Транссибирская железная дорога

Материал из «Знание.Вики»
Транссиб
Годы работы 1891-1916
Протяжённость 9288 км
Карта
Файл:Великий Сибирский путь 19 век

Транссиби́рская магистра́ль (Транссиб, Великий Сибирский путь, Сибирская железная дорога) — железная дорога, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком[1]. Фактическая ее протяженность по главному пассажирскому ходу, от Москвы до Владивостока, составляет 9288,2 километра. По этому показателю она является самой длинной на планете[2].

Транссибирская магистраль проходит по территориям 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов, 87 городов и пересекает 16 крупных рек (Волгу, Вятку, Каму, Иртыш, Обь, Томь, Енисей, Оку, Амур и другие), идёт вдоль озера Байкал и по берегу Амурского залива Японского моря[3].

Транссибирская магистраль и промышленное развитие Сибири

Исторически Сибирь и Дальний Восток стояли особняком к Центральной России. На рубеже веков Сибирь была отсталой окраиной с плохо развитой промышленностью. Отмена крепостного права в России способствовала завершению промышленного переворота, что требовало освоения новых рынков сырья. Сибирь была богата полезными ископаемыми, но освоить эти территории было невозможно, отсутствовало транспортное сообщение. Газета «Московские ведомости» писала: «Ещё не тронутые рукой человека груды благородных металлов и самоцветных камней наполняют недра нашей Калифорнии. Сказочные клады залегли в ней почти на каждом шагу; здоровый климат, плодородная почва, дремучие леса, исполинские реки — всё соединилось там для обогащения человека… Нужна Нам Сибирская железная дорога». Строительство Транссибирской магистрали благоприятно отразилось на экономическом развитии всей Сибири, в том числе Западной. К Западной Сибири в конце XIX века были отнесены Тобольская[4].Ещё при Александре III в 1887 году были организованы экспедиции под руководством инженеров Н. П. Меженинова, О. П. Вяземского и А. И. Урсати, которые исследовали таёжные регионы для прокладки железной дороги. К строительству Транссибирской магистрали приступили только в 1891 году, при Николае II. Строили как основную магистраль, так и дополнительные магистрали в местах концентрации природных ресурсов.

Транссибирская магистраль и промышленное развитие Кузбасса на рубеже ХIХ — ХХ веков

В начале XX века в состав Томской губернии входила территория Кузнецкого уезда, позднее эта территория стала Кемеровской областью — Кузбасс[5]. Строительство Транссибирской магистрали велось отдельными участками, которые потом объединили в единое полотно. Один из участков Западно — Сибирская железная дорога включала основные линии: Челябинск — Курган (1893), Курган — Омск (1894), Омск — река Обь (1895) и проходила по территории Оренбургской, Тобольской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской области. Протяженность Западно-Сибирской дороги на 1899 год — 1408 км.

Ещё в 1721 году в семи верстах от Верхотомского острога на берегу реки Томи Михайло Волковым были открыты залежи угля. Начинаются первые попытки промышленного освоения открытых месторождений, которые вплоть до конца XIX века носили эпизодический характер.

10 февраля 1893 года Комитет Сибирской железной дороги определил направление строительства магистрали от Оби на Красноярск вдоль северных окраин Кузбасса и уже летом началась стройка этого участка железной дороги[6]. Объяснялось это тем, что на протяжении 4 лет с 1893 по 1897 годы сотрудник Западно-Сибирской геологической партии А. А. Краснопольский исследовал местность вдоль железной дороги от Урала до Томи и в своих отчётах впервые описал Анжеро-Судженское угольное месторождение, где имелись большие запасы угля. П. К. Яворовского настоятельно рекомендовал начать разработку углей Судженского месторождения для нужд Транссибирской магистрали. Начинается строительство шахт на севере области в Анжеро-Судженском и Кемеровском угленосных районах, а также в районе п. Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий), куда от станции Юрга были проложены железнодорожные пути. Уголь, использовавшийся главным образом железнодорожным транспортом, а также поставлявшийся на металлургические предприятия Урала и в Поволжье, в самом Кузбассе особого применения не имел из-за отсутствия крупной промышленности.

15 февраля 1897 г. было открыто временное движение от Оби до Красноярска, а через год началось регулярное движение поездов. Вблизи железнодорожного полотна были основаны станции Тяжинская (1894 г.), Анжерка (1896), Тайга (1898), Мариинск, которому в 1698 году был уже присвоен статус города, а также небольшие поселки Ижморский, Берикульский, Суслово[7]. Благодаря этим станциям обеспечивалась связь с другими регионами, что стимулировало развитие промышленности в Кузбассе. Рельсовые скрепы, лопаты, топоры изготавливали на Гурьевском железоделательном заводе. Строились мастерские для обслуживания железной дороги. В 1913 году для заправки котлов паровозов от реки Яя до станции Тайга был построен водовод протяженностью 13,3 км со всеми технологическими сооружениями. В итоге с 1900 по 1917 гг. добыча угля увеличилась на порядок — со 157 до 1257,3 тыс. тонн[8]. Уголь добывали вручную. Увеличение объемов добычи потребовало создания механических мастерских для изготовления необходимых в горном деле механизмов и приспособлений. Для шахтеров здесь изготавливали и затачивали кайла и топоры, отливали чугунные снасти к несложным механизмам. Первые механические мастерские были открыты в 1907 году. Для её функционирования была построена первая электростанция на 25 кВт[9].

