переработано в пьесу «Фюрер»)
    • «Золотой ключик» (обработки повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1938)
    • «Фюрер» (1941, на материале второго действия пьесы «Чортов мост»)
    • «Иван Грозный» — дилогия:
      «Орёл и орлица» (1942)
      «Трудные годы» (1943)

    Произведения о войне

    • Армия героев
    • «Блицкриг» или «блицкрах»
    • К писателям Северной Америки
    • Москве угрожает враг
    • Нас не одолеешь!
    • Почему Гитлер должен потерпеть поражение
    • Родина
    • Русский характер
    • Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
    • Чёрные дни гитлеровской армии
    • Что мы защищаем
    • Я призываю к ненависти

    Приписываемые тексты

    Собрания сочинений

    То же. 2-е издание. — М.: Книгоиздательство писателей, 1916
    То же. 3-е изд. — М.: Книгоиздательство писателей, 1917—1918
    • Собрание сочинений. — Берлин: изд. Ладыжникова, 1922
    • Собрание сочинений. — Берлин—Пг.: изд. Гржебина, 1923
    • Собрание сочинений. Тома 1-15. — М.: «Недра», 1929—1930
    • Собрание сочинений. Тома 1-15. — М.-Л.: ГИЗ, 1927—1931
    • Собрание сочинений. Тома 1-8. — Л.: «Художественная литература», 1934—1936
    • Полное собрание сочинений. Тома 1-15. — М.: ГИХЛ, 1946—1953. — 40 000 экз
    • Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Гослитиздат, 1958—1961, 675 000—648 000 экз.
    • Собрание сочинений в 8 томах. — М.: Правда, 1972, 375 000 экз. (серия «Библиотека „Огонёк“»)
    • Собрание сочинений: В 6-ти томах. — М.: Прогресс, 1982.
    • Собрание сочинений в 10 т. — М.: «Художественная литература», 1982—1986.; 300 000 экз.
    • Собрание сочинений: В 5 томах. — [Ил. худож. М. Петрова]. — М.: Изд. центр «Терра», 1995.
    • Собрание сочинений: В 10 т. — [Сост.: Б. Акимов, А. Храмков]. — М.: Терра-Кн. клуб, 2001.
    • Малое собрание сочинений. — СПб.: Азбука, 2020. — 637 с.

    Экранизации

    Награды и премии

    Литература

    • Алпатов А. В. А. Н. Толстой – мастер исторического романа. М., 1958;
    • Петелин В. В. Судьба художника. Жизнь, личность, творчество А. Н. Толстого. М., 1982;
    • Воспоминания об А. Н. Толстом. 2-е изд. М., 1982;
    • Крюкова А. М. А. Н. Толстой. М., 1989;
    • А. Н. Толстой: Новые материалы и исследования. М., 1995;
    • Варламов А. Н. А. Толстой: Биография. М., 2009.

    Примечания

    1. Алексей Варламов. Граф Алексей Толстой: свидетельство о происхождении. Топос (18 марта 2005). Дата обращения: 19 ноября 2014. Архивировано 23 ноября 2014 года.
    2. ТОЛСТО́Й АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ.
    3. Новодевичье кладбище - Толстой Алексей Николаевич (недоступная ссылка). devichka.ru. Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано 10 марта 2016 года.
    4. А. Варламов Алексей Толстой. М.: Молодая гвардия, 2008. — 592 с. (ЖЗЛ)
    5. Толстой А. Как я работаю. Собрание сочинения в 10 томах / Толстой А.. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. — Т. 10. — С. 131-132.
    6. Нормативный эпос. Полка. Дата обращения: 13 августа 2024.
    7. Людмила Хмельницкая. Сплетения судеб... | Музей Марка Шагала. chagal-vitebsk.com. Дата обращения: 9 марта 2020. Архивировано 6 октября 2014 года.
    8. universite.ssau.ru - «Всегда с теплотой вспоминаю дни, проведенные у бабушки». www.universite.ssau.ru. Дата обращения: 5 июня 2020. Архивировано 5 июня 2020 года.
    9. Сергеев А. А. Рец. на кн.: А. Танеева (Вырубова). Страницы из моей жизни // Печать и революция. 1924. №. 4. С. 203—205;
    10. Сергеев А. А. Об одной литературной подделке (Дневник А. А. Вырубовой) // Историк-марксист. 1929. № 8. С. 160—173 Архивировано 6 июня 2015 года.
    11. Телеграмма И. В. Сталину, Газета «Известия», 30 марта 1943 года

    Ссылки