Ил-18

Материал из «Знание.Вики»
Ил-18
Ilyushin Il-18V AN0988927.jpg
Тип Пассажирский самолёт
Разработчик КБ Ильюшина
Производитель Завод №30 МАП СССР («Знамя труда»)
Главный конструктор Бугайский, Виктор Никифорович
Первый полёт 4 июля 1957 года[1]
Начало эксплуатации 20 апреля 1959 года[2]
Эксплуатанты

Союз Советских Социалистических Республик Аэрофлот
Россия Россия

Корейская Народно-Демократическая Республика Air Koryo
Годы производства 1957—1978
Единиц произведено 679
Варианты Ил-22
Ил-24
Ил-38

Ил-18 — пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового моноплана с низким крылом, круглым герметичным фюзеляжем и обычным оперением. В пассажирском исполнении предназначался для перевозки до 122 человек на расстояние до 4000 км, в первых модификациях выпускались самолёты с салоном на 75—110 пассажиров. Конструкция самолёта отличалась высокой технологичностью, что позволило снизить стоимость машины, её обслуживание и ремонт.

Производился серийно с 1958 по 1978 год. Всего было построено порядка 700 самолётов, в том числе 564 пассажирских (19571969), остальные — специальные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные — строились до конца 1970-х годов[3].

История создания

В 1950-х годах, когда стало очевидно, что пассажирские самолёты, снабженные поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрый рост авиационных перевозок, возникла потребность в скоростных и вместительных самолётах, снабженных более мощными и современными газотурбинными двигателями. В ОКБ Туполева конструкторы пошли по пути создания пассажирского самолёта на базе дальнего бомбардировщика Ту-16, в итоге появился на свет Ту-104, первый в СССР пассажирский турбореактивный самолёт.

В конструкторском бюро Ильюшина решили конструировать пассажирский самолёт, снабжённый более экономичными турбовинтовыми двигателями (ТВД). Эскизный проект такого самолёта был создан с «чистого листа», без использования прототипа. В 1955 году проект был утверждён и в сентябре 1956 года началось строительство первого экспериментального образца Ил-18. В июне 1957 года на Центральном аэродроме Москвы состоялась демонстрация самолёта членам правительственной комиссии.

По предложению Первого секретаря Московского горкома партии Екатерины Фурцевой самолёту первоначально дали имя «Москва», однако когда он поступил в серийное производство, это название уже не применялось. Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил-18А с увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель, его модификация Ил-18Б появилась уже в том же, 1958 году. В последующем в ОКБ был разработаны модификации Ил-18Е и Ил-18И, рассчитанные уже на 120 мест и имевшие более комфортабельный салон.

Последней пассажирской моделью стал самолёт Ил-18Д, который являлся серийной модификацией Ил-18И и на котором были использованы двигатели улучшенной конструкции, добавлены топливные баки в крыло, за счёт чего была увеличена дальность полёта. В дальнейшем для наземного запуска основных двигателей была установлена вспомогательная силовая установка, что позволило подавать питание на борт не от аккумуляторных батарей и тем самым обеспечить надёжность запуска и облегчить вес машины. Было также установлено более современное пилотажно-навигационное оборудование и система контроля захода на посадку.

В течение 19581959 годов на самолётах Ил-18 было установлено двадцать мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой. В октябре 1967 года экипаж под руководством Л. М. Улановой впервые в истории советской авиации совершил на самолёте Ил-18Д беспосадочный перелёт по маршруту МоскваМагадан.

Машина получилась очень удачной, Ил-18 стал первым советским пассажирским самолётом, который завоевал спрос на мировом рынке: для иностранных компаний было построено более ста экземпляров[4].

Кроме того, на базе Ил-18 были созданы модификации самолётов специального назначения, в том числе военные.

Лётно–технические характеристики

Ilyushin Il-18V 3-view.svg

Источник данных: «Уголок неба»[5]

Технические характеристики
Лётные характеристики

Конструкция

Гондола двигателя Ил-18
Кабина лётного экипажа
  • Фюзеляж для обеспечения необходимой жёсткости имеет усиленные элементы по кромкам дверей и грузовых люков и в местах крепления крыла. Обшивка в этих местах также усилена дублёрами. Окна пассажирской кабины имеют по два стекла, каждое из которых может выдержать полное давление. Все эти мероприятия, направленные на обеспечение надёжности конструкции фюзеляжа и безопасности пассажиров, отрабатывались и проверялись при испытаниях самолета на повторные нагрузки по специальной программе.
  • Крыло выполнено по кессонной схеме (полая закрытая конструкция), кессоны герметизированы и используются как топливные ёмкости. Топливо для безопасности содержится в мягких резиновых баках. Носок крыла снабжен электрическим противообледенителем. Закрылки двухщелевые, выдвижные на рельсах.
  • Двигатели АИ-20 снабжены четырёхлопастными автоматическими винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Для сокращения пробега самолёта при посадке винты переводятся в режим авторотации, что создает отрицательную тягу, тормозящую самолет. Питание двигателей топливом осуществляется подкачивающими насосами, смонтированными на расходных баках. К каждой паре двигателей топливо подается двумя насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих двигателей. Для полной гарантии на самих двигателях установлено ещё по одному подкачивающему насосу.
  • Шасси трёхопорное. Две основные опоры расположены на крыле, передняя опора расположена в носовой части фюзеляжа под кабиной экипажа. Все опоры убираются вперед по полету в специальные отсеки. Для повышения безопасности все операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы: при нажатии кнопки начинают открываться створки отсеков, выпускаются опоры и створки вновь закрываются, защищая отсек от загрязнения при движении по земле.
  • Управление самолётом ручное. Приемлемые для летчиков нагрузки на штурвал и педали достигнуты благодаря тщательному подбору осевой компенсации рулей и элеронов, установке сервокомпенсаторов на руле направления (поворотная часть киля)[4].

Модификации

За время производства были выпущены машины ряда модификаций, основные из которых приведены в таблице[4]:

Модификация Предназначение
Ил-18 первая серийная модификация на 75 пассажиров
Ил-18Б вариант, рассчитанный на 89 пассажиров
Ил-18В усовершенствованный серийный вариант, рассчитанный на 90-100 пассажиров
Ил-18И самолёт с более мощными двигателями АИ-20М, увеличенным запасом горючего и салоном на 122 пассажира (промежуточная модель)
Ил-18Д серийный вариант самолёта Ил-18И
Ил-18ДОРР вариант Ил-18Д для разведки рыболовецких промыслов
Ил-18Е серийный вариант Ил-18И без увеличения запаса горючего
Ил-18Т грузовой вариант Ил-18И
Ил-20 военный самолёт комплексной разведки
Ил-22 летающий командный пункт (не путать с опытным экземпляром реактивного бомбардировщика Ил-22)
Ил-24 самолёт ледовой разведки, разработанный на базе Ил-18Д
Ил-38 противолодочный самолёт на базе Ил-18В. Носитель тактического ядерного оружия.

Литература

Примечания

  1. Официальный сайт ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина». Даты первых полётов Архивировано 28 июня 2013 года..
  2. Таликов Н. Д. Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 166.
  3. RUSSIANPLANES.NET реестр ВС. Дата обращения: 7 августа 2024. Архивировано 29 мая 2017 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ил-18: первый турбовинтовой пассажирский самолет Ильюшина (23 марта 2023). Дата обращения: 8 августа 2024.
  5. Ил-18. Дата обращения: 7 августа 2024. Архивировано 1 июля 2018 года.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!