Появление новых железнодорожных станций на территории Кузбасса стимулировало рост населенных пунктов. Были построены крупные железнодорожные узлы, такие как Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск. Новые города привлекали жителей окрестных территорий. Здесь они находили работу на железной дороге или в смежных отраслях, что способствовало увеличению численности населения Кузнецкого уезда. Так, в 1897 г. численность Кузнецкого уезда составляла 161707 человек, в 1917 г. 338000 человек. Транссиб превратил Кузбасс в важный транспортный узел и сыграл ключевую роль в индустриализации региона[10].

Транссибирская магистраль и промышленное развитие Анжеро-Судженска

город Анжеро-Судженск Кемеровская область — Кузбасс

Транссибирская магистраль послужила началом создания станции Анжерская, которая обслуживала первые угольные копи Анжерские и Судженские. Судженскими копями владел Лев Михельсон, дворянин родом с Украины, потомок генерала, подавлявшего пугачёвское крестьянско-казачье восстание на Волге и Урале. Анжерские копи были государственными[11]. Они были переданы в ведение Министерства путей сообщения для снабжения железной дороги углем. Михельсон быстро наладил добычу угля. И уже к началу 1900 года на копях было построено три шахты, которые добыли 48 тысяч тонн угля[12]. Постепенно вблизи открывающихся шахт появились рабочие посёлки Анжерка и Судженка. Михельсон открывал всё новые шахты, давая им красивые названия: Георгиевская, Николаевская, Натальинская и так далее. На Судженских копях он построил церковь и кинотеатр. Несмотря на то, что труд шахтёров был необыкновенно тяжёлым, к 1915 году анжерские и судженские шахты выдавали более 90 % угля, добытого на территории современного Кузбасса. В то же время был добыт первый миллион тонн угля[13]. К началу 1917 года из 12 небольших шахт, функционирующих в районе Судженских копей, 6 перестали эксплуатировать уже в 1903 — 1904 годах в связи в большой обводненностью. Они находились в районе реки Алчедат. Некоторые превратились в вентиляционные стволы или шурфы для более «молодой» 5-й шахты, которая начала работать в 1900 году. В 1901 году была открыта шахта № 7. В 1916 году шахта № 7 была соединена квершлагом с шахтой № 5, её стали называть № 5/7, в дальнейшем она получила название "Судженская". И только шахты № 9—10, 15, 15 — бис, заложенные на западном крыле анжерского месторождения, развернулись в дальнейшем в крупные предприятия[14].

К 1917 г. население Анжерки достигло 9656, Судженки — 6703 человек[15]. В 1928 году два разросшихся шахтёрских посёлка Анжерка и Судженка объединились в один — Анжеро-Судженский. А в 1931 году Анжеро-Судженску постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета был присвоен статус города (утверждено законом 30 июня 1931)[16] Великий сибирский путь. Как строился Транссиб?

Ссылки

Примечания

  1. Транссибирская магистраль. Большая Российская энциклопедия. Дата обращения: 9 марта 2024.
  2. Транссибирская магистраль. ИА «РИА Новости» (14.07.2023). Дата обращения: 9 марта 2024.
  3. Сидорчик Андрей. Дорога величиной в Россию. Как создавался легендарный Транссиб // Аргументы и факты : газета. — 2018.
  4. Суворова Наталья. Регионы России в исторической перспективе. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". Дата обращения: 4 марта 2024.
  5. Дробченко В.А. Кузбасс на рубеже ХIX – XX вв. / под ред. И.Э. Черняка. — АнжероСудженск: Филиал Кемеровского государственного университета в г. Анжеро-Судженске, 2010. — С. 12. — 229 с.
  6. Евдокимова Олеся. Русское чудо. Как повлияло строительство Транссиба на Кузбасс?. Аргументы и акты (12.05.2016). Дата обращения: 4 марта 2024.
  7. Макарчук Виктор. Баллада про великий путь // Кузнецкий рабочий : газета. — 2011. — 10 ноября.
  8. Петров И.М. Угольная промышленность России до революции 1917 года // Горная промышленность : журнал. — 2019. — № 5. — С. 28—32.
  9. История завода. ОАО "Анжромаш". Дата обращения: 4 марта 2024.
  10. Дробчено В.А. Кузбасс на рубеже ХIX – XX вв. / под ред. И.Э. Черняка. — Анжеро-Судженск: Филиал Кемеровского государственного университета в г. Анжеро-Судженске, 2010. — С. 13. — 229 с.
  11. Анжеро-Судженск: славное прошлое, лучшее будущее // Аргументы и факты : еженедельник. — 2011. — 27 апреля (№ 17).
  12. Шевченко И. 115 лет со дня основания Судженских угольных копей // РиоПресс : еженедельник. — 2012. — 7 июня.
  13. Хасанова С.Х. От Судженских угольных копей к городу Анжеро-Судженск. Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д.Федорова. Дата обращения: 9 марта 2024.
  14. Судженские копи. Истрия города Анжеро-Судженск. Дата обращения: 9 марта 2024.
  15. Новости. Официальный сайт Анжеро-Судженского городского округа. Дата обращения: 9 марта 2024.
  16. Анжеро-Судженск. ВикипедиЯ. Дата обращения: 9 марта 2024.