Альтернативный рок

Материал из «Знание.Вики»
Альтернативный рок

Альтернати́вный ро́к (также известен как альтернативная музыка, альт-рок или просто альтернатива; англ. alternative rock) — термин в современной музыке, под которым понимают разнообразные стили рок-музыки, которые выделяются из традиционного рока. Этот термин появился в 1980-е года и объединяет широкий спектр жанров, отражающих влияние панк-рока, пост-панка и других направлений. Альтернативный рок развился из музыкального андерграунда 1980-х и стал популярным в 1990-е и 2000-е годы.

В данном случае термин «альтернатива» указывает на отличие от мейнстримовой рок-музыки. Альтернативой называли группы, невписывавшиеся в пост-панк, нью-вейв и другие популярные жанры того времени. Альтернативный рок характеризуется широким музыкальным спектром, значительно отличающимся по звучанию, социальным окружением и национальными особенностями. К концу 1980-х годов благодаря прессе, радио и слухам альтернативный рок становился всё более известным, подчеркивая его разнообразие и способствуя появлению множества других поджанров[1].

Происхождение термина

Термин «альтернатива» в современном понимании начал активно использоваться только в 1990-х годах. Изначально термин относился к группам, звучание которых отличалось от основного. Первоначально этим термином в мире музыки воспользовался Терри Толкин, описывая группы, о которых писал в своих публикациях в 1979 году. В Великобритании небольшая масса самостоятельных людей создали лэйблы звукозаписи, как результат субкультуры панка. По словам основателя одного из этих лэйблов, Cherry Red, NME и журнал Sounds создали пластинку под названием «Alternative Charts», которая распространялась в небольших магазинах. Первый национальный чарт имел название «Indie Chart» и был издан в январе 1980-го года[1]. К середине 1980-х годов термин начал применяться и для описания рок-музыки. По словам людей, работавших в музыкальной индустрии в 1980-х, термин пришел из американского FM-радио 1970-х, которое выступало в качестве прогрессивной альтернативы традиционному радио-формату Top-40. В это время появилось множество новых жанров и поджанров, что создавало определённые трудности в определении музыки. В конце 1990-х годов понятие «альтернатива» стало более четким[2]. Так, в 1997 году публицист газеты The New York Times Нил Страусс описал альтернативный рок как «жесткий рок с нервными гитарными риффами, вдохновлёнными музыкой 70-х и певцами, мучающимися над своими проблемами, пока они не приобретают эпических масштабов»[3]. Многие смешанные жанры было сложно идентифицировать, и критики часто относили их к альтернативе. В 1991 году журнал Spin представил современное представление жанра, определив его особенности и группы[2].

Использование термина «альтернативный рок» наиболее распространено в США, в то время как в России и Великобритании чаще употребляются термины «альтернативная музыка» и «альтернатива». В Великобритании также используется термин «инди» для обозначения этого жанра[4].

История жанра

Начало

Говоря о концепции альтернативного рока как особой формы музыкального искусства, можно утверждать, что его корни уходят в конец 1960-х годов. Такие группы, как The Velvet Underground, Iggy and the Stooges, MC5 и The Silver Apples, внесли значительный вклад в развитие альтернативной музыки, представляя звучание и контент, отличающиеся от множества других коллективов того времени. Термин «альтернатива» ещё не использовался для описания этого уникального звучания, однако эти группы считаются предшественниками альтернативной музыки. Впоследствии этот стиль нашел свое развитие среди исполнителей 1970-х годов, включая таких музыкантов, как Дэвид Боуи, T-Rex, Neu, Kraftwerk, Television и The New York Dolls. Появление панк-рока в конце 1970-х и начале 1980-х годов стало поворотным моментом в истории альтернативной музыки и в индустрии музыкального бизнеса. Это направление не только представляло альтернативные музыкальные истины и стили, но и акцентировало внимание на независимых звукозаписывающих лейблах как альтернативном способе производства музыки[5].

Альтернативный рок в 1980-х годах

В 1980-е годы альтернативный рок в основном оперировал в подполье музыкальной индустрии. В то время, когда песни в других жанрах становились хитами и их альбомы получали признание критиков, альтернативный рок оставался вне коммерческого мейнстрима, связанным с независимыми лейблами, малыми музыкальными изданиями и радиостанциями колледжей. Группы альтернативного рока того периода выпускали альбомы с небольшим бюджетом.

