Великая пятница

Материал из «Знание.Вики»

Вели́кая пя́тница (Страстна́я пя́тница, греч. Μεγάλη Παρασκευή, церк.-слав. Вели́кїй пѧто́къ, лат. Dies Passionis Domini) — пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию осуждения на смерть, крестных страданий и распятия Иисуса Христа, а также снятию с креста Его тела и погребения. Один из главных дней церковного календаря[1][2][3].

Значение

Страстная седмица (греч. Ἁγία καὶ Μεγάλη Ἑβδομάς) — в исторических христианских церквях предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная вечеря, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. Каждый день Страстной седмицы наделен особым значением, поэтому их называют Великими или Страстными. В течение этой недели не празднуют дни святых, на протяжении всего Великого поста не проводят таинство крещения и обряд венчания. Все церковные службы посвящены Иисусу Христу. В православии представляет собой самостоятельную часть литургического года, следующую за Великим постом, но не являющуюся его частью[4][5].

Великая (Страстная) пятница — это день, когда Иисуса Христа бичевали, судили, приговорили к смертной казни, привели на лобное место и распяли. На третий день после казни свершилось чудо — Воскресение Христа. В православии на утрене читаются Царские часы — двенадцать Евангелий Святых Страстей Христовых , на вечерне выносится Святая Плащаница — символизирующей ткань, в которую было завернуто тело Спасителя после смерти и поётся Особый канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы»[4][5]. Литургия в этот день не совершается, чем подчёркивается исключительность и этого дня, и жертвы Христа на Голгофе. Исключение составляют случаи совпадения Благовещения Пресвятой Богородицы и Страстной пятницы — в этом случае положено служить литургию Иоанна Златоуста. В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа[6]

В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие, а Страстная седмица считается последней неделей Великого поста[4][5].

Богослужение Великой пятницы, хоть и проникнуто скорбью по смерти Спасителя, но уже готовит верующих к предстоящей Пасхе:

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.
Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.
Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.[7]

Богослужение

Утреня

Церковная служба в Страстную пятницу начинается вечером в четверг. Читают двенадцать отрывков из Евангелий, посвященных страданиям и смерти Спасителя. В Евангелии от Иоанна сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»[8].

Чтения Двенадцати Евангелий включает в себя[9]:

  1. Прощальная беседа Иисуса с учениками и первосвященническая молитва;
  2. арест Иисуса в Гефсиманском саду, суд первосвященника Анны, троекратное отречение Петра в изложении Иоанна Богослова;
  3. Суд первосвященника Каиафы, троекратное отречение апостола Петра в изложении Матфея;
  4. Тайная беседа Иисуса с Понтий Пилатом, суд Пилата в изложении Иоанна Богослова;
  5. Самоубийство Иуды, суд Пилата (в изложении Матфея), Иисус в претории, крестный путь Иисуса (в изложении Матфея;
  6. Иисус в претории, крестный путь Иисуса в изложении Марка, распятие Иисуса, насмешки над Ним;
  7. Распятие Иисуса Христа, насмешки над Ним, крестная смерть и сопровождающие её знамения;
  8. Слова Иисуса Христа на Кресте, исповедание благоразумного разбойника;
  9. Богородица и Иоанн Богослов у креста, крестная смерть, прободение копьём Лонгина;
  10. Иосиф Аримафейский у Пилата, погребение Христа в изложении апостола Марка;
  11. Погребение Христа в изложении Иоанна Богослова;
  12. Стража у гроба.

Царские Часы

Утром Страстной пятницы проходят Царские часы, когда читают отрывки о крестных муках[10]:

Великая вечерня

Вечером в Великую пятницу начинается новый богослужебный день — Великая суббота. В храме проходит особая служба с обрядом погребения Святой Плащаницы — её выносят их храма, духовенство и прихожане обходят храм крестным ходом под пение «Cвятый Боже». Затем Плащаницу возвращают в храм для поклонения. В заключение этой службы читается пророчество Иезекииля о воскрешении мертвых: «И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь». Христиане вступают в Великую субботу[11][9].

Малое повечерие

Согласно Уставу, Малое Повечерие должно совершаться вслед за вечерней. В отдельные дни Устав указывает совершать малое повечерие келейно. Малое повечерие (также и полунощницу) предписано совершать даже в дни великих праздников, если в храме по какой-либо причине нет Всенощного бдения (для этой цели в октоихе на воскресных службах всех восьми гласов приводятся специальные каноны, пое́мые на повечерии)[12][13].

Порядок совершения Малого повечерия
  • Начальные молитвы
  • «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.», «Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу» — трижды с поклонами, псалом 50: «Помилуй мя Боже…», псалом 69: «Боже, в помощь мою вонми́…», псалом 142: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во Истине Твоей…», Славословие: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…», «Сподоби Господи в нощь сию без греха сохранитися нам…», Никео-Цареградский Символ веры, Каноны, Достойно есть, Трисвятое по Отче наш.
  • Возглас священника: «Яко Твое есть Царство…»
  • Хор поёт тропари: храма, дня седмицы, празднуемых святых, заупокойный и богородичен
  • Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), «Иже на всякое время и на всякий час…» «Господи помилуй» (трижды) «Слава… И ныне…» «Честнейшую херувим…» «Именем Господним благослови, отче»
  • и далее всё окончание как на Великом повечерии.

В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики сокращения богослужения, при которой непосредственно присоединяется служение утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода, используется только в период пения триоди как на приходах, так и в большинстве монастырей; иногда совершается как братская служба после вечерней трапезы. В период Пасхальной седмицы вместо малого повечерия должен совершаться Пасхальный час.

Запреты в Страстную пятницу

В Страстную пятницу верующие скорбят о мучениях Иисуса Христа и ждут Пасху. Они строжайшим образом ограничивают себя в пище. Кроме ограничений в еде установлены другие запреты:

Примечания

  1. Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. — Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350 с
  2. Чтение на каждый день Великого поста / [сост. Д. Дементьев]. — 5-е изд. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 447 с. — ISBN 978-5-7533-0513-8
  3. Великая пятница Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", Т. 7: Варшавская епархия — Веротерпимость. Т. 7. — 2004. — 749 с. — ISBN 5-89572-010-2
  4. 4,0 4,1 4,2 Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0.
  5. 5,0 5,1 5,2 Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
  6. О постах и трапезах. Азбука веры. Дата обращения: 29 августа 2024.
  7. Великая пятница Страстной седмицы. Фома. Дата обращения: 29 августа 2024.
  8. Страстная пятница. Справка. РИА Новости. Дата обращения: 29 августа 2024.
  9. 9,0 9,1 Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2000. — ISBN 5-89572-005-6
  10. Толковый Типикон : Объяснительное изложение Типикона с историческим введением / Составил профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. — 2-е изд., испр. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 815 с
  11. 11,0 11,1 Страстная пятница: значение, правила и богослужение. Коммерсантъ. Дата обращения: 29 августа 2024.
  12. Повечерие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13. Смысл и значение православно-христианского ежедневного богослужения / Е.И. - 4-е изд. — Москва : Афонск. рус. Пантелеймонов монастырь, 1904. — 112 с

Литература

Ссылки