В Соединенных штатах новые группы будут формироваться после предыдущих групп, которые создали обширный подпольный контур в Америке, наполненный множеством сцен в разных уголках страны. Вопреки тому, что американские альтернативные музыканты 1980-х годов не пользовались массовым успехом своих альбомов в продажах, их воздействие на последующее поколение артистов в этом жанре оказалось значительным и создало фундамент для их будущего успеха. Начиная с конца 1980-х годов, жанр приобрел значительную популярность, чему свидетельствует интенсивный гастрольный график музыкальных групп.

В начальном периоде своего развития британская альтернативная рок-сцена имела свои особенности по сравнению с американской, ориентировавшись в большей степени на поп-музыку (с равным вниманием к альбомам и синглам, а также с приверженностью элементам танцевальной и клубной культуры) и акцентировала внимание на британских социальных проблемах в лирике. В результате несколько британских групп смогли добиться коммерческого успеха в области альтернативной музыки в США[1].

Американский андеграунд в 1980-х годах

Ранние американские группы, такие как R.E.M., Feelies и Violent Femmes, были под влиянием основных и панк направлений музыки. R.E.M. получили огромный успех с выпуском своего первого альбома «Murmur» (1983), который сразу же взлетел в топ 40. Американские лейблы (SST Records, Twin/Tone Records, Touch and Go Records и Dischord Records) руководствовались переходом от хардкор-панка к более разнообразным стилям альтернативного рока. Группы Hüsker Dü и The Replacements были примерами этого перехода. Обе начинали с панк-рока, но затем развивали свое звучание в более мелодичное направление. Считается, что Hüsker Dü были ключевым звеном между хардкор-панком и более мелодичным и разнообразным collegе rock. В конце 1980-х годов на американской альтернативной сцене существовало множество стилей, от поп-альтернативы до noise rock и индустриального рока. К концу десятилетия многие альтернативные группы начали сотрудничать с крупными звукозаписывающими студиями. Группы R.E.M. и Jane’s Addiction, подписав контракты, выпустили золотые и платиновые альбомы, что содействовало расцвету альтернативной музыки в будущем[1].

Британские жанры и направления 1980-х годов

В конце 1970-х годов Gothic rock начал свое развитие как британский пост-панк, полностью погружаясь в темные и мрачные формы андеграундного рока. Тексты песен часто отражали литературный романтизм, мистику, религиозные символы и сверхъестественные явления. Дебютный сингл группы Bauhaus под названием «Bela Lugosi’s Dead», выпущенный в 1979 году, стал отправной точкой для готического рока. The Cure и «Pornography» укрепили основы этого жанра для будущих музыкантов. Одной из ключевых британских альтернативных рок-групп стали The Smiths. Музыкальный журналист Саймон Рейнольдс назвал The Smiths и американский R.E.M. «двумя самыми важными группами альтернативного рока того времени», отметив их важное место в музыкальной истории с начала 1980-х годов. The Smiths, выбрав гитарное звучание на пике эры синтезаторов, оказали значительное влияние на британскую инди-сцену вплоть до конца десятилетия, несмотря на ограниченный успех и короткую долговечность группы[1].

Популяризация альтернативы в начале 1990 годах

Nirvana

К началу 1990-х годов, альтернативный рок начал привлекать внимание коммерческих возможностей, вызывая интерес звукозаписывающих компаний ко многим коллективам. 1991 год ознаменовался значительными событиями для альтернативного рока с выпуска второго, очень успешного альбома Nirvana под названием Nevermind, первого прорывного альбома Pearl Jam под названием Ten, а также выпуск альбома Badmotorfinger группы Soundgarden. Неожиданный успех альбома Nevermind Nirvana открыл «новые горизонты для альтернативного рока» перед коммерческими радиостанциями и поклонниками более традиционного звучания рока, а также обеспечил возможность альтернативным группам с хард-роковым уклоном стать популярными. Популярность и коммерческий успех Nevermind стали прорывом для альтернативного рока, заняв его место в мейнстриме и подтвердив его коммерческую и культурную значимость. К концу десятилетия альтернативный рок стал самой популярной формой рок-музыки, принося множество коммерческого успеха и признания многим альтернативным коллективам. Развитию данного жанра поспособствовали MTV и фестиваль Lollapalooza, который стал гастролирующим событием, представляющим множество различных коллективов и помогший раскрыть и популяризировать альтернативные группы, включая Nine Inch Nails, the Smashing Pumpkins и Hole[5].

Середина — конец 1990-х годов: падение популярности

В конце 1990-х годов происходило снижение интереса к альтернативному року. Причиной этому стали различные события, такие как трагическая гибель Курта Кобейна из Nirvana в 1994 году и конфликт группы Pearl Jam с концертным промоутером Ticketmaster. Фестиваль Lollapalooza также переживал трудности, пытаясь найти ведущего в 1998 году. Все это привело к уменьшению интереса к альтернативному року. В то же время, пост-гранж продолжал оставаться популярным в начале XXI века, с группами Creed и Matchbox Twenty, ставшими одними из самых успешных рок-коллективов в США[1].

Альтернативный рок в XXI веке: дальнейшее совершенствование

В конце 1990 и начале 2000-х годов появилось несколько альтернативных рок групп, включая The Strokes, Franz Ferdinand, Interpol и The Rapture, которые были привлечены первичным вдохновением от пост-панка и новой волны, создали движение «возрождение пост панка». Предшественники успеха таких групп, как The Strokes и The White Stripes, дали приток новых альтернативных рок групп, многие из которых нашли коммерческий успех в начале 2000-х годов. Благодаря такому успеху, Entertainment Weekly заявил в 2004-ом году: «После почти десятилетия господства рэп-рока и ню-метал групп, основной альт-рок, наконец, снова стал лучшим. К 2010-ому году в США термин „альтернативный рок“ выпал из общего пользования. Большинство ссылок ведут на жанр инди-рок. Наряду с другими дополнительными жанрами, альтернативные радио-рок станции по прежнему демонстрируют музыку из этого периода»[1].

Стили альтернативного рока

Гранж

Гранж стал широко известен благодаря группам Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden и Alice in Chains. Эти музыканты, сохраняя дух бунтарства, привлекли внимание аудитории по всему миру. Гранж вдохновлён панк-роком, передавая его агрессивность и уникальные искажённые звуки. Этот стиль характерен для групп, таких как Melvins, Flipper, Tad, которые отошли от общепринятых стандартов и создали своё звучание. Со временем альтернативный рок приобрёл более мягкую сторону, что способствовало его популярности. Музыканты стали чередовать спокойные и более энергичные части песни, что придавало ей особую динамику и выразительность. Темы одиночества, депрессии и стремления к свободе стали центральными в текстах песен, вызывая отклик у молодого поколения. Курт Кобейн и его соратники стали звёздами, голосами новой эпохи[6].

Pearl Jam выпустили свой альбом «Ten» незадолго до «Nevermind», но успех пришёл к ним только через год. Soundgarden с альбомом «Badmotorfinger», Alice in Chains с «Dirt» и совместная работа Pearl Jam и Soundgarden под названием «Temple of the Dog» также добились заслуженного успеха, став самыми продаваемыми группами. Rolling Stone назвал их прорыв в музыкальном мире Сиэтла «Новым Ливерпулем». Однако некоторые критики отмечали, что альтернативный рок становится объектом коммерции и моды, что вызывало критику в музыкальной индустрии[1].

Брит-поп

Во время расцвета гранжа в США в Великобритании наблюдался всплеск ностальгии. Местные альтернативные рок-группы черпали вдохновение в 1960-х годах и переосмысливали звучание The Kinks, The Who, The Rolling Stones, используя современные гитарные тенденции. Oasis явно подражала The Beatles, а братья Галлахеры видели себя на одном уровне с «Ливерпульской четвёркой» тех лет.

Брит-поп можно определить как полную противоположность гранжу. В этом жанре нет места глубоким философским размышлениям. Брит-поп отличается спокойствием, уравновешенностью и, в основном, приподнятым, торжественным настроением. Поэтому брит-поп — это довольно консервативный стиль. В середине 1990-х годов Oasis и Blur боролись за верхние строчки музыкальных чартов, занимая лидирующие позиции. Кроме них, ярко заявили о себе такие группы, как Suede, Pulp, Ocean Colour Scene и Elastica[6].

Шугейз

Шугейз — это самый нежный и романтичный жанр в истории рока, который также считается одним из самых экспериментальных, так как он разрушает многие традиционные представления о рок-музыке. Шугейзеры используют разнообразные эффекты для искажения стандартного звучания гитары, что напоминает подход психоделического рока, но в шугейзе количество эффектов ещё больше. Эти звуки сливаются воедино, формируя огромную гитарную волну, в которую погружаются остальные инструменты. Управлять таким количеством эффектов очень сложно, поэтому исполнители шугейза часто стоят на сцене неподвижно, глядя вниз. Голос вокалиста в шугейзе служит не только для передачи текста, но и становится самостоятельным инструментом для создания особенного музыкального слоя.

Ритмика также отличается. Ударные инструменты не всегда слышны из-за гитарного звучания, в отличие от многих других жанров, где ритм понятен благодаря чёткой ударной линии. В шугейзе ударные инструменты проявляются случайно, их вдохновляют не рок-стили, а хип-хоп и джангл, согласно словам Кевина Шилдса, лидера одной из самых известных групп шугейз-музыки My Bloody Valentine[6].

Ривайвалы: постпанк и гаражный рок

В конце 20-го века запасы оригинальных идей в рок-музыке иссякли, и новые тенденции стали тесно связаны с возрождением старых жанров. В начале 2000-х возникли два основных направления: ривайвалы пост-панка и гаражного рока. Новый пост-панк оказался довольно узким — в то время как оригинальный постпанк был вдохновлен разнообразными жанрами, такими как регги, диско, или индастриал, его новая волна представляла собой интерпретацию через призму чистого гитарного инди-рока: Interpol, Franz Ferdinand, Bloc Party, Kaiser Chiefs, The Cribs.

Эксперименты с жанровыми смешениями были редкими, но всё же занимали определённое место: LCD Soundsystem внесла в электронику, The Rapture добавила элементы диско и фанка, Black Rebel Motorcycle Club сочетал шугейз и психоделию. Современный гаражный рок, по сравнению с 60-ми годами, стал как более тяжёлым, так и более чистым из-за использования более качественного оборудования. Основные группы, входящие во вторую волну гаражного рока, являются The White Stripes, The Black Keys, Yeah Yeah Yeahs, Black Lips[6].

Пост-брит-поп

Imagine Dragons, 2013

В начале 2000-х годов этот стиль был популярен среди многих. Coldplay, Travis, Keane и Doves набирали популярность, предлагая простые, но искренние песни. Они сохранили британский стиль в музыке, как Oasis и Blur, но выбрали более спокойные мелодии и акустические инструменты, создавая атмосферу тихой меланхолии. Это музыка, которая легко воспринимается слушателями, не вызывая усталости. Со временем, когда интерес к пост-брит-попу угас, рок медленно терял свои позиции. Это естественный процесс, связанный с изменением музыкальных направлений, и рок начинает стагнировать. В чартах всё чаще появляются группы, которые легко адаптируют свои песни к поп-музыке, например, Maroon 5 или Imagine Dragons[6].

Альтернативный метал

Группы альтернативного металла сформировали свою индивидуальность, противопоставляя себя традиционным представлениям о металле: они использовали куплетно-припевную структуру из поп-музыки и практически исключили соло, пели более спокойно и затрагивали более личные темы. Пик коммерческого успеха пришёлся на ню-метал. Его создатели, группа Korn, объединили очень низкие настройки гитар, фанковую технику игры на басу, ритмы из хип-хопа и мрачные и депрессивные тексты. За ними последовали группы, сочетающие чистый вокал с речитативом и использующие электронные элементы: Linkin Park, Limp Bizkit, System of a Down, Slipknot, P.O.D., Disturbed[6].

Готический рок

В конце 1970-х годов возник новый жанр рок-музыки, который развился из постпанк-культуры. Он характеризуется более мрачным звучанием и акцентом на темах жизни и смерти. Ключевые представители этого направления — Joy Division, The Cure и Bauhaus. Для создания уникального звучания используются басовые аккорды, реверберация и меланхоличная лирика, воспевающая смерть. Также стоит отметить моду, которая возникла на фоне этой музыкальной стилистики[2]. В переводе с английского языка слово «gothic» буквально означает «грубый, жестокий», что резонирует с образами упадка, смерти и меланхолии, из которых складывался лейтмотив «dark-культуры»[7].

Возникает множество готических групп, среди которых Gene Loves Jezebel, Play Dead, Flesh for Lulu и Ausgang. Лейбл 4AD выпускал более мелодичную музыку, которая часто звучала на радио. В девяностые годы готический рок обрёл новую силу благодаря переходу на более яркие и сложные жанры электронной и рок-музыки. Внимание акцентируется на стиле и внешнем виде, создающих атмосферу, популярную в крупных городах. В 2000-х годах часто возникают проекты в готик-роке. Среди известных групп можно выделить The Horrors и Zola Jesus[2].

Animal ДжаZ

Распространение в СССР и России

Альтернативная музыка начала развиваться в России в конце 1980-х годов. Группа «Дубовый Гаайъ» была одной из первых, кто попробовал создать альтернативное звучание, экспериментируя со стилями рэпкор и трип-хоп. В СССР к жанру альтернативной музыки относились либо экспериментальные рок-группыДК», «Звуки Му», «Центр», «Коллежский Асессор», «Стук Бамбука в XI часов», «Поп-механика»), либо представители новых волн и постпанкаNautilus Pompilius», «Гражданская оборона», «Аквариум», «Агата Кристи», «Мумий Тролль», «Ногу Свело» и другие). Окончательно альтернативная музыка сформировалась только в середине 1990-х годов, когда появились такие группы, как «Tequilajazzz», «I.F.K.», «Кирпичи», «The Console», «Jazzlobster», «Crocodile T.X.», «M.C.D.EAD», «Epilepsy Bout», «Джан ку». Музыка этих групп отличалась от традиционного русского рока и популярной музыки того времени[8][9].

Из более поздних альтернативных групп следует отметить такие группы, как «Слот», «Animal ДжаZ», «Lennon’s Dreams», «RAMENTA», «LoOk InSiDe», «Tracktor Bowling», «Внутри Себя...», «Creative Park», «Небо Здесь», «M!NE», «Линия», «Дороги Меняют Цвет», группу «7раса», играющую пост-гранж, и группы «Морэ & Рэльсы» и «Мои ракеты вверх», играющие экспериментальный инди-рока также группу «Состояние Аффекта». Среди российских построк-групп можно выделить «Verticals», «Silence Kit», «Я Слева Сверху» (I Am Above On The Left) и «Los Bananas». В панк-среде стали популярны группы «Lumen», комбинирующая панк-рок с альтернативой, а также «Блондинка Ксю» и «Neversmile», играющая смесь альтернативного рока с пост-хардкором. Группы альтернативной музыки и альтернативного металла в России часто называют одним словом — «альтернатива», и не разделяют их на отдельные жанры[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Что такое альтернативный рок?. Muzrock (08.06.2012). Дата обращения: 23 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Музыкальный жанр Alternative rock: история появления и особенности. © 2024 Musicenergy (09.12.2018). Дата обращения: 24 мая 2024.
  3. Нил Страусс. Забудьте Pearl Jam. Альтернативный рок жив // The New York Times : газета. — 1997. — 2 марта.
  4. Откуда появился термин «альтернативный рок»? // Комсомольская правда : газета. — 2009. — 22 июня.
  5. 5,0 5,1 Alternative Rock. New World Encyclopedia. Дата обращения: 24 мая 2024.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Альтернативный рок: что это за жанр и жанр ли вообще. Skillbox Media (12 сентября 2023).
  7. Дарья Веремчук. Готик-рок: история мрачной сцены. Суб-культура (7 августа 2021).
  8. Никита Величко. 10 русских альтернативных альбомов. Timeout (13 сентября 2018).
  9. 9,0 9,1 Александр Велш. Русская альтернатива. Десять главных альбомов. VATNIKSTAN (4 ноября 2018).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!